Выступление на ШМО естественнонаучного цикла
методическая разработка по теме

Панова Маргарита Михайловна

В своих выступлениях я раскрываю аспекты активных форм и методов  обучения учащихся , использование  технических средств обучения на уроках ОБЖ, А так же выявление творческих способностей учащихся при изучении материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_2009g.docx157.95 КБ
Файл vystuplenie_2010.docx40.46 КБ
Файл vystuplenie_2012.docx21.25 КБ
Файл vystuplenie_2013.docx23.75 КБ
Файл vystuplenie_2014.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

                            Муниципальное общеобразовательное учреждение

                  «БУЖАНИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Выступление на ШМО учителей естественнонаучного цикла

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ , КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕСТОВ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСКТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ»

                    Панова Маргарита Михайловна ,
преподаватель ОБЖ1кв.категория
МБОУ « Бужаниновская СОШ»

 

                                2009г

Цели:

  • формирование знаний методов работы с электронным учебником
  • суть построение процесса обучения по принципу «ученик - субъект обучения»
  • воспитание культуры работы с компьютером

Использование электронных учебников

Образование не стоит на месте. Периодически пополняется педагогическая копилка методов обучения. Развитие новых информационных технологий положило начало созданию программного обеспечения для обучения и самообразования.

Компьютер уже занял важное место во всех сферах, и не в последнюю очередь это относится к образованию и работающим в этой сфере людям.

Естественным образом напрашивается вопрос: неужели компьютерные технологии настолько эффективны, что, используя их, можно так резко повысить качество обучения? Судите сами:

1. Компьютерные технологии позволяют внедрять в текст учебного пособия не только статичные картинки, как в традиционных печатных изданиях, но использовать звук, видеофрагменты, анимационные вставки, трехмерные динамические модели.

2. Компьютерные технологии позволяют заинтересовать ученика изучаемым предметом. Для сегодняшних молодых людей компьютер и все, что с ним связано, все больше становится естественным жизненным фоном. Постепенно начинает формироваться новая эстетика, берущая свое начало в оформлении компьютерных программ; работа с компьютером (а тем более — игра на нем) уже не является чем-то из ряда вон выходящим, скорее наоборот. Поэтому вполне естественно, что преподаватель, использующий в процессе обучения компьютер (и чем больше, тем лучше), воспринимается учениками как более близкий, более современный человек. Что, в свою очередь, также сказывается на скорости установления межличностных отношений, а значит — и на эффективности обучения.

Кроме того, если мы посмотрим на сами электронные издания, то увидим, что благодаря технологии гипертекста (т. е. перекрестным ссылкам, которыми может быть пронизано все издание и которые устанавливаются автором), а также возможности поиска практически по любому слову каждое электронное учебное пособие потенциально является справочником. Создав пособие по информатике, автор одновременно создает и справочник по этой дисциплине. Причем справочник дидактического характера. А это значит, что при подготовке к уроку (зачету, экзамену) ученик, ища необходимые сведения, одновременно будет читать составленный текст, несущий дидактическую нагрузку. Таким образом, даже не проявляя рвения к учебе, обучаемый будет исподволь запоминать сведения, изложенные в учебнике.

3. Компьютерные технологии позволяют преподавателю, один раз грамотно создав свой учебник, постоянно обновлять и пополнять его без дополнительных временных и материальных затрат. Кроме того, автор может в своем издании дать ссылки на дополнительную информацию, находящуюся в сети Интернет. При этом, учитывая популярность Интернета среди сегодняшней молодежи, эти ссылки могут быть действительно использованы.

Итак, рассмотрев все те положительные моменты, которые предоставляет преподавателю электронное учебное пособие, остановимся на вопросах, обсуждаемых наиболее интенсивно в публикациях, посвященных проблемам использования таких изданий.

Главный вопрос — должно ли электронное пособие заменять учителя? Скорее, оно должно быть эффективным помощником, который бы автоматизировал наиболее трудоемкие и рутинные элементы преподавательской деятельности, разгружал преподавателя и помогал ему сосредоточиться на индивидуальной и более творческой работе — отвечать на "каверзные" вопросы активных учеников, пытаться "расшевелить", "подтянуть" слабых и пассивных. Пособие должно быть еще одним педагогическим инструментом, с помощью которого преподаватель может сделать занятие более интересным, динамичным и, как следствие, помочь ученикам быстрее и глубже усвоить курс.

В качестве такого инструмента электронное пособие может использоваться в паре с традиционным печатным учебником. В этом случае пособие играет роль дополнительного источника информации, в котором справочные материалы и документы строго привязаны к изучаемой теме и при этом легко доступны и который позволяет создать у студента более объемное представление об изучаемом явлении, проследить междисциплинарные связи.

