Дифференцированное обучение на уроках истории
учебно-методический материал по теме

Статья "Дифференцированное обучение на уроках истории" по обобщению педагогического опыта была представлена на городском методическом объединении учителей истории в 2013 году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diff._obuch._na_urokakh_istorii.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      Дифференцированное обучение на уроках истории

                                            (из опыта работы)                                                                                                                                 Лысковец Елизавета Александровна, учитель истории МБНОУ «Гимназия №18»

         Ленинск-Кузнецкого городского округа Кемеровской области

1. Сущность дифференцированного подхода в обучении

  Требование учитывать индивидуальные особенности ребёнка в процессе обучения – очень древняя традиция. Необходимость в этом очевидна, ведь учащиеся в значительной мере отличаются друг от друга.

  Одним из требований деятельности учителя и условием эффективной организации учебного процесса является обеспечение полного усвоения знаний всеми обучающимися.

Можно только представить, сколько уроков нужно ещё дать учителю, чтобы дети второй, а особенно третьей группы, усвоили материал.  Педагог и  рад  бы позаниматься  с отстающими, но подгоняемый  программой, идёт  дальше, приступая к изучению новой темы.

  Индивидуальное развитие детей проявляется и в уровне работоспособности. По этому признаку обучающихся можно разделить на три группы (естественно, эти группы не постоянные, а «плавающие», дети свободно могут переходить из одной группы в другую):

первая группа характеризуется высокой работоспособностью;

вторая группа характеризуется средней работоспособностью;

третья группа – низкой работоспособностью.

  Известно, что дети с низкой работоспособностью чаще других попадают в ряды неуспевающих, хотя в подавляющем большинстве они не страдают умственной недостаточностью или отсутствием мотивации к обучению. Совсем нет, просто им нужен другой темп работы.

  Именно работоспособность, как низкая, так и высокая является показателем принадлежности ребёнка к определённому типу нервной системы. Учащиеся со слабой нервной системой выполняют работу медленно, но очень обстоятельно. Им, естественно, требуется гораздо больше времени. Они педантичны, очень чувствительны и ранимы.  Поэтому их учебные неудачи следует оценивать очень осторожно, избегая резких суждений, упрёков. Полной противоположностью являются дети с сильной нервной системой. Именно на них и рассчитано главным образом традиционное обучение.

  Индивидуальные различия и в типах мышления: у одних детей преобладает практически действенное мышление, у других – наглядно-образное, у третьих – словесно-логическое. В реальной жизни все три вида мышления взаимосвязаны, и процесс обучения должен быть направлен на формирование каждого из них.

  Влияние типа мышления на прочность усвоения материала было доказано экспериментальным путём. Учащимся математических и художественных школ предлагалось запомнить ряд чисел, написанных разным шрифтом и цветом. Через некоторое время их просили воспроизвести эти числа.  «Математики» воспроизвели сами цифры, а «Художники» ещё назвали цвет и шрифт.

  Отсюда следует вывод о необходимости использования в обучении, особенно при подаче нового материала, широкого арсенала средств наглядности: схем, чертежей, картин, плакатов, карт, опорных карточек и т.д.

  Наличие  обучающихся  с  различными типами мышления  предъявляет особое требование к изложению учебного материала:  оно должно быть не только информативным, доступным, но и эмоциональным,  ярким, вызывающим у  детей  определённые представления,  ассоциации,  зрительные образы.

  Всё сказанное достаточно убедительно говорит о широком разбросе индивидуальных различий детей. Здесь возникает сложная проблема: как педагогу учесть всё это и сделать обучение оптимальным для каждого.

