Применение мониторинга в образовательном процессе
статья по теме

Применение мониторинга в образовательном процессе. выступление на методическом семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_monitoringa_v_obrazovatelnom_protsesse.rar1.18 МБ

Предварительный просмотр:

 «Применение мониторинга в образовательном процессе»

Мониторинг - слово, вошедшее в педагогический лексикон относительно недавно. Современный словарь иностранных слов определяет это понятие как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

Назначение  мониторинга: сбор, систематизация и хранение информации о состоянии качества образования.

 Функции мониторинга:

Интегративная, диагностическая, экспертная, информационная, прогностическая.

     Основные направления мониторинговой деятельности:

  • создание и постоянное совершенствование инструментария, обеспечивающего объективность измерения качества образования;
  • сбор информации по показателям:
  • систематизация информации, формирование базы данных;  
  • сравнительный анализ информации (в соответствии с показателями)
  • формирование выводов, тенденций, обоснование проблем и т.п.;
  • распространение опыта мониторинговых исследований.

Субъектами мониторинга выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (учителя, ученики, родители) получают информацию, анализируют ее.

Объектами мониторинга является образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению.

Способы сбора информации: использование листов контроля, различных таблиц, программ и схем наблюдений, тетрадей и журналов посещений.

Из опыта работы

Виды мониторинга для обучающихся(общеучебные навыки):

Виды мониторинга

Цели мониторинга

Использование результатов

Стартовый

Получение данных об исходном уровне обученности учащихся в начале учебного года.

Для получения наиболее объективной оценки результатов обучения за предыдущий учебный год, планирования образовательного процесса.

Рубежный

Получение информации об успешности усвоения учебного материала.

Для коррекции учебно-воспитательного процесса.

Итоговый

Установление степени достижения планируемого уровня учебных достижений учащихся.

Для анализа работы по итогам учебного года, принятия эффективных решений, планирования образовательного процесса на следующий учебный год.

  1. 5 класс Информатика и ИКТ

Результаты стартового мониторинга

  1. Метопредметный мониторинг

Задание 1.

Выполни инструкцию.

1. Построй прямой угол. Обозначь его вершину буквой А.

2. На одной стороне построенного угла отложи отрезок АВ = 6 см, на другой стороне – отрезок АС = 8 см.

3. Построй отрезок ВС, найди его середину и обозначь ее буквой К.

4. Соедини точку К с вершиной прямого угла А.

5. Измерь длину отрезка АК с помощью линейки.

Задание 2.

На рисунке изображена сломанная линейка.

Напиши инструкцию по использованию этой линейки для измерения длины.

Задание 6.

Ученые – экологи установили, что в местностях с сухим климатом в летнее время во многих водоемах значительно повышается концентрация вредных веществ.

Выдвини гипотезу, почему это происходит. Обоснуй свою гипотезу.

Примечание. Под концентрацией вредных веществ понимают их количество в пробе воды определенного объема, например, в 1 литре.

Задание 8.

Составь словарный диктант для первоклассника из предложенных слов.

При отборе слов учти главное требования к диктанту: в нем НЕ ДОЛЖНЫ быть слова, в которых есть безударные гласные, за исключением безударного звука [у].

бегун, пушинка, стучал, гостил, сухарь, снегирь, вечер, подснежник, дождевик, в парке, целый.

Задание 16.

В Англии в качестве меры длины используется дюйм (1 дюйм примерно равен 2 см 5 мм). Реши следующую задачу из английского учебника математики.

Измерь в квадратных дюймах площадь закрашенного прямоугольника, показанного на рисунке.

Ответ:_____________ квадратных дюймов.

При необходимости можно воспользоваться следующей статьей из «Энциклопедии измерений»:

Меры площади

В качестве мер площади используются квадратные единицы. Если длина измеряется в сантиметрах, то площадь – в квадратных сантиметрах, если длина измеряется в метрах, то площадь – в квадратных метрах и т.д.

1 квадратный метр (кв. м) – это площадь квадрата, каждая сторона которого равна 1 м.

Задание 10.

Ученикам предложили разработать проект национального парка, в котором обитало бы большое количество разнообразных животных. В твоей группе 4 человека – ты и Маша, Таня, Дима. Тебя выбрали капитаном команды.

Напиши план работы своей группы и распредели, кто и что будет выполнять.

