Роль учителя в развитии предметной одаренности.
методическая разработка по теме

Исанчурина Фаиля Фаритовна

О видах одаренности. Каким должен быть учитель, работающий с одаренными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetnaya_odarennost.docx42.76 КБ

Предварительный просмотр:


Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Выделяют  следующие виды одаренности: 

  • В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
  • В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

Чтобы уметь распознавать и грамотно работать с одарёнными нужно знать о них. Одарённым детям присущи определённые особенности. Они способны улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния в технике, культуре, науке. Им свойственно развитое чувство справедливости; порой  идеализм. Постоянная познавательная активность, высокий развитый интеллект дают возможность им получать знания об окружающем мире, делать прорывы в неизвестность. В то же время это наиболее уязвимые, ранимые, порой агрессивные и очень непонятные.

При неблагоприятных условиях развития одарённым детям трудно развивать свои способности. В связи с этим очень велика роль учителя. Именно личность учителя играет важную роль в раскрытии возможностей ученика. Именно от его личностно-профессиональных особенностей зависит, проявят ли учащиеся свои, данные природой, задатки, или они так и останутся никем не замеченными. Одному учителю достаточно иногда чисто интуитивного умения видеть, слышать, чувствовать и понимать ребенка. Другой “зажигает” своим энтузиазмом, энергией, стремлением к познанию. Третий притягивает к себе глубиной знаний и настойчивостью в овладении новым, неизвестным. Истинно одно – “только талантливый учитель способен воспитать талантливого ребенка”. И таланты у каждого проявляются по-своему (как у школьника, так и у его учителя).

Каким должен быть учитель, чтобы способствовать развитию способностей ученика?

У большинства авторов, изучающих эту тему,  не вызывает сомнения то, что для работы с умственно одарёнными детьми требуется особый учитель и его подготовка, отличная во многом от подготовки учителя традиционной массовой школы. Только одаренный учитель, широко эрудированный и гибкий в поведении, увлеченный и умеющий увлекать, открытый в общении может работать с одаренным ребенком.

Бенджамин Блум (1986г.) в ходе исследования жизни талантливых людей выделил три типа учителей. Первый тип - это учитель, пробуждающий интерес у ребёнка к учебному предмету, влюбляющий ребёнка в предмет, второй - учитель, отрабатывающий – навыки, умения, необходимые для успешного восхождения к вершинам мастерства. Третий тип – учитель, выводящий ребёнка на профессиональный уровень работы, помогающий открыть тонкости мастерства, отшлифовать грани таланта и раскрыть его индивидуальность. Эти три варианта зависят как от личностных особенностей учителей, так и от их опыта.

На основе ряда работ известных ученых, выделены основные элементы готовности учителя к работе с одаренными детьми [1, 2] (Таблица ).

Элементы готовности учителя к работе с одаренными детьми.

Элемент готовности

Основные показатели

Мотивационная

Принятие детей данной категории.
Желание работать с одаренными детьми.
Стремление совершенствовать свои умения по работе с одаренными детьми.

Научно-исследовательская.

Творческое мышление, исследовательские умения и навыки.
Выступления на семинарах, конференциях, педсоветах.
Статус педагога-исследователя.
Публикации.
Участие в профессиональных конкурсах.

Методическая.

Обобщение опыта (разнообразие форм, различные уровни).
Использование разнообразных интерактивных методов и технологий.
Владение в совершенстве методом педагогического наблюдения.
Знание психологии одаренных детей.
Профессиональная компетентность (по предмету).
Регулярное повышение квалификации.

Коммуникативная.

Коммуникативная компетентность.
Организаторские способности.

Личностная.

Адекватная самооценка, позитивная Я – концепция.
Высокий уровень эмпатии.
Толерантность, гибкость.
Лидерские способности, стремление к личностному росту.
Уравновешенность.
Рефлексия, способность к самоанализу.
Живой, активный характер, чувство юмора.

Такие учителя ведут за собой детей, вернее, дети идут за ними, стараясь ни на секунду не отстать, не пропустить ни жеста, ни слова. Причина в том, что дети видят глубокий профессионализм, присущий педагогам, личностную заинтересованность в своем деле, осознание его важности и необходимости, и, что немаловажно, интерес к самим учащимся, понимание, уважение, общение не свысока, а на равных. Такой учитель, действительно, зажигает сердца детей, заставляет их идти вперед, проявлять себя с различных сторон, становиться лучше.

