Доклад на тему "Компетентностный подход в обучении"
статья по теме

Данный доклад предназначен для выступления на заседании методического объединения учителей математики и отражает основные положения компетентностного подхода в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kompetentnostnyy_podkhod.zip21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КРУТОВСКАЯ ШКОЛА»

     

    Компетентностный

 подход в обучении

Доклад

Колесникова Валентина Ивановна, учитель математики

МБОУ «КрутовскаяООШ»

2013г

Современное общество ускоренно развивается, поэтому основная задача образования – построить образовательно-воспитательную систему таким образом, чтобы ребенок был готовым активно действовать в быстро меняющихся условиях.

Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентноспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию

Лозунг нашего времени, не больше знать, а больше и лучше уметь, в том числе, уметь приобретать знания. Очень важно быть способным применить свои умения. 

Цели образования XXI века, сформулированные Жаком Делором, заключаются в следующем: 

  • уметь жить; 
  • уметь работать; 
  • уметь жить вместе; 
  • уметь учиться.

Поэтому возникла  необходимость специальной подготовки человека к жизни в новом информационном обществе, которая заключается в следующем:

  • смещение основного акцента с усвоения значительных объемов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;
  • освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного (критического), а не репродуктивного типа мышления;
  • дополнение традиционного принципа «формировать знания, умения и навыки» принципом «формировать профессиональную компетентность».

        Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно - ориентированного образования. Основным результатом образования должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетентностей в интеллектуальной, общетвенно - политической, коммуникационной, информационной и других сферах деятельности человека.

В Концепции модернизации Российского образования под компетентностью понимается «способность к осуществлению практических деятельностей, требующих:

  • наличия понятийной системы и, следовательно, понимания,
  • соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи».

В толковом словаре русского языка  С.И.Ожегова  компетентность определяется как «осведомленность, авторитетность», а компетенция имеет два значения:

  • «Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом»,
  • «Круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений (право)».

Образовательная компетенция – это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков  и опыта деятельности учащегося по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.

Иными словами:

  • компетенция – это то, на что претендуют, или то, что назначается по статусу, как должное;
  • компетентность – это то, чего достиг конкретный человек, обобщенаяхарактеристика  его качеств.

Таким образом,  компетентность есть мера освоения         компетенции.

Виды компетенций:

  • ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
  • общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
  • предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Рассмотрим ключевые компетенции.

Ключевые компетенции

  • Ценностно-смысловая компетенция (мировоззрение, ценностные ориентиры учащегося, механизмы самоопределения в различных ситуациях).

Данная компетенция включает постановку ученика в ситуацию самоопределения, т.е.  мы должны в течение учебного процесса выявить  способных учеников и помочь им в ситуации самоопределения. Речь здесь идёт о профориентации.

В ходе реализации компетентностного подхода:

-учащиеся формулируют по теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем», оценивается самый интересный, при этом ни один из вопросов не остается без ответа;

-обучающиеся должны пересказать или пояснить прочитанное: выделить, обозначить, подвести итог, подчеркнуть, перечислить, произнести.…

При проведении предметной олимпиады, которая включает в себя нестандартные задания, требующие  от ученика  именно предметной логики, а не материала из школьного курса.

  • Учебно-познавательная компетенция (элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка; приемы решения учебно-познавательных проблем; функциональная грамотность).

Представляет собой совокупность учебных ситуаций, в которых ученик выступает как субъект и как объект процесса обучения одновременно, т.е. в данном случае речь идёт о самообучении.

Соответственно реализация компетентностного подхода в части учебно-познавательной компетенции подразумевает использование учителем приёмов, способствующих обучению и развитию у учеников способности к самообразованию. Решение нестандартных, занимательных, исторических задач, задач-фокусов, а так же при проблемном способе изложения новой темы: учитель создает такую ситуацию, чтобы проблема опиралась на личный опыт ребенка.

  • Общекультурная компетенция (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере)

Непосредственно на уроках мы должны знакомить учеников с общественной моралью и традициями.

Обучающийся работая с символическим текстом переводит текст с обычного языка на математический, пишет математический диктант, выполняет задания, направленные на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных.  

  • Коммуникативная компетенция (знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями).

