Роль воспитательного пространства в развитии ученика в условиях взаимодействия ученика и школы
статья по теме

Балмашева Наталья Яковлевна

 

Приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

6.11.2008        Выступление на педсовете        БалмашеваН.Я.

Тема: Роль воспитательного пространства в развитии ученика в условиях взаимодействия ученика и школы

Приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации №1756-р от 29.12.2001, сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового   самосознания,   духовности   и   культуры,   инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся)  установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» (В ред. Федеральных законов от 13.01.1996 №12-ФЗ, от 16.11.1997 №144-ФЗ, от 20.07.2000 №10203).

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности» обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.

Анализ практически всех созданных в последние годы концепций воспитания, показал, что наиболее общими, актуальными, доминирующими положениями в них являются следующие:

  1. реализация идей гуманизации и гуманитаризации;
  2. создание условий для раскрытия творческих способностей человека;
  3. всестороннее и гармоничное развитие личности;
  4. социализация личности гражданина России;
  5. формирование жизнеспособной индивидуальности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и самому себе;
  6. становление социально-активной жизнестойкой личности;
  7. формирование личности, способной жить в новом демократическом обществе;
  8. формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей;
  9. возрождение интеллектуального, духовного и творческого потенциала нации, воспитание свободных граждан с развитым творческим отношением к миру, способных к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству;
  10. сознательное участие человека в разностороннем саморазвитии и в высшей форме саморазвития - самовоспитании;
  11. актуализация проблемы социально-психологической защищенности человека.

Воспитание формирует в человеке характер, волю, жизненную позицию и жизненную цель. Поэтому образование без воспитания невозможно. Образование – это процесс освоения Образов мира и себя в нем, т.е. образование должно включать в себя и воспитательную функцию. Воспитание способствует формированию личности, а образование – развитию личности.

Довольно часто можно слышать утверждение, что в школьных учреждениях и университете детям и молодежи надо давать только научные или узкоспециализированные предметы и знания, относящиеся к профессиональным ценностям. Профессиональная составляющая служит человеку для зарабатывания денег и обеспечения, таким образом, биологического выживания. А личностная и общечеловеческая формируют стиль и образ жизни. Что будет с человеком, воспитание которого происходит самопроизвольно, через внешнюю зачастую агрессивную среду, но который при этом получает хорошее высшее образование? На примере программистов можем увидеть, что человек, воспитанный правильно, будет нацелен на созидание, а человек, не обладающий определенными человеческими качествами, станет хакером, разрушающим все созданное другими людьми.

Целью функционирования образовательной системы должно стать формирование правильной картины мира у человека. Если в системе образования не будет сформирована правильная картина мира человека, он станет жить ложными представлениями, будет черпать эти образы из СМИ. «…Кинофильмы, газеты, журналы, книги повествуют о том, как не надо себя вести. Прочитанное и просмотренное человеком программирует и втягивает его в круговорот навязанных событий и заставляет совершать не свои поступки, думать не свои мысли, иметь не свои желания, жить не своей жизнью...»

Картина мира любого человека складывается из его представлений о самом себе, мире и их взаимодействии

Воспитательное пространство наряду с воспитательной системой является необходимым и эффективным механизмом личностного развития школьников.

Воспитательное пространство - это среда, «механизмом» организации которой является сеть педагогических событий (Д.В.Григорьев, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова). Сама по себе среда - данность и не всегда обладает воспитывающим влиянием. Не факт, что и ребенок, находящийся в этой среде, будут осваивать и присваивать ее. Педагогизация среды, а также освоение ее ребенком как раз и происходят в процессе целе- и ценностно-ориентированной встречи педагога и ребенка, их события в данное среде.

Воспитательное пространство - пространство воспитания, а не функционирования различных образовательных, культурных и других учреждений.

Субъекты воспитательного пространства могут быть: индивидуальными (дети; родители; соседи; педагоги различных специальностей, работающие в различных воспитательных учреждениях; волонтеры, из числа родителей и других членов микросоциума; муниципальные служащие и т.д.) и групповыми (семья; группы сверстников; соседские объединения по интересам; дошкольные, школьные и внешкольные учреждения; детские и юношеские объединения; медицинские, культурные, общественные, религиозные, благотворительные организации; муниципальные органы управления и самоуправления).

