Методическое сообщение "Удмуртский характерный танец в классическом экзерсисе"
статья по теме

Тронина Мария Александровна

Объектом данного сообщения является классический танец, предметом - форма донесения сущности классического танца до учащихся.

         Цель сообщения – приобщение к  классическому танцу посредством  удмуртского характерного танца. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

- внедрение элементов удмуртского характерного танца в классический экзерсис;

- раскрытие особенностей классического танца в вариативной форме;

- практическое освоение классического танца в вариативной форме.

         Гипотеза: учащихся к классическому танцу можно привлечь с помощью внедрения элементов характерного танца.

         Научная новизна и теоретическая значимость заключается в том, что предпринято внедрение сочетания классического танца с элементами удмуртского характерного танца. Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования данной новизны на занятиях классического танца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ms.ud_.h.t.v_kl.ekzersise.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «Дебесская детская школа искусств им. Г.М. Корепанова- Камского»

М Е Т О Д И Ч Е С К О Е       С О О Б Щ Е Н И Е

на тему «Удмуртский характерный танец в классическом эзерсисе»

                                                                          выполнил:

                                                                          преподаватель хореографического

                                                                          отделения Тронина М.А.

                                                                                 

                                                                                 

Дебесы 2011

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

  1. Элементы характерного танца на уроках классического танца……...6
  2. Конспект урока по предмету классический танец

(6 класс, 5 год обучения)…………………………………………………..8

3.  Заключение……………………………………………………………..11

5.  Список используемой литературы……………………………………12

4. Приложение (диск с фрагментами урока)…………………………….13

Введение

Классический танец и его Школа являются единственной всеобъемлющей системой профессионального воспитания человеческого тела. Экзерсис, основанный на классическом танце, давно доказал право на первое место в освоении танцевального искусства.

Какие бы новшества ни привносило в хореографию время, какие бы современные направления ни появлялись в танце - одно остается неизменным: классический экзерсис является стержнем, на основе которого развиваются другие танцевальные экзерсисы. Система классического танца является наиболее разработанной, стройной и продуманной. Упражнения классической системы очень последовательны, каждое из них имеет свою определенную задачу. Упражнения классической системы не только тренируют тело ребенка, они обогащают его и запасом движений, которые становятся выразительным средством танца. В системе хореобразования он остается основой основ, и на преподавание его приходится обращать очень пристальное внимание.         

Классический экзерсис у станка развивает и укрепляет также весь суставно-мышечный аппарат тела, дает правильную постановку головы, рук и ног, вырабатывает точность, свободу, эластичность и координацию движений. Кроме того, классический станок в значительной степени помогает освободиться от имеющихся физических недостатков: сутулости, перекоса плеч, опущения шейного позвонка, косолапости и т.п. Вместе с тем упражнения экзерсиса способствуют развитию силы, выносливости и ловкости, а также собранности внимания, то есть качеств, необходимых для драматического актера. Повседневный опыт показывает, что экзерсис у станка может полностью отвечать всем требованиям классического канона и в то же время оставаться механическим, формальным. Между тем в нем участвуют основные компоненты танцевальной выразительности — руки,

3

корпус и голова. Поэтому в упражнениях классического станка следует добиваться эмоциональности, гармоничности и координации движений, их соответствия содержанию музыки, танцевальность всего исполнения.

        При Детской Дебесской школе искусств так же существует предмет «классический танец». Разработаны учебные программы по данному предмету на 5 и 7 лет обучения. Реализация данных программ базируется на следующих принципах: постепенность развития профессиональных данных у учащихся, доступность, последовательность, постепенность увеличения физической нагрузки и технической трудности, систематичность и регулярность занятий, целенаправленность и результативность учебного процесса.

        Но существует одна проблема - незаинтересованность учащихся этим предметом. Классический танец кажется им сложным, выматывающим и скучным. Эта проблема вносит в обучение некоторое торможение. Как известно, если человеку что- то неинтересно - он не «впитывает» в себя информацию, он поверхностно осваивает ее или вообще не осваивает. Учащиеся ошибочно думают, что тренаж классического танца необходим лишь будущим классическим танцовщикам и танцовщицам. Необходимо донести до них, что он дает развитие и навыки, крайне нужные для всякого рода сценических танцев.

Данную проблему следует решать и пути решения существуют.

        Поэтому, объектом данного сообщения является классический танец, предметом - форма донесения сущности классического танца до учащихся.

        Цель сообщения – приобщение к  классическому танцу посредством  удмуртского характерного танца. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

- внедрение элементов удмуртского характерного танца в классический экзерсис;

- раскрытие особенностей классического танца в вариативной форме;

4

- практическое освоение классического танца в вариативной форме.

