Воспитательный ресурс лабораторно-практических работ по геометрии.
презентация к уроку по теме

Марьинская Татьяна Юрьевна

 

Обучение и воспитание связаны между собой неразрывными нитями. Они являются как бы двумя сторонами единого процесса – подготовки молодого поколения к предстоящей деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnyy_resurs.pptx1.35 МБ
Файл vystuplenie.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитательный ресурс лабораторно-практических работ по геометрии Подготовила Марьинска Т.Ю, учитель математики МОКУ Фабричная ООШ пгт Лальск Лузского района Кировской области

Слайд 2

«Учить и воспитывать – как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке» ( Е.Ильин )

Слайд 3

Казанский университет, 1832 год. “О важнейших предметах воспитания”

Слайд 4

Н.И.Лобачевский : -стремление к познанию; -самостоятельность мышления; -научное мировоззрение; -высокие культурные потребности; -необходимость приобретенные знания и умения направлять на пользу общества; -трудолюбие; -необходимость проявлять и развивать природные способности; -любовь к отечеству и забота о собственной чести.

Слайд 5

От искусства преподавателя, от умения педагога, от его личности зависит: -отношение учащихся к предмету; -увлечение процессом познания; -направленность страстей.

Слайд 6

На уроке математики воспитание осуществляется посредством следующих факторов: - содержания образования; - методов и форм обучения; -использования случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций; -эмоционального уровня общения; -структуры урока; -технологии; - личности самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени).

Слайд 7

В специфике преподавания математики имеются большие возможности для воспитания человека. Именно математика, в большей мере, чем другие дисциплины, позволяет развить и укрепить волю учеников, так как она фактически и призвана развивать внимание, память, мышление.

Слайд 8

Значения лабораторно-практической работы: Во-первых, учащиеся познают на практике диалектический путь познания: от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от последнего — к практике. Во-вторых , учащиеся проявляют трудолюбие, техническую сноровку, показывают умение владеть инструментом при изготовлении моделей из дерева, картона, бумаги. В-третьих , — это коллективная форма деятельности учащихся; они дополняют друг друга, спорят, отстаивают свои мнения, помогают друг другу понять изучаемый материал, воспитывают в себе такие добрые человеческие качества, как отзывчивость, чуткость. В-четвертых, активная познавательная позиция дает более глубокие и прочные знания.

Слайд 10

Буквы русского языка тоже можно рассмотреть с точки зрения симметрии. Вертикальная ось симметрии А; Д; Л; М; П; Т; Ф; Ш. Горизонтальная ось симметрии В; Е; З; К; С; Э; Ю. И вертикальные и горизонтальные оси симметрии Ж; Н; О; Х. Центр симметрии О; Х; Ж. Оси симметрии отсутствуют Б; Г; И; Й; Р; У; Ц; Ч; Щ; Я. Буквы русского языка тоже можно рассмотреть с точки зрения симметрии.

Слайд 13

Треугольники 1-ый угол 2-ой угол 2-ой угол Сумма углов АВС ЕСР MNP Тема « Сумма углов в треугольнике » Лабораторная работа № 7 « Значение суммы углов в треугольнике » Цель: Определить сумму градусных мер углов треугольника. Оборудование: Линейка, транспортир. Подготовительные вопросы: 1.Отметим какие-нибудь три точки, не _____________ на одной прямой, и соединим их отрезками. Мы получим геометрическую фигуру, которая называется ______________. 2.В треугольнике ______ угла. Указание к работе: 1.Нарисуйте три треугольника: АВС, ЕСР и MNP . 2.Измерьте градусные меры углов и запишите полученный результат в таблицу. 3.Сложите полученные градусные меры углов в каждом треугольнике и запишите ответ в таблицу. 4.Сделайте вывод.