Отсюда вытекает и еще один важный вопрос: должно ли электронное пособие служить инструментом интенсивного или регулярного обучения? Однозначно ответить на этот вопрос сложно, поскольку выбор той или иной формы подачи материала зависит, прежде всего, от того, на какую аудиторию рассчитывают авторы и издатели. Затрону лишь один очевидный момент: сегодняшние компьютеры не способствуют продолжительным занятиям за ними. Ведь если с книгой и конспектом ученик, готовящийся к экзамену, вполне способен продуктивно заниматься по 8-10 часов в день, то проводить столько времени перед экраном монитора категорически недопустимо. Поэтому, скорее всего, электронное пособие лучше использовать таким образом, чтобы оно служило дополнительным источником информации, к которому ученики обращались бы после изучения курса традиционным способом (или во время изучения курса, но именно как к дополнительному источнику).

Электронный учебник

Электронный учебник - это продукт образовательного характера, который может быть воспроизведен (использован) только с помощью средств информатики (в том числе и компьютера), соответствующий утвержденной программе обучения или программе, разработанной автором для предложенного курса, и имеющий принципиально новые черты по сравнению с ОУ.

Компоненты электронного учебника: презентационная составляющая (содержит основную информационную часть курса); упражнения, способствующие закреплению полученных знаний; тесты, позволяющие проводить объективную оценку знаний учащегося.

Электронный учебник должен содержать: обложку, титульный экран, оглавление, аннотацию, полное изложение учебного материала, краткое изложение учебного материала, дополнительную литературу, систему проверки знаний, систему рубежного контроля, функцию поиска текстовых фрагментов, список авторов, словарь терминов, справочную систему по работе с управляющими элементами электронного учебника, систему управления работой с учебником.

78_2_01

Общепринято, что электронный учебник - является литературой нового поколения, которая объединила в себе достоинства традиционных учебников и возможности компьютерных технологий. Л.Х Зайнутдинова дает следующее определение электронные учебники - "это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи"

Электронный учебник как средство дистанционного обучения

Как один из режимов использования ЭУ можно рассмотреть дистанционное обучение.

Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Информационно-образовательная система ДО представляет собой системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. ДО является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации.

То есть под дистанционным обучением будем понимать любой вид передачи знаний, где обучающий и обучаемый разобщены во времени или пространстве. Если согласиться с этим определением, то "старое доброе" заочное обучение и есть прообраз современного ДО, в котором, однако, отсутствует элемент индивидуализации. Каким же образом можно привнести элементы индивидуализации в компоненты дистанционного обучения?

Поскольку современные компьютеры позволяют с большой эффективностью воспроизводить практически все известные до настоящего времени виды передачи информации, и, что нам представляется наиболее важным, только они могут реализовать адаптивные алгоритмы в обучении и обеспечить преподавателя объективной и оперативной обратной связью о процессе усвоения учебного материала, то становится совершенно очевидным, что принципиальное отличие ДО в сегодняшнем его понимании от традиционного заочного заключается не только в том, что "перо и бумагу" заменяет компьютер, а "голубиную почту" - Интернет. Мультимедийный компьютер - это не только новый интегрированный носитель информации, это - устройство наиболее полно и адекватно отображающее модель "face to face". Кроме этого, только в компьютерах могут быть реализованы информационно-справочные системы на основе гипермедийных ссылок, что также является одной из важнейших составляющих индивидуализации обучения.

Основные принципы дистанционного обучения (ДО): установление интерактивного общения между обучающимся и обучающим без обеспечения их непосредственной встречи и самостоятельное освоение определенного массива знаний и навыков по выбранному курсу и его программе при заданной информационной технологии.

Дистанционное обучение и традиционное существенно различаются. Это:

1) пространственная разделённость обучающего и обучаемого;

2) усиление активной роли учащегося в образовательном процессе: в постановке образовательных целей, выборе форм и темпов обучения;

3) подбор материалов, предназначенных специально для дистанционного изучения.

Главной проблемой развития дистанционного обучения является создание новых методов и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде общения. В этой среде ярко проявляется то обстоятельство, что учащиеся не просто пассивные потребители информации, а в процессе обучения они создают собственное понимание предметного содержания обучения.

На смену прежней модели обучения должна прийти новая модель, основанная на следующих положениях: в центре технологии обучения — учащийся; суть технологии — развитие способности к самообучению; учащиеся играют активную роль в обучении; в основе учебной деятельности — сотрудничество.

В связи с этим требуют пересмотра методики обучения, модели деятельности и взаимодействия преподавателей и обучаемых. Считается ошибочным мнение многих российских педагогов-практиков, развивающих технологии дистанционного образования, что дистанционный учебный курс можно получить, просто переведя в компьютерную форму учебные материалы традиционного очного обучения.

Успешное создание и использование дистанционных учебных курсов должно начинаться с глубокого анализа целей обучения, дидактических возможностей новых технологий передачи учебной информации, требований к технологиям дистанционного обучения с точки зрения обучения конкретным дисциплинам, корректировки критериев обученности.

Дидактические особенности курса ДО обусловливают новое понимание и коррекцию целей его внедрения, которые можно обозначить следующим образом:

•  стимулирование интеллектуальной активности учащихся с помощью определения целей изучения и применения материала, а также вовлечения учащихся в отбор, проработку и организацию материала;

•  усиление учебной мотивации, что достигается путем четкого определения ценностей и внутренних причин, побуждающих учиться;

•  развитие способностей и навыков обучения и самообучения, что достигается расширением и углублением учебных технологии и приемов.

