Доклад на тему : Влияние СМИ на поведение и формирование нравственной культуры подростков. Автор Бабенкова П.И.
материал (9 класс) по теме

 

 Доклад на тему : Влияние СМИ на поведение и формирование  нравственной  культуры подростков.

Средства массовой информации охватили все общество, включая  школьников и подростков. Телевидение, газеты, журналы, кино, радио, Интернет все это постоянные потоки информации, которых избежать невозможно! Зачастую семейное воспитание недостаточно уделяет внимания потоку информации который ребенок воспринимает ежедневно. Что он слушает в наушниках, в какие компьютерные игры играет, каких литературных и кино-героев обожает. Как правило детское самосознание несформированное и ребенок достаточно впечатлителен. Чаще всего визуальные средства массовой информации влияют на психику и формирование нового мнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklod_na_seminar_12.12.13.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние СМИ на поведение и формирование  нравственной  культуры подростков.

Средства массовой информации охватили все общество, включая  школьников и подростков. Телевидение, газеты, журналы, кино, радио, Интернет все это постоянные потоки информации, которых избежать невозможно! Зачастую семейное воспитание недостаточно уделяет внимания потоку информации который ребенок воспринимает ежедневно. Что он слушает в наушниках, в какие компьютерные игры играет, каких литературных и кино-героев обожает. Как правило детское самосознание несформированное и ребенок достаточно впечатлителен. Чаще всего визуальные средства массовой информации влияют на психику и формирование нового мнения.

Одним из инструментов социализации являются средством массовой информации, в особенности электронные - радио и еще в большей степени телевидение. Именно СМИ во многом определяют те образцы поведения, которым склонны подражать подростки и молодые люди. Все сказанное делает электронные СМИ мощным инструментом социального управления и формирования различных социальных норм.

Именно поэтому  тема : «Влияние СМИ на поведение и формирование  нравственной  культуры подростков» является актуальной. Средства массовой информации являются достаточно мощным инструментом для формирования мысли, поступков, и восприятия реальности подростка.

Что такое "нравственная культура"? Существуют разные точки зрения определения этого понятия. Так, например, С.Ф. Анисимов [См.: Анисимов С.Ф. Моральная мотивация. М., 1999], считает, что реальная нравственная культура в современном обществе может быть представлена деятельностью, направленной на утверждение во всех сферах человеческой активности принципов человечности, В.А.Блюмкин [См.: Блюмкин В.А Мир моральных ценностей. М., 1981] предлагает, что "Нравственная культура – неотъемлемая часть духовно-практической культуры общества, отдельных социальных групп, индивида. Ее сущность состоит в органическом единстве этических знаний, моральных чувств, качеств, принципов, убеждений, а также навыков и способностей к нравственной деятельности, активности их проявлений в реальных действиях, отношениях". Несмотря на разные подходы к определению "нравственная культура", все исследователи единодушны, и считают, что нравственная культура – важнейшая составляющая процесса становления личности.

Среди нравственных проблем, которые на протяжении веков волновали подростков, находятся проблемы добра и зла, справедливости, порядочности.

Как правило, подростки в поисках правильного ответа на нравственные вопросы обращаются к источникам, таким как научная и популярная, художественная литература, произведения искусства, печать, телевидение, интернет.

Средства массовой информации. Их влияние на развитие личности детей и подростков

Средства массовой информации – это учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария [Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации. – М.: Социальные отношения, 2003.].

Средства массовой информации формально можно разделить на три вида:

1) печатные издания: газеты, журналы, бюллетени, справочники, листовки и рекламные щиты;

2) электронные (радио, телевидение, Интернет, видео – и аудиозаписи, кинематограф; телевидение;

3) Информационные агентства.

Телевидение

По данным социологических исследований, телевидение занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного воздействия после семьи и школы, являясь каналом интенсивной социализации. Сущность особенностью восприятия ребенка является преобладание эмоционального отношения к объектам действительности при отсутствии глубоких знаний о них.

Сильное эмоциональное влияние на подростка оказывает телевидение. Оно является мощным средством коммуникации по охвату населения и возможности воздействовать на сознание людей.

СМИ являются также источниками пошлой информации, порнографии. В телевидении транслируется множество эротических фильмов, которые развращают, опошляют современную молодежь. Страшно то, что эту пошлость, нечистоту мы видим не только по телевидению, но и в газетах, журналах, в сети Интернет - везде. Можно проследить негативное воздействие телевидения на половую жизнь подростков. "Ценности, нормы и стереотипы половой жизни, которые транслируют СМИ, очень часто далеки от реальности, ориентируют молодых людей на бесправные половые связи, которые не опираются на взаимные чувства любви и ответственности, провоцируют и стимулируют и без того повышенную подростковую сексуальность. Телевидение сильно воздействует на поведения молодёжи, вносит существенный вклад в характер их общения с миром, оказывается стимулом для действий, которые не нужно изобретать самому, поскольку они даны в готовом виде. Пропагандируя определенные ценности, оно способно формировать у людей соответствующие установки.

Пресса

На сегодняшний день среди российских печатных изданий существует большое количество молодежных журналов, пользующихся большим спросом среди подростков. Подросток, осваивающий собственное "Я", больше всего любит читать о жизни своих сверстников. На этом и основываются редакции различных молодежных журналов и издательства, печатающие их. Тематика этих журналов, как правило, не отличается научной познавательностью и разнообразием; их основные рубрики: музыка, мода, новости шоу-бизнеса, секс, гороскоп, тесты, анекдоты. По всей вероятности, подобные издания не ставят себе задачу расширения кругозора, повышения уровня образования и начитанности среди подростков. А ведь чтение в жизни подростков понизилась в последние годы не только количественно, но и качественно. И снижение интенсивности, и качества юношеского чтения - большая социальная потеря. Вся новая информация активно поглощается ребенком, который стремится все знать. Но подростку, еще не научившемуся правильно отбирать и адекватно воспринимать "взрослую" информацию, нужно умело ее предоставить, причем "небольшими дозами", поскольку психика ребенка в подростковый период особенно восприимчива. Современные молодежные издания, похоже, не учитывают этот фактор.

Интернет

Сегодня наряду с видеоиграми популярным времяпровождением является компьютерная сеть Интернет. Одним из негативных эффектов глобальной компьютерной сети является широкое распространение различной информации сомнительного содержания. Следует, отметит, что существуют информационные воздействия, прямо угрожающее психическому или физическому здоровью человека. Довольно часто они формируют морально-психологическую атмосферу в обществе, питают криминальную среду и способствуют росту психических заболеваний. Самыми уязвимыми и незащищенными оказываются наши дети, так они не видят угрозы, которую несет в себе глобальная сеть. Статистика пугает: 9 из 10 детей в возрасте от 8 до 15 лет сталкивались с порнографией в сети, около 17% регулярно заглядывают на запретные ресурсы, примерно 5,5% готовы претворить увиденное там в жизни. Отследить свою информацию, что ежесекундно попадает в Интернет, невозможно. Ребенок может случайно зайти на сайт, где ему в красках распишут, насколько приятны на вкус наркотики, какие чудеса творит с организмом алкоголь или как в домашних условиях из подручных средств изготовить настоящую взрывчатку. Даже на доброжелательных на первый взгляд сетевых ресурсах во всплывающем рекламном окне может показаться фотография обнаженного тела. Об этих деталях должен знать педагог и родители каждого ребенка, чей компьютер подключен к Интернету.

Особенно чувствительны к влиянию С М И молодые люди: подростки и юноши. СМИ задают характерные для современной массовой культуры идеальные личностные образцы и нормы поведения, которые проецируются на молодежную субкультуру и тем самым присваиваются подростками, формируя их ценностные ориентации и реальное поведение.

Очевидно, что подростки являются той самой "массой" населения, которая наибольшее время проводит у телевизора.  Именно поэтому особого внимания заслуживает подростковый контингент. Именно подростки в возрасте от 12-18 лет составляют «группу риска».В своей группе я провела несколько бесед на тему"Я и телевизор, «Самые любимые программы»,провела наблюдение за предпочтениями воспитанников в сфере просмотра телепередач и пришла к выводу, что половина воспитанников из группы предпочитают смотреть фильмы с безнравственным поведением такие телевизионные  жанры как боевики, триллеры, ужасы, что способствует повышению уровня агрессии снижению нравственной и эстетической культуры.

Следует отметить, что наравне со школой социализирующими агентами являются семья, средства массовой информации и молодежная субкультура. У семьи, как и у школы, воспитательная роль на настоящем этапе уменьшилась. Старшее поколение вынуждено больше времени уделять проблеме выживания, нежели воспитанию детей. Таким образом, самую большую роль в процессе воспитания подрастающего поколения играют средства массовой информации и объединения молодежных субкультур.

Анализ социализирующей роли средств массовой информации выделил несколько негативных аспектов, достаточно сильно влияющих на подрастающее поколение, действия которых можно назвать целенаправленными:

- формирование асоциальной, агрессивной личности, сознание которой допускает нарушение всех нравственных норм и общественных законов;

- отрицание исторических и культурных ценностей российского общества, отождествление себя и своих интересов с западным образом жизни, стилем поведения, взаимоотношениями в социуме;

- пропаганда западных идеологических приоритетов, разрушение базовых ценностей христианской культуры за счет внедрения религиозных учений не характерных для российского общества.

Заключение.

Мы рассмотрели тему: « Влияния СМИ на поведение и формирование  нравственной  культуры подростков», и теперь можно с уверенностью сказать, что воздействие средств массовой информации существует и оно достаточно существенное. Ибо оно производит мощнейшее влияние на сознание молодого человека. Телевидение оказывается стимулом для действий. Также по нему пропагандируются определенные ценности, которые способны формировать у людей соответствующие установки.

Я считаю, что педагог, обратившись к проблеме влияния СМИ на молодежь должен изучать способы уменьшения влияния негативного рода информации. Иначе у нашего нового поколения сформируются неправильные ценностные установки и будет грустно смотреть на их образ жизни. Необходимо, по-моему, ввести цензуру на фильмы с элементами насилия и эротики, на порно-материалы в журналах, газетах, TV и т.д.

Эту проблему нужно решать, не смотря на то, что кому-то это будет не выгодно. Здоровый образ жизни, высокий реализованный интеллектуальный потенциал, глубина доброй морали должны, в первую очередь, характеризовать наше молодое поколение.

Список литературы

1. Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации. – М.: Социальные отношения, 2003.

2. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. – М.: Мысль, 1973. – 213 с.

3. Шкондин М.В. Средства массовой информации: системные характеристики. – М., 1995.

4. Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. – М., 1996.

5. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 238 с.

6. Сила телевидения. Обзор семинара // ПОЛИС.- № 6/1994 – с. 20-26

7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999г.

8. Киященко Н.И. Современные концепции эстетического воспитания. – М.: ИФРАН, 1998, – 204 с.

9. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание

10. См.: Анисимов С.Ф. Моральная мотивация. М., 1999

11. Блюмкин В.А Мир моральных ценностей. М., 1981

12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.,

13. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Просвещение, 1984


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Влияние занятий физической культурой на развитие личности"

Физическая культура и спорт являются не только эффективным средствомфизического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферойобщения и проявления социальной активности людей, разумной фо...

Доклад по теме: "Влияние компьютера и сотового телефона на жизнь и здоровье школьника"

Компьютер может стать помощником в интеллектуальном развитии ребенка, освоении им профессии, а может разрушить здоровье и привести к социальной дезадаптации. Научить ребенка целесообразно использовать...

Презентация на тему: "Влияние СМИ на формирование жизненных установок подростков, здоровья будущих граждан российского общества".

В данной презентации представлены материалы исследующие тему влияния СМИ на психическое и физическое здоровье подростков. Данные выкладки подводят родителей обучающихся, как и педагогов школ,  к ...

Доклад на тему: Влияние музыки В.Моцарта на детей.

1.История возникновения музыкальной терапии в качестве самостоятельной науки.2.Эффект Моцарта 3.Воздействие музыки Моцарта  на ребенка...

Доклад на тему: "Влияние предметов гуманитарного цикла на формирование личности учащихся и их духовно-нравственных ценностей"

Доклад на тему: "Влияние предметов гуманитарного цикла на формирование личности учащихся и их духовно-нравственных ценностей"...

Статья на тему: "Влияние музыки на психо-эмоциональное состояние подростка"

Музыка оказывает большое влияние на психо-эмоциональное состояние подростка....

Доклад на тему «Влияние интернета на формирование личности подростков»

Доклад  на тему    «Влияние интернета на формирование личности подростков»   ВВЕДЕНИЕ       Живя  в сов...