Доклад на тему:" Духовно-нравственное воспитание подростков"
консультация по теме

Селиверстова Ирина Алексеевена

Задача каждого педагога направить ребёнка, помочь разобраться,посеять зерно, которое обязательно прорастёт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3.doklad_k_pedsovetu.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад к педагогическому совету по духовно-нравственному воспитанию подростков

Автор: Селиверстова Ирина Алексеевна, воспитатель ГСКУ АО «Социальный приют для детей «Любава» с.Енотаевка, Астраханская область.

Описание материала:  Предлагаю вам конспект доклада  для  методического объединения или педсовета по духовно-нравственному воспитанию подростков.

Доклад к педагогическому совету по духовно-нравственному воспитанию подростков.

Цель: дать представление о том, что без знания основы религии многое остается непонятным в человеческой культуре и много остается пустоты в детских душах.

      Православие для русского народа – это и грамотность, и нравственность, и духовность, и основа отношений между людьми. Православие – система координат, столь важная и нужная для человека и общества. Именно православие давало и даёт людям ощущение равноправия, потому что все чувствуют себя равными перед Богом.

       Православная вера в России – из тех вещей, которые не исчезают, как бы их не вытравляли. Можно выжигать веру калёным железом, можно сажать людей в тюрьмы, убивать священников, взрывать храмы. Но история нашей Родины показывает, что Православие как основа нравственных устоев России – как травка сквозь бетон – всё равно прорастает. Потому что православие – есть правда.

      «Основы православной культуры» - это рассказ об огромном мире православной культуры. Это разговор и о боге и о человеке. Человек стремится не только к развитию, но и к духовному становлению. Человек предчувствует, что истинное человеческое бытие – именно на пересечении горизонтальной и вертикальной составляющей его жизни. Точка соединения – крест есть место реальной жизни человека. В момент пересечения линий развития и духовного становления человек совершает поступки. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, плотское и духовное – есть крестная ноша каждого человека, призванного в этот мир. И задача каждого педагога направить ребёнка, помочь разобраться, посеять зерно, которое обязательно прорастёт.

       Сегодня мы часто задаём вопрос почему стало много детей девиантного поведения, гиперактивных детей. Мы знаем о существовании зависимости проявления девиации от экономических,социальных, демографических, культурологических и многих других факторов. Особую остроту эта проблема приобрела в нашей стране, где все сферы общественной жизни претерпевают серьёзные изменения, происходит девальвация прежних норм поведения. Рассогласование между ожидаемым и реальностью повышает напряженность в обществе и готовность человека изменить модель своего поведения, выйти за пределы сложившейся нормы. В богословской науке нет такого понятия как девиантное поведение. Если брать явления одного порядка, то связке социологических терминов норма - девиация соответствует связка богословских терминов добродетель-грех. Отсюда поведение бывает благочестивым или греховным. Греховность есть тоже своего рода отклонение в человеческом поведении. Грех- это преступление закона. Грех есть беззаконие.

      Рассмотрим библейский пример. Бог заповедал Адаму в раю, чтобы он не ел плодов с дерева познания добра и зла,  и при этом сказал, что как только он их вкусит, то смертью умрёт. Для человека стало смертоносным вкушение плода с дерева  познания добра и зла, так как это было соединено с непослушанием воле Божией. Непослушание отделяло человека от Бога и благодати его и отчуждало от жизни в Боге. Наименование «древо познания добра и зла» соответствует самому себе, потому что человек через это дерево познал на опыте, какое добро заключается в воле Божией и какое зло  в противлении ей. Адам и Ева послушались диавола вопреки воле Божией. Бог, по благодати своей, при сотворении человека дал ему волю, естественно расположенную любить Бога, но притом свободную; а человек употребил во зло эту свободу.

      Следовательно можно проследить схему развития греха: Помысел, внушаемый духами злобы - Прилог- Сочетание  (сдружение)- Сложение -Пленение - Страсть- Греховное действие- Порок (привычное греховное действие). Отсюда клинические формы девиантного поведения. Попытка размыть нравственные нормы и оправдать грех приводит к деградации личности  и вырождению общества.

