Организация познавательной деятельности школьников через систему внеклассной работы по математике.
статья по теме

Киселева Галина Александровна

В работе раскрывается актуальность внеклассной работы по математике, ее значение в учебном процессе, ее специфика и формы. Проведение предметной недели математики стало хорошей традицией в нашей школе. Цель проведения недели математики - повысить интерес школьников к предмету, вызвать у них положительные эмоции, подвести к смостоятельным выводам и обобщениям, обогатить кругозор и повысить интеллект учащихся дополнительными заданиями. Недели математики традиционно сопровождались выпуском газет и проведением олимпиад. Наблюдая за детьми, мы (МО учителей математики) увидели, что эти задания детям стали неинтересны, надоело каждый год семь лет подряд (5 -11 кл) выпускать газеты с кроссвордами, биографиями знаменитых математиков и т.д. Поэтому мы решили, что в проведение каждой недели необходимо вносить что-то новое и необычное. Например, когда дети утром приходят в школу и видят, что все стены оклеены необычными плакатами (математические ребусы), то это вызывает неподдельный интерес ребят. Ведь им необходимо до конца дня разгадать их как можно больше. Дети группами собираются возле плакатов, вместе обсуждают, спорят. Победителя, конечно, ждет приз. На каждой параллели в рамках недели проводится математическая игра в форме ппулярных интеллектуальных игр. В работе приведены два варианта проведения недели математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_nedeli_matematiki.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №61»

Организация познавательной деятельности школьников через систему внеклассной работы по математике.

Учителя математики: Масалаб В.В.-зам.дир. по учебно-воспит. работе

                                                Янышева А.А.-рук. МО учителей математики

                                                         учителя математики:

      Киселева Г.А.

      Шенфельдт Л.Б.

      Артемьева Е.В.

      ШтыбинаЕ.О.

г. Омск

2011 г.

                                                        Математика - не только слово,

                                                                              Математика - школьный предмет.

                                                                              Она же, еще и наука,

                                                                              На протяжении многих тысяч лет…

                                                                              Каждый знает: дважды два четыре,

                                                                              Один плюс один равно два-

                                                                              Я с уверенностью всем говорю:

                                                                              «Математика будет всегда!»

                                                        (Коптуров Архат, ученик 8а кл,

                                                                        школы №61,   учитель: Киселев Г.А.)

 

Содержание.

  1. Теоретическая интерпретация.
  2. Структура внеклассной работы по математике.
  3. Декада математики в школе.

 1. Теоретическая интерпретация.

Актуальность.  (В чём заключается актуальность внеклассной работы по математике?)

Государственный образовательный стандарт определяет цель современного образования – воспитание компетентного выпускника, т.е. создание условия для оптимального развития способностей ребенка к дальнейшему самообразованию и совершенствованию. Она включает в себя сохранение здоровья, развитие интеллекта и эмоционально чувственной сферы, социально-личностную адаптацию. Достижение поставленной цели возможно при овладении школьниками специальными приемами учебной деятельности, основой которой является познавательная деятельность учащихся.

Математика признана интеллекто образующим учебным предметом. Знания, умения и навыки, полученные школьниками на уроках математики, развиваются, расширяются, углубляются, находят практическое применение при хорошо организованной внеклассной работе, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.

Основным источником побуждения школьников к умственному труду может послужить интерес. Поэтому наше методическое объединение учителей математики находит такие средства и способы, которые  развивают интерес детей к решению математических задач. Привлечь внимание детей и вызвать их удивление – это лишь начало возникновения интереса. Поддерживая интерес различными приемами, надо его постепенно воспитывать: вначале как интерес к своей непосредственной деятельности во время внеклассных занятий, затем чтобы он перерастал в интерес к математике как к науке, в интерес к процессу самой мыслительной деятельности, к новым знаниям в области математики.

Внеклассная работа по математике формирует и развивает способности и личность ребёнка.  Управлять этим процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, но формировать у него потребность в постоянном саморазвитии и самореализации, так как каждый человек воспитывает себя, прежде всего сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь.

Цели обучения математике обусловлены структурой личности, общими целями образования, концепцией предмета математики, её статусом и ролью в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее обучение.

Значение внеклассной работы по математике состоит в следующем:

  1.  Развивает познавательную деятельность учащихся.
  2. Помогает формированию творческих способностей.
  3. Позволяет глубже понять роль математики в жизни.
  4. Содействует воспитанию коллективизма и творчества.
  5.  Помогает усилить интерес к математике.
  6. Содействует развитию математических способностей.