        Гипотеза: учащихся к классическому танцу можно привлечь с помощью внедрения элементов характерного танца.

        Научная новизна и теоретическая значимость заключается в том, что предпринято внедрение сочетания классического танца с элементами удмуртского характерного танца. Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования данной новизны на занятиях классического танца.

5

1. Элементы характерного танца на уроках классического танца

Известно, что характерный танец, или танец в характере, является одним из основных в системе хореографии. Народный танец служил для классического балета одновременно и запасным резервуаром и бесконечным кладом разнообразия характеров. Он расширял  его средства, укреплял его корни, обновлял его формы и раскрашивал его пластический рисунок яркими и живыми красками, поэтому и получил название «характерный танец».

        Народная тематика обогащает классический балет новыми идеями и образами, а стремление использовать элементы народного танца помогает формированию и утверждению характерного танца на сцене.

            В течение многих лет характерный танец оформляется как специфический танцевальный элемент, несущий самые яркие характерные этнографические черты данного народа или образа, но подчиненный законам сценического действия.

        Важными вехами на пути к национальному балетному искусству были танцевальные номера и хореографические сюиты спектаклей «Италмас», «Огненное моление», «Аннок», «Свадьба», первой удмуртской оперы «Наталь». Национальный удмуртский балет выразителен и изящен. Сюжеты, манерность балетного национального искусства подтолкнули к идее внедрения элементов удмуртского танца в классический экзерсис.

        Нужно помнить, что преподаватель- профессия творческая и современный педагог немыслим вне творчества. Творчеством обычно называют деятельность, порождающую нечто новое, т.е. что- то такое, чего прежде никогда не было. У каждого творчески работающего педагога создается своя педагогическая система, т.к. готовясь к уроку возникает необходимость поиска новой информации.

В настоящее время творчество - это норма. И хотя в классическом танце существуют свои каноны, но и они в то же время могут оставаться механическим, формальным. Поэтому в упражнениях классического станка

6

следует добиваться эмоциональности, гармоничности и координации движений, их соответствия содержанию музыки, танцевальность всего исполнения. В этом может помочь удмуртская танцевальная культура. Из умелого совмещения творчества преподавателя и национального удмуртского  танца выявляется хороший и интересный урок классического танца с элементами удмуртского характерного танца. Для учащихся это новая и необычная подача материала классического экзерсиса, что заинтересовывает и стимулирует к хорошей результативности.

7

2. Конспект урока по предмету классический танец (6 класс, 5 год обучения)

Тема урока: Внедрение элементов удмуртского характерного танца в классический экзерсис;

Цель урока: Приобщение учащихся к классическому танцу посредством национальной танцевальной культуры;

Задачи урока:

Обучающая: совершенствование технических навыков;

Развивающая: развитие пластичности, выразительности, координации;

Воспитательная: развитие интереса к классическому танцу; развитие интереса к удмуртской хореографии; воспитание в учащихся патриотических чувств.

        Тип урока: урок- закрепление;

        Оборудование: цифровое фортепиано;

        Методы и приемы обучения:

- показ (прием показа учебного материала педагогом);

- словесный метод (прием словесного комментирования по ходу исполнения, прием образного сравнения движения, прием объяснения).

        План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Exercice у станка;
  3. Exercice на середине класса;
  4. Allegro;
  5. Заключительная часть.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Педагог приглашает учащихся в зал, дети встают на свои места. Занятие начинается с приветствия (поклон). Преподаватель знакомит детей с темой занятия, целью и задачами. Затем переходим к основной части занятия,

8

которая состоит из трех частей.

  1. Exercice у станка:
  1. Комбинация Plie. Мышцы и связки ног растягиваются и сокращаются в спокойных движениях. Тело подготавливается к более сложным движениям. Движение занимает 128 тактов. И.п. 1 позиция ног. Муз. размер ¾.
  2. Комбинация Battement tendu. Вырабатывается выворотность, сила, резкость и эластичность мышц, подвижность суставов. Движение занимает 32 такта. И.п. 5 позиция ног. Муз. размер 2/4.
  3. Комбинация Battement tendu jete. Развивает подвижность в коленном и голеностопном суставах, укрепляет икроножные мышцы. Движение занимает 32 такта. И.п. 5 позиция ног. Муз. размер 2/4.
  4. Комбинация Rond de jambe par terre в сочетании с Rond de jambe en l’air. Развивает подвижность в тазобедренном, голеностопном, коленном суставах, а так же суставах стопы. Движение занимает 96 тактов. И.п. 1 позиция ног. Муз. размер 6/8.
  5. Комбинация Battement fondu. Движение развивает плавность движений, подвижность в коленном и тазобедренном суставах, укрепляет икроножные мышцы, мышцы бедра. Движение занимает 32 такта. И.п. 5 позиция ног. Муз. размер 3/4.
  6. Комбинация Petit battement. Развивает живость ног и подвижность коленного сустава. Движение занимает 32 такта. И.п. 5 позиция ног. Муз. размер 2/4.
  7. Комбинация Battement frappe. Вырабатывает силу, резкость, эластичность мышц, подвижность коленного сустава. Движение занимает 32 такта. И.п. 5 позиция ног. Муз. размер 2/4.
  8. Комбинация Battement developpe. Развивает шаг, силу ног, укрепляет тазобедренный сустав, повышает подвижность в тазобедренном и коленном суставах. Движение занимает 32 такта. И.п. 5 позиция ног. Муз. размер 3/4.