К числу дидактических принципов, затрагиваемых компьютерными технологиями передачи информации и общения, в первую очередь следует отнести:

•   принцип активности;

•  принцип самостоятельности;

•  принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы; 

•  принцип мотивации;

•   принцип связи теорий с практикой;

•  принцип эффективности.

В связи с этими принципами средства учебного назначения, которые используются в образовательном процессе ДО, должны обеспечивать возможность:

•  индивидуализировать подход к ученику и дифференцировать процесс обучения;

•   контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;

•  обеспечить самоконтроль и самокоррекцию учебно-познавательной деятельности учащегося;

•  демонстрировать визуальную учебную информацию;

•  моделировать и имитировать процессы и явления;

•  проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;

•  прививать умение в принятии оптимальных решений;

•   повысить интерес к процессу обучения;

•  передать культуру познания и др. Хотелось бы подчеркнуть особую важность определения целей курса.

Для построения четкого плана курса необходимо:

·  определить основные цели, устанавливающие, что учащиеся должны изучить;

•  конкретизировать поставленные цели, определив, что учащиеся должны уметь делать;

•   спроектировать деятельность учащегося, которая позволит достичь целей.

Очень важно добиваться того, чтобы поставленные цели помогали определить, что ожидается от учащихся после изучения этого курса. Конкретизация целей позволяет дать представление о том, что учащийся в состоянии будет сделать в конце каждого урока. Фактически необходима постановка целей для о каждого урока курса.

Цели помогают сконцентрироваться на развитии познавательной деятельности учащихся и определить, па какой стадии он находится.

Правильно сформулированные цели позволят учащимся:

•  настроить мышление на тему обучения;

•  сфокусировать внимание на наиболее важных проблемах;

•  тщательно подготовиться к тестам, заданиям и другим средствам оценивания.

    Деятельность должна быть спроектирована в соответствии со сформулированными целями.

Литература

  1. Иванов В.Л. Структура электронного учебника. // Информатика и образование. 2001 - № 6.
  2. Матрос Д.Ш. Электронная модель школьного учебника. // Информатика и образование. 2000 - № 8.
  3. Христочевский С.А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии. 2008.



Предварительный просмотр:

                            Муниципальное общеобразовательное учреждение

                  «БУЖАНИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Выступление на ШМО учителей естественнонаучного цикла

«Развитие творческих способностей  учащихся посредством проектной деятельности на уроках ОБЖ»

                    Панова Маргарита Михайловна ,
преподаватель ОБЖ1кв.категория
МБОУ « Бужаниновская СОШ»

 

                                2010г

1. Введение

Воспитание творческой личности, творческой индивидуальности - одна из важнейших задач современной школы. Прежде всего, это обусловлено радикальными экономическими, социальными, культурными изменениями, происходящими в нашем обществе. Для того, чтобы жить в новых условиях недостаточно прежней установки на подготовку умного и послушного исполнителя, необходимо формирование активной, инициативной личности, способной к самостоятельной созидательной деятельности.

Актуальность проблемы развития творческой активности учащихся также обусловлена требованиями Государственного образовательного стандарта, в основе которого лежит личностно ориентированное обучение, обеспечивающее глубокую разностороннюю подготовку к последующей профессиональной творческой деятельности. В связи с этим средняя школа переориентируется на организацию качественно иного уровня учебно-воспитательной работы, направленного на развитие творческого потенциала ребенка.

Субъектная позиция ученика формируется в условиях активных форм и методов обучения, которые ориентированы на персональный характер образования на основе приоритетного отношения к его интересам и потребностям.

Проблема развития творческой активности учащихся в процессе учебной деятельности на уроках ОБЖ специально не исследовалась. В то же время использование определенных форм и методов деятельности в процессе обучения ОБЖ может значительно повысить творческую активность школьника.

Ни одной программой по ОБЖ не предусмотрено изучение вопросов, связанных с духовным, творческим и умственным развитием учащихся. В то же время, как показывает опыт людей, оказавшихся в различных чрезвычайных ситуациях, многим из них приходилось действовать, полагаясь на собственный ум и смекалку, т.к. ситуации, в которых они оказывались, не были описаны ни в одной инструкции, программе или курсе. Конечно, знать основополагающие принципы и правила поведения в чрезвычайных ситуациях нужно, но очень часто действовать приходится, полагаясь исключительно на свою сообразительность. Ведь нет, и не может быть полного набора вариантов действий в той или иной чрезвычайной ситуации, оказавшись в которой, можно было бы, не задумываясь, выбрать нужный, и действовать по раз и навсегда заученному алгоритму.

Поэтому-то и возникает необходимость изучения в курсе ОБЖ вопросов, связанных с развитием творчества, сообразительности, смекалки и т.п. качеств, которые помогают людям с честью выходить из «нестандартных», казалось бы, безнадежных, чрезвычайных ситуаций.

Основными методами обучения ОБЖ в школе, на наш взгляд, должны стать методы наглядные (видеофильмы и компьютерные программы) и практические (а не словесные, как в большинстве школ). Меньше всего времени в изучении курса ОБЖ следует уделять словесным методам.