Выделяют следующие характеристики воспитательного пространства:

  1. Воспитательное пространство – это освоенная, природная, культурная, социальная, информационная среда, которая приспособлена для решения педагогических задач.
  2. Воспитательное пространство – это результат освоения воспитательной среды.
  3. Воспитательное пространство не складывается само по себе или приказом сверху. Оно рождается внутри педагогической действительности благодаря специально организуемой деятельности.
  4. Воспитательное пространство может стать средством развития творческого потенциала личности ребенка только в том случае, если оно будет пространством детской общности, наполненным реальными и значимыми для детей вопросами, на которые необходимо найти ответы, если дети воспринимают пространство как свою собственную территорию, за которую они несут ответственность.
  5. Создание воспитательного пространства включает внутренние процессы, связанные с выбором приоритетов педагогической деятельности, и внешние, которые включают освоение сообществом детей и взрослых окружающей среды.

III. Система развития творческих способностей учащихся в воспитательном пространстве.

Цель работы педагога – формирование и раскрытие творческой индивидуальности ученика. Реализация данной цели подразумевает решение следующих задач:

  1. Создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности ребенка, для открытия и развития способностей детей в различных сферах деятельности.
  2. Обеспечить педагогическую поддержку творческих устремлений учащегося.
  3. Способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классе.
  4. Обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе.
  5. Сформировать круг традиционных дел в классе, позволяющий оптимально распределять учеников по способностям.

Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя. Как же сделать так, чтобы всемерно развить самостоятельность и инициативу каждого ребенка? Чтобы, когда в школе проводятся различные мероприятия, большинство ребят на этих мероприятиях были полноправными хозяевами, а не скучающими гостями? Способы и средства достижения целей в воспитательном пространстве в данном случае должны быть также творческими:

  1. Педагогу необходимо научиться относиться к ребятам как к младшим товарищам по трудной, но очень интересной работе.
  2. Нужно уметь находить в каждом ребенке что-то хорошее, делиться этим хорошим, вовлекать каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса, для окружающих людей.
  3. Вырабатывать у детей привычку заботиться об окружающих и думать не только о себе, но и о других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно.
  4. В своей работе с детьми педагогу придерживаться принципа: все, что дети могут сделать сами, они должны делать самостоятельно.

Воспитательную работу строить по алгоритму:

  1. предварительная работа организатора;
  2. коллективное планирование;
  3. коллективная подготовка;
  4. коллективное проведение дела;
  5. коллективное подведение итогов.

Способы в воспитательном пространстве должны соотноситься с формами. Понятие форма - означает способ организации, способ существования и выражения содержания, предмета, явления, процесса. Основной формой воспитательного процесса в школе принято считать мероприятие.

Мероприятие – организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо целей. Мероприятие должно реализовываться, как целенаправленное взаимодействие учителя, классного руководителя, воспитателя с каждым учащимся, детским коллективом в целом, направленное на решение поставленных воспитательных задач. В этом случае само мероприятие выступает как форма воспитательной деятельности, в которой целенаправленно объединены отдельные способы ее организации, сочетающие цели, задачи, содержание, методы, средства и приемы. В процессе этой деятельности создаются такие воспитательные ситуации в жизнедеятельности коллектива, которые своим содержанием и эмоциональным проявлением воздействуют на личность ребенка.

В педагогике нет единого подхода к классификации форм воспитательной работы. Наиболее распространенной считается классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: массовая, групповая и индивидуальная формы. Кроме того, существует подход к определению форм воспитательной деятельности, связанный с направлениями воспитательной работы.

Например, организации познавательно-развивающей деятельности учащихся более всего соответствуют такие формы: викторина, аукцион знаний, заседание клуба любознательных, конкурс проектов, конкурс эрудитов, интеллектуальный марафон, деловые игры, смотр знаний, научные конференции, конкурс изобретателей и фантазеров, турнир ораторов, устный журнал, и т. д.