Слайд 14

Тема: « Точки, прямые, отрезки » Цели: Познакомить учащихся с понятиями точка, прямая и их взаимным расположением. Инструменты: карандаш, линейка, резинка. Задания: Проведите прямую, обозначьте ее буквой а и отметьте точки А и В, лежащие на этой прямой, и точки P, Q и R, не лежащие на ней. Опишите взаимное расположение точек A, B, P, Q, R и а, используя символы принадлежности. Проведите три прямые так, чтобы каждые две из них пересекались. Обозначьте все точки пересечения этих прямых. Сколько получилось точек? Рассмотрите все возможные случаи. Отметьте точки А,В,С,Д так, чтобы точки А,В,С лежали на одной прямой, а точка Д не лежала на ней. Через каждые две точки проведите прямую. Сколько получилось прямых? Сделайте вывод.

Слайд 15

ТЕМА: « Измерение отрезков » № 1. На отрезке СД отмечена точка М. Найдите длину отрезка СД, если СМ=8см, а МД=11см. № 2. На отрезке КС отмечены точки Д и А так, чтобы точка Д лежала между точками К и А. Найдите длину отрезка КС, если КД=5см, ДА=9см, АС=7см? № 3. На отрезке АВ отмечена точка Д. Найдите длину отрезка АД, если АВ=18см, а ДВ=12см? Контрольные вопросы: В каких единицах измеряются отрезки? Какими инструментами измеряются отрезки? Как называется точка, делящая отрезок пополам? Если отрезки равны, каковы их длины? Как найти длину отрезка, если известны длины отрезков на которые данный отрезок делится точками? Как найти часть отрезка, если известны длина всего отрезка и другой его части?

Слайд 16

В заключении хочется сказать, что сколько-нибудь заметный воспитательный эффект уроки математики (как и всякой другой науки) могут дать только при том условии, что учитель, во-первых, достаточно хорошо знает свой предмет, его методологию и его историю, во-вторых, имеет достаточный педагогический такт и опыт и, в-третьих, сам обладает в достаточной мере всеми теми качествами, которые он собирается воспитывать в своих учениках.

Слайд 17

Спасибо за внимание Контактная информация: - МОКУ Фабричная ООШ пгт Лальск, -marinskaya_tatyana@mail.ru



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение фабричная основная общеобразовательная школа пгт лальск

                                                                              Подготовила

                                                                     Марьинская Татьяна Юрьевна                        

                                                                             учитель математики

пгт Лальск

2013 г.

(слайд1)Воспитательный ресурс практических работ по геометрии в 7 классе.

(слайд2) «Учить и воспитывать – как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке»

                         

                                                                                                           (Е.Ильин)

Обучение и воспитание связаны между собой неразрывными нитями. Они являются как бы двумя сторонами единого процесса – подготовки молодого поколения к предстоящей деятельности.

Проблемы воспитания являются одними из самых трудных. Недаром к ним приходится обращаться постоянно – не только в детском и юношеском возрасте, но и в период, когда человек уже сложился, и вопросы перевоспитания становятся несравненно более сложными.

Вопросы воспитания в процессе обучения интересовали практически всех видных педагогов. (слайд3)На эту тему оставил ряд высказываний и великий математик наш соотечественник Н.И.Лобачевский. Прежде всего, от него осталась вдохновенная речь “О важнейших предметах воспитания”, прочитанная 5 июля 1828 года на торжественном собрании Казанского университета.

(слайд4)В упомянутой речи Н.И.Лобачевский затронул многие действительно важнейшие вопросы воспитания:

-стремление к познанию;

-самостоятельность мышления;

-научное мировоззрение;

-высокие культурные потребности;

-необходимость приобретенные знания и умения направлять на пользу общества;

-трудолюбие;

-необходимость проявлять и развивать природные способности;

-любовь к отечеству и забота о собственной чести.

Н.И.Лобачевский считал, что только с помощью воспитания человек становится «творением в совершенстве», «мудрость… не дана ему от рождения: она приобретается учением». Искусство воспитателей заключается в том, чтобы «открыть Гения, обогатить его познания и дать свободу следовать его внушениям».Он требовал не просто приобретения высокой квалификации по избранной им специальности, он стремился увлечь его патриотическим идеалом ученого-гражданина, который «высокими познаниями своими составляет честь и славу своего отечества».

Н.И.Лобачевский говорит, что «мы родимся с добродетелями, и совесть дана им в охранение. Примеры учат лучше, нежели толкования и книги».

