Принцип интереса и практика его использования в работе с детьми.
учебно-методическое пособие на тему

Шевченко Рауя Рашитовна

         В этой работе раскрыты сущность и значение инетереса, его содержание и характер.. Чем является интерес и какова его роль в развитии детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsip_interesa.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительно образования детей

«Шумиловская детская школа искусств»


ПРИНЦИП   ИНТЕРЕСА

И   ПРАКТИКА  ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

В   РАБОТЕ   С  ДЕТЬМИ

МЕТОДИЧЕСКОЕ  ПОСОБИЕ

преподавателя  хореографического  отделения

Р. Р. ШЕВЧЕНКО

1.  ВВЕДЕНИЕ.

2.  ПРИНЦИП  ИНТЕРЕСА  И  ПРАКТИКА  ЕГО  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  В  РАБОТЕ  С  ДЕТЬМИ.

                -  Понятие, сущность и значение интереса.

                -  Использование принципа интереса в работе хореографического класса.

3.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

4.  СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.


 

        Интерес (в переводе с латинского языка – имею важное значение) – активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанное с положительным эмоционально-окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью. Интерес носит избирательный характер и влечёт за собой тенденцию обращать внимание на объекты определенного рода, на их познание или на выполнение определенной деятельности. Интерес имеет важнейшее значение в осуществлении любой деятельности человека: является одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора; повышает познавательную активность человека; вызывает стремление работать в определенной области; служит одним из важнейших условий подлинно творческого отношения к работе. Велика роль интереса в учебной деятельности, в успешном овладении изучаемым предметом. При наличии интереса знания усваиваются основательно, прочно; при отсутствии интереса учебный материал усваивается с трудом, часто формально, не находит применения в жизни, легко и скоро забывается.

        В основе интереса лежат потребности человека, в свою очередь, определяющиеся общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни.

        Интерес может характеризовать со стороны их содержания, широты, устойчивости, силы и действенности. Содержание интереса – это те объекты, на которые он направлен (интерес к спорту, интерес к хореографии…). По содержанию интересы оцениваются с точки зрения их общественной значимости: как высокие, благородные, направленные на высокоценное для общества; или как мелкие, обывательские, связанные с удовлетворением только личных потребностей. Всестороннее развитие личности предлагает большую широту и разносторонность интересов, направленность на различные объекты, при наличии основного, «стержневого» интереса. Вместе с тем отрицательно оценивается и разбросанность интересов, когда человек интересуется поверхностно всем, а, по сути дела, ничем по-настоящему. Устойчивые интересы играют существенную роль в жизни и деятельности человека и являются относительно закрепленными особенностями его личности. Неустойчивые интересы носят характер сравнительно кратковременного явления, быстро возникающего и быстро угасающего. Человеку с неустойчивыми интересами свойственна частая смена интересов _ он легко увлекается и быстро охладевает. Настойчивость человека в познании определенной области, преодоление трудностей под влиянием интереса говорят о различной силе интереса. Близко к понятию силы интереса стоит понятие о действенности интереса. Действенными, в отличие от пассивных, называются интересы, оказывающие глубокое влияние на жизнь и деятельность человека, побуждающие его к систематическим и целеустремленным действиям в определенном направлении, активным и инициативным поискам источников удовлетворения интереса. Различают также прямые (непосредственные) интересы и косвенные (опосредованные). Первые вызываются самим содержанием знаний или деятельности, на которые они направлены; косвенные интересы вызываются не содержанием объекта, к которому проявляется интерес, а тем значением, который этот объект имеет для познания другого объекта, непосредственно интересующего человека, ил для выполнения какой-либо другой, интересующей человека деятельности (интерес учащегося к музыке, возникающий, например, лишь в силу того, что она нужна для занятий хореографией, которой ученик увлечен).