Данная компетенция подразумевает под собой владение учеником средствами коммуникации. Необходимо, чтобы ученик на уроках общался с одноклассниками, умел истолковать для них материал. Т.е. создание коммуникационных приёмов на уроках подготавливает ученика к реализации себя в социуме.

Работа в группах, например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, обсудить в группе. Сдача  консультанту различных устных зачетов.

  • Информационная компетенция (поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями).

В своей сути заключает процесс освоения учеником современных информационных технологий. Т.е. на уроке мы должны, как всегда, непреднамеренно для ученика, обучить его способам работы с информационными технологиями. От урока к уроку необходимо повышать уровень «первоисточников», таким образом, подготавливая ученика к адаптации в информационном пространстве современного мира. При изучении новых терминов учащиеся, пользуются толковым словарем.

  • Социально-трудовая компетенция (познание и опыт деятельности в области социальных и трудовых вопросов)

Задания социально-трудового характера, которые будут вводить ребенка в нестандартную, но бытовую ситуацию. Вычисление суммы покупок в магазине, до того момента, как подойти к кассе, расчет числа рулонов обоев для оклейки комнаты и другие.

Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

  • Здоровьесберегающая  компетенция (способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития; эмоциональная саморегуляция и самоподдержка;  личная гигиена, забота о собственном здоровье; внутренняя экологическая культура; способы безопасной жизнедеятельности).

Формирование у обучающихся стремления к саморазвитию, навыков эмоциональной саморегуляции,  устойчивости к стрессовым ситуациям, культуры умственного труда.

Таким образом компетентностный подход способствует реализации  условий, при которых  ребенок осознает мотивы своей учебной деятельности, учиться преодолевать собственные эмоциональные барьеры.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы.

Главной  задачей учителя на современном этапе – научить школьников учиться, применяя новые педагогические технологии.

Главным критерием деятельности учителя является представление о конечном результате: хотим ли мы дать определенный набор знаний по предмету или сформировать личность, готовую к творческой деятельности.  

Но традиционные уроки не всегда могут справиться с этой задачей, ведь на них ученик – объект обучения, а не личность, способная на творческое развитие. Поэтому необходимы поиски новых форм организации учебно - воспитательного процесса, которые позволили бы:

  • обеспечить высокий уровень знаний выпускников, умение самостоятельно приобретать и применять их на практике;
  • развить каждого ученика как творческую личность, способную к практической работе с различными материалами и инструментами;
  • вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс;
  • формировать навыки поисковой и исследовательской деятельности, развивать критическое мышление;
  • повысить мотивацию к совместной работе в группе, сотрудничеству, проявлению коммуникативных умений;
  • сформировать у учащихся целостную картину мира;
  • грамотно работать с информацией.

Круг компетентностей, к формированию которых у современных школьников следует стремиться, не определен окончательно, как и само понятие «компетентность». Но за основу  понятия «компетентный человек» взяты способность человека брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении.

 Для каждого предмета вырабатывается свое понятие компетентности.  Если выпускник школы после изучения некоторого школьного курса может применять выработанные умения и полученные знания по данному предмету в своей жизни, то есть решать возникающие проблемы, то его можно считать компетентным в данной области.

Реализация компетентностного подхода на уроках способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышению интереса к предмету, нацеливает ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад"Системно-деятельностные подход в обучении иностранным языкам в начальной школе"

Доклад подготовлен в рамках методической недели, представляет собой информацию о данном методическом подходе и рекомендации по работе на различных этапах обучения....

Свидетельство об участии доклада "Системно - деятельностный подход в обучении истории"

Доклад принял участие в конкурсе докладов в рамках 14 - го Всероссийского интернет- педсовета...

Доклад. Тема: "Герменевтический подход в обучении математики"

Выступление на межмуниципальных педагогических чтениях "Современные проекты развития образования"....

Презентация к докладу "Обеспечение дифференцированного подхода к обучению с помощью разноуровневых заданий на уроках математики".

Цели дифференцированного обучения:организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.Основная задача: увидеть индиви...

Доклад "Системно-деятельностный подход в обучении"

В докладе говорится о системе работы на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС...

Доклад "Системно-деятельностный подход к обучению биологии и химии"

Доклад был представлен на педчтениях "Инновационные технологии и активные методы обучения один из факторов  повышения качества образования в свете ФГОС". Содержит описание применения СП...