Контроль процесса выполнения домашней работы
статья по теме

Ларькина Людмила Сергеевна

Проблема дальнейшего повышения эффективности обучения школьников может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет сочетаться и подкрепляться домашней учебной работой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrol_protsessa_vypolneniya_domashney_raboty.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Контроль  процесса

выполнения домашней работы

Проблема дальнейшего повышения эффективности обучения школьников может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет сочетаться и подкрепляться домашней учебной работой.

Пропагандировавшееся в последние годы требование того, чтобы учитель добивался полного усвоения знаний всеми обучающимися непосредственно на уроке, безусловно приносит положительные результаты. Но в ряде случаев учителя стремятся обеспечить усвоение знаний не за счёт активизации учебной работы школьников, а, наоборот, за счёт её упрощения. На уроках они настолько всё «разжёвывают» обучающимся, что тем попросту не над чем думать. Отсюда и ведут своё начало истоки тех трудностей, с которыми школьники часто встречаются в процессе домашней работы.

Домашнее учение требует самостоятельного подхода к усвоению знаний, умственного напряжения. Но нередко в школе как раз обучающиеся и не приобретают этих качеств. Встаёт задача – поднять мыслительную активность школьников на уроке с тем, чтобы они привыкли к умственному напряжению, к проявлению познавательной самостоятельности, и таким образом создать условия для более плодотворной домашней работы.

В решении поставленной задачи большую роль играет правильно поставленный педагогический контроль. В школах немало сейчас делается по осуществлению контроля  учебной работы обучающихся. Но подходят к нему не совсем верно. Контроль осуществляется главным образом за тем, как обучающиеся усвоили заданный материал. Что же касается самого процесса усвоения и закрепления знаний в системе домашней работы, то он фактически остаётся вне поля зрения учителей. Получается, что контролю подвергается не сама учебная работа, призванная обеспечить полноту и прочность усвоения программного материала (а именно это должно быть главной целью контроля), а лишь её результаты. Поэтому такой контроль не всегда побуждает обучающихся к лучшей подготовке домашних заданий, а нередко вызывает у них и отрицательные эмоции, отнюдь не стимулирующие их учебную работу. Зачастую школьники или не умеют работать, или же у них не хватает волевых усилий для прочного овладения знаниями.

Как же должен строиться учебный труд обучающихся дома?

Учитывая, что прослушанный на уроке материал держится в памяти непрочно, возникает необходимость в домашней работе по его осмыслению и закреплению. Установлено, что воспринятый новый учебный материал наиболее интенсивно забывается в первое время. Именно поэтому рекомендуется выполнять домашние задания в день их получения. Но такой порядок подготовки домашних заданий не соблюдается школьниками. Поэтому обязательно нужно требовать, чтобы ученик, прежде, чем готовить уроки к «завтрашнему дню», внимательно просмотрел тот материал, который изучался «сегодня». Это уже будет вторичная работа над тем материалом, который излагался в школе. Она освежит в памяти объяснения учителя и предотвратит его забывание. Затем следует приступать к подготовке уроков к «завтрашнему» дню. В процессе выполнения домашних заданий следует обязательно применять приёмы самоконтроля. Самым простым и в то же время весьма эффективным способом самоконтроля является пересказ урока вслух или «про себя». Помимо функции самоконтроля, этот приём обладает ещё одной функцией: он способствует повышению внимания школьника при заучивания материала. К. Д. Ушинский писал о том, что читать можно и без внимания, но проговаривать изучаемый материал без сосредоточенного внимания нельзя. Для самоконтроля могут применяться и такие приёмы, как составление плана, ответы на вопросы учебника, воспроизведение правил, выводов, законов, формул.

Однако, домашняя работа на этом не заканчивается. Примерно за час до сна полезно просмотреть выполненные уроки по учебникам. Приём этот не следует недооценивать. Освежение в памяти изучаемого материала перед сном создаёт условия для более осмысленного и прочного его закрепления, так как во сне в нейронах головного мозга продолжают происходить внутримолекулярные процессы, лежащие в основе запоминания.

Очень важно, чтобы домашние задания выполнялись ежедневно в одно и то же время и на постоянном месте. Это правило при всей кажущейся его простоте нарушается школьниками чаще всего. Между тем, оно имеет существенное значение для успеха домашней работы, так как содействует быстрому сосредоточению внимания на выполнении полученных заданий.

Вот те наиболее существенные правила умственного труда, которых должны придерживаться обучающиеся в процессе домашней учебной работы.

Опыт лучших учителей-новаторов подтверждает, что эффект домашней работы значительно повысился бы, если бы в некоторой части она приобрела характер добровольности. Скажем, какой-то минимум задач по математике является для всех обязательным, но за его выполнение ученик может получить лишь удовлетворительную отметку. Для желающих же поработать больше и получить более высокую оценку задаются дополнительные упражнения, что, несомненно, повысило бы интерес к домашнему учению, а лучшие ученики интенсивнее развивали бы свои способности.

Сохранение активной позиции школьников в домашней учебной работе возможно в системе гибких, вариативных домашних заданий, разнообразных по содержанию и методике выполнения. Данная система снимет жёсткую регламентацию, усилит элемент творчества, повысит степень самостоятельности обучающихся в учебной работе дома.

В связи с тем, что данные виды учебных заданий требуют более высокого уровня познавательных и организационных умений, возрастает необходимость обучения им на уроке, в процессе специально организованной работы через совершенствование инструктажа и контроля выполнения домашней работы.

Контроль выполнения должен постепенно выводиться на взаимоконтроль внутри класса. Ученический взаимоконтроль сталкивает школьников с ошибками одноклассников, с осознанием своих ошибок, вызывает анализ их причин, поиск способов обнаружения ошибок.

Данная система совершенствования методики домашних заданий даёт возможность обучающемуся более углублённо работать над интересующими его темами, используя при этом дополнительные источники, разнообразные приёмы работы. Это будет способствовать формированию призвания, внутренней мотивации, сближению домашней работы с самообразованием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа по математике «Исследования временных затрат на выполнение домашних заданий учащимися»

Содержание 1. Автор проекта 2. Предмет, класс 3. Цели проекта 4. Краткое описание проекта 5. План проведения проекта 6. Материалы по формирующему и итоговому оцениванию 7. Материалы по сопровож...

Презентация проектной работы "Сколько времени у тебя уходит на выполнение домашних работ по основным предметам"

Проектная работы по статистике выполнена учащимися с целью сравнения  длительности выполнения домашних заданий по основным предметам и соответствие этих временных затрат нормам школьного Сан ПиНа...

ВЫПОЛНЕНИЕ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ

Данная статья предназначена для родителей и учеников 5-9 классов. Она рассказывает о правилах выполнения домашней работы по математике, о подготовке к урокам....

ПРЕ- и ПРИ- (1 часть правила "Значение приставки" образец выполнения домашней работы)

Правило "ПРИЕ- и ПРИ-" (1 часть правила "Значение приставки" образец выполнения домашней работы)...

Методические рекомендации для детей по выполнению домашней работы, работе с картой и текстом учебника.

Приведены методические рекомендации по выполнению домашних работ, по работе с картой и текстом учебника. Можно использовать для оформления стенда в кабинете....

Как помочь ребенку с выполнением домашней работы по английскому?

Как оказать ребёнку помощь в подготовке домашнего задания по английскому языку...