Размышляя о главном...Выбор методов и приёмов работы на уроке истории.
консультация по теме

Калошкина Ольга Викторовна

Немного об эффективных методах и приёмах работы на уроке истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Размышляя о главном...30.56 КБ
Office presentation icon презентация345 КБ

Предварительный просмотр:

ыфяяПредставление опыта на методическом семинаре:

« Размышляя о главном».

Подготовила: Калошкина Ольга Викторовна

учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ № 3 с. Алакуртти»

      Идя на каждый урок, я ставлю перед собой такие задачи: как сделать урок интересным; как активизировать деятельность учащихся на уроке; как не только передать ребятам определенную сумму знаний, но и дать им  возможность ощутить радость открытий; воспитать потребность узнавать все больше и больше.

Важнейшая задача - дать учащимся глубокие и прочные знания по истории, вырабатывать навыки и умения применять их на практике.  

Поиск новых форм и методов изучения истории явление не только закономерное, но и необходимое. В условиях гуманизации образования обучение должно быть направлено на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире. Использование более эффективных форм и приёмов обучения должно обеспечить не только реализацию программных требований, но и качественно новые результаты. В своей работе я стараюсь сделать процесс обучения эффективным, обеспечить устойчивые положительные результаты.  

Уроки истории должны учить школьника не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного.

Эти задачи можно и нужно решать на уроке истории с помощью активных и интерактивных методов обучения. Поэтому подробно остановимся  на их рассмотрении:

1)»Активные» – обучающиеся являются субъектом обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем.

2) «Интерактивные» – обучение  построено на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.

Наиболее распространенные активные и интерактивные методы и их использование мною на уроке.

  •  Творческие задания различного рода;
  •  Работа в малых группах;
  • Обучающие игры;
  • Разминки различного рода;
  • Нестандартные приёмы работы с текстом;
  • Обсуждение сложных и дискуссионных проблем;
  • Решение проблем.

Более подробно рассмотрим некоторые наиболее часто мною используемые на уроке.

Во – первых, это различного рода творческие задания важно включать в процесс обучения. Они, безусловно, имеют положительное влияние.  Творческие задания стимулируют интерес ребёнка к предмету, позволяют ему показать своё видение того или иного явления, проявить творчество, посмотреть на проблему под другим углом. Вот некоторые из них: «Иллюстрированная история», создание макетов и разного рода образцов, составление кроссвордов, филвордов, шарад и т.п., написание синквейнов;

Во-вторых, это разминки различного рода (в методической литературе также часто относят к модульно-редуктивному обучению). Рассмотрим наиболее интересные разминки:

  • КУБИК БЛУМА. На гранях кубика пишутся слова «ПОЧЕМУ», «НАЗОВИ», ОБЪЯСНИ» и т.д. Ученик бросает кубик. Задача – сформулировать вопрос по учебному материалу, который бы начинался со слова,  оказавшегося на грани кубика. Этот приём очень удобен при проверке домашнего задания. Если ученики знают материал, то они без труда смогут составить вопрос и ответить на него.
  • «ЗАДАЙ ВОПРОС». Когда ученик формулирует вопрос, определяется его уровень знаний. Чем ниже уровень знаний, тем проще вопрос.
  • «АРМРЕСЛИНГ». Это упражнение служит хорошей мотивацией для изучения тем по переговорам, разрешении противоречий, поиску интересов друг друга, а также для начала любой совместной работы.

Порядок проведения:

  1. Всем встать в пары и взяться за руки.
  2. Цель упражнения – заработать как можно больше баллов. Каждый участник, который сумел притянуть руку своего партнера к своей ноге, получает 1 балл.
  3. Для демонстрации можно вызвать кого-то из участников и продемонстрировать это, применяя явные усилия, чтобы притянуть руку партнера к своему бедру.
  4. На выполнение упражнения отводится 15 секунд. Все начинают по сигналу.
  5. После истечения времени остановить участников и попросить поднять руку тех, кто не набрал ни одного балла, кто набрал не более двух, 10 баллав, 30 баллов, более 30. Как правило лишь немногие участники смогли набрать большое количество баллов.
  6. Попросить этих участников выйти вперед и показать, как они смогли это сделать. Выяснится, что они смогли это сделать лишь потому, что не противодействовали, а помогали друг другу быстро двигать рукой. Участники, сопротивлявшиеся друг другу, не заработали ни одного балла.

Вывод, к которому должны прийти учащиеся: упражнение показало, как важно думать об интересе другого, как важно работать вместе для получения желаемого результата.

