Выступление на ШМО учителей коррекционной школы
статья по теме

Медведева Светлана Викторовна

Основные тезисы вытупления учителя-дефектолога о развитии мышления у детей с психическим недоразвитием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные тезисы  выступления на ШМО

учителя-дефектолога Медведевой С.В.

 «Развитие мышления у детей с проблемами в развитии».

План.

  1. О понятии мышления, его видах и о процессах мышления.

2. Психолого-педагогические основы развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

      3.  Переход от восприятия к обобщению.

      4. Переход от восприятия к наглядно-образному мышлению и элементам логического мышления.

      5.  Дидактические  игры.

Мышление  –  это процесс познания человеком действительности.

Выделяют три вида мышления:

- наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками);

- наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов явлений);

- словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у детей с 3 – 4 лет. В этот период жизни ребенок постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

На основе наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления - наглядно-образное. Данный вид мышления характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения в ходе того или иного  занятия.

К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием   и преобразованием понятий.

Достижение высшей стадии логического мышления – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только  высокой активности умственной деятельности, но  и обобщенных знаний об общих и существенных  признаках предметов и явлений действительности,  которые закреплены в словах.

Вся познавательная деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста связана с его практической деятельностью и с ориентировкой в окружающем предметном мире. В свою очередь и развитие мышления в этом возрасте связано с практическими действиями ребенка и с восприятием свойств и отношений предметов окружающего мира.

При нормальном развитии первые проявления наглядно-действенного мышления можно наблюдать в конце первого — начале второго года жизни. В дошкольном возрасте ребенок свободно ориентируется в условиях возникающих перед ним практических задач, может самостоятельно найти выход в проблемной ситуации.

В наглядно-действенном мышлении проблемная ситуация разрешается с помощью использования вспомогательных средств или орудий. Пример: чтобы достать из банки с узким горлом вкусный фрукт, ребенок может использовать специальную ложку с длинной ручкой.

К концу дошкольного возраста дети могут справляться с весьма сложными проблемно-практическими задачами, включающими в себя необходимость учета механических связей и отношений (типа рычага), вычленения существенных свойств объектов и т.п.

Переход от восприятия к обобщению тесно связан с выбором по образцу. В какой-то мере сам выбор по образцу несет в себе первый элемент обобщения. Ребенок, выделив какое-либо свойство в одном предмете, должен выделить его и в другом и объединить оба объекта по данному признаку. Если же к одному образцу подбирается не один, а несколько сходных с ним объектов, то это уже не выбор по образцу, а группировка, т. е. подлинное обобщение.

Для ребенка выделить какой-либо признак самостоятельно, понять, по какому принципу нужно подбирать предметы друг к другу является трудной задачей, требующей участия мышления. А для проблемных детей такая задача часто не выполнима. Примеры.

Еще более трудная задача встает перед ребенком, когда он должен сменить основание группировки одних и тех же объектов. Например, одни и те же геометрические фигуры разложить сначала к цветовым образцам (красный, желтый, синий), а потом к образцам, различающимся по форме (круг, квадрат, треугольник). Во всех случаях основание группировки, самостоятельно выделенное ребенком, должно быть закреплено соответствующим обобщающим словом. Но при этом уровень обобщения различный. Примеры.

При переходе от восприятия к наглядно-образному мышлению появляется возможность восстановления образов восприятия в представлениях и оперирование этими образами. Данные процессы развиваются и проявляется у детей в процессе разных видов деятельности. Представление о предметах, свойствах и отношениях предметов и их частей может быть вызвано словом или показом соответствующего изображения и, в свою очередь, стать основой рисунка, лепки, аппликации, конструкции или обеспечить понимание рассказа, узнавание предмета по описанию, отгадывание загадок и т. д.  В этих случаях мы имеем дело с оперированием образами, их перестановкой, соединением частей мысленным путем.

К концу  дошкольного возраста у детей появляется более обобщенное восприятие, опирающееся не только на отдельные свойства предметов, но и на связи и отношения между ними. На этом уровне у детей возникает возможность наглядно-пространственного моделирования предметов и ситуаций, которая находит свое выражение в деятельности детей: в своих рисунках они своеобразно отражают окружающую действительность.

Предлагаемые дидактические игры на развитие мышления.

«Что случилось?»

Ц е л ь: учить решать задачи в образном плане с использованием вспомогательных средств, создавая проблемную ситуацию.

 «Помоги животным».

Цель: расширять и уточнять значения слов-названий животных и слов, связанных с образом жизни животных. (домашние и дикие животные, где живут - в берлоге, дупле, сарае и др.)

«Покорми животных» (собаку, козу, зайку, кошку, ежа, белку).

Цель: продолжать обогащать и уточнять значения слов-названий животных, формируя представление о самих животных ( кто, что ест?); учить понимать рассказы о животных, с которыми они познакомились в игре, использовать полученные знания.

 «Угадай, кто у меня?»

Цель: учить рассказывать о тех животных, с которыми дети встречались и действовали в игре; опознавать их по рассказу товарища, расширение и уточнение значения самых разных слов.

Подробнее игры можно посмотреть в методическом кабинете и в специальной литературе  школьной библиотеки.

Подготовила учитель-дефектолог Медведева С.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО учителей эстетического цикла "Личность учителя и здоровьесберегающая педагогика"

В последние годы все больше говорят о необходимости внедрения в школе здоровьесберегающих технологий. Почему эта проблема так актуальна? Что может сделать учитель в своей педагогической практике...

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.

Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...

Выступление: «Педагогический рост учителя через курсы повышения квалификаций учителя»

Данное выступление полезно для работников образования, где говорится о том, какую помощь оказывают различные курсы по повышению квалификации уровня профессионализма всех педагогических кадров. Рассмат...

Выступление на КМО учителей истории Барун-Хемчикского района: Учитель и социальные сети.

Социальная сеть (от англ. social networking service) — платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации...

Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"

Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....

Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе

24 декабря 2014 г. выступала с  докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и  учредительном совете с докладом  на тему: Эффективное применение на у...