Специальные упражнения, направленные на формирование коммуникативной компетенции учащихся при подготовке к ГИА
презентация к уроку по теме

Мансурова Елена Александровна

Деятельностные способности формируются у школьников лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новое знание, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Как развить в детях чувство языка? Как в век повсеместной компьютеризации помочь новому поколению освоить законы языка и особенно языка художественного? Порой вопросов больше, чем ответов. Ни для кого не секрет, что современные ученики мало и неохотно читают, плохо владеют устной и письменной монологической речью.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Специальные упражнения, направленные на формирование коммуникативной компетенции учащихся при подготовке к ГИА Учитель русского языка и литературы МОУСОШ № 57 Мансурова Елена Александровна

Слайд 2

Современная концепция обучения ориентирована на речевое развитие и формирование коммуникативной компетенции Учитель русского языка и литературы МОУСОШ № 57 Мансурова Елена Александровна

Слайд 3

Деятельностные способности формируются у школьников лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новое знание, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Учитель русского языка и литературы МОУСОШ № 57 Мансурова Елена Александровна

Слайд 4

При подготовке к ГИА особенно важны мыслительно-речевые умения (сжатое изложение и сочинение-рассуждение) Учитель русского языка и литературы МОУСОШ № 57 Мансурова Елена Александровна

Слайд 5

При подготовке к ГИА часто возникают такие проблемы, как - умение выделять основную мысль, -умение видеть авторскую позицию и формулировать затронутые проблемы, -примитивность высказываний, -бедность лексического запаса учащихся и др. Всё это ведёт к поиску новых форм обучения. Учитель русского языка и литературы МОУСОШ № 57 Мансурова Елена Александровна

Слайд 6

Как развить в детях чувство языка? Как в век повсеместной компьютеризации помочь новому поколению освоить законы языка и особенно языка художественного? Порой вопросов больше, чем ответов. Ни для кого не секрет, что современные ученики мало и неохотно читают, плохо владеют устной и письменной монологической речью. Учитель русского языка и литературы МОУСОШ № 57 Мансурова Елена Александровна

Слайд 7

Упражнение №1 «Прикосновение к творчеству» (Этому упражнению можно уделять 5-10 минут на уроке, а затем более подробно разобрать на факультативном занятии) Упражнение учит аргументированно выстраивать свое суждение на заданную тему, формирует внутреннюю готовность, что творить может каждый . Подготовка к заданию С1, С2 Учитель русского языка и литературы МОУСОШ № 57 Мансурова Елена Александровна

Слайд 8

Упражнение состоит из 2 этапов: 1 этап – Задание дает учитель: «На листе бумаги за 5 минут написать 5 ответов на тему «Что движет словесным творчеством?». Зачитываем ответы: например: – внутренняя свобода, воображение, уровень образованности, вдохновение, желание понять себя и мир, желание самовыразиться, желание заработать, человеческие эмоции, различные мысли, движения души и т. д. Необходимо слушать все ответы, т. к. учащиеся настраиваются на определенную мысль, ритм, вдохновение. Поблагодарить всех, похвалить. Учитель русского языка и литературы МОУСОШ № 57 Мансурова Елена Александровна

Слайд 9

2 этап – Раздать ученикам карточки, где написаны самые разные фразы. Их можно придумать, например: – Ветер дул с реки, нагоняя туман… – Путешествует счастье… Дается 10-15 минут для написания творческой работы (эссе, рассказ и т.д.) Пишут все: и учитель, и ребята. Начать работу нужно с предложенной фразы. Когда работа закончена, все прикрепляют свои неподписанные листки на магнит на доску. Все ходят и читают. Никакой оценки. Просто прикосновение к творчеству. Похвалить всех, поблагодарить за работу. Учитель русского языка и литературы МОУСОШ № 57 Мансурова Елена Александровна

Слайд 10

Упражнение № 2 «Одна минута на разговор» Упражнение задействует два канала восприятия информации: кинестетический и аудиальный. (Ученики слышат правильно произносимые слова и артикулируют ртом). Это упражнение лучше всего проводить по теме повторение в разделах «Орфография» и «Фонетика». Работают 3 ряда в классе. Дать время для подготовки, объявив тему каждому ряду, например,1 ряд – произносит имена существительные с непроверяемыми гласными в корне слова; 2 ряд – с безударными гласными в корне слова, проверяемыми ударением; 3 ряд – с чередующимися гласными в корне слова. Произносить слова, четко артикулируя по слогам, через минуту – смена говорящего. Побеждает ряд, давший больше правильных ответов При подготовке к заданиям А4-А7 Учитель русского языка и литературы МОУСОШ № 57 Мансурова Елена Александровна

Слайд 11

Упражнение №3 «Продолжи правило» Упражнение формирует умение оперировать терминологией предмета, формирует внимание, ответственность за свою работу, задействован визуальный канал восприятия информации. На листке один ученик пишет начало ответа на тему домашнего параграфа и передает соседу, который пишет второе предложение, передает следующему и так до конца ответа. Последний зачитывает правило и высказывает суждение по поводу его правильности. При подготовке к заданию С1 Учитель русского языка и литературы МОУСОШ № 57 Мансурова Елена Александровна

Слайд 12

Упражнение №4 «Построение сообщения по алгоритму» Упражнение развивает умения: строить связное монологическое высказывание, составлять тексты разных типов: повествование, рассуждение, описание. Задать тему. Тема может быть любой: из школьной жизни, из жизни города, любое политическое событие, тема, взятая из литературного произведения и т. д. Учитель заранее составляет алгоритм, например: -Факт (что произошло) -Причины , повод -Сопутствующие события -Аналогии и сравнения (из литературы, из своего опыта) -Последствия При подготовке к заданию С1, С2 Учитель русского языка и литературы МОУСОШ № 57 Мансурова Елена Александровна