Несомненно, что все эти вопросы не потеряли своего значения и в наши дни.

(слайд5)Большое значение Лобачевский уделял искусству преподавателей, справедливо считая, что от умения педагога, от его личности зависит очень многое:

-отношение учащихся к предмету;

-увлечение процессом познания;

-направленность страстей.

Что же такое воспитание сегодня?

Это целенаправленное управление процессом личностного развития ребёнка при создании благоприятных условий.

Урок обладает возможностями влиять на становление нравственных, трудовых, эстетических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого качества гражданского долга.

(слайд6)На уроке математики воспитание осуществляется посредством следующих  факторов:

- содержания образования;

- методов и форм обучения;

-использования случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;

-эмоционального уровня общения;

-структуры урока;

-технологии;

- личности самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени).

(слайд7)В специфике преподавания математики имеются большие возможности для воспитания человека. Именно математика, в большей мере, чем другие дисциплины, позволяет развить и укрепить волю учеников, так как она фактически и призвана развивать внимание, память, мышление.

В 7 классе учащиеся  приступают к изучению систематического курса геометрии. Требуется изучить около 100 страниц текста.Обилие определений, теорем, следствий и понятий вызывает трудность в запоминании и умении применять их на практике, а между тем – это является фундаментом геометрии. Процесс усвоения знаний носит проблемный характер. Источником любых знаний являются наблюдения, сравнения, эксперимент. То есть, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Именно поэтому на своих уроках я использую  лабораторные работы на уроках геометрии, которые можно использовать как средство открытия свойств геометрических фигур или проверка этих свойств. В зависимости от уровня класса можно проверять то или иное свойство, или делать выводы опираясь на полученные опытным путем данные.

Надо помнить, что у большинства учащихся более развита зрительная память, а потому на первых уроках изучения геометрии нужно учить ребят правильно строить чертежи и оформлять доказательство теорем, эта работа пригодится в дальнейшем при решении задач на доказательство.

Остановлюсь более подробно на воспитательных возможностях, заложенных в лабораторно-практических работах по геометрии.

Лабораторно-практические работы способствуют развитию наблюдательности, творчества, самостоятельности суждений и умозаключений.

 Этот метод является гибким инструментом в развитии подростка, в организации его самопознания, в развитии креативности. Метод обладает возможностями для поиска и закрепления позитивных эталонов в коммуникативном поведении и в отношении к себе.

 (слайд8)Чем привлекательны в воспитательном смысле практические работы?

Во-первых, учащиеся познают на практике диалектический путь познания: от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от последнего — к практике.

Во-вторых, учащиеся проявляют трудолюбие, техническую сноровку, показывают умение владеть инструментом при изготовлении моделей из дерева,  картона, бумаги.

В-третьих,активная познавательная позиция дает более глубокие и прочные знания.

В-четвертых, лабораторно-практические работы — это коллективная форма деятельности учащихся; они дополняют друг друга, спорят, отстаивают свои мнения, помогают друг другу понять изучаемый материал, воспитывают в себе такие добрые человеческие качества, как отзывчивость, чуткость.

На лабораторно-практических работах воспитываем:

- умение общаться, позитивно относиться к коллегам, окружающим

-проявлять толерантность при работе в группе;

-целеустремленность через потребности ставить перед собой цели и достигать их;

-настойчивость, волю через формирование способности к преодолению трудностей;

- честность и критичность мышления через воспитание уважения к истине;

-критическое отношение к чужим и собственным суждениям;

-формируем умение отстаивать собственную точку зрения;

-эстетический вкус;

- аккуратность, графическую культуру, культуру речи;

- умение работать в группах, прислушиваться к мнению напарника;

-у обучающихся стремление самостоятельно решать посильные учебные проблемы;

-творческий подход к работе, желание экспериментировать;

-трудолюбие, чувство уважения к науке;

- культуру устной и письменной речи;

-культуру математической речи;

-у учащихся потребность к обоснованию своих высказываний;

- прививаем интерес к предмету геометрия,

- внимательность, самостоятельность;

-интерес к исследовательской деятельности;

- умение слушать собеседника, уважительно относиться друг к другу;

-умение высказывать свою точку зрения, проводить рассуждения, доказательства при выполнении заданий.