При осуществлении задач нравственного воспитания и самовоспитания широко применяются такие формы: круглый стол, пресс-конференции, устный журнал, диспуты, вечера вопросов и ответов, беседы на этические темы, о самовоспитании, обзор литературы по различным проблемам, литературно-музыкальные композиции, практические занятия, заочные путешествия, акции милосердия, поисковая деятельность.

Деятельности, связанной с профориентацией школьников, более всего соответствуют такие формы: встречи с представителями разных профессий, “В мире профессий”, “Как выбирать профессию?”, экскурсии на производство, игра-конкурс “Чья профессия лучше?” и т. д.

При организации эстетического воспитания широко применяются: литературные и музыкальные вечера и утренники, “Час поэзии”, экскурсии в музеи и на выставки, прогулки на природу, беседы о музыке и живописи, праздники искусств, обзоры журналов, выпуск рукописных изданий и т. д.

При организации физического воспитания широко применяются игры типа “Веселые старты”, малые олимпийские игры, туристические походы и эстафеты, встречи с представителями разных видов спорта, спортивные вечера и утренники, беседы и гигиене, здоровье и физической культуре и т. д.

В начальной школе, особенно в 1-2 классе, важное значение имеет такая форма воспитания, как игра.

В процессе осуществления любой формы необходимо использование пошагового комплекса действий классного коллектива:

  1. Создание временной инициативной группы, разработка плана предстоящего мероприятия.
  2. Разработка композиции предстоящего мероприятия.
  3. Составление списка дел, средств, материалов, которые потребуются для реализации задуманного.
  4. Распределение поручений для осуществления каждого пункта программы.
  5. Осуществление запланированной деятельности по подготовке к мероприятию.
  6. Проведение мероприятия.
  7. Итоговое обсуждение реализации мероприятия.

Внеклассные мероприятия позволяют учащимся побывать в разнообразных ролевых позициях: организатор, автор, член команды, оформитель и т. д. Ролевые позиции являются эффективным инструментом установления и расширения способов взаимодействия ребенка с окружающим миром, развития его творческих способностей, личностного роста. Доставляя радость и удовольствие, КТД соответствуют внутренней мотивации учащихся и обеспечивают гармоничное развитие личности.

  1. В классном коллективе происходит формирование и изменение межличностных взаимоотношений, распределение групповых ролей, выдвижение лидеров, складываются ценностные ориентации. Критерием успешности воспитательной работы является динамика межличностных отношений и удовлетворенность собой.
  2. Чем активнее проявляются и развиваются в воспитательном процессе творческие способности ребенка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем.

Стратегия формирования педагогически целесообразной социальной среды обитания ребенка, гармонических социальных его взаимоотношений. В рамках современной парадигмы воспитания эта стратегия сводится к формированию «воспитательного пространства». Выше уже указывалось, что ребенок живет не только в рамках воспитательного пространства. Он включен в социум, который не только имеет управляемый компонент, но и неуправляемую, стихийно и хаотично (синергетика) развивающуюся часть. Формирование воспитательного пространства весьма важно как часть реализации данной целевой стратегии, но не может сводиться к ней в силу следующих обстоятельств

Во-первых, воспитательное пространство является все же частью общей социальной среды и реализуется, как указывают авторы данного термина, на уровне, как правило, учреждения; по уже приводившемуся мнению Н.Л. Селивановой, не стоит делать данные понятия универсальными, расширяя границы их применения до бесконечности. Поэтому неправомерно говорить о воспитательной системе региона, о воспитательном пространстве страны, ибо в этих случаях речь скорее должна идти о воспитательной политике или стратегии». Социальная среда, конкретный социум явно шире во объему и содержанию воздействий, чем воспитательное пространство.

Во-вторых, ребенок, выросший и развившийся в идеальном воспитательном пространстве, выходя во «взрослую» жизнь, сталкивается с тем самым социумом, который практически противостоит этому самому воспитательному пространству как по содержанию воспитательных воздействий, так и по их направленности. Следовательно, при столкновении с социальной средой после окончания, например, школы, молодой человек попадает в совершенно иные социальные взаимоотношения, чем существовали в рамках воспитательного пространства школы, что существенно затрудняет его социальную самореализацию.