Эта разминка эффективно применяется на начало урока, посвященного дискуссионной проблеме, на начало групповой, коллективной работы. Очевидный недостаток, что применяется однократно, т.к. зная правила – к подобным выводам уже не подвести.

           В – третьих, это проектный метод. Учебно-проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающегося набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенапрвленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Примером подобной работы могут служить проекты, проводимые  нами в 5 классе:  «Иллюстрированная истории Древней Греции» (коллективный), прикладной проект «По следам древних людей» ( наша цель в нём - научиться всему, что когда либо открывал первобытный человек, попробовать все своими руками: лепим глиняные горшки, украшаем их – таким образом открываем керамику, выцарапываем наскальные рисунки на гипсовых заливках. Пятиклассники с огромным интересом работают над такими пректами. В старших классах работа усложняется. Например, в 10 классе – это уже индивидуальные проекты. Наибольший интерес представляют исследовательские проекты, но мы только начинаем их разрабатывать. Наиболее интересные темы: «Компьютерные игры: история реальная и виртуальная», «XX век: год за годом», «Детство, опаленное войной…».

В – четвёртых, это работа над обсуждением сложных, дискуссионных проблем. Эффективным методом здесь можно назвать так называемую «ПОПС – формулу». Этот метод удачно используется при оценке каких-либо суждений, высказываний, мнений, при решении сложных дискуссионных проблем. Эффективно его можно использовать и при написании эссе. Вот краткое описание работы с «формулой»:

П – это позиция. Здесь учащиеся высказывают свою позицию по изучаемому вопросу, начиная со слов «я считаю, что…».

О – обоснование. Здесь учащиеся приводят довод в поддержку своей позиции: «…потому, что…».

П – пример. Здесь учащиеся приводят факты, иллюстрирующие свой довод: «…например…».

С – следствие. Здесь учащиеся формулируют вывод, который надо сделать, призыв к принятию твоей позиции, либо повторение позиции: «…поэтому…».

Работая с «формулой учащиеся учатся не только формулировать свою точку зрения, но и поэтапно, грамотно её отстаивать, доказывать, что несомненно имеет огромное значение в процессе обучения истории.

В – пятых, это нестандартные приёмы работы с текстом. Ярким примером такой работы может служить метод критического мышления «Инсерт» (пометки на полях). Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Пометки могут быть следующие:  Знаком «галочка» отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику, он ранее с ней познакомился. Знаком «плюс» отмечается новое знание, новая информация. Знаком «минус» отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у школьника представлениями, то, о чем он думал иначе. Знаком «вопрос» отмечается то, что осталось непонятным ученику и вызывает желание узнать подробнее. Данный прием требует от ученика не привычного, пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание.

В – шестых, это нетрадиционные приёмы работы с документом. Например, документ учащиеся могут характеризовать с точки зрения представителей разных эпох, социальных слоёв, народов и т.п., что, несомненно способствует более широкой интерпретации документа

Интересным здесь также является метод моделирования по типу реконструкции: группе даётся пакет различных документов, после изучения учащимся необходимо сделать вывод об исторической обстановке, проблемах и т.п. Данный метод развивает самостоятельность учащихся, побуждает их к активной деятельности, учит учению делать оценочные выводы.

И, наконец, в седьмых – это игра. Интересная игра повышает умственную активность ребёнка и он может решить более трудную задачу, чем на традиционном занятии. Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к её достижению, общие переживания. Такие уроки побуждают к изучению истории и после звонка, позволяют глубже усвоить пройденный материал.  Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра – это только один из методов, и она даёт хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдением беседами, чтением и т.д.

Эффективно применять элементы игровой деятельности в рамках традиционного урока.

Примером здесь могут служить различные игровые ситуации в рамках традиционного урока.

  • «Тайна чёрного ящика». Суть игры: в «чёрный ящик» помещается какой-либо предмет, который имеет прямое отношение к изучаемому событию, государству. При этом учащимся необходимо концу урока отгадать, что же в нём находится. Например, на уроке «Ассирийская держава» в «чёрный ящик» можно положить кусок железа или глину – самые распространенные материалы Ассирии, оказавшие огромное влияние на её развитие. В течение всего урока учащиеся буквально «ловят» каждое слова, стараясь не пропустить самого главного.
  • «Рекламный плакат»; Эта игра может быть проведена при повторении, закреплении и обобщении пройденного материала. Ученикам предлагается составить рекламный проспект по предложенной теме. Например,  «Государства раннего средневековья»: выполняя задания, ученики стараются подчеркнуть особенности той или иной страны, находят дополнительный материал по теме. Желательно, чтобы реклама была красочно оформлена. Данное игровое задание позволяет лучше запомнить материал, расширить свои знания.
  • «Интервью с историческим героем»; Эта игра позволяет заинтересовать учеников знакомством с историческими персонами, уйти от традиционной  формы подачи материала (доклад, реферат, сообщение и т.п.).

