Формирование ключевых компетенций через развитие мотивационной сферы участников образовательного процесса.
методическая разработка по теме

Якупова Лиана Вячеславовна

Методическая работа в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетенций через развитие мотивационной сферы участников образовательного процесса.

Модели методической работы в МБОУ СОШ

   Методическая работа в школе – это  вид образовательной деятельности, направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога,  проводимой в целях овладения педагогами технологиями и методиками учебно-воспитательного процесса, творческого применения их на уроках и во внеурочной деятельности, поиска инновационных, новых и наиболее рациональных и эффективных форм и  методов организации, проведения и анализа образовательного процесса.

   Цель методической работы связана с формированием единого информационного пакета научно – методического обеспечения введения ФГОС НОО, с внедрением новых педагогических  технологий обучения и воспитания, подготовки ГИА и ЕГЭ, с формированием системы повышения квалификации и самообразования педагогов, с работой над единой методической темой,  с обобщением и пропагандой  педагогического опыта, с овладением навыками научно – исследовательской деятельности педагогами и обучающимися.

   Задачи методической работы в этом учебном году связана с апробацией и введением ФГОС НОО.

    Содержание методической работы включает как традиционные, так и инновационные концепции.

  Цели, задачи и содержание методической работы связаны с жизнедеятельностью всего организма школы, со всеми участниками образовательного процесса. Успех реализации методической работы, используя компенсирующие, адаптационные и развивающие возможности работы учителя, помогает привести каждого члена  педагогического коллектива к высотам профессионального мастерства, полной успеваемости  и высокой успешности обучающихся.

    В структуре  школьной методической службы: педагогический совет,  методический совет во главе с директором,  10 методических предметных объединений, которыми руководят опытные высокопрофессиональные творческие педагоги, это исследовательские, научно – практические и творческие группы педагогов и, собственно, сами педагоги.

    Высшей формой коллективной методической работы всегда был и остается педагогический совет. Педагогический совет является органом самоуправления коллектива педагогов, на котором педагоги сочетают в себе функции объекта и субъекта административного внутришкольного управления. Тематика проведения педагогических советов всегда актуальна и востребована, соотнесена с поставленной проблемой школы.

   Все педагогические советы  готовятся и проводятся  исходя из поставленной задачи «Педсовет как технология», что  имеет позитивные тенденции.     

     Методический совет – совещательный орган при директоре школы, способствующий решению приоритетных психолого-педагогических проблем деятельности школы.  Методический совет координирует и корректирует деятельность всех структурных подразделений  методической службы школы.  В методический совет входят: администрация школы, руководители МО, учителя высшей категории, победители педагогических конкурсов, психолог, старший библиотекарь.  Цель деятельности методического совета:  организация и координация методического обеспечения образовательного процесса, методическая учеба педагогических и руководящих кадров, организация учебной деятельности,   инновационная деятельность, планы подготовки и проведения  ГИА и ЕГЭ, работа по созданию Портфолио учителя,  обмен опытом и совершенствование методики преподавания предметов, выполнения нормативных документов, профилизация, рабочие программы. Задачи деятельности методического совета: диагностика состояния методического  обеспечения образовательного процесса и методической работы в школе;  изучение и внедрение новых технологий в организации образовательного процесса;  создание условий для развития педагогического и методического  мастерства учителей.

   Методический совет через руководителей методических объединений координирует работу предметных методических объединений учителей. Целью работы методических объединений является совершенствование профессиональных качеств личности каждого учителя, развитие их творческого потенциала и, в конечном счете, повышение эффективности и качества образовательного процесса. Через  методическую работу осуществляется подготовка педагогов к внедрению нового содержания образования, овладение инновациями и прогрессивными технологиями, изучение и использование на практике современных методик обучения и воспитания.

  На заседаниях методических объединений обсуждаются  вопросы рабочих программ, проведения методических и предметных недель, подготовка к итоговой аттестации, развивающие концепции образования, преподавание профильных предметов, здоровье сберегающий аспект урока, научно – исследовательская деятельность, индивидуальная работа учителей. При анализе работы методических объединений  отмечается, что активизировалась работа по внедрению современных образовательных технологий, укрепилась материально-дидактическая база учебных кабинетов, стали  доступны  информационно-коммуникативные технологии, интерактивное оборудование и Интернет в медиа центре. Большое внимание уделяется формированию у обучающихся навыков творческой деятельности, развитию обще учебных универсальных действий, сохранению и поддержанию   здоровье сберегающей образовательной среды.   Здоровье сберегающие мероприятия практически все учителя вводят в практику своей работы.

   Опыт многих лет показывает, что деятельность школьных методических объединений помогает выявить, обобщить, систематизировать и распространить опыт лучших учителей. Нередко материалы, подготовленные для выступлений на заседаниях школьных методических объединений, после обсуждения и доработки рекомендуется для работы  на  районных и областных конференциях или педагогических чтениях. При правильной организации педагогические чтения и конференции становятся определенным звеном в работе по обобщению передового опыта, а также активной формой повышения квалификации учителей.

   Методические объединения ведут работу по   укреплению и расширению учебно-материальной и дидактической базы учебных кабинетов.  Все учебные кабинеты обеспечивают реализацию  стандарта образования, решение образовательных задач и  выполнение учебных программ, укомплектовываются современной видео- и аудиоаппаратурой. Ежегодно дважды  в год проходит смотр – конкурс учебных кабинетов.

    При участии школы в апробации ФГОС  традиционной формой стал мастер – класс.  Мастер – класс – это занятие, целью которого является представление системы или проекта,  или опыта работы педагога. Это форма работы, в которой педагогу предоставлена возможность публичной демонстрации профессиональной компетентности,  это главное средство передачи основной  идеи своей (авторской) педагогической системы,  это форма обобщения и распространения педагогического опыта. В  течение 3-х лет  научно – практической группой  по апробации и введению ФГОС НОО  проведены мастер – класс: открытые уроки по математике и русскому языку, урок вежливости психолога  "Слова очень нужные и очень важные", внеурочное открытое занятие художественно-эстетического курса «Гармония» по теме  «Чистоговорение», спортивный час «Лазание и перелазание. Подвижные игры», занятие Истоки -  «Воспитание  на  социокультурном  опыте» и др. Все занятия были  результативными,   демонстрировали  личные интересы и особенности педагогов, умение выйти за рамки своего предмета, подняться до философских обобщений.  Эти  занятия необычайной  и  оригинальной  постановки  актуальных  проблем ФГОС НОО.

     В связи с движением педагогов – новаторов, которое способствовало пробуждению педагогических поисков и педагогического творчества  в школе, направленных на обучение и воспитание, а также на создание авторских приемов и методов, разработку авторских программ, в школе появилась новая форма методической работы – творческие группы педагогов,  объединение в которые  проводится по принципу общности интересов, увлеченности единой идеей.   Лидерство берут на себя  два – три  наиболее активных и инициативных участника. Работа такой группы начинается с возникновения новой идеи, с поисков единомышленников, с определения плана, разработки возникшей идеи.  В результате творческое усвоение нового, разработка авторских программ, приемов и методов проходит значительно быстрее, чем в других формах методической работы.

   Одной из важных форм методической работы является работа над единой методической темой.  Последняя завершенная  единая  методическая  тема – это  «Разработка Программы воспитание духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения».  Работа над данной темой способствовала  созданию условий для эффективного формирования и развития главных общечеловеческих качеств. В  2009 году Программа была утверждена, с этого учебного года Программа  внедряется соответственно Плану введения ФГОС НОО  как  Программа духовно – нравственного воспитания и развития в начальной школе.  Все материалы  сосредоточены в школьном методическом кабинете.

  В школьном методическом кабинете собраны лучшие тематические и поурочные планы учителей, конспекты открытых уроков, методические разработки, образцы раздаточного материала, творческие работы учителей и учеников. Большой материал по аттестации.

   В течение учебного года в методическом кабинете организовываются  тематические  выставки, обновляется методический бюллетень и творческие выставки аттестуемых учителей. Каждый учитель школы имеет индивидуальную папку методических достижений, у учителей начальных классов переросшую в «Портфолио».       

   Традиционным видом методической работы являются методические и предметные недели, позволяющие всем участникам образовательного процесса раскрыть свой творческий потенциал, укрепить взаимопонимание, повысить познавательную активность. Учителя-предметники проводят тематические конференции, ролевые и интеллектуальные игры, конкурсы чтецов и сочинений, аукционы и смотры знаний, экскурсии и соревнования. Обучающиеся показывают прочные знания и умения, а так же применение их в разных ситуациях. Учителя по уровню заинтересованности обучающихся учебными предметами корректируют внеурочную деятельность, расширяют инновации.