План работы

1. ______________________________________________________________

2. ______________________________________________________________

3. ______________________________________________________________

4. ______________________________________________________________

5. ______________________________________________________________

Распределение работы между членами группы

Делаете вместе _____________________________________________________

Делаешь ты ________________________________________________________

Делает Маша ______________________________________________________

Делает Таня _______________________________________________________

Делает Дима _______________________________________________________

  1. Журнал «Клавиатурный тренажер»

  1. Анкетирование родителей на родительских собраниях

  1. Анкетирование учащихся на классных часах

Вывод:

 Мониторинг обеспечит совершенствование образовательного процесса в соответствии с задачами программы развития школы с учетом индивидуальных особенностей обучения учащихся, их интересов, образовательных возможностей, состояния здоровья



Алгоритм действий при мониторинге:

  1. Сбор информации (тестирование, анкетирование и т.д).
  2. Проблемно-ориентированный анализ информации.
  3. Целеполагание.
  4. Мотивация учащихся на достижение поставленных целей.
  5. Диагностика ресурсов и условий их реализации.
  6. Прогнозирование, программирование, планирование.
  7. Организация деятельности.
  8. Контроль организации деятельности.
  9. Коррекция и регулирование деятельности.

         10.     Оценка результата.

Алгоритм действий при мониторинге:

  1. Сбор информации (тестирование, анкетирование и т.д).
  2. Проблемно-ориентированный анализ информации.
  3. Целеполагание.
  4. Мотивация учащихся на достижение поставленных целей.
  5. Диагностика ресурсов и условий их реализации.
  6. Прогнозирование, программирование, планирование.
  7. Организация деятельности.
  8. Контроль организации деятельности.
  9. Коррекция и регулирование деятельности
  10. Оценка результата


Последние тенденции в оценке результатов обучения

1. Переход к когнитивной точке зрения на обучение и оценку:

  • от оценки исключительно результатов обучения к рассмотрению также процесса обучения;
  • от пассивного ответа на заданный вопрос к активному конструированию содержания ответа;
  • от оценки отдельных, изолированных умений к интегрированной и междисциплинарной оценке;
  • внимание к метапознанию (самоконтролю, общеучебным умениям и умениям, связанным с волевыми проявлениями личности (мотивации и другим сферам, влияющим на процесс обучения и образовательные достижения);
  • изменение значения понятия "знающий" и "умеющий", отход от рассмотрения этих понятий как некоторого накопления изолированных фактов и умений и новое наполнение понятия в терминах применения и использования знаний.

2. Изменение формы оценки: переход от письменной проверки к аутентичной проверке, основными особенностями которой являются:

  • значимая для учащихся оценка;
  • использование заданий с определенным контекстом (контекстуализированные задачи);
  • основное внимание к комплексным умениям;
  • включение заданий с несколькими правильными ответами;
  • ориентация оценки на стандарты, известные учащимся;
  • оценка динамики индивидуальных достижений учащихся.

3. Изменение характера оценки, проводимой учителями, самооценки учащихся, оценки, проводимой родителями: от единовременной оценки с помощью одного измерителя (чаще всего теста) - к портфолио (оценке работ, выполненных учащимися за определенное время).

4. Переход от одномерного к многомерному измерению - от оценки только одной характеристики образовательных достижений к оценке нескольких характеристик одновременно.

5. Переход от оценки исключительно индивидуальных достижений учащихся к оценке достижения группы учащихся:

  • оценка умений работать в коллективе;
  • оценка результатов групповой работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМА АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ И ЕЁ ВОЗМОЖНОСТИ. Публикация сборника II Всероссийской конференции "Применение ЭОР в образовательном процессе" "ИTO-ЭОР-2012" , г. Москва

В публикации повествуется о проблемах школы в области автоматизации образовательного процесса и возможностях автоматизации улучшить работу участников образовательного процесса....

Аттестационная работа «Мониторинг результативности образовательного процесса в эстрадной вокальной студии «Цветные сны»»

Аттестационная работа Курсы повышения квалификации Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»Городской центр разви...

Мониторинг качества образовательного процесса в колледже

В данном пособии представлен диагностический материал о работе ГАОУ СПО МО ГПК....

Мониторинг результативности образовательного процесса

"Проэкт успешности образовательной программы " поможет педагогам дополнительного образования систиматизировать динамику результативности навыков, знаний и умений  учащихся....

Педагогический мониторинг результативности образовательного процесса в УДОД

Представленный материал представляет собой  разработку обучающего семинара по данной теме, используемую на занятиях школы начинающего педагога в УДОД. Может быть использован коллегами как ос...

Мониторинг эффективности образовательного процесса.

1.Диагностика нравственной самооценки.2.Диагностика отношения к жизненным ценностям.3.Диагностика этики поведения4.мониторинг развития личности_ГОТ5.МР_Оценка качества обучения_ГОТ...

«Мониторинг качества образовательного процесса в объединении «Декоративная мастерская»

Педсовет на тему: «Система оценки качества образовательного процесса»...