Развитию творческих способностей учащихся, расширению словарного запаса, развитию логического мышления способствуют применение на уроках ОБЖ в школе различных систем и технологий исследовательского характера. Ведущим является метод проектирования. Использование этого метода, помогает ориентировать учащихся на осознание о понимание проблем безопасности, рациональный отбор информации по созданию безопасных условий деятельности, аргументированность принимаемых решений по устранению причин, реализующих опасности в качестве негативных последствий.

Применение в образовательной области ОБЖ метода проектов крайне важно, так как это способствует интеллектуальному и духовному развитию личности учащихся, ее самовыражению в практике проектной деятельности. Кроме этого, работа над проектом позволяет учащимся выработать определенные навыки и приобрести опыт в области ОБЖ.

2. Метод учебного проекта в школьном образовании

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

Очевидно, что использовать только методы традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные технологии. Одной из таких технологий, позволяющих существенно повысить качество образовательного процесса, является метод учебного проекта.

Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.

Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость. [8, 78]

Применение метода проектов в практике преподавания ОБЖ в школе является скорее поиском путей решения явно обозначившихся проблем, которые решить в рамках традиционно используемых методов обучения стало невозможно.

И хотя проектная деятельность все чаще применяется в общеобразовательных школах, до сих пор еще не сформировалось представлений о том, какой она должна быть. Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по географии или истории с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.

Основой для разработки данного метода обучения ОБЖ является личностная концепция педагогики, которая предусматривает развитие активности учащегося в процессе обучения, создания таких психолого-педагогических условий, при которых ребёнок перестаёт быть получателем знаний, а стремится к ним сам, проявляя и развивая свои творческие способности.

Выбор метода проектов в качестве дополняющего к традиционной форме обучения обусловлен рядом факторов, выгодно отличающих его от других методов. Прежде всего, это возможность увязать метод проектов с классно-урочной системой обучения без больших организационных преобразований, производить планирование хода усвоения знаний учащимися, как на продолжительном интервале времени, так и оперативно, при очередном контроле, своевременно идентифицировать пробелы в знаниях учащихся.

Кроме того, метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.

Проектная работа, как правило, имеет личностно значимую для учащегося цель, сформулированную в виде проблемы. Решая проблему, автор проекта определяет свою стратегию и тактику, распределяет время, привлекает необходимые ресурсы, в том числе информационные. Если в прежние годы серьезную трудность представлял поиск информации в условиях ее дефицита, то спецификой сегодняшнего дня становится работа в условиях обилия информации. Эта работа развивает навыки критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных сведений. Такая своеобразная прививка делает школьника устойчивым к разного рода влияниям, в том числе и к агрессивной рекламе.

Организация метода проектов требует от преподавателя большой работы по конструированию специальных условий для учащегося с целью выявления и развития его творческого потенциала. Практически, это заключается в искусственном конструировании проблем и проблемных задач для решения их учащимися. [2, 49-50]

Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно. Как показывает опыт проектной деятельности разных школ, интерес к такой в значительной степени самостоятельной работе появляется в основном звене школы. Подростки обладают достаточными знаниями, опытом исследовательской работы, владеют навыками использования компьютера для поиска информации и оформления письменной части проекта. Они обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способны не терять из поля зрения значимую цель.

Кроме того, проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и минимизировать отрицательные проявления подросткового кризиса.

  1. Если школа не предложит подростку способов реализации его чувства взрослости, оно может проявиться рискованным поведением, уверенностью в несправедливости и необъективности взрослых; таким образом, проектная деятельность удовлетворяет желание подростка почувствовать себя взрослым, потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, доверительном отношении со стороны взрослых.
  2. Если в ходе учебы оценивается только результат работы и не находится места для оценки оригинальности замысла и для творческого подхода, то процесс учения теряет в глазах подростка свою привлекательность; таким образом, проектная деятельность удовлетворяет склонность подростка к фантазированию, когда результат действия становится второстепенным по сравнению с собственным авторским замыслом.
  3. Если подросток не получает приемлемых форм для реализации потребности экспериментировать, она реализуется в экспериментах со своей внешностью, а в худших случаях — и с психоактивными веществами, и здесь проектная деятельность удовлетворяет стремление к эксперименту, которое проявляется в попытках определить границы своих возможностей, физических и интеллектуальных.
  4. Именно работа над проектом позволяет задумать и поставить оригинальный опыт или провести опрос среди одноклассников, проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, которым смогут воспользоваться другие (новое учебное пособие, «шпаргалку» по трудной теме, фильм, литературное или художественное произведение, творческий вечер, спектакль и т.п.).

Опыт применения метода проектов дает возможность выделить два уровня тем для проектирования:

  1. тематические — это, как правило, индивидуальные проблемные задания, сравнительно небольшие по объему и включающие во все возможные варианты решения, вновь полученные знания;
  2. итоговые — это, как правило, объемные проблемные задания для рабочих групп, состоящих из нескольких учеников, выполняемые на протяжении длительного периода времени.

В школе на уроках ОБЖ перед учащимися ставится учебная цель и дается максимально возможная самостоятельность для выполнения учебного проекта. Ученики могут выбрать делового партнера по проектной работе, проблемную область, задачу из предложенных, что позволяет создавать работоспособные группы и учитывать предметные склонности учащихся.

