ВОСПИТАНИЕ ЛИДЕРА. ПРОБЛЕМЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ.
учебно-методический материал по теме

Мохначева Елена Ивановна

основы и принципы воспитания лидера, авторитет, создание органов самоуправления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_zamov_po_vr.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ЛИДЕРА. ПРОБЛЕМЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Лидер - это человек, умеющий убедить других людей делать то, что он хочет, независимо от того, каковы были их собственные первоначальные намерения. Более конкретно, это кто-то, кто может использовать качества и умения людей, работающих в группе, и направить группу к достижению целей лидера. Каждый человек, так или иначе, стремится стать лидером. В большинстве учебников по лидерству примерами обычно служат полководцы, политические деятели или выдающиеся спортсмены. Александр Македонский, Оливер Кромвель, Наполеон Бонапарт - наиболее популярные фигуры лидеров. Каждый из них четко понимал, что он хотел. Но ведь хороший руководитель - это тоже лидер. А актуализация роли управления в жизни современного общества обусловливает все возрастающий интерес к проблеме лидерства. Талант лидера - особый сгусток способностей. Это, прежде всего, дар общения, умение создать условия для раскрытия потенциала окружающих. Успех лидера напрямую связан с утверждением у людей веры в социальную справедливость. Еще Макиавелли утверждал, что управлять - значит заставить верить. Управлять людьми - это не значит командовать ими, хотя есть еще немало руководителей, увлекающихся зычностью голоса и сверканием глаз. Управлять - это значит воодушевлять людей, увлекать их интересами дела. Успешному вдохновляющему лидерству помогает хорошее отношение команды к лидеру, а удовлетворение лидера командой делает его гораздо счастливее. Кроме того, чтобы лидерство было успешным, нужно быть уверенным, что ваша команда подходит вам. 

Основы и принципы воспитания 
   
   Лидером не рождаются, лидером становятся. Но чтобы стать лидером нужно, прежде всего, воспитать в себе личность. На формирование личности по-разному влияют такие факторы как: семья, личность педагога, коллектив, средства массовой информации, общественные организации, стихийно образовавшиеся группы, система культурного обслуживания населения и т.д. 
   Воспитание - взаимодействие воспитателей и воспитанников. Поэтому в нем имеются не только воспитательные воздействия, но и обратная связь, без которой не может быть взаимодействия. Изучение обратной связи помогает определить эффективные условия педагогического воздействия и раскрыть движущие силы развития личности. Личность можно представить как систему отношений человека с миром. 
   Развитие - это изменение человека под влиянием его социально обусловленной деятельности. Оно в значительной мере управляемо. Управлять своим развитием может и сам человек. Когда на развитие накладывается воспитательное самоуправление личности, развитие превращается в самовоспитание. Полнее: самовоспитание - это изменения человека под влиянием его социально обусловленной деятельности, управляемой человеком в целях своего развития. Суть воспитания в том, что воспитатель воздействует, воспитуемый действует, изменяясь тем самым в процессе и в результате этого и оказывая обратное влияние на развитие педагогической деятельности и личности воспитателя. 
   «Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая жизнь, яркая, самобытная, неповторимая жизнь, - писал В.А. Сухомлинский. - В детстве начинается длительный процесс познания - познания умом и сердцем...» Отношение к детству как к самоценному времени жизни делает детей полноценными личностями и на данный момент, и на будущее, рождает такие качества личности, которые помогают человеку быстрее определиться. Ребенок ни физически, ни психически не может существовать без взрослых: его мысли, чувства, переживания производны от взрослого мира. Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают. Так не выступает ли игра - в любой деятельности - особой школой индивидуальности? 
   В педагогике существует ряд основополагающих принципов и методов воспитания. Ниже приведены некоторые из них.

Метод организации деятельности подразумевает выработку навыков координации групповой деятельности. Но в группе каждый должен заниматься своим делом ради достижения общей цели, ведь лидер, не имеющий представлений о делегировании полномочий - плохой лидер. Кроме того, лидер должен уметь брать на себя ответственность за себя и за своих подчиненных. Это способствует желанию проявлять инициативу. Более того: позволяя людям самим принимать решения, лидер тренирует их в реальных условиях. 
   Немаловажное значение имеет принцип наблюдения и показа действий. Обучая своих воспитанников, педагог акцентирует внимание на наблюдении за действиями лидера, комментирует и обсуждает их, подчеркивает наилучшие черты, указывает на ошибки. Организует специальный ситуации, в которых воспитанник должен сыграть роль лидера: разрешить конфликт, поставить цель, принять решение и т.д. 
   Труд также выступает как средство и метод воспитания личности. 