В-третьих, наличие воспитательного пространства предполагает и наличие "невоспитательного" пространства. Учитывая этот факт, социальная педагогика, в отличие от других областей педагогического знания, обращает повышенное внимание на социальную среду, на человека в социальной среде, что и является ее объектом.

На пути своего развития человек в любом возрасте не изолирован от других, а находится с ними в процессе социального общения. Известно, что общение - взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности; один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможны усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение общения, как это видно на примерах психической депривации, существенно замедляют и обедняют развитие ребёнка

Именно социальное взаимодействие, совместное движение вперед (прогрессивное развитие) или назад (регрессивное развитие) обеспечивает сопровождение развитие ребенка от момента рождения до момента его смерти в глубокой старости.

Следовательно, социально-педагогическое сопровождение может рассматриваться как совместные действия людей по отношению друг к другу в их социальном окружении, осуществляемые ими во времени, в пространстве и в соответствии с присущими им ролями. В процессе сопровождении развития человека она сам и его окружение занимают определенные социальные позиции, ячейки социального пространства со своими функциями по отношению дуг к другу. Действуя в рамках этих ролей, каждый из них выполняет своего рода «социальный заказ», выполняя предписанную им общественными ожиданиями функцию.

Нарушение функции сопровождения одними людьми по отношению к другим практически всегда является причиной появления социальных сирот (безнадзорных и беспризорных детей), одиночества человека (особенно в его старости), бездомных людей и бродяг. Каждый из них в свое время «вышел» из воспитательного пространства, но попал в агрессивную и враждебную ему социальную среду, оставшись без соответствующего социально-педагогического сопровождения, так и не сумев выстроить гармонические отношения между собой и этой социальной средой.

Анализируя нынешний этап развития школы, мы попытались определить социальный заказ:

ГОСУДАРСТВО - хочет, чтобы мы создавали условия для развития свободной, мыслящей, деятельной, позитивно социализированной личности, получившей добротное среднее образование и обладающей гражданской ответственностью.

МАКРОСOЦИУМ - хочет, чтобы мы выпускали из школы воспитанную личность, считающуюся с нормами и правилами поведения, сложившимися в обществе, впитaвшую в себя систему общечеловеческих ценностей, уважающую права личности и собственности.

МИКРОСОЦИУМ - хочет видеть в нас школу, основанную на порядке и осознанной дисциплине, разумной требовательности к детям. Школу, отвечающую санитарно-гигиеническим и эстетическим требованиям. Школу, в которой уважаются права ребенка, в которой ребенку обеспечивается не только физический, но и душевный комфорт, - 100% опрошенных.

РОДИТЕЛИ:- хоmяm, чтобы школа обеспечивала подготовку в ВУЗ,  - 60% опрошенных;- желаюm, чтобы их ребенок просто находился в школьном пространстве до 16 лет,     потому что куда ему еще деваться, - 30% опрошенных;- желают определить ребенка в кружок или спортивную секцию при школе - 60% опрошенных - с  тем, чтобы школа обеспечивала организацию досуговой деятельности ребенка;

    - желают, чтобы хотя бы в начальных классах дети находились в школе под присмотром педагогов до возвращения родителей с работы – 90 % опрошенных.

УЧЕНИКИ:     - хотят, чтобы в школе было интересно учиться, чтобы к ним относились с        уважением, видели в них личность, чтобы в школе их научили общаться друг с другом;- хотят, чтобы в школе была  организована внеурочная деятельность, в процессе которой они могли бы общаться друг с другом, удовлетворять свои культурные, эстетические и спортивные потребности, развивать свои способности, иметь успех в социальном взаимодействии;- хотят иметь учебный успех; - хотят получить качественное образование, владеть современными информационными технологиями;- хотят, чтобы школа помогла им понять себя и правильно выбрать профессию.