Таким образом,  велика роль учителя в выявлении, развитии одарённых и талантливых школьников. Работа учителя с одарёнными детьми – сложный и никогда не прекращающийся процесс. Чтобы оказывать грамотную помощь детям, достойно встретиться с одарённым,  учителям многое предстоит сделать:

- пополнять или расширять знания об особенностях одарённых детей;

- сотрудничать с психологами, коллегами – учителями, администрацией, родителями;

- овладевать методами первичной диагностики;

- вырабатывать профессиональные качества;

- работать над личностными качествами;

- совершенствовать технологию обучения;

- находиться всегда в постоянном творческом поиске.

Из своей практики…

Учитывая отсутствие конкретных методик выявления одарённых детей и невозможность создания особых условий для их развития, вижу выход в смешанном обучении “обычных” и одарённых детей в обычном классе. При работе взяла за основу развивающую систему обучения. Цели дидактической системы: организовать обучение так, чтобы оно было максимально эффективно для общего развития растущего человека.

Главное в системе развивающего обучения – личностное развитие ученика, реализация ребёнка на максимальном для него уровне.

Способность может только усиливаться, наращиваться с течением времени, если для этого создаются особые условия. Поэтому после изучения литературы по этой теме пришла к выводу, что нужно вести планомерную круглогодичную работу с определенной категорией детей, имеющих постоянную познавательную активность, языковое чутье, обладающих высокими умственными способностями.

К сожалению, в школе, где я работаю, учеников в классах по 5-8 человек, а с другой стороны, индивидуальный подход к каждому ученику позволяет увидеть каждую «звездочку».

Провожу  уроки – зачеты, где предлагаю детям с высокой познавательной активностью дополнительные задания для углубленного изучения, нестандартные задания. Учитывая разную степень усвоения знаний учащимися, нахожу или составляю разноуровневые задания или же  усложняю задания  из учебника для домашней работы.

Такая систематическая работа является эффективной, о чём свидетельствуют победы моих учеников в олимпиадах школьного и районного уровней.

Учебный год

Школьный уровень

Районный уровень

2005-2006

Муртазина Русалина (11) - 1 место

Хасанова Гульсум(10) -2место

Хасанова Лилия (10) – 3 место

Муртазина Русалина (11 класс)            5 место

2006 – 2007

Хасанова Гульсум (11)- 1 место

Сайфутдинова Эльмира( 11)

2 место

Хасанова Лилия (11) 3 место

Хасанова Гульсум (11 класс) 2 место

2007-2008

Исхакова Венера(9)  1 место

Мустафина Альбина (11) 2 место

Муртазин Руслан (10) 3 место

Исхакова Венера ( 9 класс)

 4 место

2008 -2009

Муртазин Руслан (11) 1 место

Габдуллина Руфина (7 класс)

2 место

Исхакова Эльвира (9) 3 место

Муртазин Руслан (11 класс) 6 место

Исхакова Венера ( 10 класс) 2 место (перешла в профильную школу)

Литература:

1.Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми / авт.-сост. Н.И. Панютина и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 204 с  

2. Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя / Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Л.Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2006.– 239 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в развитие детской одаренности: опыт психолого-педагогической поддержки и социального взаимодействия.

Я убеждена, что эффективность воспитания такого ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играю...

Статья "Роль учителя в работе с одаренными детьми."

В   настоящее   время   наблюдается   повышенный   интерес   к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и  развития  ...

Роль учителя в развитии творческих способностей и предметной одарённости учащихся на уроках математики.

Изучив психолого-педагогическую литературу по данной проблеме и опыт работы учителей в данном направлении хочу предложить следующую систему работы с одарёнными детьми, которую можно применить каждому ...

Роль семьи в развитии детской одаренности

Одаренность существует лишь в постоянном развитии и главную роль в развитии одаренности играет семья. Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности ...

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ

АннотацияСтатья поднимает вопрос актуальности и возможностей использования цифровой среды школы, которая может играть существенную роль в развитии одаренности, как инструмента расширения и обогащения ...

Развитие предметной одаренности во внеурочной деятельности

Основная задача предпрофильной подготовки учащихся по английскому языку предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, коммуникативной концепции и билингвизма, обобщение знан...