Система работы учителя-словесника по решению проблемы духовно-нравственного воспитания школьников и формированию толерантности в условиях взаимодействия с социумом.
презентация к уроку по теме

Кузнецова Ирина Юрьевна

В данной работе раскрывается система работы учителя-словесника по решению проблемы духовно-нравственного воспитания и формированию толерантности в условиях взаимодействия с социумом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система  работы  учителя-словесника по решению проблемы духовно-нравственного воспитания школьников и формированию толерантности в условиях взаимодействия с социумом.

                                                                                 

                                                                                    Прусова И.Ю.,

учитель русского языка и литературы.

О Боже, ты даёшь для родины моей

Тепло и урожай, дары святого неба.

Но, хлебом золотя простор её полей,

Ей также, Господи, духовного дай  хлеба.

А.Н.Майков.

Слайд 2

Эти строки стихотворения русского поэта Аполлона  Николаевича Майкова звучат актуально и злободневно. В настоящее время общество переживает ценностный, духовно-нравственный кризис, который является причиной существенного падения нравственности подрастающего поколения. Проблема духовно-нравственного воспитания является первоочередной проблемой общества. На мой взгляд, сейчас России нужна не только и не столько модернизация экономики – это шаг второй, сколько модернизация человека, т.е. воспитание духовно-нравственной, ответственной, инициативной личности.

Слайд 3

Я думаю, сейчас педагоги на вопрос, что они должны делать: обучать, воспитывая,  или воспитывать, обучая и развивая - должны выбрать второе.

Воспитание и развитие  духовно-нравственного гражданина – одна из приоритетных задач общества и государства 21 века. Проблема духовно-нравственного воспитания определена как задача первостепенной важности и чрезвычайной значимости и в новом Федеральном государственном  стандарте общего образования, и в «Концепции модернизации Российского образования». Особое место занимает эта проблема и в моей педагогической деятельности. Работу по духовно-нравственному воспитанию и формировании толерантности школьников  я считаю задачей первостепенной важности.

Слайд 4

Позвольте представить вашему вниманию мой опыт системы работы по теме «Организация работы учителя-словесника по решению проблемы духовно-нравственного воспитания  и формировании толерантности школьников в условиях взаимодействия с социумом».

Ведущей педагогической идеей моего опыта является идея формирования толерантности и духовно-нравственной культуры школьника в процессе интеграции деятельности учителя-словесника и социума.

Слайд 5

В ходе реализации ведущей идеи я определила комплекс задач:

- воспитание базовых национальных ценностей через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;

- организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности, нравственности, толерантности.

Слайд 6.

Концептуальной основой моей работы является педагогическая система Е.Н. Ильина, педагога, методиста, видевшего цель работы учителя-словесника в воспитании высоконравственной личности, и утверждавшего, что  цель учителя-словесника «разбудить в ученике лучшие качества личности и подвести его к высотам гуманизма и гражданственности». В основу опыта положены исследования О.Е. Кучеровой, Е.А. Новиковой о возможности воспитания духовности, нравственности и толерантности в учебно-воспитательном процессе.

Слайд 7.

Опыт построен на социально-педагогическом партнерстве субъектов школы с субъектами социализации: семьёй, общественными организациями (Домом культуры  с. Нарышкино, библиотеками), ТГПУ им. Л.Н. Толстого, СМИ. Это партнерство осуществляется на разных уровнях: класс – школа – семья – сельский округ – муниципальное образование – университет.

Слайд 8.

Мой опыт представлен  и обобщен на разных уровнях:

- педагогическом совете школы,

- РМО учителей русского языка и литературы,

- на секциях ТГПУ им. Л.Н. Толстого,

- очных и заочных конференциях международного и всероссийского уровней («Лингвокультурные и лингвострановедческие аспекты методики преподавания русского языка», «Нравственное воспитание в истории культуры», «Специфика уроков развития речи и их потенциал для формирования толерантности школьников», журнал «Труды молодых ученых ВГУ», «Формирование толерантности учащихся  в процессе обучения русскому языку», сборник Томского государственного педагогического университета и т.д.)

Опыт приемлем для любого творчески работающего учителя.

Реализация опыта.

Слайд 9.

Систему духовно-нравственного воспитания и формирования толерантности в условиях социально-педагогического партнерства можно представить в виде схемы. Это взаимодействие школы, семьи, учреждений культуры, общественных организаций и СМИ.

        Слайд 10.

Уроки русского языка и литературы.

Я считаю,  что учитель словесности – это художник, врач и скульптор, терпеливо, последовательно и настойчиво осуществляющий духовную лепку человека.

Уроки русского языка и литературы - это всегда уроки были, есть и будут  уроками нравственности, добра и красоты. А мы знаем, что эти качества толерантного человека. Нравственно-эстетический потенциал литературы очень высок, степень эмоционального воздействия на наших учеников исключительна, глубина нравственной проблематики неисчерпаема.