  Кроме того, в современной школе уделяется  недостаточно внимания индивидуальному аспекту обучения. Это, прежде всего, относится к жёсткой школьной системе с её учебным планом, одинаковым для всех обучающихся до окончания школы, преподавания предметов по единым, весьма перегруженным, обязательным для всех учебным программам. Преобладание таких форм и методов обучения  практически не оставляют возможности для творческой работы учителя, рассчитанной на учёт, сохранение, формирование и развитие индивидуальности детей. Отсюда цепочка вытягивается и в другие отрицательные явления в учебной работе: слабая учебная мотивация обучающихся, учение ниже своих возможностей, пассивность, случайность в выборе профессии и путей продолжения образования. Традиционная система обучения и предложенные подходы к её модернизации затрагивают главное противоречие в образовании – между высокими потребностями общества к качеству образования всех его членов и психо-физиологическими особенностями детей.  В настоящее время в мировой практике всё больше осознаётся, что кризис, вызванный вышеуказанными противоречиями, не может быть решён в рамках старой системы и требует изменения технологии обучения.

  Необходимо создать оптимальные условия для развития личности каждого ребёнка. Путь создания этих условий – дифференциация обучения.

  Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

   Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель,  работая с группой ребят, учитывает наличие у них каких-либо значимых для учебного процесса качеств, это также часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучающихся.

  Дифференциация обучения или дифференцированный подход в обучении – это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учёта их особенностей их контингента.

  Цель дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, адаптации обучения к особенностям различных групп обучающихся.

  По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей составляющих основу формирования групп, различают дифференциацию по возрастному составу             ( школьные классы, возрастные параллели), по личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту), по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного слуха, зрения), по уровню умственного развития (уровню достижений), по области интересов (гуманитарные, исторические, математические…).

  Более подробно останавливаюсь на уровневой дифференциации, так как она наиболее часто используется учителями на уроках.

  Положительные аспекты уровневой дифференциации:

- исключается неоправданные и нецелесообразные для общества «уравниловка» и «усреднение» детей;

- у педагога появляется возможность уделять внимание сильному ученику и в то же время помогать слабому;

- отсутствие в классе «отстающих»  снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания;

- появляется возможность более эффективно работать с трудными детьми, плохо адаптирующимися к общественным нормам;

- реализуется желание сильных учеников быстрее и глубже продвигаться в образовании;

- сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;

- повышается уровень мотивации учения в сильных группах;

- в группе, где собраны одинаковые дети, ребёнку легче учиться.

Многие говорят об отрицательных сторонах уровневой дифференциации:

- деление детей по уровню развития негуманно;

- слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними;

- высвечивается социально- экономическое неравенство;

- перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства;

- деление на группы разрушает классные коллективы.

Из своего опыта пришла к выводу, что разрушает классный коллектив не деление на группы, а неумелая воспитательная работа.   А то, что слабые лишаются возможности тянуться за более сильными и соревноваться с ними – не более  чем иллюзия, так как в таком соревновании слабые всегда будут проигрывать и интерес к такому соревнованию быстро сойдёт на  нет. Если деление на группы не афишировать, давать детям самим выбирать задания по способностям, у ребёнка не возникнет никакого чувства унижения его собственного достоинства.  И,  в конце концов,  ребёнок  может свободно переходить из слабой группы в более  сильную,  а это очень сильная мотивация к обучению.

  Значит,  в уровневой дифференциации гораздо больше положительных сторон, чем отрицательных.

  Одной из задач дифференциации является создание и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, его потенциальных возможностей, содействие различными способами выполнению учебных программ каждым обучающимся, предупреждение неуспеваемости в классе, развитие познавательных интересов и личных качеств.

2. Уровневая дифференциация на уроках истории.

  Дифференцировать работу на уроках истории можно на любом этапе.

  Для  объяснения нового материала привлекаю обучающихся первой группы. Они дома самостоятельно с использованием дополнительной литературы и Интернет-ресурсов готовят сообщения  по новой теме.

 

  На уроках закрепления и обобщения изученного материала  работу на уроках организую в уровневых группах.

Дети первой группы  получают творческие задания и выполняют их самостоятельно.

