Методический доклад на тему: "Концертные выступления"
материал по теме

Существующая форма отчётности и обязательных концертных выступлений – принятый элемент музыкального воспитания и образования, утверждённая учебными программами.

Этих выступлений набирается не менее 5-6 в год.

Публичное выступление необходимо, это итог всей системы обучения - воспитание музыкального мышления, артистического выноса выученного произведения, демонстрация оптимально подходящих жестов и движений, двигательных примеров, а главное понимание и отношение ученика к музыкальному искусству.

Если в нашей ежедневной работе недостаточно последовательности, точно сформированных требований, то никакие психологические ухищрения не спасут выступление от неудачи. Поэтому данные наблюдения и рекомендации рассчитаны на то, что ученик грамотно, в соответствии с утвержденной программой развивается и готовится к очередному своему выступлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ped_sovet.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

Управление системой образования Луховицкого муниципального района

МОУ ДОД «Краснопоймовская СДМШ»

Методический доклад преподавателя Славинской Е.В.

Тема: «Концертные выступления.»

п. Красная Пойма 2012г.

Вступление

 

Существующая форма отчётности и обязательных концертных выступлений – принятый элемент музыкального воспитания и образования, утверждённая учебными программами.

Этих выступлений набирается не менее 5-6 в год.

Публичное выступление необходимо, это итог всей системы обучения - воспитание музыкального мышления, артистического выноса выученного произведения, демонстрация оптимально подходящих жестов и движений, двигательных примеров, а главное понимание и отношение ученика к музыкальному искусству.

Если в нашей ежедневной работе недостаточно последовательности, точно сформированных требований, то никакие психологические ухищрения не спасут выступление от неудачи. Поэтому данные наблюдения и рекомендации рассчитаны на то, что ученик грамотно, в соответствии с утвержденной программой развивается и готовится к очередному своему выступлению.

1

В чём состоит успех выступления ученика?

 Дети непредсказуемы и неожиданны даже с самой стабильной психикой. Если рецепт от волнения, можно ли его подавить, им управлять? Прежде чем привести в пример интереснейшие советы и наблюдения великих исполнителей, решено изучить с помощью анкетных вопросов отзывы самых разных по возрасту и уровню подготовки учеников о их ощущениях перед выступлениями и на сцене.

         Все дети волнуются за 5-6 часов до выступления, больше боятся технических эпизодов, не любят играть в очень больших залах, мечтают о концертах для сверстников, друзей. Младшие ждут поддержки от родителей, старшие любят настраиваться в одиночестве. Переживают за неудачи, потому  что разочаровали педагога, близких.

         Чем мы педагоги можем облегчить трудные моменты перед выступлением?

1.     Продумать пьесы программы, уметь аргументировать этот выбор, познакомить, увлечь ученика намеченными для ответственного выступления пьесами. Учитывать пожелания и пристрастия ученика.

2.     Сразу перед учеником отметить выигрышные и эффектные стороны произведения и наоборот выделить сложные, проблемные места, новые приёмы, незнакомые задачи и продемонстрировать способы их решения и преодоления. Сразу наметить план работы.

3.     Иметь ввиду то, что двигательная память устойчивее, чем все другие виды памяти, и сразу учить выбранную аппликатуру (переучить сложнее, чем ноты).

4.     Разбор и запоминание материала по фразам, периодам, а не по строчкам.

5.     Анализировать произведение даже самым маленьким ученикам. (Н. Перельман). Границы разделов должны стать опорными пунктами, тогда даже в случае остановки, ученик будет знать, откуда продолжать.

6.     Всех волнует вопрос запоминания. Это тоже составляющая успеха выступления игры наизусть.

Гофман советует играть мысленно. Особо импульсивным, сумбурным исполнителям советует пьесу разбить на части, пронумеровать, и уметь сыграть любую часть вразбивку.

2

 Вопросом совершенствования памяти заняты психологи всех направлений. Ежегодно издаётся 35000 научных работ. Физиологи - психологи по этой теме недавно выяснили, что это сложнейший феноменальный механизм на уроке био-химико-физических связей. Нам следует опираться на следующие виды:

1.     Двигательная – исполнение становится виртуозней, отточенной.

2.     Образная и ассоциативная – для лучшей передачи образов, нюансов, красок, агогики.

3.     Эмоциональная – для яркого, одухотворённого исполнения.

