Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?
презентация к уроку по теме

Белоногова Ирина Сергеевна

Данная презентация дает понять в полной мере отличие исследовательской и проектной деятельности.  Так же в презентации представлена классификация типов творческих работ учащихся (по А.В. Леонтовичу).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности? Белоногова И.С. учитель биологии МБОУ «СОШ № 47» 1

Слайд 2

Проектная деятельность Замысел Проектирование Продукт

Слайд 3

Исследовательская деятельность . Явление Описание Модель

Слайд 4

Критическое мышление Текст Анализ Позиция

Слайд 5

1. По определению Проект - это "специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации". Проект – это буквально "брошенный вперед", то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Таким образом, проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению. Исследование понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследование - поиск истины или неизвестного, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи. 5

Слайд 6

2. По цели Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла. Цель исследовательской деятельности - уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п. Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование. 6

Слайд 7

3. По наличию гипотезы Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). Гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы. 7

Слайд 8

4. По этапам исследования Основные этапы проектной деятельности : Определение темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта; Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей; Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений; Подготовка и защита презентации; Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта. 8

Слайд 9

Этапы исследования: Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы. Выдвижение гипотезы. Постановка цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования. Выбор методов и методики проведения исследования. Описание процесса исследования. Обсуждение результатов исследования. Формулирование выводов и оценка полученных результатов. 9

Слайд 10

5. По продукту Проект – это замысел, план, творчество по плану. Проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов для получения результата. Проектная деятельность всегда предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество. Исследование - это поиск истины, неизвестного, новых знаний. При этом исследователь не всегда знает, что принесет ему сделанное в ходе исследования открытие. 10

Слайд 11

Проек т – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество. Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, не регламентированной какими-либо внешними установками, она более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации. При организации любой деятельности необходимо учитывать возрастные особенности школьников, создавать условия для их развития. 11

Слайд 12

Отличие и взаимосвязь исследовательской деятельности и метода проектов Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт. Для исследования он самоценен. Метод же проектов – это способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности (в т. ч. исследовательской). Таким образом, исследовательская деятельность учащихся может быть организована методом проектов. 12

Слайд 13

Классификация типов творческих работ учащихся (по А.В. Леонтовичу): Реферативные – работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие выполнение задачи сбора и представления максимально полной информации по избранной теме. Пример: «Кто он, герой нашего времени?», «Какие способы сохранения мира использует современное человечество?», «Каковы современные представления о проблеме озоновых дыр?» 13

Слайд 14

Классификация типов творческих работ учащихся (по А.В. Леонтовичу): Натуралистические описания – работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления по определенной методике с фиксацией результата. При этом не выдвигается каких-либо гипотез и не делается попыток интерпретации результата. Пример: «Каковы параметры температуры воздуха, влажности и атмосферного давления в зимние месяцы в нашем населенном пункте?», «Сколько новых слов и каких встретилось в рассказе/статье..?», «Какие цвета представлены на флагах государств мира?» 14

Слайд 15

Классификация типов творческих работ учащихся (по А.В. Леонтовичу): Исследовательские – работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является неопределенность результата, который могут дать исследования. Пример: «Как голосуют на выборах жители N-ского муниципального образования и почему?», «Что определяет поступки героев литературного произведения?», «В чем заключаются особенности геологической истории реки..?» 15

Слайд 16

Классификация типов творческих работ учащихся (по А.В. Леонтовичу): Проектные – работы, связанные с планированием, достижением и описанием определенного результата (построением установки, нахождением какого-либо объекта и т.д.). Могут включать в себя этап исследования как способа достижения конечного результата. Пример: «Как сделать интересным школьный праздник?», «Почему школьные столы бывают неудобными?», Почему существует молодежная лексика?» 16

Слайд 17

Классификация типов творческих работ учащихся (по А.В. Леонтовичу): Экспериментальные – работы, которые написаны на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий. Пример: «Как зависит яркость свечения вольфрамовой проволоки от ее температуры?», «Каковы различия представлений моих сверстников о гражданском обществе в зависимости от их социальной активности?» 17

Слайд 18

Структура презентации (нижеследующие показатели могут быть общими для всех) вопрос для исследования сформулирован, авторство указано; цель сформулирована; гипотеза сформулирована; задачи и ход исследования понятны; методы исследования ясны; эксперимент проведен (в зависимости от типа проекта); результаты получены; выводы сделаны; результат/выводы соответствуют поставленной цели; пути использования результатов предложены; использованные ресурсы указаны. 18

Слайд 19

Содержание презентации (нижеследующие показатели у слушателей должны получиться разными и отражать содержание и методы той предметной области, в рамках проблем которой организуется учебное исследование). Идея такова – по показателям, характеризующим содержание, можно увидеть само исследование. Например: подробно описаны признаки художественного произведения направления «импрессионизм»; проанализировано влияние окружающей среды на изменение популяции форели в местной реке за прошедшие 5 лет; систематизирован и проаннотирован набор оригинальных рисунков, точно показывающих цикл жизни лягушки; выделены признаки сравнения развития двух столиц в XVIII веке, результаты сравнения по выделенным признакам представлены в форме таблицы; число действующих вулканов на разных материках проиллюстрировано гистограммой; выделены и обоснованы характеристики человека, которого можно назвать «героем нашего времени»; в хронологическом порядке представлены молодежные музыкальные стили; обоснована достоверность полученных результатов исследования; другое. 19

Слайд 20

Критерии оценки Критерии оценки являются средством гуманизации образовательного процесса!!! Понятные и известные критерии помогают думать, творить, выбирать нужный путь. Критерии оценки являются своего рода соглашением о «правилах игры», то есть содержат перечень признаков, по которым будут оцениваться результаты ученических исследований. 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Тема «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».

Модернизация российского образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Обращение к таким формам обучен...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

Проектно-исследовательская деятельность как развитие исследовательской компетенции у одарённых обучающихся

Исследовaтельская деятельность является, по сути, деятельностью интеллектуально-творческой, поскольку в процессе её осуществления субъект выдвигает новые идеи, создаёт новые знания, способы деятельнос...

Активные формы защиты исследовательских работ как способ широкого вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность.

Современный ученик должен обладать не только предметными знаниями и умениями,но и такими важными  качествами личности, как умение решать проблемы, взаимодействовать и сотрудничать, работать с раз...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Учебно – исследовательская деятельность и проектная деятельность (биологический эксперимент)» 7 – 11 класс (2 часа в неделю – 72 часа в год), (4 часа в неделю – 144 часа в год)

Содержание программы внеурочной деятельности предусматривает практико-ориентированную деятельность учащихся по изучению биологических объектов и процессов. Это позволит «изнутри» рассмотре...