Обучающиеся второй группы также самостоятельно выполняют  задания по карточкам, по вопросам учебника.

Ученики третьей группы работают под руководством учителя.

  При такой организации работы  «сильные» дети получают возможность в полную силу проявить свои способности и получить заслуженную оценку.   А «слабые» дети чувствуют себя уверенней, работая с руководителем, и тоже получают положительную оценку.

  В итоге ликвидируется неуспеваемость в классе, появляется заинтересованность в изучении предмета.

Дифференцированные задания на уроках учёта и контроля знаний.

При проведении контрольных срезов обучающиеся получают несколько вариантов заданий по степени сложности или по объёму. Предварительно озвучиваю, какие задания на «3», какие - на «4», а какие - на «5». Дети сами выбирают задания по своим возможностям.  

                                                                                                                                                                 Примерные контрольные работы в 8 классе по теме «США в конце XIX века».

                                                               1вариант.

  1. Выбери правильный ответ.

Факторы успешного развития американской экономики в конце 19 века:

А) высокие затраты на производство вооружения

Б) быстрый рост населения

В) большое количество государственных предприятий.

       2.   Найди понятие, соответствующее описанию.

Как и в Великобритании, в США решающую роль играли две крупные партии, боровшиеся за власть:

А) двухпартийная система

Б) система участия

В) пропорциональная система

        3. Найди «лишнее».

Ведущие американские монополии в конце 19 века:

А) «Стальной трест»

Б) «Рейнско-Вестфальский каменноугольный синдикат»

В) «Стандарт ойл»

  1. Найди соответствия:

Трест                                               въезд  в  страну иностранцев

Резервация                                     форма монополии

Иммиграция                                   территория для насильственного поселения

                                                         коренного населения  

  1. Найди верное утверждение:

А) В американском рабочем движении решающую роль играли профсоюзы

Б)  В американском рабочем движении решающую роль играли капиталисты

                                               Вариант 2.

 Напишите сочинение от имени политика северных штатов на тему «Почему началась гражданская война между северными и южными штатами?»  

                                               Вариант 3.

Как изменились взгляды А.Линкольна в ходе Гражданской войны?

В чём позиция А.Линкольна не изменилась?

Приведи в качестве примера отрывок инаугурационной речи А.Линкольна.                              

Дифференцированные домашние задания.

 За годы работы учителем истории сделала для себя вывод, что одинаковые домашние задания убивают интерес к его выполнению по нескольким  причинам: трудные задания не могут быть выполнены слабыми учениками, а для выполнения лёгких заданий сильные дети не прилагают никаких усилий.

  Поэтому уже на протяжении нескольких лет домашние задания  предлагаю  в  нескольких  вариантах,  и обучающиеся  сами  выбирают задания по своим силам.

  Например, при изучении темы «Османская империя в XIV-XV веках» в 6 классе, предлагаются домашние задания:

 - пересказ с.177-182;

 - ответить на вопросы с.182;

 - краткое сообщение по исторической карте «Битва на Косовом поле»;

 - письменная характеристика султана МехметаII.

  Из предложенных заданий даже самый слабый ученик найдёт доступное для него задание, и на следующем уроке будет чувствовать себя уверенно.

  Также привлекаю сильных детей  для проведения тематических пятиминуток, которые обучающиеся проводят в других классах: «Конституция РФ», «Великая Победа», «Бородино», «Твои права и обязанности», «Государственные символы», «Государственные праздники» и др.

                                      Фрагмент  урока истории в 9 классе.

Тема: СССР на завершающем этапе Второй мировой войны.

Цели: 1.  Познакомить с историческими событиями в мире в 1944-1945г.г.

           2.  Развивать память, мышление, речь, воображение.

           3.  Воспитывать любовь к своей Родине, гордость за советских людей.

Оборудование: карта России, политическая  карта мира, презентация «Вторая мировая война».

План – конспект урока: 1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний.

