2013 г. Круглый стол г.Ухта Методическое сообщение "Основы ансамблевой техники"
учебно-методический материал по теме

Основы техники музыканта-ансамблиста предопределены уже самим названием жанра и заключаются в умении играть вместе. Технически грамотное ансамблевое исполнение подразумевает в первую очередь: синхронное звучание всех партий, единство темпа и ритма, уравновешенность в силе звучания всех партий, единство динамики, согласованность штрихов, единство приемов звукоизвлечения и фразировки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_ansamblevoy_tekhniki.doc16.13 КБ

Предварительный просмотр:

Основы ансамблевой техники

Основы техники музыканта-ансамблиста предопределены уже самим названием жанра и заключаются в умении играть вместе. Технически грамотное ансамблевое исполнение подразумевает в первую очередь: синхронное звучание всех партий, единство темпа и ритма, уравновешенность в силе звучания всех партий, единство динамики, согласованность штрихов, единство приемов звукоизвлечения и фразировки.

 С усложнением художественных задач  расширяются и технические задачи совместной игры: преодоление трудностей полиритмии,  использование особых тембральных возможностей фортепианного дуэта и т.д.

Посадка при четырёхручной игре за одним инструментом отличается тем, что  каждый имеет в своём распоряжении только половину клавиатуры.  Партнёры должны так её «поделить»  чтобы не мешать друг другу. Партнеры должны уметь «поделить» клавиатуру и так держать локти,  чтобы не мешать друг другу,  особенно при сближающемся, или перекрещивающемся голосоведении (один локоть под другим).

Педализирует исполнитель партии Secondo  так как она служит фундаментом (бас,  гармония) мелодии,  чаще всего проходящей в верхних регистрах.  При этом ему необходимо очень внимательно следить за тем,  что происходит в соседней партии,  слушать своего товарища и учитывать его исполнительские «интересы».  Это умение слушать - основа совместного исполнительства во всех его видах

Неумение слушать общее звучание нередко сказывается уже на самой позе пианиста: «уткнувшись» в клавиатуру  он внимательно следит за движениями своих пальцев; корпус его склонен до предела,  в певучих местах он поворачивает голову,  как бы прислушиваясь одним ухом к звучанию мелодии.  В такой «позиции» и о своем собственном исполнении можно получить достаточно искаженное представление,  не говоря уже о звучании обеих партий

Полезно бывает предложить учащемуся,  исполняющему партию secondo,  ничего не играя,  только педализировать во время исполнения другим пианистом партии primo.  При этом сразу обнаруживается  насколько это непривычно и требует особого внимания и навыка.

Большое взаимопонимание и тренировка требуются для достижения синхронности звучания, что является одним из основополагающих технических требований совместной игры. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей.  Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля - единого понимания и чувствования партнерами темпа и ритмического пульса.  Исполнителям нужно вместе взять и вместе снять звук, или перейти к следующему, выдержать паузу и т.д.

Одновременное вступление  обычно достигается незаметным жестом одного из участников ансамбля. В данном случае технически обусловлен прием дирижерского замаха, ауфтакта – легким движением кисти, кивком головы. Полезно обоим исполнителям одновременно взять дыхание. Это позволит сделать начало исполнения естественным, органичным, снимет сковывающее напряжение.

Синхронность вступления достижима легче, если речь идет о звуке (аккорде), находящемся на сильной доле такта.

Более сложные задачи ставит совместное исполнение в начале произведения синкоп, затактных фраз и т.п. Исполнение синкоп требует специальных навыков, хорошего, развитого ритмического чувства и очень ясного ощущения паузы как равноценного звуку выразительного элемента музыки. Оно требует более искусного «сигнала» и особой договоренности участников ансамбля.

Одновременность окончания звука имеет не меньшее значение, чем точность начала.     Не вместе снятый аккорд производит такое же неприятное впечатление,  как и не вместе взятый.  Конечно,  в наиболее ответственные моменты конец звучания может быть «подсказан» одним из исполнителей.  Синхронность вступления и снятия звука достигается значительно легче,  если партнеры правильно чувствуют темп еще до начала игры.