        Развитие интересов и пути их воспитания, содержание и характер интересов в процессе развития человека существенно изменяются. Интересы развиваются в процессе игровой, учебной, трудовой, общественной деятельности человека и зависят от условий его жизни, обучения и воспитания. Поверхностные, случайные и неустойчивые интересы, вызываемые чисто внешней занимательностью объектом, в процессе развития постепенно уступают место более глубоким, устойчивым и действенным интересам, вызываемым важными и существенным особенностями объектов. Первые элементарные проявления интереса наблюдаются у детей очень рано: тогда, когда начинают овладевать ориентировкой в окружающем мире (в первом полугодии жизни). Первыми объектами таких интересов являются яркие, красочные, а также подвижные или издающие звуки предметы. Ребенок непроизвольно обращает на них внимание. Обогащение жизненного опыта, развитие общения с окружающими, овладение речью определяют дальнейшее формирование и развитие познавательных интересов ребенка.

        Нет таких детей, которые бы совершенно ничем не интересовались. И. если мы говорим, что у ребенка нет никаких интересов, значит, пока его внутренний мир беден, впечатления случайны, поверхностны. А это зависит от взрослых, не сумевших своевременно направить внимание ребенка на те предметы и явления, которые захватили бы детский ум и воображение.

        Что такое интерес?

        «Интерес можно определить как специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и его эмоциональной привлекательностью» - Психология. Под редакцией А. Г. Ковалева, А. А. Степанова, с. Н. Шабалина. М. 1966 г., с. 350.

        Интересы характеризуются их содержанием, широтой, глубиной, устойчивостью, действенностью. У детей младшего возраста они отличаются узостью, неустойчивостью, поверхностностью, непроизвольностью.

        Педагог формирует и направляет детские интересы в соответствии с задачами воспитания, расширяет и углубляет их, старается придать им устойчивость, действенность, нравственную направленность.

        Интерес – это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта. Отсутствие же или их бедность делает его жизнь бессодержательной. Такой ребенок, чаще всего, во власти скуки и ничегонеделанья.

        Интересы тесно связаны со всеми сторонами психологического развития ребенка – мышлением, вниманием, волей, памятью, эмоциями. То, что увлекает, заставляет размышлять, сосредоточится, легче запоминается, вызывает чувства (удивление, удовольствие, страх, негодование и т.п.). У ребенка интерес играет большую роль в мобилизации его умственной активности, организации деятельности, стремления к добыванию знаний.

        Подчеркивая значение интереса в развитии ребенка, замечательный врач и педагог Е. А. Аркин говорил: «Если личность воспитателя, благодаря подражаемости и внушаемости ребенка, следует признать одним из могущественных факторов воспитания, то одним из надежнейших орудий в его руках является интерес» - Е. А. Аркин. Дошкольный возраст. М. 1948 г., с. 87. Интерес регулирует поведение ребенка. Увлекательная беседа заставляет даже самых несговорчивых ребят принять в ней участие. Яркое, необычное впечатление побуждает замкнутого и застенчивого поделиться нахлынувшими на него чувствами, интересное поручение подтягивает даже тех, кто обычно уклоняется от заданий. Непоседа, увлеченный происходящим, без особого напряжения делает то, что в других условиях было бы для него невыполнимо.

        Как возникают у детей интересы?

        Пока ребенок мал, еще нельзя говорить о том, что у него имеются какие-либо определенные интересы. Чаще всего это не интерес как таковой, а лишь заинтересованность. Ребенка пока занимает только сам процесс действия: копирование того, что он видит и слышит. В силу большой подражательности он переносит полученные впечатления в свою деятельность: увидел – понравилось – дай попробую!

        По мере роста ребенка меняется характер его интересов: они становятся устойчивее, осмысленнее. Если у малышей интерес непосредственный, неосознанный и не содержит в себе целевой установки, то у детей среднего и старшего возраста при правильном воспитании формируются произвольные, целенаправленные интересы, которые, в свою очередь, способствуют проявлению волевого усилия, преодолению трудностей, возникающих на пути к достижению цели. Вместе с общим развитием ребенка значительно расширяется и круг его интересов. Сколько событий происходит вокруг, которые привлекают его внимание. Каждый день дает толчок рождению новых интересов. Задача педагога – упорядочить их, дать им нужное направление. При этом различные по содержанию интересы должны оцениваться с точки зрения их собственной значимости.