Опыт использования данного метода дает возможность сделать вывод о том, что метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Творческое мышление берет свое начало в проблемной ситуации, и мыслительные процессы направлены на ее разрешение. Сам процесс решения задачи начинается с постановки гипотезы, мыслительного предвосхищения гипотезы, мыслительного предвосхищения искомого результата. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

В проектной деятельности ребёнок наиболее ярко проявляет свои способности, раскрывает своё мироощущение, открывает для себя что-то новое. В то же время, богатые возможности современного программного обеспечения позволяют подходить к работе творчески и нестандартно.

С внедрением проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская и творческая деятельность, появляется возможность на уроках ОБЖ, факультативах, дополнительных занятиях углублять и закреплять знания, полученные по другим предметам, выполнять социальные заказы общества. Проектная работа формирует у учащихся качества, необходимые в жизни и в их будущей профессиональной деятельности.

Работа над проектом:

  1. развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в команде;
  2. прививает общую информационную культуру школьника;
  3. реализует индивидуальный подход в обучении учащихся;
  4. является платформой для реализации межпредметных связей.

Благодаря внедрению проектной деятельности в процесс обучения учащихся, мы в корне меняем подход к системе обучения, к решению многих общеобразовательных задач, продиктованных временем.

3. Этапы выполнения проекта

В основу технологии работы положена идея о развитии творческих способностей учащихся на уроках ОБЖ через организацию проектной деятельности и направленности учебно-познавательной деятельности на результат. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат — опыт деятельности — станет бесценным достоянием, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Проектом называют проблемную задачу, процесс решения которой алгоритмизирован, поэтапен и продолжителен по времени. Процесс создания большого программного проекта состоит из нескольких предварительных этапов (мотивационный и этап планирования) и циклически повторяющихся рабочих этапов (моделирования и реализации), предназначенных для решения отдельных задач проекта. Мотивационный этап служит для создания обучаемыми социальной и (или) личностной значимости, необходимости данного проекта. Этап планирования служит для разбиения проекта на подзадачи, которые могут быть решены единым блоком, а также представления обучаемыми конечного результата. Рабочие этапы реализуют задачи проекта, выделенные на этапе планирования, и заключаются в создании модели решения и практической ее реализации. При неадекватности полученного решения исходной задаче, рабочий этап повторяется на более высоком уровне, что заключается в переработке модели решения и (или) самого решения.

В первую очередь проекты в ОБЖ могут выступать в роли интегрирующих факторов, помогая преодолевать дробность образования. "Метод проектов" в ОБЖ характеризуется формированием навыков системного подхода к решению задач, усилением самостоятельности в процессе работы и установлением стиля общения между учителем и учеником как равноправного партнерства.

Метод проектов как самостоятельная деятельность учащихся помогает реализовать их творческий потенциал. Время урока используется для организации работы над определением тематического поля, проблемы и цели проекта (проектов) учащихся, а также для презентации результатов проекта (проектов). Каждый учащийся, как показывает опыт, должен выполнить или принимать участие в групповых проектах хотя бы один раз в год. Поэтому в разных возрастных группах учащимся предлагается несколько вариантов организации работы над проектом:

  1. в рамках специального учебного модуля,
  2. в рамках имитации проектной деятельности учащихся (например, на уроке),
  3. в ходе работы детей над реальным проектом.

На всех этапах создания проекта: от зарождения идеи до воплощения ее в материале учителем проводятся практические занятия с классом, при этом уделяется внимание каждому ученику, или с бригадами (группой учащихся от 3 до 5 человек). Работая в малых группах, учащиеся приобретают важные умения по культуре человеческих отношений. Каждый школьник, приступая к проектной деятельности, выбирает тему проекта индивидуально, но проект может быть выполнен и оформлен группой школьников, при котором для каждого из них определяется индивидуальная часть проекта. [7, 76-79]

Тематика проектных заданий должна охватывать широкий круг вопросов школьной программы "ОБЖ", быть актуальной для практической жизни, учитывать вопросы безопасности, правил поведения в ЧС, и т.д. Желательно учащихся заранее ознакомить с темами заданий.

Программа "ОБЖ" дает право учителю окончательно выбрать тему проекта для учащихся, т.к. педагог знает интересы и потенциальные возможности своих учеников, может определить для них сложность творческой работы.

Важным моментом в проектной деятельности является подбор объектов для проектирования. При этом необходимо учитывать следующие факторы: индивидуальные особенности учащихся, учебно-материальную базу. Необходимо стремиться к тому, чтобы творческий проект содержал в себе знания и умения, которыми овладел учащийся ранее. Следует учитывать межпредметные связи, возрастные и физиологические возможности школьников, общественно-полезную или личностную значимость проекта (значимость по удовлетворению запросов школьника, семьи, общества, школы или рынка), подбор проектов с позиции возможностей и интересов учителя технологии, с целью оформления школы, мастерской, безопасные условия работы учащихся, возможность социологизации учащихся.