Нередко участие во внеклассной работе по математике может явиться первым этапом углубленного изучения математики и привести к выбору факультатива по математики, к поступлению в математическую школу, к самостоятельному изучению заинтересовавшего материала и т.п.

Проблемы,  которые возникают при проведении уроков из-за недостатка времени, большой наполняемости класса можно решить через внеклассную работу: 

·      недостаточная познавательная активность учащихся в процессе обучения:

     ·     развитие общих умений и навыков;

·   учет индивидуальных особенностей и учебных потребностей при           организации познавательной деятельности;

·     отсутствие разнообразных форм проведения работы;

·     не всегда учитываются интересы учащихся;

·     привлечение собственного опыта или знаний из других областей при решении математических заданий:

·      навыки работы со сложно организованными фрагментами информации, представленными в разных формах – текстовых, графических, знаковых;

 

Цель внеклассной работы:

Организовать познавательную деятельность учащихся через различные формы внеклассной работы по математике.

Задачи:

·         Изучить учебные, познавательные интересы учащихся.

·         Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость внеклассных занятий по математике.

·         Формировать положительную мотивацию участия во внеклассных занятиях по математике.

·         Обеспечить эффективное использование учащимися своих ресурсов.

·         Способствовать созданию благоприятной атмосферы при проведении внеклассных мероприятий.

·         Строить демократический стиль взаимоотношений с детьми.

Научность  (научная обоснованность внеклассной работы по математике):

Ломоносов говорил, что математику нужно изучать только потому, что она «ум в порядок приводит».

Для формирования социальных мотивов учения школьников важным для коллективной и групповой работы является наличие совместной деятельности школьников: выработка общей цели совместной работы, поиск способов выполнения. Резко возрастает инициатива школьников, число вопросов к учителю, товарищам, число контактов и разнообразных форм общения (А.К.Маркова «Формирование мотивации учения в школьном возрасте»).

Только в процессе деятельности может формироваться нужная мотивация. Для формирования устойчивой положительной мотивации учебной деятельности очень важно, чтобы каждый ученик почувствовал себя субъектом учебно-воспитательного процесса. Понял, что этот процесс для него, что цели и задачи этого процесса его личные цели, что он играет в этом процессе активную и важную роль (А.К.Маркова «Мотивация учения и её воспитание школьников»).

Современная сфера образования переживает период перехода от обучения, ориентированного, прежде всего на «усвоение всей суммы знаний, которые выработало человечество, к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самореализации и сохраняющий в процессе деятельности целостность гражданского общества и правового государства.

Внеклассная работа, являясь неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы, имеет свою специфику.

Специфика внеклассной работы:

·         внеклассные занятия учитывают запросы отдельной группы учащихся или индивидуальные наклонности каждого ученика в отдельности;

·         формы проведения внеклассной работы разнообразны;

·         занятия организуются на добровольных началах,

·         позволяют учащимся проявить свой интерес к определенным видам занятий, предусмотренных планом внеклассной работы.

В нашей школе практикуются следующие формы внеклассной работы с учащимися:

·         факультативные курсы;

·         математические кружки или развивающие часы в 5-6 классах;

·         декады;

·         научно-исследовательская работа;

·         интегрированные внеклассные занятия;

·         олимпиады, международный конкурс Кенгуру.

Правильно поставленная и систематически проводимая внеклассная работа укрепляет математические знания учащихся, приобретенные ими на уроках, расширяет математический кругозор. На внеклассных занятиях происходит развитие информационных компетенций ученика.

II. Этапы проведения

• Подготовительный

• Основной

• Заключительный

III. Диагностика (каждый учитель выявляет интересы учащихся, определяет уровень заинтересованности, уровень учебных возможностей)

IV. Результаты

2.2. УМК (учебно-методический комплект)

·         Олимпиадные задания

·         Задания конкурса кенгуру

·         Библиотека Кенгуру

·         Кроссворды

·         Математическая мозаика

·         Этюды об ученых

·         Занимательная математика

·         За страницами учебника

2.3. Формы организации:

1) беседа

2)  математические игры: «Поле чудес»,  «Кто хочет стать математиком»,  «Счастливый случай»,  «Математическая регата»,  «Что? Где? Когда?»

3) викторины, математические ребусы

5) практикум по решению задач повышенной сложности

6) турниры

8) конкурсы стихотворений, частушек, сочинений, сказок о математике

  1. Декада математики в школе.

