Обучение иностранному языку на этапе модернизации образования.
статья по теме

Давыдова Наталья Вячеславовна

статья, в которой рассматриваются задачи, встающие перед учителем иностранного языка в связи с изменившимися целями языкового образования

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_iya_na_sovr._etape.docx39.43 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение иностранному языку на этапе модернизации образования.

       В настоящее время, когда открытость российского общества и его готовность вступать в диалог со всеми странами очевидна, изменилось и отношение к предмету «иностранный язык», и его роль в решении общих задач, стоящих перед обновляющейся системой российского образования. Такие качества личности, как толерантность, открытость, готовность к взаимодействию и диалогу, умение работать в паре, группе, команде, умение прийти к консенсусу при решении совместных корпоративных задач, уважение к представителям другой культуры и понимание особенностей их поведения и менталитета, воспитываются многими составляющими современной школьной системы, в которой предмет «иностранный язык» все ярче проявляет свою гуманную миссию. Новые требования общества к уровню развития и образованности личности, новые условия жизни должны менять и содержание, средства и методы педагогического процесса. В этой ситуации возникает естественная и достаточно острая потребность в новых концепциях, методах и технологиях обучения, одним словом, в педагогических инновациях, ориентированных на повышение качества образования.    

   Одним из ключевых элементов модернизации российской школы является Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время в соответствии с  «Основными содержательными линиями учебного предмета «Иностранный язык», требования к результатам обучения в контексте стандартов второго поколения» изменились цели языкового образования. Так, приоритетными целями в соответствии с новыми стандартами являются:

  1. формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей вхождение в разные сферы трудовой деятельности;
  2. овладение умениями, необходимыми для применения в жизненных ситуациях;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
  4. воспитание позитивного ценностного отношения к обществу, человеку;
  5. использование приобретенных знаний умений в повседневной жизни.

      Изучение предметной области «Иностранный язык» должно обеспечить:

  1. сформированность гражданской, социальной и этнической идентичности;
  2. способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
  3. свободное использование словарного запаса;
  4. сформированность умений написания текстов по изученной проблематике на иностранном языке, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающихся;
  5. развитие эмоциональной сферы;
  6. сформированность устойчивого интереса к чтению, как способа познания других культур, уважительного отношения к ним.

     Одними из приоритетов российской системы образования изначально являлись воспитание личности, формирование духовных и нравственных ценностей у учеников. В настоящее время происходит гуманизация всей системы образования и переориентация на личностно-ценностный подход, в основе которого лежит развитие личности, умеющей работать с новыми информационными технологиями и сетями глобальной связи, которые обеспечивают взаимодействие социально-экономических и культурных отношений. Отмеченные умения помогают ей адекватно реагировать на изменения, происходящие в мире, что является объективным фактором необходимости нового подхода к политике образования. В современных условиях мировой интеграции на первый план выходят ценности мировой культуры и культура каждой нации в отдельности. В связи с этим изменился и социальный заказ общества на личность: особую ценность представляет способность человека продуктивно общаться с представителями других культур.

    Программами общеобразовательной школы России предусмотрены главные направления                    воспитания в процессе обучения: социальная адаптация, формирование прочных нравственных принципов, гражданской ответственности на основе общепринятых духовных ценностей, передача духовных богатств отечественной и мировой культуры, навыков общежития с представителями иных наций.

        В связи с особой спецификой сложившейся национально-культурной ситуации в современной России,  развитию языка и культуры каждого этноса придается огромное значение. Именно поэтому сейчас так важно осознать необходимость новой концепции обучения языку как одной из наиболее важных ценностей национальной культуры, которая способствует:

• формированию сознания личности,

• жизненному и национальному самоопределению,

• усвоению культурных ценностей,

• вхождению личности в социально-культурную среду,

• ценностному отношению к родной культуре и традициям,

• развитию навыков межкультурного взаимодействия.

Необходимо вести речь не об обучении языку и культуре определенного народа, а об изучении языка - культуры как единого целого, формируя, таким образом, ценностное отношение к национальной культуре.

Для полного понимания чужого языка и человека, принадлежащего к чужой культуре, необходимо не просто выучить слово, а перенять способ мышления и культурную картину мира, создаваемую этим языком, что представляет собой главную трудность в обучении. Овладение иной культурой необычайно важно и для того, чтобы учащиеся имели возможность рассматривать свою культуру не как единственно возможный способ видения мира, а понимали бы соотношения культур разных народов и всей мировой цивилизации.

Современное лингвистическое образование имеет следующие особенности:

• культурологическое содержание;

• развитие навыков межкультурного общения;

• ориентация на ценностное отношение.

• коммуникативный подход в обучении;

Предмет «иностранный язык» не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но путем сравнения оттеняет особенности своего национального языка и своей национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями. Иными словами, содействует воспитанию школьников в контексте «диалога культур». В настоящее время расширяется возможность международных контактов, общение с иностранцами становится реальностью, а столкновение с представителями иной культуры входит в нашу повседневную жизнь.         

С учётом перспектив развития экономики и социальной сферы сегодня важно сформировать у выпускников школы новые профессиональные и личностные качества, такие, как системное, творческое мышление, экологическая, информационная культура, языковая и коммуникативная компетенция, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределённости. Этого можно достичь при коммуникативном подходе, цель которого состоит в том, чтобы научить свободно ориентироваться в иноязычной среде и уметь адекватно реагировать в различных ситуациях.

Концептуальные принципы коммуникативного обучения различным видам речевой деятельности при обучении иностранным языкам.

1. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам в условиях деятельностного подхода.

2. Формирование у школьников коммуникативной компетенции.

3. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам возможно в условиях аутентичного процесса социализации учащихся. 

Коммуникативная компетенция формируется во всех видах речевой деятельности – слушании и говорении, чтении и письме.

Обучение чтению - это обучение речевой деятельности; должно строиться как познавательный процесс, на принципе сознательности; должно включать, наряду с рецептивной, и репродуктивную деятельность учащихся; предполагает опору на овладение учащимися структурой языка; должно опираться на имеющийся у учащихся опыт чтения на родном языке; как речевой деятельности требует автоматизации приемов его осуществления; в основе обучения чтению лежит интеграция и дифференциация.

Аудирование в учебном процессе выступает как цель и как средство. Как средство оно может быть использовано в качестве:

1. Способа организации учебного процесса.

2. Способа введения языкового материала в устной форме.

3. Средства обучения другим видам речевой деятельности.

4. Средство контроля и закрепления полученных знаний, умений и навыков.

В соответствии со стандартами нового поколения при обучении говорению, учащиеся должны овладеть умением участвовать в общении с целью обмена информацией, побуждения собеседника к выполнению какого-либо действия или деятельности в связи с предъявленной ситуацией общения, то есть владеть всеми типами микродиалогов.  Повышению  коммуникативной мотивации при обучении говорению способствуют такие факторы как: доброжелательная обстановка на уроке; положительный эмоциональный климат; доверительные отношения между учителем и учащимся, а так же между самими учащимися.  

Реализация современных концептуальных принципов коммуникативного обучения иностранному языку при обучение письменной речи должна основываться на разумном подходе к организации обучения, подборе содержания и использовании методов обучения. Письмо - это лишь часть целого комплексного обучения коммуникации, где «значимы все виды речи, но не каждая по отдельности, а взаимовлияющие друг на друга, при ведущей роли одной из них на разных этапах усвоения».      

   Коммуникативный метод является наиболее адекватным средством обучения иноязычной культуре, поскольку он развивает «чувство языка» и соответствует задачам обучения иностранным языкам в современном обществе - учить языку в целях общения.

В ходе сравнения стандарта 2004г. и стандарта нового поколения (при сравнении нормативных документов, регламентирующих образовательный процесс, используемых УМК, рассмотрении принципов отбора содержания, важнейших предметных компетентностей курса иностранные языки и направлений педагогических технологий в обучении иностранным языкам), сделан акцент на изменение целей образования на современном этапе и требований к подготовке учителя иностранного языка.

   Совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетенций, повышение квалификации, обобщение и распространение положительного педагогического опыта являются одним из основных средств повышения качества образования.

   Можно выделить основные требования к подготовке учителя иностранного языка в условиях  реализации основных направлений модернизации:

  1. повышение профессионализма как одного из приоритетов государственной образовательной политики;
  2. владение основными нормативными документами, в которых определены основные цели и задачи образования;
  3. использование новых методик и технологий обучения;
  4. знание психологических и физиологических особенностей ученика, учет их при организации учебного процесса в школе;
  5. овладение новыми подходами к оценке учебных достижений учащихся, включающими стандартизированный способ проверки, открытость и прозрачность системы оценивания, ее объективность и соответствие международным стандартам;
  6. использование в учебном процессе методов науки, осуществление проектно-исследовательской деятельности;
  7. умение применять современные компьютерные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), использовать интерактивные формы обучения, находить информацию в сети Интернет.

В современных условиях для обеспечения  эффективности учебной деятельности на уроках иностранного языка на высоком уровне необходимо использование современных образовательных технологий.

  1. Блочно-модульные технологии
  2. Технология уровневой дифференциации
  3. Разноуровневое обучение
  4. Информационно-коммуникативные технологии
  5. игровые технологии
  6. Технология развивающего обучения
  7. Технология проектно-исследовательского обучения
  8. Здоровье-сберегающие технологии
  9. «Педагогика сотрудничества»
  10. Технология проблемно-поискового обучения
  11. Личностно-ориентированные технологии

   Так, умение применять современные компьютерные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), интерактивные методики обучения иностранному языку для достижения конкурентно способного качества образования является одним из основных требований к подготовке учителя иностранного языка в настоящее время. Информационные и коммуникационные технологии успешно применяются во всем мире для изучения английского языка. Компьютерные технологии и сети на сегодняшний день – реальность в жизни школьников, которые уже не мыслят себя вне Интернет-сообществ. Немаловажную роль информационные технологии могут играть и в образовательном процессе, если учитель сумеет увлечь учащихся соответствующими видами деятельности. Использование материалов сети Интернет помогает учителю и его ученику не только смоделировать языковую среду и получить возможность для совершенствования знаний, но и стимулирует учащихся к самостоятельному поиску информации, к исследовательской деятельности, что в итоге может и должно сформировать у школьников научный тип мышления и стабильный интерес к новым знаниям.