Какие результаты даёт мне такая работа, в чём  значимость перечисленных методов? Ответы очевидны:

  • Использование субъектного опыта ребёнка;
  • Возрастание роли обучаемого в учебном процессе;
  • Повышение интереса к предмету;
  • Приоритет отдаётся развитию ребёнка, а не «накачке» его знаниями.

Таким образом, рассматриваемая система стремится вовлечь ребёнка в самостоятельную учебную деятельность, что позволяет повысить роль личности ребёнка как субъекта, управляющего своей работой и работой товарищей.

Дети привыкли и не стесняются выражать своё мнение (письменно и устно); отстаивать его в диалоге и полилоге; приобрели навыки самостоятельной учебной (исследовательской) работы;  осознали противоречивое, неоднозначное отношение к различным историческим событиям, фактам;  давали оценку исторических деятелей и т.д.  Повысилась успеваемость; большинство учащихся не потеряли интерес к истории.

Китайская мудрость гласит: «Скажи мне и я забуду, покажи мне и я могу запомнить, позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда!». Современная школа должна выпускать в мир образованного, творчески развитого, умеющего адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира. Если раньше ученики получали от учителя готовые знания, сейчас такой вид деятельности учеников и родителей уже не устраивает. Обучаясь в школе,  дети должны учиться добывать знания, использовать их, работать в коллективе, высказывать и защищать свою точку зрения.

Вышеизложенные приёмы только малая часть методов, которые могут быть использованы в современной школе.

Если ученики сами не достигнут успеха, настоящего желания к обучению не будет.

И в заключение… История – это ключ к пониманию современности  и ориентир на будущее. Воспитать человека критически мыслящим – значит обезопасить его от многих ошибок. Воспитать человека, уважающего чужое мнение – обезопасить от многих бед все общество. В этом я вижу свою задачу. Самые лучшие уроки – когда мои дети спорят, сомневаются, творят, принимают самостоятельные решения. Самые приятные минуты – когда их глаза горят благодарностью и ожиданием следующего урока.

Список литературы 

  • Конаржевский Ю.А. Анализ урока. — М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999.
  • Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. «Основы профессионально-педагогической деятельности. — Ульяновск, 2002.
  • Панасюк В.П. Школа и качество - выбор будущего. — СПб.: КАРО, 2003.
  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Калошкина Ольга Викторовна учитель истории и обществознания МОУ «СОШ № 3 с. Алакуртти» Обобщение опыта

Слайд 2

Идя на каждый урок, я ставлю перед собой такие задачи: как сделать урок интересным; как активизировать деятельность учащихся на уроке; как не только передать ребятам определенную сумму знаний, но и дать им возможность ощутить радость открытий; воспитать потребность узнавать все больше и больше. Важнейшая задача - дать учащимся глубокие и прочные знания по истории, вырабатывать навыки и умения применять их на практике. Идя на урок...

Слайд 3

Поиск новых форм и методов изучения истории явление не только закономерное, но и необходимое. В условиях гуманизации образования обучение должно быть направлено на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире. Использование более эффективных форм и приёмов обучения должно обеспечить не только реализацию программных требований, но и качественно новые результаты . В своей работе стараюсь сделать процесс обучения эффективным , обеспечить устойчивые положительные результаты. "РАЗМЫШЛЕНИЕ О ГЛАВНОМ"

Слайд 4

Условия повышения эффективности урока истории Что делает урок истории эффективнее? Тщательный отбор содержания Целенаправленность урока Рациональное распределение времени Мотивация учения школьников Рефлексия Педагогика сотрудничества Возрастание доли самостоятельности в работе учащихся Деятельностное участие Школьников в учебном процессе. Активные методики обучения

Слайд 5

Уроки истории должны учить школьника не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного. Поэтому подробно остановимся на рассмотрении активных и интерактивных методах обучения. Что делает урок истории более эффективным?

Слайд 6

АКТИВНЫЕ ПЕДАГОГ Ученик Ученик Ученик ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПЕДАГОГ Ученик Ученик Ученик УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК

Слайд 7

Творческие задания различного рода; Работа в малых группах; Обучающие игры; Разминки различного рода; Нестандартные приёмы работы с текстом; Обсуждение сложных и дискуссионных проблем; Решение проблем. На уроке...