Единство «чувствования темпа» особенно сказывается в паузах и при длительно выдержанных звуках. Музыкант должен уметь не терять нить повествования в перерывах звучания, понимать выразительное значение длительной паузы или выдержанного звука. Самый простой и эффективный способ преодолеть возникающее в паузах ненужное напряжение и боязнь пропустить момент вступления  -  знать звучащую у партнера музыку (поиграть ее). Тогда пауза перестает быть томительным ожиданием и заполняется живым звуком.

Часто непрерывность четырёхручного исполнения нарушается из-за отсутствия у пианистов простейших навыков переворачивания страниц и отсчёта длительных пауз.  Необходимо установить,  кому из партнёров,  в зависимости от занятости рук, удобнее перевернуть страницу. В случае, если не оказывается свободной руки, следует определить, какой пропуск в нотном тексте окажется наименьшей потерей.  Этому надо учиться, не пренебрегая специальной тренировкой.  

У ансамблистов нередко возникают проблемы в области двигательных навыков, которые приходится решать совместно. Одной из задач по освоению элементарной техники ансамбля является приобретение навыков передачи ансамблистами друг другу «из рук в руки» пассажей, мелодии, аккомпанемента и т.д.

 Большие трудности связаны с исполнением чередующихся пассажей. От исполнителей требуются определенные навыки «подхвата», точность и синхронность вступления, органичность передачи любого голоса из одной партии в другую. Индивидуальная работа может предшествовать или сопутствовать общим репетициям, но координация отдельных приемов и их совместная отработка являются непременным этапом преодоления пассажных трудностей ансамблевого произведения. Ансамблисты   должны   научиться   «подхватывать» незаконченную фразу и передавать ее партнеру,  не разрывая музыкальной ткани.

Список литературы

1.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. -  М: “Музыка”, 1982.

2.Готлиб А. Основы ансамблевой техники. -  М., 1971.

3.Самойлович Т. Некоторые методические вопросы работы в классе    

    фортепианного ансамбля. О мастерстве ансамблиста. – Л., 1986

4.Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. – М: “Сов. композитор”, 1989.

5.Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. – М: “Просвещение”, 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мероприятия в форме «круглого стола» по профессиональной ориентации старшеклассников в системе дополнительного образования детей

В работе приводится разработка мероприятия по профессиональной ориентации подростков, которое весьма позитивно воспринимается участниками, а также служат активно используемой методической разработкой ...

Методическая разработка круглого стола для учащихся 11 класса «Понятие о металлургии. Чёрная металлургия»

Форма  проведения данного урока: «круглый стол» с элементами ролевой игры в виде тематического учебного семинара. Проведению мероприятия предшествует большая работа участников «круглого стола». П...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за "круглым столом" по истории на тему: "Первые киевские князья и их роль в становлении Российской государственности" для 6 классов.

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за "круглым столом"по истории на тему: "Первые киевские князья и их роль в становлении российской государственности" для 6 класс...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за «круглым столом» на тему: «Терроризм – угроза всего общества» для учащихся 9 классов.

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за "круглым столом" на тему: "Терроризм - угроза всего общества" для учащихся 9 классов....

Методическая разработка мероприятия по воспитанию правовой культуры среди обучающихся "Мои права" (круглый стол)

В соответствии с Законом РФ “Об образовании”, Конституцией РФ, в настоящее время четко определено место и роль воспитывающей деятельности в области образования. Она рассматривается как приоритетное на...

Открытый урок - круглый стол по теме "Духовно-нравственные ценности молодежи". 2013-2014 учебный год.

Цель: духовно - нравственное развитие учащихся посредством изучения иностранного языка.Задачи:Совершенствование навыков:устной речи (монологической, диалогической и полилогической);лексико-грамматичес...