Авторитет - основа лидерства 
   Одним из основных составляющих лидерства является авторитет. Роль лидера зиждется на определенной форме авторитета, который может иметь различное происхождение. 
   
   Харизматический авторитет. 
    Харизматический авторитет основан на сильных личностных качествах лидера. Здесь лидер - лицо, обладающее харизматическим авторитетом или, по меньшей мере, производящее такое впечатление, тип, о котором обычно говорят - не всегда точно - как о «врожденном лидере». 
   
   Традиционный авторитет. 
   Другим общественным источником авторитета является традиция, которая основывается на почитании обычаев, условностей и определенных форм поведения. Иногда традиционный авторитет мешает росту и нововведениям. 
   
   Авторитет роли или положения. 
   Авторитет может определяться положением лица или ролью, которую оно играет, иногда, несмотря на личные качества обладателя. Это тип власти, которой люди наделены благодаря своему титулу или положению. Часто на успех лидера смотрят как на умение обладать властью, чтобы руководить другими. К сожалению, понятие «власть», как и понятие «лидер», трудно поддается точному определению. 
   
   Юридический (правовой) авторитет. 
   Наиболее формальным является правовой авторитет, который основан на взаимно приемлемых рамках правил. 
   
   Авторитет квалификации. 
   Наконец, существует авторитет квалификации, который строится на особом умении, опыте или знании обладателя. 

Настоящий лидер:

  • усердно развивает свои сильные стороны, умеет блеснуть своими талантами перед ровесниками и взрослыми;
  • умеет беззлобно подшучивать над своими недостатками и извлекать из них максимум пользы. Для этого ребенок должен научиться вместе с вами от души смеяться над своими незначительными ошибками и не принимать критику слишком близко к сердцу. Юмор в семье - лучшее лекарство от неуверенности и от другой крайности - излишней самоуверенности;
  • умеет увлечь за собой сверстников;
  • уверенно общается со зрелыми и старшими людьми.

При организации самоуправления важны развитие активности всех членов ученического коллектива, возложение полномочий и смена лидеров. В школе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.

Необходимо отметить, что типичной ошибкой педагогов — организаторов ученического самоуправления является такое взаимодействие с учащимися, когда педагог, поставив цель перед ученическим коллективом, как правило, стремится к тому, чтобы она обязательно была им принята. Добившись этого, он часто сам становится организатором ее реализации, выдвинув в качестве единственно возможного свой вариант ее достижения. Самоуправление же развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Подведение итогов, групповая рефлексия позволяют подвести учащихся к новой цели совместной деятельности, при этом на последующих этапах с каждым циклом они все самостоятельнее определяют цель, реализуемую впоследствии детским коллективом.

Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Проявления самоуправления могут быть самыми разнообразными, но всех их должно объединять одно: деятельностный подход к структуре органов управления. Сначала надо увлечь учащихся каким-либо общественно значимым делом, а затем создать соответствующий орган самоуправления для его организации. Таким образом, появляется новый участок работы — образуется новый орган самоуправления.

Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении в огромной степени зависит от директора и его заместителей. Их заинтересованность, уважительное отношение к органам самоуправления, их представителям, понимание важности их многообразия, умение найти компромиссное решение, материальная и моральная поддержка педагогов, обучающихся и родителей, активно включенных в самоуправление, - все это является важным условием создания в школе эффективной системы самоуправления, где реальную роль играют все участники образовательного процесса.

Директор общеобразовательного учреждения отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность ученического самоуправления. Кроме того, директор регулирует процессы создания правовой базы и материально-технического обеспечения функционирования ученического самоуправления.

Заместитель директора по воспитательной работе принимает активное участие в разработке концепции и программы развития ученического самоуправления, занимается вопросами методического обеспечения и обучения актива школьников. Очень важно, чтобы заместитель директора сотрудничал с классными руководителями, выбирая вместе с ними подходящий вариант самоуправления в каждом классе, его соответствие общешкольной модели. Кроме того, в его компетенцию входит консультирование органов ученического самоуправления по всему кругу вопросов.