Возможности использования ИКТ учителем иностранного языка

  1. Использование Интернет
  2. Использование домашних ПК учащихся
  3. Наличие медиатеки (авторские диски, программы к УМК, электронные словари, справочники)
  4. Разработка электронных учебных ресурсов
  5. Исследовательская и проектная деятельность
  6. Контроль знаний (тестирование)
  7. Индивидуальная работа с учащимися

 Компьютер для учителя является незаменимым помощником для подготовки и проведения тестирования, мониторинга учебного процесса, собственного информационного наполнения инструментальных сред для разработки компьютерных уроков, подготовки дидактических материалов, использования ресурсов и услуг Интернет. Преимущества компьютерного обучения английскому языку: создание благоприятного психологического климата, повышение мотивации изучения английского языка; технические преимущества обучения английскому языку при помощи компьютера: использование программ проверки грамматики и орфографии, графические возможности компьютера позволяют реализовать принцип наглядности обучения.

В новой модернизированной школе иностранный язык предлагается изучать со 2-го класса – этот факт является признанием объективно существующего социального интереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности предмета для реализации перспективных задач разностороннего развития личности.

Приоритетным признано развитие младшего школьника, овладевающего иностранным языком как средством межкультурного общения: духовно-нравственное и  интеллектуальное развитие. ФГОС  общего начального образования второго поколения предусматривает: развитие личности младшего школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру; освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ученика как субъекта разнообразных видов деятельности; охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. 

Учителю необходимо проектировать целостный учебно-воспитательный процесс, направленный на развитие личности младших школьников; применять эффективные методы и приёмы коммуникативно-речевого развития детей с учётом их психофизических возможностей. Ценностные приоритеты общего начального образования и идеи и программы стандартов нового поколения находят свою реализацию в УМК по иностранному языку на всех уровнях, а  поставленные в курсе задачи могут быть решены только в том случае, если возможности и инструменты для их решения, заложенные в учебниках и других компонентах УМК,  реально используются в обучении.  Таким образом, залогом успеха при работе над УМК   является знание учителем всех компонентов УМК и  заложенных в них возможностей, а также их последовательное, целесообразное и методически грамотное применение.

Иноязычное образование формируется не только в структуре общешкольного образования через образовательный минимум – урок, но и в рамках внеурочной развивающей деятельности, которая должна обеспечить исследовательски-поисковую и творчески-продуктивную деятельность. Важным подспорьем педагогу здесь выступает дополнительное образование, которое реализуется в общеобразовательных учреждениях посредством организации работы кружков и элективных курсов.

Организация педагогической деятельности по иноязычному образованию  одарённых детей также является одной из приоритетных задач деятельности  учителей иностранного языка, так как, согласно Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», в настоящее время развитие системы поддержки талантливых детей является одним из основных направлений развития общего образования. Именно такие дети, способные к самообразованию и саморазвитию  являются интеллектуальным богатством страны. Система работы с одаренными детьми  в школах включает в себя несколько составляющих - уроки, предметные недели и интеллектуальные марафоны, конкурсы, олимпиады, элективные курсы, кружковую  работу.  

Таким образом, проведя анализ основных принципов образовательной политики в России, можно прийти к выводу, что работа учителя ИЯ должна планироваться исходя из главной задачи российской образовательной политики в настоящее время, которая заключается в  обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.    

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ценностные доминанты содержания обучения иностранному языку на разных ступенях образования.

Реформы российского образования значительно повышают роль иностранного языка в обществе, происходит переосмысление необходимости его знания для достижения ус...

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ. НОВЫЙ ПОДХОД

Сейчас много говорят о модернизации образования. Что же это такое? Очередная кампания или серьезная, обоснованная, долгосрочная государственная политика? Дать ответ на этот вопрос пытаются педагоги, п...

Интерактивное обучение иностранному языку в рамках дополнительного образования

За последние годы значительно повысился интерес к английскому языку как средству международного общения. Он уже признан языком профессионального общения в разных с...

Доклад на тему «Совершенствование и повышения качества преподавания иностранного языка в процессе модернизации образования»

«Совершенствование и повышения качества  преподавания иностранного языка в процессе модернизации образования»...

Игровая технология в обучении иностранному языку в контексте модернизации образования в условиях ФГОС

Игровая методика- не новый, но безусловно мощный активатор деятельности...

Методические рекомендации по использованию электронных образовательных ресурсов в обучении иностранным языкам в организациях дополнительного образования детей

В методических рекомендациях приводятся основные требования к созданию и применению электронных образовательных ресурсов; предлагается методика практической работы с ЭОР для достижения поставленных це...

Методические рекомендации — «Новые способы обучения иностранному языку в системе дополнительного образования»

Причины использования новых инструментов в обучении иностранному языку в детском объединении. Пример занятия по иностранному языку...