Реализация основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России
презентация урока для интерактивной доски по теме

Говорина Татьяна Иннокентьевна

Презентация для педсовета об основных напрвлениях духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России в соответствие с нормативно-правовыми документами и путях их реализации

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pedsosnovnye_napravleniya1.ppt2.76 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализация основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в деятельности педагогов школы-интерната

Слайд 2

Нормативно-правовая основа программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Закон РФ «Об образовании» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Концепция духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Слайд 3

Социальные и моральные вызовы, на которые призвано ответить образование Морально-нравственная дезинтеграция общества Низкий уровень доверия и социальной солидарности Нарушение преемственности поколений Недостаток гражданского, патриотического самосознания Рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций Снижение ценности производительного труда, творчества и образования Усиление миграционных процессов Снижение ценностей семейной жизни Ослабление физического, социального и психического здоровья населения Вывод : создание условий для духовно-нравственного развития, воспитания и успешной социализации граждан России – один из важнейших факторов модернизации современной России

Слайд 4

Духовно-нравственное развитие гражданина России Духовно-нравственное развитие гражданина России – это осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, посредством осознанного принятия ею ценностей: семейной жизни; классного и школьного коллектива; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных религий России; российской гражданской нации; мирового сообщества Духовно-нравственное развитие гражданина формирует его способность сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, к жизни и труду, к обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм, нравственных установок, традиционных национальных духовных идеалов Вывод : духовно-нравственное воспитание обучающихся возможно в условиях педагогически организованного взаимодействия школы, семьи, государства, общественных и традиционных религиозных организаций, других институтов социализации

Слайд 5

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям: Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Слайд 6

Наибольшими возможностями в плане воспитания духовно-нравственной личности обладают гуманитарные предметы. Прежде всего, история, так как именно эта учебная дисциплина привлекает внимание учащихся к важным вопросам самоопределения личности, к проблемам нравственного выбора, личной вины, поведения в различных ситуациях, их эмоционального переживания.

Слайд 7

Учебный предмет "История России" обладает широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания школьников. Его средствами решаются следующие задачи: формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины; воспитание любви к своей малой родине, чувства гордости за своих земляков; привитие детям понимания и принятия общечеловеческих моральных ценностей; формирование у школьников собственной позиции к тем или иным историческим и политическим событиям. Задача истории как предмета гуманитарного цикла сводится к тому, чтобы способствовать формированию нравственных качеств на основе знакомства с историческим опытом народов, выработанным человечеством и передаваемым им духовные ценности. Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное в прошлом.

Слайд 8

О духовно-нравственном воспитании на уроках литературы следует сказать особо. Ведь, несмотря на многолетние споры о формах и методах преподавания литературы, сегодня ясно, что главное назначение современного словесника – быть источником нравственного влияния. Счастье и несчастье, верность и предательство, чувство долга и карьеризм, истина и ложь, подвиг и трусость, человек и общество, любовь и дружба – эти и многие другие нравственные проблемы являются вечными и поэтому должны волновать сердца наших учеников. Велик духовный потенциал русской литературы, и задача учителя - использовать его в полной мере для духовно-нравственного воспитания учеников. Русская литература ставит перед читателем проблему нравственного выбора. Задача учителя – формировать стремление к добру, способность противостоять злу, составлять собственное суждение по сложным вопросам, опираясь на литературные и жизненные источники.

Слайд 9

Воспитанию нравственных качеств детей способствуют уроки СБО. Такие темы, как « Гуманность и доброжелательность по отношению к окружающим», «Семья», «История моей семьи» служат примерами семейных отношений , знакомят с традициями и родственными связями. Составление генеалогического дерева дает возможность больше узнать об истории своей семьи, о ее предках, тем самым воспитывая уважение к своим истокам.

Слайд 10

Направление : воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Содержание: получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации Виды деятельности: в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом Содержание: ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, с обязанностями гражданина Виды деятельности: в процессе экскурсий, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания Содержание: ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России Виды деятельности: в процессе сюжетно-ролевых игр, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций Содержание: знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников Виды деятельности: в процессе проведения классных часов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам Содержание: знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина Виды деятельности: в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями Содержание: получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни Виды деятельности: в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников

Слайд 11

Направление : воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации; ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, с обязанностями гражданина; ознакомление с историей и культурой родного края.

Слайд 12

Направление : в оспитание нравственных чувств и этического сознания Содержание: получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов Виды деятельности: в процессе изучения учебных предметов, бесед, экскурсий, участия в творческой деятельности, отражающей культурные и духовные традиции народов России Содержание: ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций Виды деятельности: экскурсии в места богослужения, добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями Содержание: участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия Содержание: ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков Виды деятельности: в процессе бесед, классных часов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей Содержание: посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе; получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье Содержание: расширение опыта позитивного взаимодействия в семье Виды деятельности: в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов

Слайд 13

Направление : воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Содержание: получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности Виды деятельности: в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий Содержание: приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду Виды деятельности: посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде Содержание: приобретение опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе образовательного учреждения и взаимодействующих с ним учреждений Виды деятельности: занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции Содержание: учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов) Содержание: приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома Содержание узнают о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»

Слайд 14

Направление : воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) Содержание: усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой Виды деятельности: в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов Содержание: получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе Виды деятельности: в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю Содержание: получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции, создание цветочных клумб и т. д.) Виды деятельности: в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей, участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов Содержание: посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций Содержание: усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей (законных представителей) расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями (законными представителями) в экологической деятельности по месту жительства

Слайд 15

Направление : воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) Содержание: получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России Виды деятельности: посредством экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках Содержание: ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами Виды деятельности: в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, посещение конкурсов и фестивалей народной музыки, ярмарок, фестивалей народного творчества Содержание: обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве образовательного учреждения и дома, сельском и городском ландшафте; разучивание стихотворений, знакомство с картинами, обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы Содержание : знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой Содержание: получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования) Содержание: участие вместе с родителями (законными представителями) в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности

Слайд 16

«Новые поколения воспринимают опыт старых, они стоят на плечах старых, воспринимают все ценное, приобретенное многими тысячами поколений, но воспринимают вместе с тем и предрассудки, и болезни, и пороки - всю грязь, всю муть и зловоние. Где-то нужно поставить фильтр, где-то нужно поставить сетку, которая пропускала бы все ценное, весь могучий поток со всеми его навыками и приобретениями, а муть, грязь и зловоние не пропускала бы. Этим фильтром может быть только школа. Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней». А.В. Луначарский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России – залог психического и физического здоровья личности.

Внеклассное мероприятие на тему:«Семья моя – надежда и опора» (Концерт для домры с фортепиано)1. Семья моя - тёплая пристань    Семья- надежный оплот.    В н...

Сценарий педсовета "Духовно-нравственное воспитание школьников как средство реализации основных направлений ФГОС НОО"

Корректировка подходов и технологий духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников....

Мероприятия по реализации основных направлений программы духовно – нравственного воспитания школьников на 2013 – 2014 уч. год. учителя истории и обществознания

план мероприятий и пояснительная записка учителя истории и обществознания Смольской Татьяны Григорьевны...

Педагогический совет «Духовно-нравственное воспитание гражданина России как основа гармоничного развития личности учащегося на уроках и во внеурочное время»

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с основными  положениями:·        Общество нуждается в подготовке  нравственных людей.·...

Основные направления духовно-нравственного воспитания детей

В статье раскрываются основные направления духовно-нравственного воспитания и развития детей: социоцентрическое, этнопедагогическое, гуманистическое....