Проект – это совокупность «шести П»:

1. Проблема

На первоначальном этапе происходит рассмотрение изначально неформализованной задачи, которую в дальнейшем предстоит решить учащимся. Здесь учителю необходимо заострить внимание учащихся на конечном продукте деятельности, показать значимость проекта, его целесообразность и дальнейшее применение, то есть результат выполненного проекта должен быть, что называется, "осязаемыми" (если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни)).

2. Проектирование

Совместно с учащимися формулируем цели, которые предстоит достичь в ходе выполнения проекта. Учащиеся предлагают собственные идеи, высказывают предположения по реализации идей проекта. Происходит разбиение участников проекта на несколько групп, каждая из которых будет строить свою собственную деятельность. Важно четко сформулировать, каким образом, в дальнейшем, произойдет слияние результатов работы каждой из групп воедино, договориться о стандартах каждой из частей конечного продукта. Каким образом будут оформлены результаты деятельности. Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, способа представления результатов (формы отчета), установление процедур и критериев оценки результатов и процесса, распределение задач (обязанностей) между членами команды.

3. Поиск информации

На данном этапе происходит сбор информации. Основными инструментами являются: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты. Учитель играет роль наблюдателя за всеми участниками проекта, может косвенно руководить деятельностью; учащиеся выполняют исследование, решая промежуточные задачи. Каждая из групп занимается сбором материала, работает независимо от других групп. Главным является то, что учитель не должен вмешиваться в деятельность учащихся, показывать более быстрый и правильный способ достижения цели. Учащиеся самостоятельно ставят и решают возникающие по мере выполнения проекта проблемы, привлекают для решения этих проблем знания из разных областей, учатся самостоятельно мыслить. Таким образом, учитель из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

4. Продукт

Оформление конечных результатов деятельности. Синтез полученных результатов каждой из групп. Формулирование выводов. Учитель наблюдает за деятельностью учащихся. Учащиеся оформляют результаты своей деятельности Реализация частей, составляющих проект (оценка использования различных источников информации, планирования деятельности, применения различных эффектов).

5. Презентация

Защита проектов в различных формах (устный отчет, письменный отчет, демонстрация материалов), коллективное обсуждение, экспертиза, выводы, подведение итогов, выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Учитель оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета.

Учащиеся участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок (Оценка внешнего вида проектной работы; оценка поставленных задач; оценка по защите проекта). Критериями оценки являются:

  1. значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
  2. корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
  3. активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  4. коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);
  5. характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  6. необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;
  7. доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  8. эстетика оформления результатов проведенного проекта;
  9. умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

6. Портфолио

Применение результатов проекта в повседневной жизни, иначе для чего было создавать проект. Для учащихся значимость собственной деятельности, является большим стимулом для выполнения следующих проектов.

Метод проектов является исследовательским методом, способным сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках. В процессе подготовки проекта, обучающиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в группах, развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ и т.д.), системное мышление. [6, 36]

Этапы совместной деятельности учителя и учащихся можно изобразить в виде схемы: [4, 26]

Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно. Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы (постановка проблемной ситуации) и формулирование цели.

Самым важным и на первых порах самым трудным является постановка цели своей работы. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект. Ответив на этот вопрос, ученик определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать. Решив его, ученик увидит задачи своей работы.

Следующий шаг — как это делать. Поняв это, ученик выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего ты хочешь добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.

Понятно, что ребенок, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в помощи педагога именно в этот момент. Для формирования такого алгоритма проектной работы подходят небольшие учебные проекты, которые можно предлагать ребятам уже с пятого класса. Кстати, учебный проект — прекрасный способ проверки знаний учащихся, в этом случае контрольная работа по пройденной теме вполне может проводиться в форме защиты проекта. Опыт убеждает, что, постоянно выполняя учебные проекты в 5–7-м классах, к 8-му классу учащиеся приобретают достаточный опыт, чтобы перейти к работе над самостоятельными персональными проектами.

Персональный проект — это самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. Приступая к такой работе, автор проекта самостоятельно или с небольшой помощью педагога составляет план предстоящей работы. Надо ли говорить, сколь важно старшекласснику научиться планировать и работать по плану — это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.

Есть еще одна сторона проектной деятельности, о которой необходимо упомянуть. Начиная работу над проектом, учащийся должен выбрать и пригласить к сотрудничеству супервизора — кого-либо из педагогов школы, с которым ему предстоит длительное и тесное взаимодействие. Мы намеренно не употребляем термин «руководитель проекта», подчеркивая тем самым, что инициатором сотрудничества и активной стороной взаимодействия в данном случае является школьник. Взрослый здесь выступает в роли консультанта, источника информации, вдохновителя. Такое взаимодействие дает ребятам совершенно новый опыт общения с учителем, и это представляется очень важным.

Работая над персональным проектом, подростки имеют возможность в полной мере реализовать познавательный мотив, выбирая темы, связанные со своими увлечениями, а иногда и с личными проблемами. [6, 38]

Одной из особенностей работы над персональным проектом является самооценивание хода и результата работы. Это позволяет, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчеты (на первых порах — это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя обратиться за помощью и т.п.), проанализировать их и не допускать в будущем. Такой опыт представляется очень важным, а его, к сожалению, часто не хватает не только школьникам, но и вполне взрослым людям.

Серьезные требования предъявляются к письменной части проекта. Это и оформление титульного листа, и библиография, и размещение иллюстраций. Освоив эти навыки, выпускник школы легче справится с требованиями в вузе.

Работа над проектом заканчивается написанием отчёта, который должен соответствовать вполне определённым требованиям.

Замечательный опыт самопрезентации дает ребятам процедура защиты проекта, которая проводится в форме конференций, лекций или презентаций. Такая деятельность способствует глубокому, осознанному усвоению базовых знаний, что обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях. Она имеет свой строгий регламент — 7–10 минут на выступление и 3–5 минут — ответы на вопросы. Автор должен подготовить аннотацию своего проекта, ознакомить с ней представителей жюри, позаботиться об оформлении аудитории, приготовить технику для демонстрации слайдов, видео- или аудиофрагментов, компьютерной презентации и т.п. Необходимо также пригласить зрителей, а может быть, заранее договориться, какие вопросы они зададут, чтобы выступление выглядело еще более убедительным. Есть много секретов презентации, которые осваивают ребята, защищая свои проекты.

Конечно, на первых порах во всем этом большую помощь оказывает супервизор, но в выпускных классах учащиеся вполне самостоятельно справляются со всеми проблемами.

Подходить к оцениванию результатов проектной деятельности с позиций обычной школьной отметки невозможно. Работа над проектом предполагает значительный творческий компонент, автор проекта имеет право на собственное нестандартное видение проблемы. Все это делает процедуру и результат оценки проекта непохожими на обычное оценивание другой школьной работы.

В школах Международного Бакалавриата разработана четкая система критериев оценки персональных проектов учащихся. Эти критерии позволяют увидеть различные стороны деятельности учащегося в ходе его работы над проектом, а также оценить результат этой работы.

Примерный перечень критериев выглядит так:

  1. Обоснование и постановка цели, планирование путей ее достижения.
  2. Полнота использованной информации, разнообразие ее источников.
  3. Творческий и аналитический подход к работе.
  4. Соответствие требованиям оформления письменной части работы.
  5. Анализ процесса и результата работы.
  6. Личная заинтересованность автора, его вовлеченность в работу.
  7. Качество проведения презентации.

С критериями оценивания учащиеся знакомятся заранее, в самом начале работы над проектом. Более того, они могут сами предложить какие-либо дополнительные критерии. Критерии оценивания являются своего рода инструкцией при работе над проектом. Кроме того, зная заранее, как именно его работа будет оцениваться, автор проекта может, улучшая отдельные характеристики своего проекта, повысить свой результат или, не имея такой возможности, быть готовым к более низкой оценке. В любом случае структура полученного балла будет понятна учащемуся. [5, 24]

Проектная деятельность может научить детей умению:

  1. увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности;
  2. поставить стратегическую цель (отдаленную по времени, но значимую) и разбить ее на тактические шаги;
  3. оценить имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, распределить их;
  4. добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники, в т.ч. людей, как источник информации;
  5. планировать свою работу;
  6. выполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
  7. увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем.

Кроме того, проектная деятельность способствует:

  1. развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов);
  2. развитию коммуникативной и информационной компетентности, других социальных навыков;
  3. решению профориентационных задач.

Проектную деятельность, пожалуй, можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся. [3, 45-46]

От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.

Опыт использования данного метода дает возможность сделать вывод о том, что метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.

Проектная технология способствует формированию творческих, коммуникативных и организаторских умений, способности работать в группе, навыков практической деятельности. Ее результативность определяется через диагностику сформированности творческих, коммуникативных и организаторских умений обучающихся. Сравнительный анализ диагностических исследований показывает увеличение числа обучающихся, у которых наблюдается положительная динамика уровня сформированности творческих умений.

Заключение

Результаты учащихся показывают, что движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности. Так же результаты исследования свидетельствуют о том, что целенаправленная работа по выполнению творческих проектов способствует развитию творческой активности при соблюдении следующих педагогических условий: сформированность положительной мотивации учащихся на творческую деятельность, характеризующуюся стремлением к творческой самореализации; стимулирование учителем развития творческой активности школьников; включение учащихся в активную творческую деятельность на основе сотворчества учителя и ученика. [11, 93]

Наблюдая за развитием творческой активности детей, мы заметили, как у них появился устойчивый интерес к технологическому творчеству, которая способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.

Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно-потребностная сфера. И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.

Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения.

С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличился объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей.

Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на городском уровне.

Таким образом, используя метод проектов как средство активизации творческой активности и применяя его в учебном процессе, можно добиться положительных результатов в обучении и воспитании школьников.