Педагог-организатор занимается практическими вопросами, поддерживая органы ученического самоуправления как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на уровне первичных коллективов. Это один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих воспитательные программы различной направленности в общеобразовательном учреждении. В его функционал, как правило, входит координирование деятельности детских и молодежных общественных объединений, действующих в общеобразовательном учреждении, их взаимодействие с ученическим самоуправлением.

Классный руководитель, который имеет возможность хорошо изучить интересы обучающихся, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые возникают в коллективе класса, также призван внести вклад в создание условий для развития ученического самоуправления. Такой педагог, обладающий серьезными социально-психологическими знаниями, способен оказать поддержку своим коллегам в реализации принципов самоуправления в различных сферах школьной жизни (организация досуга, спорт, СМИ и т. д.)

Педагог-психолог призван сыграть особую роль в развитии ученического самоуправленияБлагодаря своим профессиональным знаниям, он может помочь выявить лидерские, организаторские способности детей, организовать постоянно действующую систему психологической поддержки активистов самоуправления; консультировать классных руководителей, педагогов и администрацию по различным проблемам, возникающим в процессе организации ученического самоуправления.

Для создания органов самоуправления необходимо:

1. Найти сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности.
2. Сделать их эмоционально насыщенными и интересными.
3. Предоставить педагогическую поддержку и помощь. Педагоги должны поделиться реальной школьной властью с учениками, т. е. делегировать полномочия.

Детям можно отдавать следующие области школьной жизни:

1. Досуг. Школьные вечера, дискотеки, праздники, коллективные творческие дела и т. д.
2. Деятельность гражданско-патриотической направленности: клубы, пресс-конференции, встречи с политиками и другими интересными людьми.
3. Деятельность школьной прессы: газеты, радио, школьное телевидение, реклама.
4. Спорт и спортивные мероприятия.
5. Трудовая деятельность: дежурство, генеральные уборки, ремонт помещений, мебели, работа на пришкольной территории и т. д.
6. Производственная деятельность: труд на земле, в теплицах, на школьных животноводческих фермах (контроль над заработанными средствами, доходами, распределением, стимулированием и т. д.).
7. Производственно-коммерческая деятельность: в школьных мастерских с организацией и выполнением заказов населения по ремонту бытовой техники, изготовлению рам, дверей, наличников и т. д.
8. Шефская работа с престарелыми, больными людьми, ветеранами
войны и труда.

9. Ремонт, уборка школьных помещений, территории, самообслуживание в столовой.
10. Реальное участие в работе педсоветов, конференций, родительских комитетов и т. д.

В работе с детьми по организации ученического самоуправления важны: существо дела, позиция учителя, реальные полномочия учащихся. Ученическое самоуправление есть там, где школьники ощущают себя хозяевами школы, ответственными за происходящие в ней события, где они проявляют инициативу и творчество в совершенствовании собственной жизни, стремятся к лучшей ее организации, где каждому есть дело до каждого.

Школа – большой коллектив, а детям естественно жить в коллективе, коллективно решать свои проблемы, организовывать свой досуг. Наша цель – показать ребенку, чем неорганизованная группа людей отличается от коллектива, члены которого связаны друг с другом товарищескими отношениями, отношениями делового сотрудничества, взаимной помощи и доброжелательности. В развитии таких отношений важную роль играет школьное самоуправление. Объединить коллектив, сформировать организацию с органами школьного самоуправления – вот наша задача.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект выступления «Ораторское мастерство как ключ к успешности лидера» для лидеров ученического самоуправления

Выступление обучает учащихся основам и правилам публичного выступления. Содержит и теоретическую часть, и практическую, направленную на обучение старшеклассников навыкам саморегуляции....

Сценарий слета лидеров ученического самоуправления

Сценарий содержит конкурсную программу для лидеров ученического самоуправления....

Лидер ученического самоуправления

Положение о проведении школьного этапа окружного конкурса «Лидеры ученического самоуправления» ...

Семинар для лидеров школьного самоуправления "Знатоки православной культуры 2017"

Во все времена ценным оставались такие категрии еловеческого бытия как нравственность и духовность, в православии эти понятия не разделимы. Поэтому современные школьники должны владеть знаниями нашей ...

Сценарий "Выборы лидера детского самоуправления"

Целисплочение учащихся между собой, создание благоприятной, дружеской обстановки в школе;воспитание чувства долга и коллективизма, чувства ответственности за свои поступки;формирование у подрастающего...

Сценарий районного конкурса лидеров ученического самоуправления «Лидер года»

Организация районного конкурса лидеров ученического самоуправления  "Лидер года"...