(Опрос дифференцированного домашнего задания)

  3 группа – пересказ текста учебника «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны».

  2 группа – устные ответы на вопросы с.237.

- Каковы причины успеха советского контрнаступления под Сталинградом?

- Каково значение Сталинградской битвы в ходе  Второй мировой войны?

- Почему Курскую битву считают сражением, завершившим коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны?

- Чем можно объяснить массовый героизм советских людей в период войны?

- Каково значение Тегеранской конференции?

  3 группа – творческие задания на с.238.

- В последние дни Сталинградской битвы и сразу же после неё в Германии прошла тотальная мобилизация.  В частности, было предписано закрыть все торговые  и  ремесленные предприятия, жизненно необходимые для военной экономики. Оцените эти факты с точки зрения вывода о начале коренного перелома в ходе войны.

- Сталинградская битва навсегда вошла в историю в историю нашей страны. Она стала  её символом, событием, являющимся для народа предметом гордости, источником силы.  Какие события отечественной истории, по вашему мнению, можно поставить в один ряд со Сталинградской битвой? Приведите подробные примеры.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление изученного материала.

(Обучающиеся работают в разноуровневых группах)

1 группа – с.252, задание 1.

2 группа – с.252, вопрос 1.

3 группа – с 250-251, составить план-конспект.

5. Итог урока. Оценки.

6. Домашнее задание.

1 группа – с.252, задания 2-5.

2 группа – с.252, вопросы 2-6.

3 группа – с.243-251, краткое сообщение.

            ВЫВОД

На своём опыте убедилась, что широкое внедрение дифференцированного обучения на уроках истории создаёт условия для повышения уровня активной деятельности обучающихся, способствует резкому повышению их познавательных интересов, содействует улучшению качества успеваемости, помогает подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполняет пробелы в знаниях, поддерживает интерес к изучению истории. Все эти приёмы позволяют дифференцированно подходить к обучающимся, превратить детей их объектов обучения в субъектов.

                                               Список использованной литературы

  1. Абрамова Г.С. «Возрастная психология». – Москва: «Академия», 1997.

  1. Бодалев А.А. «Формирование понятия о другом человеке как личности». – Издательство Ленинградского университета, 1970.

  1. Ниренберг Д., Калеро Т. «Читать человека как книгу». – М.: Экономика, 1990.

  1. Осмаловская И.М.«Дифференциация процесса обучения в современной школе»,

Москва – Воронеж, 2004.

  1. Тушина Г., Статья. Газета «Педагогический поиск», 08.1992.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированное обучение на уроках математики, как личностно-ориентированный подход к процессу обучения и воспитания.

Разработка системы дифференцированных заданий по математике для повышения уровня развития личности учащихся. Функции 7 класс....

Дифференцированный подход в обучении на уроках истории

Основное назначение дифференцированного подхода состоит в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные отличия в учебных возможностях учащихся, обеспечить каждому из них оптимальные условия для формиров...

Дифференцированный подход в обучении на уроках истории.

В этой статье Вы, уважаемые коллеги-историки, можете познакомиться с типовыми заданиями, которые можно применять на уроках, используя разноуровневый подход....

Технология дифференцированного обучения на уроках химии и биологии при использовании современных средств обучения и личностно-ориентированном подходе

Краткое описание опыта работы с применением технологии разноуровневого обучения: преимущества, технология, результаты...

Дифференцированное обучение на уроках истории и обществознания

Материал о дифференцированном обучении школьников старшей и средней школы...

«Приемы и методы дифференцированного обучения на уроках истории»

Какие задачи стоят перед современной школой? В новых образовательных условиях очень важно добиться качества знаний учащихся, особенно в обыкновенной общеобразовательной сельской школе. Как это сделать...

Выступление "Дифференцированное обучение на уроках истории и обществознания"

Материал для выступления по теме "Дифференцированное обучение на уроках истории и обществознания" с примерами...