Открытый урок по фортепиано 2013 г.
план-конспект урока по теме

Кириленко Галина Валентиновна

Открытый урок по фортепиано с обучающейся 2-го класса по теме "Развивающие формы работы на уроках фортепиано"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Нижнеодесская детская школа искусств         16.05.2013

Открытый  урок по фортепиано преподавателя

Кириленко Г.В. с учащейся 1 класса Уляшёвой Анастасией.

Тема: Развивающие формы работы на уроках фортепиано

Тип урока:  Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков.

Цель урока:

Показать формы работы для воспитания рациональных  пианистических приемов, навыков чтения с листа и свободного музицирования.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся
  • Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано
  • Научить грамотно читать нотный текст
  • Закрепить знание музыкальной терминологии

Развивающие:

  • Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора
  • Развитие двигательно-игровых навыков
  • Развитие навыка игры по нотам
  • Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
  • Развитие чувства ритма
  • Развитие творческой инициативы
  • Развитие самостоятельности

Воспитательные:

  • Воспитание интереса  и любви к предмету и инструменту
  • Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке
  • Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы
  • Воспитание навыков самоконтроля
  • Воспитание культуры поведения за инструментом

Этапы урока:

1. Организационный этап.                                                                        1 мин

  • Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы.

2 Основной этап.

  • Игра упражнений .                                                                              3 мин
  • Работа над этюдами. Преодоление пианистических неудобств:          

- И.Беркович Этюд До мажор

- К.Черни Этюд До мажор (арпеджио)

-Ф.Рыбицкий «Зефир»                                                                        4 мин

  • Чтение с листа в ансамбле  с преподавателем.  Краткий анализ нотного текста                                                                                                   2 мин
  • Физкультминутка.                                                                              2 мин
  • Беседа о творчестве композиторов Л.В.Бетховена, В.Ребикова.  4 мин
  • Исполнение и работа над музыкальными произведениями:

- Л.Бетховен «К Элизе» (фрагмент)

- В.Ребиков «Аннушка»

- Ф.Каттинг «Куранта»

- ФрНп «Большой олень»                                                                   8 мин

  • Показ репродукций, портретов композиторов.
  • Прослушивание произведений в звукозаписи.                               4 мин
  • Игра в ансамбле с педагогом:

- Л.Прима «Пой-пой»

- С. Подгорная «Буги-вуги»                                                             6 мин

  • Разбор средств музыкальной выразительности исполненных ансамблей                              

                                                                                                                  4 мин

  • Слуховая разминка. Игра «Угадайка».                                            2 мин
  • Работа с ритмическими карточками                                                2 мин

3.Заключительный этап.                                                                          3 мин

  • Подведение итогов
  • Оценивание работы учащейся.
  •   Домашнее задание



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Нижнеодесская детская школа искусств         16.05.2013

Самоанализ открытого  урока по фортепиано преподавателя

Кириленко Г.В. с учащейся 1 класса Уляшёвой Анастасией.

Характеристика на обучающуюся:

Уляшева Анастасия – обучающаяся 1 класса, 9 лет. Имеет отличные музыкальные данные: устойчивое, хорошо развитое чувство ритма, развитый внутренний музыкальный слух, достаточно обширный запас слуховых представлений, отличную музыкальную память. Эмоционально отзывчива на музыку, темпераментна. Увлекающаяся натура. Серьезна, самокритична. Отлично учится по всем предметам в музыкальной и общеобразовательной школах. Очень доброжелательна и контактна. К занятиям музыкой относится достаточно серьезно, работает за инструментом увлеченно, с полной отдачей. Умеет грамотно разбирать нотный текст, хорошо читает с листа, уверенно подбирает по слуху. Выступать на сцене не очень любит, мешает сценическое волнение. Игровые приемы усвоены ею в полном объеме, руки достаточно свободны и организованы для игры на инструменте. Ответственна и работоспособна. Может продуктивно работать самостоятельно.

Тема: Развивающие формы работы на уроках фортепиано

Тип урока:  Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков.

Цель урока:

Показать формы работы для воспитания рациональных  пианистических приемов, навыков чтения с листа и свободного музицирования.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся
  • Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано
  • Научить грамотно читать нотный текст
  • Закрепить знание музыкальной терминологии

Развивающие:

  • Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора
  • Развитие двигательно-игровых навыков
  • Развитие навыка игры по нотам
  • Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
  • Развитие чувства ритма
  • Развитие творческой инициативы
  • Развитие самостоятельности

Воспитательные:

  • Воспитание интереса  и любви к предмету и инструменту
  • Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке
  • Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы
  • Воспитание навыков самоконтроля
  • Воспитание культуры поведения за инструментом

Этапы урока:

1. Организационный этап.                                                                        1 мин

  • Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы.