В древности японские мудрецы высказывали интересную мысль: «До 3-х лет ребенок – бог, с 3 до 7 лет – раб, с 7 до 14 лет – слуга, а с 14 лет – друг». С моей точки зрения, в этом высказывании выражено отношение к ребенку с учетом его знаний, жизненного опыта, умения ориентироваться в социуме. Мораль древней мудрости заключается в следующем: чтобы ребенок стал самостоятельным и ответственным, он должен научиться подчиняться, впитывать знания, постепенно учиться анализировать поступки, выполнять различные поручения и задания. Только после этого можно говорить о партнерстве в отношениях.

Одной из главных проблем современной образовательной практики является взаимоотношение учителей и учеников. Рассмотрим разные точки зрения на проблему построения отношений педагога с учащимися. Например, одни исследователи рассматривают ученика как объект воздействия. В этом случае именно учитель определяет цели и задачи в обучении, объем и содержание изучаемого материала, тему и содержание внеклассного мероприятия, а ученику остается лишь выступать исполнителем воли учителя. Другая распространенная точка зрения рассматривает ученика как субъект взаимодействия, т.е. ученик сам определяет цель, задачи, объем и содержание материала, а учитель только высказывает пожелания по обучению, направляя деятельность ученика.

Работая над проблемой взаимоотношений педагогов и детей, я прочитала много литературы, с целью получить знания для создания комфортного психологического климата на практике, т.е. на уроке. Особенно меня затронули некоторые факты из книги Галины Юрьевны Ксензовой «Инновационные технологии обучения и воспитания школьников» (Г.Ю. Ксензова. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников. Учебное пособие. Педагогическое общество России, М. 2005 г.). Здесь рассмотрены проблемы взаимоотношений с точки зрения медицины и психологии. В частности можно выделить две стороны одной медали. С одной стороны, это состояние физического и психологического здоровья учеников, с другой – эмоциональное самочувствие учителей.

У медицинских работников появился новый термин для обозначения детского заболевания - «дидактогенный невроз». Это заболевание, вызванное частым стрессовым состоянием в учебном процессе, которое и затрудняет освоение нового материала. Психологи в качестве основания этих неврозов называют межличностную тревожность. Она проявляется при определенном типе взаимодействия людей, особенно учителей и учеников, и в крайних формах такие переживания могут стать причиной тяжелых неврозов. Это одна сторона медали. С другой стороны существует синдром эмоционального сгорания учителя. Это выражается в неудовлетворенности профессией; ощущении себя заложником обстоятельств; хроническом переутомлении; отсутствии радости жизни. Этот синдром развивается в процессе работы: расходование огромной энергии, чтобы заставить ученика «тронуться с места», включиться в учебный процесс; осуществление в случае непослушания функции наказания, связанного с выставлением негативных отметок, применением порицаний. Плюс к этому добавляются различные проверки; экзамены, особенно в виде ЕГЭ и т.д. При этом педагог должен быть образцом, всегда правильным, все знающим, на все правильно реагирующим, никогда не ошибающимся. Эта позиция и вызывает переутомление, постоянный психологический дискомфорт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование воспитательного пространства сельской школы в условиях поликультурного региона

Это проект, который содержит проблему и обоснование её решения, цель, задачи, этапы реализации проекта, реализаторов, источники финансирования, ожидаемые результаты, принципы реализации. Так же выдели...

Формирование у учащихся семейных, духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы

На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных отношений, их о...

Методическая работа "Роль фортепианного ансамбля в развитии ученика ДШИ"

Цель работы: Обобщение методических рекомендаций, направленныхна совершенствование учебно-воспитательной работы и формирование уучащихся художественной индивидуальности в классе фортепианногоансамбля....

Единое воспитательное пространство в плане развития инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы.

постараемся выделить особенности  построения единого воспитательного пространства в плане развития инклюзивного (интегрированного) образования в условиях общеобразовательной школы ....

Статья «Организация единого образовательного пространства в условиях взаимодействия социальных партнеров, для социокультурного развития личности ребенка»

В данной статье рассматривается опыт успешной организации эффективного взаимодействия образовательной среды ОУ с социокультурной средой территории поселения, построенного на принципах личной заинтерес...