Слайд 13

Упражнение № 5 «Дай название рассказу» Упражнение позволяет научиться выражать мысль одной фразой Можно устроить небольшое соревнование по рядам: к небольшому тексту необходимо подобрать как можно больше названий, отражающих его основную мысль (проблему). Заглавия могут быть строгими , логичными, формальными, образными, яркими, эмоциональными и т.д . Учитываются ответы любого типа. При подготовке к сжатому изложению Учитель русского языка и литературы МОУСОШ № 57 Мансурова Елена Александровна

Слайд 14

Упражнение № 6 «Вырази мысль другими словами» Упражнение формирует умение оперировать словами, обогащает лексикон учащихся, вводит в активный словарный запас ученика новые слова. Берется несложная фраза, например: «Нынешнее лето будет очень жарким» (или любая другая). Учащиеся должны предложить несколько вариантов передачи этой мысли другими словами. Ни одно слово в других предложениях не должно повторяться. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше вариантов заданного предложения. При подготовке к сжатому изложению Учитель русского языка и литературы МОУСОШ № 57 Мансурова Елена Александровна

Слайд 15

Упражнение № 7 «Сочини сам» Упражнение учит вдумчивости, внимательности , умению применять правила на практике. Объявляется тема, например: « Сложноподчиненное предложение с различными видами придаточных». Учащиеся работают по рядам. Первый ученик придумывает главное предложение, второй добавляет к нему несколько придаточных предложений, третий указывает, какие это придаточные, четвертый указывает вид связи между ними, пятый чертит схему, шестой озвучивает и анализирует всю проделанную работу, исправляя ошибки. При подготовке к С1 Учитель русского языка и литературы МОУСОШ № 57 Мансурова Елена Александровна

Слайд 16

Упражнение № 8 «Поймай слово» Упражнение развивает ассоциативность речи, умение логически мыслить, переключаемость внимания. Участвуют 3 человека. Первый высказывает некоторое суждение, например: «Любой язык состоит из слов. Изучать язык, не изучая слова, нельзя. Попробуйте сказать, сколько слов на свете? Возрастает или уменьшается их число? Чего больше в нашем языке – исконно русских слов или пришлых, заимствованных?» Второй ученик пересказывает это суждение своими словами, а в это время 3-й участник предлагает ему слова, не связанные по смыслу с суждением. Задача 2-го участника: вставить их в свою речь, не изменив суть суждения, предложенного 1 участником. Потом можно поменяться местами. При подготовке к сжатому изложению Учитель русского языка и литературы МОУСОШ № 57 Мансурова Елена Александровна

Слайд 17

Упражнение № 9 «Одна минута» Упражнение способствует формированию внимания, углубляет знания учащихся по обсуждаемой теме. Учитель объявляет тему, например : «Способы сжатия текста» или « Виды придаточных предложений». Дается несколько минут на подготовку. Каждый ученик высказывает любую информацию по заданной теме, говорить нужно 1 минуту, повторяться нельзя. Выслушать несколько человек. При подготовке к С1 Учитель русского языка и литературы МОУСОШ № 57 Мансурова Елена Александровна

Слайд 18

ЛИТЕРАТУРА 1. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка // Рус. язык в школе. - 1996. - № 1. 2. Быстрова Е.А. Культуроведческий аспект преподавания русского языка в национальной школе // Рус. словесность. - 2001. - № 8. 3. Величко Л.И. Работа над текстом на уроке русского языка. - М., 1983. 4. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: учебное пособие. - М., 1998. 5. Лосева А.М. Как строится текст. - М., 1980. 6. Современный русский язык /Под ред. В.А. Белошапковой. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М., 1989. Гл. 7, 8. 7. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик Н.С. Развитие речи: теория, практика обучения. (5-8 классы). - М., 1991. 8. Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред Т.А.Ладыженской. - М., 1991. 9. Кубанская школа: научно-методический журнал,2009, №1. – с.27. 10. Психотренинг: игры и упражнения, Николай Цзен, Юрий Пахомов,М. «Класс»,1999. 11. Игры: обучение, тренинг, досуг под редакцией В.В. Петрусинского, М. «Новая школа»,1994. Учитель русского языка и литературы МОУСОШ № 57 Мансурова Елена Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы "Обучение написанию сочинений как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы".

Описание опыта работы на обобщение по теме  "Обучение  написанию  сочинений как  способ  формирования  коммуникативной  компетенции учащихся  основной  шко...

Формирование коммуникативных компетенций учащихся с помощью ситуативных упражнений

Использование элементов психолингвистики при формировании коммуникативных компетенций, примеры ситуативных упражнений, позволяющих добиться успешных результатов....

Комплексный анализ текста краеведческого содержания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся и подготовки к ЕГЭ

Развитие учебного процесса в современной школе показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые не просто формируют определенные знания и умения, а компетенции, то есть умения, непосредст...

Мастер-класс по теме: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка при подготовке к ГИА»

Мастер-класс по теме: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках  русского языка при подготовке к ГИА»...

Технология организации деятельности учащихся по формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы

Технология организации деятельности учащихся по формированию коммуникативной компетенции  учащихся на уроках литературы...

Работа над речевыми ошибками в сочинениях и изложениях учащихся 5-х – 6-х классов как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Чтобы успешно вести работу над ошибками нужно определиться с классификацией и условным обозначением их...

Упражнения, направленные на формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка, на примере УМК "Spotlight 10"

Примеры упражнений для формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка (УМК "Spotlight 10")....