Слайд 8

«Иллюстрированная история»; Создание макетов и разного рода образцов; Составление кроссвордов, филвордов, шарад и т.п.; Метод «погружения в историю»; Написание синквейнов. Свободу творчеству!

Слайд 9

«КУБИК БЛУМА»; «Задай вопрос»; «АРМРЕСЛИНГ»; «ДА-НЕТ»; «АССОЦИАЦИИ» Разминки

Слайд 10

5 класс – «Иллюстрированная истории Древней Греции» (коллективный) 10 класс – индивидуальные проекты. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем Проектный метод:

Слайд 11

« ПОПС – формула». Этот метод эффективно используется при оценке каких-либо суждений, высказываний, мнений, при решении сложных дискуссионных проблем . П позиция В чем заключается твоя позиция Я считаю, что… О обоснование Довод в поддержку твоей позиции … потому что… П пример Факты, иллюстрирующие твой довод … например… с следствие Вывод, что надо сделать, призыв к принятию твоей позиции, либо повторение позиции … поэтому…

Слайд 12

«Инсерт» - пометки на полях; « V » « + » « - » « ? » Составление опорных конспектов; «Научился сам – научи другого»; работа с текстом

Слайд 13

С точки зрения представителей разных эпох, социальных слоёв, народов и т.п.; Метод мозаики; Моделирование по типу реконструкции; Художественные ассоциации к документу; Вопросы к документу. Документы...

Слайд 14

Интересная игра повышает умственную активность ребёнка и он может решить более трудную задачу, чем на традиционном занятии. Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к её достижению, общие переживания. Такие уроки побуждают к изучению истории и после звонка, позволяют глубже усвоить пройденный материал . "Вся наша жизнь - игра"

Слайд 15

Игровые ситуации: «Тайна чёрного ящика»; «Рекламный плакат»; «Интервью с историческим героем»; «Шифровка»

Слайд 16

Использование субъектного опыта ребёнка; Возрастание роли обучаемого в учебном процессе; Повышение интереса к предмету; Приоритет развитию ребёнка, а не «накачке» его знаниями. Таким образом, рассматриваемая система стремится вовлечь ребёнка в самостоятельную учебную деятельность, что позволяет повысить роль личности ребёнка как субъекта, управляющего своей работой и работой товарищей. А результат?

Слайд 17

Дети привыкли и не стесняются выражать своё мнение (письменно и устно); отстаивать его в диалоге и полилоге, приобрели навыки самостоятельной учебной (исследовательской) работы; осознали противоречивое, неоднозначное отношение к различным историческим событиям, фактам; давали оценку исторических деятелей и т.д. Повысилась успеваемость; большинство учащихся не потеряли интерес к истории. А знания?

Слайд 18

« СКАЖИ МНЕ И Я ЗАБУДУ. ПОКАЖИ МНЕ И Я МОГУ ЗАПОМНИТЬ. ПОЗВОЛЬ МНЕ СДЕЛАТЬ ЭТО, И ЭТО СТАНЕТ МОИМ НАВСЕГДА!!!» Китайская мудрость. И снова о главном...

Слайд 19

История – это ключ к пониманию современности, и ориентир на будущее. Воспитать человека критически мыслящим – значит обезопасить его от многих ошибок. Воспитать человека, уважающего чужое мнение – обезопасить от многих бед все общество. В этом я вижу свою задачу. В заключение...

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Слайд 21

Список литературы Конаржевский Ю.А. Анализ урока. — М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. «Основы профессионально-педагогической деятельности. — Ульяновск, 2002. Панасюк В.П. Школа и качество - выбор будущего. — СПб.: КАРО, 2003. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приёмы работы на уроках истории и обществознания через использование модульной технологии»

Урок, как одна из основных форм технологического процесса обучения в современной школе, весьма разнообразен. В старшей школе большая роль отводится созданию и организации многополюсной образовательной...

Использование герменевтического подхода (методы и приёмы работы с текстом) на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника и определяет образовательные (личностные, метапредметны...

Проектная работа "Активные и интерактивные методы и приёмы обучения на уроках русского языка

Проектная работа содержит необходимые методы и приёмы в работе учителю....

Современные методы и приёмы обучения на уроках истории и обществознания.

Современные методы и приемы обучения на уроках истории и обществознания....

Мастер-класс «Нетрадиционные методы и приёмы работы на уроках физики»

Вашему вниманию предлагаю универсальные таблицы, которые я ежедневно использую в своей работе с учащимися на  уроках физики с 7 по 11 класс....