9

  1. Комбинация Grand battement jete. Движение развивает шаг, подвижность в тазобедренном суставе, силу ног. Движение занимает 32 такта. И.п. 5 позиция ног. Муз. размер 2/4.

  1. Exercice на середине класса:
  1. Комбинация Battement tendu и Battement tendu jete. Движение занимает 38 тактов. И.п. 5 позиция ног. Муз. размер ¾.
  2. Комбинация Rond de jambe par terre. Движение занимает 64 такта. И.п. 1 позиция ног. Муз. размер 2/4.
  3. Комбинация Battement fondu. Движение занимает 32 такта. И.п. 5 позиция ног. Муз. размер 3/4.
  4. Комбинация Battement frappe. Движение занимает 32 такта. И.п. 5 позиция ног. Муз. размер 3/4.

  1. Allegro.
  1. Комбинация Pas echappe. Развивает силу ног, эластичность мышц. Движение занимает 16 тактов. И.п. 5 позиция ног. Муз. размер 2/4.
  2. Комбинация Pas assemble. Развивает силу ног, эластичность мышц. Движение занимает 32 такта. И.п. 5 позиция ног. Муз. размер 2/4.

  1. Заключительная часть.

Педагог подводит итоги занятия, указывает на недостатки и достоинства в усвоении материала. Благодарит всех участников. Поклон.

На протяжении всех комбинаций необходимо прослеживать правила исполнения движений, отображать их характер, а так же не забывать о манерности элементов удмуртского танца, включенных в комбинации.

10

Заключение

        В заключении можно сказать, что гипотеза о возможности привлечения учащихся к классическому танцу с помощью внедрения элементов удмуртского характерного танца подтвердилась. Это доказано на личном опыте в ходе практических занятий в 6 классе, где была отмечена стабильность в обучении классического танца, положительное и заинтересованное отношение учащихся к данному предмету.

11

Список используемой литературы

  1. Батурина Е.Н. Принципы работы с танцевальным фольклором (методическая разработка).- Ижевск: Удмуртское республиканское училище культуры, 2002.
  2. Витрук Н.В. Этнокультура: русско- удмуртские связи. Избранные труды.- Ижевск: Удмуртия, 2007.
  3. Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов.- Ижевск: Удмуртия, 1994.
  4. Звездочкин В.А. Классический танец. Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений искусств и культуры.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.
  5. Костровицкая В.С. 100 уроков классического танца (с 1 по 8 класс): Учебно- методическое пособие. 2-е изд., доп.- Л.: Искусство, 1981.
  6. Костровицкая В.С., Писарев А.А. Школа классического танца. 3-е изд., испр./Науч. ред. И.А. Трофимова.- Л.: Искусство, 1986.
  7. Мессерер А. Уроки классического танца. – СПб.: Издательство «Лань», 2004.
  8. Удмуртские народные сказки, мифы и легенды/ Составление, перевод, обработка и предисловие Н.П. Кралиной; Художник Н.Гарипов.- 3- е издание, с изменениями.- Ижевск: Удмуртия, 2008.
  9. Уральская В.И. Природа танца.- М.: Сов. Россия, 1981.

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические принципы построения уроков по классическому танцу

В зависимости от программы класса каждый раздел урока по классическому танцу имеет свои задачи и определенный порядок следования одного движения за другим. Этот порядок не произволен. Преподаватель до...

Классический экзерсис

Материал  предназначен для концертмейстеров хореографических коллективов. В нем подробно рассмотрены основные движения классического экзерсиса, их особенности, характер, последовательность выполн...

Методика построения классического экзерсиса у станка.

Методика построения классического экзерсиса у станка...

Самостоятельная работа по народно-сценическому танцу Тема: «Характерный танец»

Самостоятельная работа по народно-сценическому танцуТема: «Характерный танец»...