        Религиозное воспитание способствует росту умственного и духовного развития личности.  Искусство воспитания может быть определено как содействие росту, и это один из самых верных и стойких критериев воспитательного процесса. Евангелие дает прекрасную иллюстрацию подобного подхода. Воспитывая, Господь чаще всего употреблял притчи, в которых знакомые образы повседневной жизни помогали слушателям открыть и воспринять более глубокую истину. Обучение притчами требует от слушателя немало усилий. Он сам должен уяснить значение образа. Коль скоро идея уяснена, ее можно продолжить и развить. Но прежде необходимо воспринять образ, отождествить себя с героем рассказа, пережить то, что пережил он. Такое обучение более  

способствует росту, чем изложение неопровержимых логических схем.

     В ходе  учебного процесса перед воспитанниками ставятся вопросы, соответствующие их уровню, дети сталкиваются с подлинными проблемами  и получают информацию, необходимую для решения этих проблем, так как бывает недостаточно просто преподнести какой-то объем фактических знаний.                    

     Основная задача воспитателя помочь детям понять, что христианская вера – это не изолированный отсек, что она охватывает личность и жизнь в их целостности.  В ходе занятий – бесед дети задают  много вопросов. Мы взрослые порой и не подозреваем, что у наших детей столько проблем, которые может разрешить своими советами только священник. Дети боятся делиться своими проблемами с родителями, друзьями, людьми живущими в социуме, так как они уверены что их не поймут, осмеют, не обратят внимания на их проблему.  Поэтому в нашем центре частым гостем бывает священник.   В теплой доброжелательной атмосфере батюшка беседует с детьми о Библейских историях, сопоставляя их с современной жизнью.

  Прислушиваясь к рассказам батюшки о вежливости, послушании, о выполнении  своих обязанностей,  все  понимают, что надо жить в дружбе и совершать в жизни только добрые дела.

      Дети очень любят православные праздники, ждут их с нетерпением  и готовят подарки и сюрпризы своими руками.

Дети, порой лишенные родительской любви и ласки, вновь начинают верить и надеяться. Ведь семья – источник счастья и любви. Именно в семье человек учится любить, сострадать, радоваться. Патриархальная (в хорошем смысле этого слова) семья всегда была нравственным оплотом России. Православная семья всегда создается по благословению Божиему и свободной воли людей. Она основана на любви, уважении, взаимной верности;  семья обязательно иерархична, всегда строится на послушании и глава семьи, всегда отец.  С ее разрушения и началось нравственное падение общества.  И  мы вместе с детьми продолжаем верить и надеяться, что во всех семьях дети будут любимы и желанны.  

Тема для размышления.

Притча.

       Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов:

одну — от его ног, другую — от ног Господа.

    Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни. Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:                      

  - Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?                                        

 Господь отвечал:

    — Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нёс тебя на руках. (слайды 19, 20)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Патриотическое воспитание детей и подростков"

МБУДОД «Центр дополнительного образования детей»     Выступлениена педагогическом совете МБУДОД ЦДОД «Патриотическое воспитание детей и подростков в студии гит...

Доклад "Патриотическое воспитание детей и подростков"

Данный доклад содержит информацию о работе студии "Аккорд",о воспитании детей и подростков посещающих студию и различной деятельности и напрвлений Патриотического воспитания учащихся. Россия...

Доклад"Патриотическое воспитание детей и подростков"

Основные направления Патриотического воспитания детей и подростков в студии гитарной песни детского Образцового коллектива "Аккорд". МБУДОД «Центр дополнительного образования детей»...

тезисы доклада Психологическое сопровождение детей и подростков по формированию ЗОЖ.

Тезисы доклада "Психологическое сопровождение детей и подростков по формированию ЗОЖ" на заседании круглого стола в рамках секции "Здоровьесберегающие технологии" V съезда ВА...

Доклад "Формирование культуры общения у подростков"

Изучить теоритические основы формирования у подростков культуры общения, практически проверить эффективность методов и средств формирования культуры общения...

Доклад Влияние современных гаджетов на подростков

Практически все подростки имеют гаджеты.Это удобно, комфортно, безопасно. Но, какое влияние оказывает различные гаджеты. Необходимо мотивировать подростков к соблюдению тех норм безопасности при испол...