Тема выбрана не случайно. Наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы не просто научить исполнять ученика определенные произведения, а развить его музыкальные и общие способности, научить работать с нотным текстом, привить любовь к самостоятельному музицированию за инструментом.

Весь процесс обучения игре на фортепиано направлен на всестороннее развитие ребенка. Уже то, что при игре на инструменте работают кончики пальцев, очень активирует кору больших полушарий головного мозга и развивает интеллект. Это неоднократно доказывалось учеными.

Все дети, которые обучаются музыке, лучше успевают в общеобразовательной школе, так как они действительно оказываются более развитыми.

2 Основной этап.

На этом этапе применялись различные  методы:

- словесный (объяснение, беседа)

- наглядный (применение репродукций картин и детских рисунков,  портреты композитора)

- практический (слушание музыки,  игра на инструменте, решение пианистических и художественных задач.)

- творческий  (поиск средств выразительности для образного воспроизведения программных произведений)

- репродуктивный ( воспроизведение выученного текста)

- метод игры

- метод музыкального наблюдения

- метод эмоциональной драматургии

- С целью формирования интереса к изучению произведений использованы ТСО: магнитофон с записью произведений в оригинальном звучании

  • Игра упражнений .  

 Традиционно начинаем наш урок с упражнений. Правильная организация игровых движений очень важна на начальном этапе обучения. От постановки рук в 1 год зависит успешность дальнейшего обучения. Скованными и неприспособленными руками невозможно выразить ни одну музыкальную мысль.

Далее был сделан краткий обзор упражнений в той последовательности, в которой я даю их своим ученикам.                                                                          

  • Работа над этюдами. Преодоление пианистических неудобств:          

- И.Беркович Этюд До мажор

- К.Черни Этюд До мажор (арпеджио)

-Ф.Рыбицкий «Зефир»    

  При исполнении этюдов перед учащейся ставились различные практические задачи:  качественно и быстро делать позиционные переносы рук, соблюдать хорошую координацию рук в разных регистрах (К.Черни  Этюд  До мажор),  показать хорошую пальцевую артикуляцию и беглость, владение кистевыми движениями (И.Беркович Этюд До мажор), следить за своевременной сменой педали и ровностью звучания арпеджированных фигур, глубоким погружением левой руки при исполнении отдельных нот мелодии (Ф.Рыбицкий «Зефир»). Учащаяся успешно справилась со всеми задачами, работала вдумчиво, осознанно.

  • Чтение с листа в ансамбле  с преподавателем.  Краткий анализ нотного текста    

 Прежде чем начинать играть по нотам, с учащейся были повторены ноты скрипичного и басового ключей, сделано несколько ритмических упражнений на воспроизведение ритмического рисунка по карточкам

Перед игрой пьесы с листа был сделан краткий анализ нотного текста: музыкальный размер, тональность, ритмические и штриховые особенности. Затем в среднем темпе пьеса была исполнена. С заданием Настя справилась.                                                                                            

  • Физкультминутка.  

Ритмические упражнения под музыку позволили переключить внимание ученицы, снять напряжение, расслабиться и отдохнуть от игры на инструменте.                                                                          

  • Исполнение и работа над музыкальными произведениями:

- Л.Бетховен «К Элизе» (фрагмент)

- В.Ребиков «Аннушка»

- Ф.Каттинг «Куранта»

- ФрНп «Большой олень»                                                                  

  • Показ репродукций, портретов композиторов.
  • Прослушивание произведений в звукозаписи.  

Эти формы работы позволили разнообразить урок, переключить внимание ученицы и расширить музыкальный кругозор.                          

  • Игра в ансамбле с педагогом:

- Л.Прима «Пой-пой»

- С. Подгорная «Буги-вуги»                                                            

  • Разбор средств музыкальной выразительности исполненных ансамблей                                                                                                                                              
  • Слуховая разминка. Игра «Угадайка».  

 Очень интересна для детей. Прекрасно развивает слух. Усложнять игру можно до бесконечности. И в результате добиться даже абсолютного слышания высоты звучания.                              

  • Работа с ритмическими карточками      

Даны задания на карточках для прохлопывания ритмического рисунка в определенном музыкальном размере. Карточки для комбинирования ритмических групп. Задания на координацию рук.

3.Заключительный этап.                                                                          

  • Подведение итогов
  • Оценивание работы учащейся.

 Работа оценена  положительно, ученица получила отличную оценку за урок.

  •   Домашнее задание

Продолжать работу над произведениями с учетом поставленных  на уроке задач.

Вывод: Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащейся на протяжении всего урока. Все этапы были взаимосвязаны между собой. В течение всего урока учащаяся была активна, внимательна, заинтересована. Практические задачи, поставленные преподавателем, выполнялись творчески, осмысленно. Урок поставленных задач достиг.