Профессиональное мастерство педагога
статья по теме

Руль Ольга Сергеевна

 

Профессиональное мастерство учителя, его педагогическая культура будут расти и развиваться более интенсивно, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается  и соединяется с социальным  и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживаются и поощряются индивидуально – творческие профессиональные поиски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professionalnoe_masterstvo_pedagoga.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Мариинского муниципального района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Дом детского творчества № 2»

  г. Мариинск   Кемеровская область

Профессиональное мастерство как важнейшее

качество личности учителя

 

Черепанова Ольга Сергеевна

педагог дополнительного образования

Мариинск 2013

Получив диплом  учителя  и покинув стены педагогического учебного заведения, педагог не сразу становится профессионалом. Профессиональная подготовка учителя продолжается на протяжении всего периода  его педагогической деятельности. Одним из необходимых условий развития творческих способностей учителя, его индивидуального  педагогического опыта является непрерывность профессионального образования.

Профессиональное мастерство учителя, его педагогическая культура будут расти и развиваться более интенсивно, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается  и соединяется с социальным  и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживаются и поощряются индивидуально – творческие профессиональные поиски.

Повышение профессионального мастерства учителя - это целенаправленная, совместно организованная деятельность администрации учреждения, методистов, психолога и прежде всего самого педагога.

На становление педагога как профессионала особое место в педагогической деятельности занимает самообразование.

XXI  в. – это век технологий и преобразований, он диктует  нам свои требования, правила, методы и формы работы с подрастающим поколением. И чтобы шагать в ногу со временем, просто  необходимо заниматься самообразованием. Пополняя свои знания на курсах повышения квалификации, мы приобретаем множество теоретических знаний.

Самообразование в широком смысле слова - это совершенствование своих знаний и умений в различных областях действительности, а в узком - совершенствование специальных знаний и умений в конкретной сфере деятельности. Содержание самообразования должно соответствовать профессиональному уровню педагога, его интересам и склонностям. Главным условием педагогического самообразования является самоконтроль. Приступая к педагогическому самообразованию, учитель должен хорошо изучить себя, оценить свои возможности, организовать объективный самоконтроль на каждом этапе деятельности.

Профессиональное  мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя.

Одним из важнейших критериев профессионального мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

Важно отметить, что профессиональным качеством учителя является уверенность в себе. Как правило, студенты и начинающие учителя этим качеством в должной мере не обладают. Недостаточная уверенность в себе чаще всего проистекает из отсутствия профессионализма, низкого уровня компетентности, боязни выглядеть не так, как хотелось бы. Если рассмотреть тактику развития этого качества (уверенности) у студента с повышенным самолюбием, то последовательность действий будет примерно такой: вначале - обнаружение фактора дискомфорта, фиксация в своем сознании состояния робости и скованности в процессе педагогического общения; далее - определение эмоционального отношения к нему, переживание его как неприятного.

А также личность педагога в традиционной системе обучения рассматривается так, что  при подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности.

При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя. В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем. Главными из них являются: низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса. Педагог идет в класс с готовым знанием, он пытается включить ученика в свою деятельность, подчинить своему режиму. В такой системе имеется несоответствие установок учителя и ученика, установки учителя ориентированы на социальный заказ, на безусловное, прохождение программ.

Для того чтобы перевести информацию в знание, учитель должен «заставить» ученика проделать достаточно объемную работу самостоятельно как в классе, так и дома, проконтролировать и оценить ее результативность. Последние достигают того, что школьники выучивают новый материал, но при  этом  возникает целый блок негативных психологических последствий. Силы учителя уходят на преодоление нежелания детей учиться. Работа превращается в тяжелый, иногда непосильный труд.

Поэтому, важным показателем уровня профессионализма учителя является развитость его творческих качеств, творческой индивидуальности, умение быть не просто исполнителем, а субъектом деятельности. Исследования признаков, общих для педагогов, проявляющих качества творческой индивидуальности, показывают, что их объединяет интерес к людям, им нравится наблюдать других, замечать уникальные способности, им свойственна широта увлечений. Они проявляют искренний интерес к педагогической деятельности, строят свою работу, основываясь на особенностях детей, а не только на требованиях программы. Становление творческой индивидуальности педагога - достаточно длительный процесс, требующий выработки умения самостоятельно находить способы действия, влиять на поведение детей, нести ответственность за результаты обучения и воспитания.

В заключении, скажем, современный педагог, работая над интеллектуальной насыщенностью содержания образования, высоким уровнем методики обучения, стремясь познать, полюбить ученика и помочь ему сотворить себя, продумывает степень своего участия в обновлении и развитии школы. Поэтому задача управленческой деятельности администрации школы не только формировать и развивать положительное мнение учителей о своих способностях, но и вовлекать их в различные виды инновационной педагогической деятельности, помочь педагогу оценить свое «Я».

Учитель - профессионал - этот вопрос всегда волновал детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагогов

Данная презентация использовалась для выступления на педагогическом совете...

Победитель конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ» в номинации "Лучший педагог дополнительного образования" педагог МКК "Пансион воспитанниц МО РФ Рогулькина Н.Д.

Апрель 2012 года.IIIтур конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ»«Искусство – территория свободы для воспитанниц».  ...

Победитель конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ» в номинации "Лучший педагог дополнительного образования" педагог МКК "Пансион воспитанниц МО РФ Рогулькина Н.Д.

 Апрель 2012 года.III тур конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ»«Искусство – территория свободы для воспитанниц»....

Защита урока на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов "Мой лучший урок".

Перед вами – огромная планета Земля,Реки и горы, равнины, моряТочка на карте зовётся «объект» -Такое понятие ввёл человек. Сегодня мы с вами узнаем о том,Что каждая точка имеет свой дом,Что...