 Проведение предметной недели математики стало хорошей традицией в нашей школе. Цель предметной недели – повысить интерес школьников к изучению предмета, вызвать у них положительные эмоции, подвести к самостоятельным выводам и обобщениям, обогатить кругозор и интеллект учащихся дополнительными знаниями. Математическая неделя имеет свою специфику и атмосферу. Перед нами встают вопросы: как сделать мероприятие по математике не только содержательными, но и зрелищными, занимательными, как увлечь математикой, как можно больше школьников. Традиционно на таких неделях проводятся смотры знаний, конкурсы эрудитов, КВНы, математические игры. Математическая неделя становится интересней, если умело сочетать строгость математических формул с уместной шуткой, юмором, творчеством, если находить необычные нестандартные  формы работы.

Задачи:

1. Способствовать повышению интереса учащихся к математике.

2. Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость внеклассных занятий по математике.

3. Формировать положительную мотивацию участия во внеклассных занятиях по математике.

4. Обеспечить эффективное использование учащимися своих ресурсов.

5. Способствовать созданию благоприятной атмосферы при проведении внеклассных мероприятий.

Хорошо, когда в школе работает сплоченный коллектив единомышленников (учителей математики). Нам нравится четкая организация декад математики, в нашей школе. Обычно мы работаем по такому плану:

  1. На заседании МО обсуждаем и составляем план проведения недели, подбираем необходимый материал, разрабатываем сценарий.
  2. Вывешивается  красочное объявление о начале Недели математики, с указанием мероприятий и сроками их проведения.

Например.

1вариант.

Пн. Радиопередача о древнегреческих математиках.

Вт. Конкурс «Отгадай ребус»

Ср. Математическая регата учащихся 5, 8,9классов

Чт. Математическая регата учащихся 6,7,10 классов

Пт. Конкурс рисунков «Лучший образ математики».

Сб. Итоговое мероприятие в актовом зале.

  1. Спектакль «Геометрический съезд»
  2. Награждение победителей.

2 вариант.

Пн. Блицтурнир (проводится в каждом классе, с целью выявления участников следующих конкурсов).

Вт. Игра «Кто хочет стать математиком» для учащихся 7-8 классов.

Ср. Конкурс на лучшую частушку «Все о математике»

Чт. Математическая эстафета для учащихся 5-6  классов.

Пт. Математическая игра «Счастливый случай»

Сб. Итоговое мероприятие:

1.Концерт (Сценки на математическую тему, лучшие частушки, стихи о математике).

2. Награждение победителей.

В результате этой работы мы совершенствуем свое педагогическое мастерство, повышаем образовательный уровень, учимся применять современные компьютерные технологии.

Мы видим желание ребят участвовать в проводимых мероприятиях,

 участвовать в выставках, конкурсах, проводимых для всех. У них появляется интерес к предмету: ребята ждут занимательные уроки математики, где они узнают, что-то новое и интересное;  старшеклассникам хочется проводить занимательные классные часы для младших, побывать в роли учителя.  Непринужденная атмосфера внеклассных мероприятий улучшает взаимоотношения между учащимися одного класса и на параллели. Улучшается математическая грамотность учащихся, появляется положительная мотивация к изучению математики. Эта работа позволяет выявлять способных учащихся для участия в  олимпиадах. Дети, для которых математика считается трудным предметом, приобщаются к ней через свое творчество (стихи, рисунки, песни, частушки), через посильные задания, в которых они успешны.

Мероприятия, проведенные на недели математики, надолго остаются в памяти наших учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности школьников через систему внеклассной работы по математике

Описанный опыт организации внеклассной работы может быть использован в любой школе. Учитель выбирает темы, к которым его учащиеся проявляют интерес. Можно изменить и способ изложения в зависимости от ...

Организация познавательной деятельности школьников через систему внеклассной работы по физике

Презентация  по  теме:  "Организация познавательной  деятельности  школьников через систему внеклассной работы по физике"    Обобщение опыта работы учителя....

Развитие познавательного интереса школьников через систему заданий исследовательского характера на уроках математики и во внеурочной деятельности

Развитие познавательного интереса школьников через систему заданий исследовательского характера на уроках математики и во внеурочной деятельности...

«Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории»

Развитие научно-технической базы современной школы, изменение интересов современных школьников, увлекающихся компьютерными технологиями, вынуждают учителя искать все новые и новые средства воздействи...

Активизация познавательной деятельности школьников через проектную и исследовательскую деятельность по математике

Проблема развития познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики. Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделат...