Формирование социокультурной осведомлённости младших школьников на уроках немецкого языка
учебно-методический материал на тему

Соловьёва Ольга Геннадьевна

Материал для выступления на методическом объединении учителей иностранного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_metodicheskom_obedinenii.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование социокультурной осведомленности младших школьников при обучению немецкому языку»

Подготовила  учитель немецкого языка Соловьева О. Г.

Иностранный  язык -  один из самых важных и относительно новых предметов в системе подготовки современных младших школьников  в условиях поликультурного и полиязычного мира.  Наряду с русским языком и  литературным чтением он входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему развитию и воспитанию.

Формирование социокультурной осведомлённости младших школьников как неотъемлемой части коммуникативной компетенции начинается с первых уроков.

В начале изучения немецкого языка младшие школьники  знакомятся с социокультурной информацией, которую можно  разделить на страноведческую и лингвострановедческую.

 К страноведческой информации  можно отнести названия городов, рек, различные достопримечательности страны изучаемого языка, сведения  о животных, людях, писателях, художниках и др., фотографии, которые отражают жизнь страны.

  Лингвострановедческая  информация представлена именами и фамилиями людей, кличками животных, ситуативными клише, пословицами, стихами, детскими песенками, комиксами,

     Для того чтобы извлечь из этой информации пользу для учащихся при знакомстве с культурой и  цивилизацией страны не достаточно просто назвать встречающиеся в учебнике социокультурные факты и явления, необходимо использовать определенные методы и приемы работы их объяснения и запоминания.

Приведу примеры работы  со страноведческими и лингвострановедческими материалами.

1. Фамилия и имена людей.

Что касается фамилий, то,  прежде всего, обращаю внимание учащихся на то, что в немецкой культуре как и в русской, есть «говорящие» фамилия, которым можно подобрать соответствующие эквиваленты, Например:

   Irene Grau                           Ирина Серова

   Michael Stark                      Михаил Силаев

   Katharina Dick                    Екатерина Толстая

   Paul Weiss                           Павел Белов

     Эти эквиваленты учащиеся могут найти самостоятельно с помощью наводящих вопросов учителя.

      Работа с именами тоже может быть познавательной. Встречаясь, каждый раз  с новым для них именем учащиеся также  могут подобрать похожее имя в русской культуре. Например:

Andreas     Андрей

Agathe      Агата

Peter          Петр

Daniel        Даниил

Я также объясняю, что имена в немецкой культуре, как и в русской культуре  имеют либо  греч. происхождение(Andreas/ Андрей – храбрый, Agathe/ Агата –  добрая, Katharina/ Екатерина  - чистая), либо латинское Viktor/ Виктор – победитель), ,либо древнееврейское Daniel/ Даниил – бог с тобой

       Если встречаются имена и фамилия выдающихся людей, то я кратко рассказываю о них  с опорой на наглядность.

2. названия городов  и их достопримечательности

По мере  появления городов и их достопримечательностей  я вместе  с детьми нахожу  эти города на карте и рассказываю о их символах. Например, Берлин – Бранденбургские ворота, Бремен – Бременские музыканты, Дрезден – картинная галерея.

3. Работая над лексикой  среди новых слов есть такие,значение  которых учащиеся могут понять самостоятельно. Например:die Klasse, der Stuhl, der Computer, die Karte, die Maske и др. Поэтому на одном из уроков я обращаю внимание учащихся на понятие « заимствования», рассказываю о взаимосвязях между немецким, латинским и русским языком.  

Рассказываю, что некоторые слова vjuen  иметm другое значение. Например: die Kekse  - печенье

 При знакомстве  учащихся с первыми формулами речевого этикета (знакомстве, обращении, прощании)  Guten Tag! Guten Abend! Danke schon, Bitte,  Frau, Herr, Fraulein я решаю сразу 2 задачи: знакомлю с нормами общения в стране изучаемого языка и воспитываю у них культуру поведения.

Большое значение для формирования социокультурной компетенции у младших школьных  имеет работа над немецкими песенками, стихами.

Работая над песней  иногда я обращаюсь к учителю музыки, реализуя тем самым межпредметные связи, но в основном слушаем записи песен, Учащиеся прослушивают песню несколько раз  и перед каждым прослушиванием  я даю определенные задания:

   -скажите песенка веселая или грустная:

   - постарайся догадаться, о чем поется в этой песенке:

   - есть ли в песне знакомые слова.

   - нет ли похожей песенки в русском языке

Чтобы лучше запомнить песенку  я предлагаю учащимся сделать шпаргалки – запоминалки,  чередуя небольшие рисунки со словами. Рисунки заменят те слова, которые детям уже  знакомы, новые слова представляются в письменном  виде.

    Реализация социокультурного подхода осуществляется  также при проведении традиционных немецких праздников: День урожая (Erntedankfest), День святого Николая (Nikolaustag), Рождество (Weihnachten), День Святого Валентина (Valentinstag), Пасха (Ostern) - с разучиванием песен и стихов, демонстрацией и изготовлением национальных атрибутов к празднику: венки к празднику урожая, Рождеству, Пасхе, рождественские свечи и календарь, валентинки, пасхальное дерево, гнёзда с пасхальными яйцами и зайцем и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Динамика ЗУН при формировании лексической компетенции младшего школьника на уроках английского языка через применение средств ИКТ

компьютерные программы- праобраз электронных учебнико-помогают  нам замотивировать ребёнка-дают ему возможность в своём темпе учиться понимать английскую речь-дают возможность многократного повто...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ЦЕЛЯХ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В данной статье рассматривается активное использование лингвострановедческого материала при обучении английскому языку  на начальном этапе. Формирование у школьников социокультурной  компете...

Развитие продуктивных видов речевой деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка.

В настоящие время общество характеризуется усилением социальной мобильности, развитием контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров.Все вышесказанное делает особенно актуальной пр...

Представление педагогического опыта "Особенности формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка"

Особенности формирования коммуникативной компетенции  младших школьников на уроках английского языка...

презентация «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов у младших школьников на уроках немецкого языка»

Презентация "Игровые технологии как средство развития познавательных интересов у младших школьников на уроках немецкого языка"....