4.     Словесно-логическая – ощущение формы, понимание симметрии формы, стиля, соотношений частей.

3

 За десять дней до выступления с учеником следует устраивать прогоны «начистовик». Советуют обсудить с учеником неудобные ему эпизоды, выяснить за какие места он особо переживает. Бывает так, что педагог отрабатывает по 15-20 раз тот или другой фрагмент, а ученик боится совсем за иной.

Желательно что бы ученик рассказал педагогу, как он будет готовиться, как он представляет свою игру, что важнее ему донести слушателю, то есть подготовить исполнительский план. Чаще всего дети боятся быстрых пассажей, быстрых темпов. Готовя технически сложное произведение, необходимо подобрать к пассажам похожие упражнения, не затягивать переход к быстрым темпам,  уметь возвращаться к медленным, к средним темпам. Быстрые темпы наращивать в классе с педагогом. На дом задавать ритмические и штриховые варианты.

 

4

Для яркого эмоционального образного исполнения можно попросить ученика «нарисовать» исполняемую пьесу или придумать сказку, историю, бытовую сценку.

Готовить праздничное, радостное ожидание выступления.

Пережить вместе заранее новые непривычные условия, ощущения ни в коем случае не повторять: «Ты только не волнуйся…» Лучшее напутствие «Старайся, покажи всё, что умеешь красиво, ярко, нежно…»

«Волнуешься – молодец, так и надо.» (Яблочкова в 90лет сказала: «Перестану волноваться – уйду со сцены…»)

Ученикам любого возраста полезно вырабатывать навык эстрадного поведения и владения своим психологически состоянием. Это - проведение предварительных прослушивание, генеральных репетиций с последующим тщательным анализом.

Не в последние дни следует отработать поклоны, выход и уход со сцены, внушить, что нельзя, ошибившись исправлять, метаться туда - сюда, а только идти вперёд, не опуская рук, не раскисая.

Одна из главных составляющих успеха – точно выбранный темп.

Можно научить детей подбирать подтекстовки, старшим – счёт мелкими либо крупными долями, слогами.

Учить детей сравнивать темпы если играется 3-4 произведения между произведением – перерыв, необходимо вспомнить темп, образ пьесы, пропеть начало (2-3 такта).

5

Арт. Рубинштейн «Сочинение должно обрасти своими ассоциациями, музыку надо сделать своей, близкой, родной».

Помимо игры нот нужны размышления о ней.

В день выступления очень важна атмосфера в семье. Желательно, чтобы близкие были внимательны, спокойны, не допускали сюсюканья, не создавали никакой суеты.

Некоторые честолюбивые родители взвинчивают ребёнка: «Ну ты им там покажи» или «Только посмей опозорить нас…» Нельзя заниматься слишком усердно нарядами, причёски, есть какую-то особую еду, позавтракать за 1.5 - 2 часа калорийной, но лёгкой пищей, меньше съесть сладкого, меньше пить.

Руки тщательно вымыть горячей водой, не спеша вытереть льняным полотенцем, разыграться гаммами.

Перед выходом на сцену некоторые психологи советуют сделать дыхательную гимнастику: досчитать до 10 и вдох, затем до 20 – выдох.  

Пережить эстрадные волнения ученику помогут наблюдения за выступлениями других учеников, артистов, педагогов.

Воспитанию артистизма способствуют посещения конкурсов, фестивалей, концертов, выпускных экзаменов где особенно велик накал эстрадного волнения.

 

6

Чуткий учитель не станет обсуждать сразу после выступления игру ученика. Неприемлемы бурные, шумные, взахлёб похвалы педагога, родных.

Спокойное, доброжелательное поведение учителя сразу после выступления ученика обеспечат в следующий раз комфортное состояние перед выступлением. Не следует слишком захваливать лентяя, даже если он сыграл удачно.

Разбор выступления, когда улягутся страсти, необходим. Это профессиональный анализ всех выполненных и невыполненных задач.

Существенное влияние на эстрадное самочувствие имеет тип нервной системы и темперамента. В экстремальных условиях несдержанность холерика усилится (ускорения, скомканность, форсированный звук).

Тревожность меланхолика выразится в звуковых провалах, недозвученности, шатающихся темпах (Шопен, Чайковский). Инертность флегматика проявляется в низкой эмоциональности, статичности.

