Реализация адаптивной программы обучения на ступенях предпрофильной подготовки
опыты и эксперименты (9 класс) по теме

Модель адаптивной системы обучения в первую очередь ориентирована на адаптацию школьной системы к возможностям и особенностям учащихся, а не наоборот, как это принято в традиционной школе. Предпрофильная подготовка - первый шаг к профессиональному выбору учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация адаптивной системы обучения

на ступенях предпрофильной подготовки

Кузьмина Елена Васильевна

Модель адаптивной системы обучения в первую очередь ориентирована на адаптацию школьной системы к возможностям и особенностям учащихся, а не наоборот, как это принято в традиционной школе.

Реализовать модель адаптивной системы обучения на ступенях предпрофильной подготовки и последующего профильного обучения – задача не одного года. Зачастую мы начинаем предпрофильную подготовку только в 9 классе и забываем, что отслеживать развитие ребенка, выявлять способности и склонности ученика необходимо с первых дней обучения           в школе.

Целью предпрофильной подготовки в школе в рамках реализации адаптивной системы является создание условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии с их интересами, способностями, склонностями, умением   адаптироваться                     в обществе.

Трудность в выборе будущей профессии – главная проблема, стоящая перед девятиклассниками. И это с учетом того, что 65 %  от общего количества учащихся 9 класса на второй ступени образования систематически посещали и продолжают заниматься в кружках, секциях, клубах по интересам; 25 % –увлечены  тем или иным предметом и проявляют хорошие способности, и лишь 10 % девятиклассников составляют «группу риска», то есть те, которые не заняты, не участвуют и никак себя                            не проявили.

Адаптивная система помогает нам успешно реализовывать предпрофильную подготовку через поэтапное выявление у учащихся интересов и потребностей и заранее готовить преподавателей предпрофильных курсов.

 

          Структура адаптивной системы включает в себя 4 этапа:

Профессиональное просвещение

(1-6 кл.)

Первичное самоопределение

(7 кл.)

Вторичное самоопределение (8 кл.)

Профессиональная проба и моделирование

(9 кл.)

1.Знакомство с профессией родителей.

2. Представление о мире профессий.

3. Осознание своих интересов, способностей.

1. Обобщение знаний о мире профессий.

2. Выявление профессиональных предпочтений.

3. Прогнозирование и моделирование выбора.

1. Расширение знаний о мире профессий.

2. Формирование умений соотносить выбор и возможности.

3. Знакомство с типами профессиональных учреждений.

4. Знакомство с достижениями профессионального успеха. С уровнем и перспективами профессионального образования.

1. Определение индивидуальной стратегии образования.

2. Организация практико-ориентированной помощи.

3. Расширение сферы познания интересующей профессии.

На каждом этапе вводятся формы работы, которые соответствуют возрастным особенностям учащихся.

1этап (1-6 классы)

Классные часы, встречи, конкурсы, беседы, экскурсии, профессиональные игры, турниры, эстафеты, путешествия

2 этап (7 класс)

Анкетирование, тестирование, марафоны, консультации, тренинги

3 этап (8 класс)

Конференции, диспуты, экскурсии, встречи и беседы со специалистами Центра занятости, общешкольные мероприятия

4 этап (9 класс)

Предпрофильные курсы по выбору, системные классные часы, экскурсии, семинары, проектная работа, НОУ, ярмарки профессий, акции, собеседование, анкетирование, тестирование

Важными вспомогательными звеньями и участниками на этапах предпрофильной подготовки  и последующего выбора предпрофильного курса являются:

-общешкольные мероприятия;

-система дополнительного образования (спортивные секции,

-кружки, клубы;

-объединения (юных пожарных, инспекторов движения);

-школа искусств;

-школьный актив «Лидер», «Отличник», «Турист», «Поиск»;

-общественные организации, учреждения и предприятия;

-родители, социум, личное окружение ученика.

Особую роль играет урок, где ученик  получает определенный объем знаний и необходимый перечень умений  и навыков для дальнейшего их применения в профессиональной деятельности. Главная задача учителей-предметников — сформировать у детей чёткое представление о том, какое   место занимает  тот или иной предмет в профессиональной сфере. Пройдя этапы проф. просвещения, первичного и вторичного самоопределения через систему дополнительного образования, участие во внеклассных и предметных мероприятиях, на этапе профессиональной пробы девятиклассникам предоставляется возможность:

-осознать и применить свои сложившиеся способности и

   потребности  (прямые интересы),  

-реализовать имеющиеся ориентиры (дополнительные интересы),                               -совместить весь комплекс интересов и сделать необходимые

                выводы (образовательно-деятельностные интересы).

Учащимися  9 класса этого года был востребован следующий  перечень          предпрофильных курсов, который был скорректирован на основе наблюдений, тестирований, собеседований, проводимых в течение трех лет, то есть указанных этапов, начиная с 6 класса:

  • Мой салон красоты
  • И только в человеческой душе есть место красоте…
  • Деревообработка
  • Индустрия общественного питания
  • Курс юного спасателя
  • Медицина – наука прошлого, будущего и настоящего
  • Работа с информацией
  • Растениеводство
  • Современная отделка квартиры
  • Художественная обработка материалов
  • Химическая лаборатория

Предлагаемые предпрофильные курсы уже традиционно строятся  в нашей школе на принципах:

  • избыточности (знакомство с максимальным количеством профессий),
  • вариативности (расширение тем в рамках отдельного курса),
  • оригинальности содержания (сочетание теории и практики, многообразие форм работы),
  • использования активных методов обучения (индивидуальная и групповая деятельность, проектирование, сотрудничество).

Опыт доказывает, что поэтапная и планомерная подготовка к выбору предпрофильного курса способствует решить ряд задач:

  • выявить готовность и способность ученика к освоению  курса;
  • повысить мотивацию к обучению;
  • помочь учащемуся правильно выбрать индивидуальную образовательную траекторию.

 Таким образом, к концу 9 класса учащимися последовательно и  планомерно  преодолеваются  самые трудные ступени формирования личности:

  • самоопределения;
  • профессиональных проб;
  • моделирования  и прогнозирования будущей профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь»

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь» ...

Программа предметного курса предпрофильной подготовки "Модули и параметры"

Задачи с модулем и параметром традиционно представляют для учащихся сложность в логическом, техническом и психологическом плане. Однако, именно решение таких задач играет важную роль в формировании мы...

Развитие творчества и мотивации к учению через освоение программы элективных курсов по математике на ступени предпрофильной подготовки

Элективные курсы в 9 классе являются пропедевтическими и выполняют задачи практико - ориентированной помощи  в приобретении личностного опыта выбора собственного содержания образования .Поэтому э...

Проектная работа «Построение процесса обучения биологии через реализацию адаптивных программ для детей с нарушением слуха»

Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с нарушением слуха – это общеобразовательная программа, адаптированная для обучения детей с уче...

Программа спецкурса п предпрофильной подготовке "Информационная подготовка к выбору профессии" 9 класс

Программа спецкурса п предпрофильной подготовке  "Информационная подготовка к выбору профессии" 9 класс...

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье дан краткий обзор интерактивных технологий, применяемых в общем образовании при проведении предпрофильной подготовки и профильного обучения; показана эффективность организации познавательной ...