Слайд 11.

Русская литература - это воистину «неупиваемая чаша» нашей духовности.

Диалогическое взаимодействие на уроках помогает успешно реализоваться в процессе учебной дискуссии, обладающей большим педагогическим потенциалом для развития духовности и нравственности учащихся. В качестве примеров можно привести некоторые вопросы, которые я предлагаю моим ученикам для дискуссий при изучении литературных произведений:

- Чацкий и Молчалин – кто из героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» «вписался» бы в современную жизнь и почему?

- Умен ли Чацкий?

- Печорин и Онегин - «лишние люди» своего времени, а нужны ли они в XXI веке?

- Смогла ли Татьяна Ларина, любимая героиня А.С.Пушкина, спасти от духовной безысходности Евгения Онегина?

- Грех, возмездие и покаяние в драме А.Н.Островского «Гроза». Был ли иной путь у Катерины?

- Проблема «отцов» и «детей» - актуальна ли данная проблема сегодня?

- Обитатели дна (М.Горький «На дне») - утонувшие или утопленные?         

         На уроках русского языка я стараюсь использовать языковой материал с ярко выраженной нравственной окраской. Это тексты толерантной направленности, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, которые побуждают обучающихся не только думать, но формировать нравственную позицию.   При подготовке к ЕГЭ (сочинению-рассуждению) я делаю акцент на тексты данной тематики. В этом плане  у меня накоплен и систематизирован достаточный  дидактический  материал.

Слайд 12.

 Духовно-нравственное развитие на уроке я успешно интегрирую с внеурочной деятельностью по предмету, в ходе которой осуществляется тесное взаимодействие со школьной, сельской и районной библиотеками, школьным музеем,  старожилами с. Нарышкино.

Совместно с библиотекарями я провожу тематические программы, посвященные юбилеям писателей, конкурсы чтецов, приуроченные к памятным датам в истории страны.

В нашей школе есть музей, который знакомит обучающихся с историей   родного края  и школы, выпускниками, учителями, выдающимися людьми края. Музей пополняется новыми экспонатами и материалами.  

Слайд 13.

Краеведение.

 «Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Ежегодно ребята участвуют в конкурсах и викторинах, краеведческих чтениях, где представляют свои исследовательские работы не только по историческому, но и по литературному краеведению.

 Приняла участие в публикации книг Д.А.Романова и Н.А.Красовской «Материалы к словарю тульских говоров» по итогам диалектологических экспедиций,  2008г., 2009г., 2010г., 2011г.»; «Приходы и церкви Тульской Епархии», М.В. Майоров, Т.В. Майорова, 2010г.

Школа – социокультурный центр.

Школа – социокультурный центр. В нашей школе работают творческие учителя. Мы сотрудничаем с Православном Свято-Тихоновским гуманитарным университетом, где наши ученики принимают участие в заочной Многопрофильной Олимпиаде-ПСТГУ «Аксиос» и являются призёрами; с районной газетой, где публикуются статьи по толерантности и нравственной тематике.

Слайд 14.

Результативность.

Таким образом, мы видим, что если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить систематическую работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным.

Я убеждена, что, создавая единую образовательную и воспитательную среду на уроках и во внеурочной деятельности, решая вопросы духовно-нравственного воспитания и формирования толерантности в тесном взаимодействии с социумом, все сможем сохранить духовное и физическое здоровье подрастающего поколения.

Какова степень нравственной зрелости моих учеников, старшеклассников, выпускников школы? Отметки за нее поставит сама жизнь.

В заключение мне хотелось бы обратиться к словами Святейшего Патриарха всея Руси Алексия II: “Людям, занимающимся образованием, всегда следует помнить о том, что само слово “образование” восходит к понятию “образ Божий”, который по учению Церкви, необходимо восстановить в человеке”. Величие народа в том, что носит в сердце он своём».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание школьников в дополнительном образовании в условиях ФГОС.

В данной презентации я отразила как происходит воспитание школьников в дополнительном образовании на примере хореографического кружка. Какие изменения происходят в этом процессе при переходе на новые ...

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Методические материалы "Воспитательные мероприятия по проблеме духовно-нравственного воспитания школьников"

Материалы по духовно- нравственному воспитанию содержат сценарии общешкольных праздников "Рождество Христово", "Светлый праздник Пасхи", "Масленица", "Покров"....

Формирование духовно-нравственных качеств личности школьников на уроках немецкого языка в условиях внедрения ФГОС.

Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского  образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурн...

Статья "Проблемы духовно-нравственного воспитания современных школьников"

Статья-рашмышление "Прблемы духовно-нравственного воспитания современных школьников" Без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности», - п...

Статья : Проблемы духовно-нравственного развития в современном обществе и решение данной проблемы на уроках ОПК.

Статья : Проблемы духовно-нравственного развития в современном обществе и решение данной проблемы на уроках ОПК....