Сангвиник быстро увлекается, но рано остывает, играет ярко, хвастливо но не склонен к глубине. Не обижается на критику, но быстро забывает её. Недорабатывает текст.

Холерик увлечённо играет, если пьеса нравится, и может сыграть даже лучше чем на репетиции. Замечания вызывают злость, обиду, ищет причины, если неудачно выступил.

Флегматик – тугодум. Уравновешен, настойчив, трудолюбив, трудоспособен. Но мало эмоционален. Замечания принимает деловито, молча, не спорит.

Меланхолик – малоработоспособен, быстро утомляется, замечания принимает болезненно. Эмоционален, неудачи переживает долго.

 

7

Известный музыкант, музыкальный психолог А.Готсдинер отмечает 5 фаз волнения:

Первая - Далёкое предконцертное волнение, болезненное, острое раздражение, и усиливается к моменту выступления.

Вторая - даже температура поднимается, повышается давление.

Затем – подъём, лёгкая эйфория, мысленное идеальное представление своего выступления.

«Волнение – паника», сильное перевозбуждение.

«Волнение – апатия» – «скорее бы отмучаться», угнетённое состояние.

Третья - «Уже на сцене «туман в глазах».  Ученик как бы плывёт – в этот момент учителю уместно «встряхнуть» ученика – дать задание переставить стул, убрать пюпитр…

Четвертая – «Начало!». Почувствовать ощущение силы в кончиках пальцев пропеть 2-3 такта. вспомнить нотный текст. Приветливо себе улыбнуться.

Пятая - Окончание выступления. Это или радостный подъём, или усталость, или разочарование либо пустота. В этот момент как никогда нужна поддержка педагога.

 

Концертные, конкурсные выступления являются необходимыми ступенями роста, профессиональной и психологической проверкой возможностей ученика, итог совместной работы педагога и ученика.

Ученик должен черпать силы и уверенность в доверии и уважении к своему учителю. Тактичное, уравновешенное поведение педагога в любой ситуации обязательно.

Педагог должен знать, что довольный собой, уверенный в себе ученик меньше волнуется, скромный, тихий играет вяло, робко, слишком импульсивный не сдерживает себя, на такого нужен строгий тон, требование сосредоточиться перед выходом, помолчать.

Волнение – волнению рознь, оно может сделать выступление одухотворённым, раскрыть новые качества, найти жесты, целесообразные движения.

Знатоки исполнительской психологии имеют различные взгляды на тему «волнения». Станиславский «Самолюбие, тщеславие приводят человека к унынию, страху». Артур Рубинштейн «Робость – происходит кроме нервности от самолюбия и гордости».

И.Гофман «Нервозность – другое название самолюбия».

Л. Толстой «Вы ещё более усиливаете свой страх, если приказываете себе «не волнуйся».

Секрет в том что надо увлечься тем, как и что играешь.

В Ленинградской консерватории в артистической висит плакат:

«Волнуйся не за себя, а за композитора».

 После особо удачного выступления и учитель, и ученик окрылены, хочется верить добрым словам, восторгам напутствиям, закрепить успех. Надо уметь сразу окунуться «уйти в труды». Вспомнить не блестящий успех, а путь к нему. И захотеть снова пройти его.

Список литературы:

 

1.     Г. Нейгауз. «Об искусстве фортепианной игры».

2.     Г. Коган. «У врат мастерства».

3.     И. Гофман. «Фортепиано. Ответы на вопросы».

4.     А. Готсдинер. «Психология эстрадного волнения».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание искусством (методический доклад)

Влияние музыкального искусства на воспитание полноценной, всесторонне развитой личности....

Методический доклад на тему Актуальность современных программ по "Слушанию музыки" в ДМШ иДШИ

аналитическа работа  1.Слушание музыки-вид музыкальной деятельности.2.Сущность и особенности авторских программ по предмету "Слушание музыки".3.Эффективность творческих приемов,используемых в ли...

Методический доклад

Методический доклад  Основн...

Методический доклад

Современная история гитары и музыкальные стили...

Методический доклад

Принципы надежности игры на баяне...

Методический доклад на тему: Комплексная подготовка к публичному выступлению и коррекция эстрадного волнения у начинающего музыканта

В этом проекте я хочу поделиться с Вами своим опытом в решении такой важной педагогической задачи, как подготовка учащегося к публичному выступлению. Участие в концертах – важная составляющая обучения...