  Наряду с методическими и предметными неделями в школе поводятся  День науки, Дни здоровья, Дни творчества.  Во всех делах все участники образовательного процесса сотрудничают, что способствует развитию школьного самоуправления.

   Сравнительно недавно начало свою работу школьное научное общество «Эврика», в нем  обучающиеся сотрудничают с  творческими  учителями, которые могут заинтересовать,  подвигнуть обучающихся  на творческую деятельность,  самопознание, самореализацию и самосовершенствование.  Только  личный пример педагога – лучший вариант решения образовательных и воспитательных задач.  Виды и формы деятельности научного общества разнообразны: это  и коллективные творческие проекты  (лекции, семинары, научно – практические конференции, экскурсии), и индивидуальные научно – исследовательские работы и проекты. Главное предназначение НОУ – помочь обучающимся раскрыть свои способности, применить свой талант в практической деятельности, научить их справляться с трудностями и не бояться отстаивать свою точку зрения, уважительно относясь к окружающим людям.

   Серьёзным направлением методической работы является повышение профессиональной квалификации педагогов. Повышение профессионального уровня педагогических кадров, соответствующего запросам современной жизни  – необходимое условие модернизации системы образования.  В новых требованиях к результатам образования педагогов  заложено всё: и управление, и экономика,  и переподготовка.  

    Семинары – одна из форм повышения квалификации.  Школьные семинары проходят один раз в четверть.  В работе семинара  органически  связаны теория и практика.  Например, лекция, посвященная видам нестандартных уроков, сопровождается посещением таких уроков. При такой организации работы результатом семинара становятся не только знания, но и практические действия. Психолого-педагогические семинары приобщают учителей к творческой, опытно-экспериментальной и научно-исследовательской деятельности. Работа постоянно действующего семинара  заметно повышает общую и педагогическую культуру  педагогов.

     Для того,  чтобы быть успешным учителем нужно постоянно учиться, поэтому учителя регулярно повышают свой профессиональный уровень через самообразование: изучают  нормативную документацию и   достижения в системе Российского образования, осваивают   и внедряют   в свою работу современные образовательные технологии, посещают   уроки коллег и  делиться  своим опытом,  проводят  мастер – класс.  В школе  есть  благоприятные условия для самообразования учителей.  Например, в помощь учителям созданы  тематические каталоги статей из методических журналов.   Тематические каталоги  хранятся в методическом кабинете.  Личные педагогические библиотеки также используются  для самообразования не только их владельцами, но и коллег.
        

      Как бы продолжением самообразования  являются школьные практические конференции. На такой конференции, опираясь на изученную научную литературу, анализируя на ее  основе собственный опыт, учителя глубоко и всесторонне обсуждают важные для современных условий образования проблемы.    Школьные конференции способствуют расширению интересов учителей, их духовному обогащению, повышению  общей культуры,  помогают выявить общественное мнение коллектива по актуальным проблемам школы и научно-педагогической жизни.

Роль методической работы возрастает в связи с необходимостью рационально, оперативно использовать новые технологии обучения, накапливать позитивный опыт по решению образовательных и воспитательных проблем, развивать сплочённость коллектива единомышленников, сохранять традиции школы, выявлять и предупреждать недостатки в работе педагогического коллектива, стимулировать инициативу и творчество всех участников образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках географии

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на дос...

« Формирование ключевых компетенций , через метод проектной деятельности»

Проектная деятельность является сердцевиной технологического образования. Это интегрированный вид деятельности по созданию изделий и оказанию услуг имеющих личную и общезначимую значимость. Теор...

Формирование ключевых компетенций через проектную и исследовательскую деятельность учащихся

Понятие «ключевые компетентности» является центральным для научно-ме-тодологических оснований модернизации, обладает интегративной природой, объединяет знание, навыковую и интеллектуальную соста...

Формирование ключевых компетенций через творческую деятельность учащихся

В  настоящее  время  возросла  роль некоторых качеств  личности, ранее  не  особо  важных  в  обществе, таких как  предприимчивость,  мобиль...

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность на уроках географии

В  статье рассматривается роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и ...

Тема инновационного педагогического опыта «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках искусства».

Тема инновационного педагогического опыта     «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках  искусства»....

«Формирование ключевых компетенций через развитие мотивационной сферы на коррекционных занятиях»

Для значительной части обучающихся  ОВЗ (ЗПР) типичен дефицит не только познавательных, но и социально- коммуникативных способностей. Для них часто характерны импульсивные реакции, не могут сдерж...