Самообразование как средство развития личности педагога
учебно-методический материал по теме

В данной работе дается понятие "самообразование".  Раскрываются методы и виды самообразования учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Самообразование как средство развития личности».

Свое выступление хочу начать словами Антона Семеновича Макаренко - «Мастерство учителя — это специальность, которой надо учиться».

Под самообразованием следует понимать специально организованную, систематическую  познавательную деятельность, которая:

  • осуществляется добровольно и сознательно;
  • планируется, управляется и контролируется самим человеком;
  • направлена на достижение личностных и общественно значимых образовательных целей, а именно - удовлетворение познавательных интересов, профессиональных запросов.

 Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «Самообразование это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, культуры. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».

Т.о., самообразование – это многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность педагога, которая включает в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое, методическое самообразование.

 Необходимость самообразования педагога диктуется, с одной стороны, самой спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.

Современная образовательная ситуация объективно требует от учителя осознания необходимости собственного профессионального и личностного развития. В связи с ростом интеллектуального потенциала общества, расширением сферы педагогического воздействия, к педагогу предъявляются требования интеллектуального самообогащения, самообразования, чтобы соответствовать требованиям времени. Личностная и профессиональная культура педагога должна развиваться опережающими темпами по сравнению с уровнем социального окружения. Без высокой духовности, гуманности специалист не может быть педагогом.

Т.е. смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

На современном этапе развитие образовательного учреждения, качество обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки учителя. Уровень подготовки должен постоянно совершенствоваться. Вне самообразования идея личностного и профессионального развития педагога неосуществима.

В системе подготовки учителя важное значение приобретает изменение его индивидуального стиля работы, который происходит в процессе формирования опыта творческой деятельности и зависит от условий постоянно меняющейся образовательной среды.

Индивидуальный стиль работы предполагает развитие авторского мышления учителя, проявляется в овладении творческими умениями анализировать условия образовательной среды, предвидеть последствия изменения образовательной среды, оценивать собственные интеллектуальные ресурсы, прогнозировать результаты своей деятельности, выявлять потребности общества в данный период и в перспективе проектировать гибкую модель собственного образовательного маршрута в соответствии с перспективными потребностями общества.

Научить творчеству нельзя, но побудить педагогов сделать несколько шагов в своем профессиональном развитии можно. Необходимо создать такие условия, которые помогут «включиться в процесс», а для некоторых это станет образом жизни.

 Определим составляющие этой потребности, т.е. мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

1 мотив – необходимость ежедневного поиска и анализа новой информации;

Готовясь к уроку, родительскому собранию, классному часу, олимпиаде у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

2 мотив – желание творчества;

Учитель — профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же плану или сценарию. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.

3 мотив – соответствие современным требованиям;

В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.

4 мотив – конкуренция;

Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к «лучшему» учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.

5 мотив – общественное мнение;

Каждому из нас не безразлично, каким его считают «хорошим» или «плохим». Никто не хочет быть плохим учителем!

6 мотив – материальное стимулирование.

Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.

7 мотив - интерес к делу.

Работу надо любить.

Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:

1 форма - специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);

Главные достоинства такой формы самообразования:

- возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;

Недостатки:

- нехватка у педагогов свободного времени;

- обучение платное.

2 форма -  повышение квалификации:

  • в рамках курсовой подготовки в институтах повышения квалификации

Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.

Недостатки:

- эпизодичность прохождения курсов;

- время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всего учебного заведения;

  • с использованием дистанционных технологий (дистационные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, конкурсы)

Главные достоинства такой формы самообразования:

- возможность пройти их в удобное для педагогов время;

- возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

Недостатки:

- чаще дистанционные курсы проводятся на платной основе;

- документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации.

3 форма -  групповая самообразовательная работа:

  • работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег)
  • проведение лекций, семинаров, педагогических чтений

4 форма -  индивидуальная самообразовательная работа с помощью:

  • средств массовой информации,
  • вычислительной и оргтехники,
  • библиотек (изучение научно-методической и учебной литературы),
  • проведение научно-исследовательской работы по определенной теме
  • осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности  в виде теоретической разработки и практической апробации разных форм уроков, учебных материалов,
  • посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения,
  • формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах)

5 форма - Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.

Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, рассказать о себе, узнать нужную информацию.

Сетевое сообщество открывает следующие возможности:

  • использование бесплатных и свободных электронных ресурсов;
  • самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
  • освоение информационных концепций, знаний и навыков;
  • наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования:

  • обмен опытом осуществляется между педагогами-практиками;
  • методическая помощь является персональной и адресной;
  • получить консультацию можно в удобное для педагога время.

В заключении отмечу, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа как средство развития личности учащихся на уроках физики

В настоящее время стала актуальной исследовательская деятельность. В данном докладе сообщается о том, как можно применять этот вид деятельности на уроках физики....

Самоуправление как средство развития личности школьника

Презентация демонстрирует структуру рвботы классного руководителя с активом класса. Подводится итог развития детей за четыре года. Показаны успехи, достижения учеников по разным направлениям работы. С...

Самообразование как средство развития педагогического коллектива и личности

Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано...

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

Тема по самообразованию «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ».

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.Сегодня основная цель системы образования страны - воспитание творческой и свободной личности, способной выразить себ...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью изучения нацеленности будущего специалиста на профессиональное саморазвитие.В условиях модернизации образования особую значимость пр...