Групповая и коллективная работа учащихся возможна на уроках практически по всем учебным предметам, в том числе и по математике. Для разных ступеней обучения преобладающими могут являться как групповые, так и индивидуальные, парные, коллективные виды работ. Это тесно связано с целями, задачами обучения, возрастом учащихся, другими факторами. Групповая работа воспитывает  такие моральные качества, как уважительное и справедливое отношение к окружающим; доброжелательность, здоровое восприятие критики; умение организовать деятельность в группе; умение влиять на поведение окружающих; умение сопереживать; прийти на выручку.

Математика имеет свою красоту и изящество, но это не всегда видно не специалисту, а тем более школьнику. Поэтому одна из задач преподавания математики заключается в том, чтобы выявить красоту предмета и использовать её для эффективного развития и воспитания интереса учащихся к математике.

(слайд9,10)В школьном курсе математики есть ряд вопросов, изучение которых способствует воспитанию у учащихся чувства прекрасного.

 1) При изучении симметрии можно дать учащимся представления о таких эстетических понятиях, как порядок, красота и совершенство.

 2)  К вышеуказанным задачам примыкают и задачи на установление числа осей симметрии или плоскостей симметрии.

На уроках нужно показывать учащимся, что симметрия широко используется в произведениях декоративно-прикладного искусства, технике, архитектуре.

(слайд11,12)3)В теме «Правильные многоугольники» можно решать интересные архитектурные задачи. Например, «Какими правильными многоугольниками можно сплошь покрыть плоскость?». Решая эту задачу, учащиеся убеждаются в том, что всю плоскость можно покрыть правильными треугольниками, четырехугольниками, шестиугольниками. Поэтому для покрытия полов, тротуаров часто применяют керамические плитки, имеющие форму правильных треугольников, четырехугольников и шестиугольников.

Современная методика обучения математике характерна тем, что основной акцент в ней делается не на запоминание, а на глубокое понимание учебной информации, на формирование умений творчески применять эту информацию на практике.

(Слайды13,14,15)Примеры лабораторных и практических работ.

(Слайд 16)В заключении хочется сказать, что сколько-нибудь заметный воспитательный эффект уроки математики (как и всякой другой науки) могут дать только при том условии, что учитель,

во-первых, достаточно хорошо знает свой предмет, его методологию и его историю,

во-вторых, имеет достаточный педагогический такт и опыт и,

в-третьих, сам обладает в достаточной мере всеми теми качествами, которые он собирается воспитывать в своих учениках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторно-практические работы по геометрии

Данные лабораторные работы позволяют создать условия, обеспечивающие вдумчивую, осмысленную работу ученика на уроке. Такая форма работы позволяет эффективно организовать работу каждого ученика на урок...

Конспект занятия с преподавателями социально - политических дисциплин "Методика проведения лабораторно - практической работы по организации знакомства учителей с концептуальными основами курса обществознания в 11 классе" (для тьюторов)

Структурно - аксиологический анализ учебника по обществознанию в 11 классе "Обществознание. Глобальный мир в 21 веке". Методологические подходы к изучению и характеристике образовательных программ и ш...

методическое пособие. лабораторно-практические работы по химии

в данном пособии приводятся инструкции по лабораторным и практическим работам по ФГОС Нового поколения...

Лабораторно-практические работы в текстовом редакторе Word.

Данная работа состоит из 5 лабораторно-практических работ в тестовом редакторе Word....

Лабораторно-практические работы по геометрии в 7 классе

В данной работе представлены две лабораторно-практические работы по геометрии  для учащихся 7 класса: " Виды углом в планиметрии" и "Внутренние и внешние углы треугольника". При осуществлении ра...

Лабораторно-практические работы по геометрии, 9 класс

Это учебно-методическое пособие включает в себя пояснительную записку, три лабораторно-практические работы по геометрии для учащихся 9 класса по темам: "Векторы", "Сложение векторов","Вычитание вектор...