        Одним из ценных свойств развивающегося и познающего мир человека является стремление к узнаванию нового. Здоровый, нормальный ребенок интересуется всем, что его окружает; хочет проникнуть в суть явлений, пытается делать самостоятельные умозаключения. Это, так называемый, познавательный интерес, имеющий огромное значение в умственном развитии ребенка, являясь побудительной силой к приобретению знаний, умений, навыков. Он содействует накоплению представлений, жизненного опыта, обогащению интеллекта. Любознательные «почемучки» то и дело изумляются, вслушиваются, всматриваются, исследуют. Жизнь выдвигает перед человеком массу удивительных загадок. И от того, как взрослые относятся к проявлению детской любознательности, во многом зависит дальнейшее развитие детских интересов.

        Педагог должен внимательно относится к детским вопросам, помня о том, что в вопросе ребенка заключен интерес к узнаванию нового, а в ответе взрослого – источник удовлетворения этого интереса. Своими ответами взрослый человек вносит систему в познание мира, учит ребенка думать, стимулирует дальнейший интерес.

        Поскольку любознательность и наблюдательность лежат в основе развития интереса, педагог учит детей смотреть внимательнее и видеть ранее невидимое. Развивая у детей наблюдательность, мы одновременно содействуем развитию детских интересов.

        Педагог формирует у детей интерес к явлениям общественной жизни, используя с этой целью художественную литературу, аудио и видеопродукцию, прогулки и экскурсии, беседы на разные темы и т.д.  Педагог заботится о том, чтобы деятельность детей была содержательной и способствовала развитию разносторонних интересов. Постоянная занятость ребенка – главное условие для интересной жизни детей.

         Очень важен принцип интереса и в занятиях хореографией. Чтобы развивать детский интерес к танцевальному искусству, содействовать его устойчивости, педагог руководит деятельностью ребят. Например, на основе наблюдений и изучения поведения учащихся преподаватель видит, что одни дети инициативны, с устойчивым интересом к хореографии, они отражают разнообразные замыслы и в классическом, и в народном, и в современном танцах. Другие лишь повторяют то, что показывает преподаватель – они менее инициативны и редко вносят что-либо свое, новое. Бывают и такие дети, которых устраивает роль пассивных наблюдателей. Поэтому и подход преподавателя к учащимся должен быть индивидуальным. У одних ребят достаточно поддерживать и развивать интерес к хореографии, у других же этот интерес следует пробудить.

        Преподаватель поощряет ребенка за хорошее исполнение танцевальных па, помогает, неоднократно показывает, как правильно исполнить те или иные движения, как удобнее их запомнить и т.д. Также учит применять полученные знания и навыки для изучения более сложных новых композиций, в самостоятельной работе. Так, шаг за шагом преподаватель формирует интерес в любом виде деятельности.

Но даже самое увлекательное занятие – не развлечение и забава. Любая деятельность, тем более хореография, требует усилий, в итоге дающих ребенку удовлетворение, что не только не снижает интерес, а, наоборот, повышает и активизирует его. Это всегда должен учитывать преподаватель. Поэтому, чтобы сделать деятельность увлекательной, вовсе не нужно удалять из нее все, требующее от учащегося усилий и напряжения.

        Задача преподавателя – подводить детей к преодолению трудностей, опираясь на интерес. Непременно завершить начатое, добиться выполнения задуманного для ребенка порой бывает нелегко, потому что это всегда связано с проявлением воли (у детей она недостаточно развита). В таких случаях нужно обязательно поддержать ученика, оказав ему необходимую помощь и словом, и делом: подбодрить, показать, как надо действовать. Важно, чтобы ребенок хоть раз пережил чувство радости оттого, что он, преодолев трудности, довел начатое дело до конца. Например, если учащемуся с трудом дается выполнение сложного танцевального движения, преподаватель должен разделить это па на части и разучивать его в несколько этапов. Это будет выглядеть корректно и выполнимо.

        От интересного к обязательному – таков путь развития умения ребенка преодолевать трудности. Интерес является одним из стимулов мобилизации воли. В этой связи психолог П. А. Рудик подчеркивает: «Часто природу интересов понимают неправильно, сводят её к внешней занимательности, любопытству. Между тем психологическая структура интересов как черт личности обязательно содержит в себе следующие три стороны: а) повышенный уровень знаний в интересующей человека области; б) практическая деятельность в этой области; в) эмоциональное удовлетворение, испытываемое в связи с этими знаниями и деятельностью. Чувство удовлетворения свойственно всякому истинному интересу, но не само по себе, а как органически связанное со знаниями и практикой». И. А. Рудик. Психология. М. 1976 г., с. 111.

        Жизнь детей в хореографическом классе наполнена не только интересным, но и обязательным. Особенно учащимся младших классов постоянно приходится преодолевать трудности: делать экзерсис у станка, хотя им это порой не очень интересно; они выносят тяжелую физическую нагрузку. Всё это далеко непросто не только потому, что ребенок не имеет достаточной сноровки и самостоятельности, но и потому, что это всегда совпадает с его настроением и желанием. И, чтобы воспитать у детей стремление к преодолению «не хочу», к проявлению необходимых усилий, преподаватель должен сделать обычное, обязательное – увлекательным; трудное и малоприятное – доступным. И это возможно, если преподаватель обладает искусством помогать ребенку находить в ранее неинтересном интересное; если преподаватель стремится строить свою работу с детьми с учетом одного из важнейших принципов – принципа интереса, помогающего мобилизовать детскую волю на выполнение не только легкого и желаемого, но и сложного и обязательного. Находясь в обществе сверстников, ребенок учится добиваться, уступать, ждать, отказываться, следовать общим требованиям. Всё это связано с умением тормозить свои желания. Воля, как раз, и заключается не только в том, чтобы пожелать и выполнить («хочу – добьюсь»), но и в умении отказаться от своего желания. А. С. Макаренко писал: «Если…ребенок упражняется только в том, что он свои желания приводит в исполнение, и не упражняется в тормозе, у него не будет большой воли». А. С. Макаренко. Избр. соч., т. 2, с. 101.

        Формирование интересов происходит более успешно, если преподаватель в ходе учебного процесса осуществляет индивидуальный подход к детям. Особое внимание в работе хореографа должно уделяться мальчикам, т. к.  им труднее справляться с упражнениями у станка.

        Для того, чтобы интерес к хореографии у детей не ослабевал, а постоянно рос, преподавателю необходимо находить для обучающихся самые эффективные формы соприкосновения с прекрасным, с миром танца.

        Формирование интересов происходит в сочетании со всеми сторонами воспитания детей при целенаправленном руководстве педагога. Какую бы учебно-воспитательную задачу не решал преподаватель, он одновременно содействует возникновению положительных детских интересов и их развитию: от неустойчивых – к устойчивым, от поверхностных – к более глубоким; от случайных, непосредственных – к целенаправленным, опосредованным.


СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

Педагогическая энциклопедия.

Аркин Е. А., Дошкольный возраст, М. 1948 г.

Буре Р. С., Островская Л. Ф., Воспитатель и дети, М. 1985 г.

Рудик П. А., Психология, М. 1976 г.

Психология. Под ред. Ковалева А. Г., Степанова А, А,, Шабалина С. Н., М. 1966 г.

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

арт-технологии и их использование в работе с детьми и взрослыми

презентация с  описанием  возможностей применения различных изо-техник  в диагностической,коррекционной,развивающей работе педагога-психолога....

Представление опыта работы на РМО учителей-логопедов по теме:«Нейропсихологические приёмы в практике учителя-логопеда, применяемые в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а сензитивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного ...

Сборник инсценировок для использования в работе с детьми с умственной отсталостью

В данном сборнике представлены инсценировки, доступные для постановки с детьми с умственной отсталостью....

Инновационные практики работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья

Эта статья о том, какие методы помогают учителю  успешнее  работать на уроках русского языка и литературы  с теми детьми, которые имеют проблемы со здоровьем....

Принципы безотметочного обучения и практика их использования на уроках английского языка.

         В дакнной статье дается кратккое описание безотметочного обучения. Рассматриваются принципы его использования в школе, выдвигаются аргументы против оценок. Рас...

«Применение в логопедической практике кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющих нарушение речи»

Применение в логопедической практике кинезиологических упражнений имеет практическую значимость для развития речи детей, так как такая система упражнений помогает активизировать деятельность речевых з...