Список литературы

  1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М: Знание, 1981. – 96 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», № 10)
  2. Горенков Е.М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе. – М., 2003 г. – 76 с.
  3. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения// Директор школы, 1995 - №4. – 68 с.
  4. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987. – 35 с.
  5. Мильграм Л.И., Кондаков А.М. и др. Международный Бакалавриат и российская школа. Нормативно-методическая документация для российских образовательных учреждений. — М., 1997. – 34 с.
  6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: Аркти, 2003. – 42 с.
  7. Ступницкая М.А. Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся / Материалы городской научно-практической конференции «Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников». М., 2004 г. – 104 с.
  8. Хромов А.А. «Интеллектуальная одаренность как проявление особенностей организации индивидуального ментального опыта», М, 2002 г. – 100 с.



Предварительный просмотр:

                            Муниципальное общеобразовательное учреждение

                  «БУЖАНИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ  ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                    Панова Маргарита Михайловна ,
преподаватель ОБЖ1кв.категория
МБОУ « Бужаниновская СОШ»

 

                                2012г

Оснащение учебных классов техническими средствами обучения и применение их в учебном процессе:

Технические средства обучения(ТСО) – это носители учебной информации (дидактического материала) и устройства, с помощью которых информация преобразовывается в удобную для восприятия форму. К техническим средствам обучения относится практически вся техника, используемая учителем во время урока: графические и мультимедийные проекторы, интерактивные доски, аудиосистемы, телевизоры, видеопроигрыватели, персональные компьютеры и другие технические приборы, оборудование и изделия.

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) - это предмет обучения, на котором изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений, способы защиты от них и оказание первой помощи себе или пострадавшему.

Используя все методы и средства обучения, преподаватель ОБЖ должен подготовить учеников к дальнейшей самостоятельной жизни и научить:

  • предвидеть опасность;
  • классифицировать опасность;
  • распознать опасность;
  • избежать возможную опасность;
  • правильно действовать в опасной ситуации;
  • оказать первую необходимую помощь себе и пострадавшему.

 В практике преподавания ОБЖ, учителя часто сталкиваются с проблемами, касающимися средств обучения: нехватка самих средств, проблема обновления устаревшей техники и информации, невозможность демонстрации некоторых практических материалов, заложенных в курсе обучения. 

Многими преподавателями признается необходимость применения компьютерных технологий в школьном обучении  ОБЖ,   но в силу недостаточной методической базы их применения, а так  же в некоторых случаях консервативных взглядов учителей на процесс обучения существует целый ряд мнений о применении технических средств и технологий. 

Качество изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» во многом будет  зависеть от создания требуемой учебно-материальной базы ОБЖ и использования ее элементов в процессе обучения.

По функциональному назначению технические средства обучения обычно делят на три основных класса:

  1. Контролирующие учебный процесс: подготовка печатных раздаточных материалов (контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы), контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий.
  2. Информационные: мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, аудиозаписи реальных лекций, учебные видеоролики, компьютерные модели физических экспериментов);
  3.  Обучающие: практическое выполнение учебных заданий;

Эффективность усвоения учащимися курса ОБЖ во многом зависит от того, как организован и с применением каких технических средств обучения осуществляется учебный процесс, основными компонентами которого являются:

  • Научно обоснованная учебная программа курса ОБЖ.
  • Оптимальная методика проведения занятий.
  • Соответствующая современная учебно-материальная база (УМБ) в том числе и технические средства обучения.

Можно выделить следующие способы применения  технических средств:

В настоящее время идет обеспечение всех российских школ доступом к сети интернет и оснащение школ  учебно-наглядными пособиями и оборудованием. Тем самым реализуется установка  обеспечения современного качества образования, соответствующего актуальным и перспективным потребностям личности Внедрение и использование современной техники и источников информации в образовательную среду – это осознанная необходимость, а так же закономерный этап развития образования.

Всем известно, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит – 25% видимой информации, когда видит и слушает – 65% получаемой информации. Необходимость применения технических средств обучения, которые в качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать на различные органы чувств, несомненна. Необходимость технических средств обучения обусловлена и значительным усложнением преподаваемого материала: невозможно продемонстрировать сложное техническое устройство только вербальными средствами и с помощью мела и доски. технические средства обучения позволяют выйти за рамки учебной аудитории; сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным глазом, имитировать любые ситуации.

Дидактическими возможностями технических средства обучения являются:

  • источник информации;
  • рационализация различных форм преподнесения учебной информации;
  • повышение степени наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;
  • организация и направление восприятия информации обучающимися;
  • расширение круга представлений учащихся, удовлетворение их любознательности;
  • наиболее полное соответствие научным и культурным интересам и запросам учащихся;
  • создание эмоционального отношения к учебной информации;
  • усиление интереса к учебе путем применения оригинальных, новых конструкций, технологий, приборов;
  • создание возможности преподать материал, который без технических средств обучения недоступен;
  • активизация познавательной деятельности, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;
  • средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;
  • созданием условий для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному);
  • средством экономии учебного времени, энергии преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа. Сокращение времени, затрачиваемого на усвоение учебного материала, идет за счет переложения на технику тех функций, которые она выполняет качественнее, чем учитель.

С каждым годом программы обучения в современной школе становятся более объемными и сложными. Каждый преподаватель знает, что использование одного метода преподнесения материала часто бывает недостаточно для ее эффективного усвоения учениками. Чтобы информация была подана в наиболее полном виде, ее необходимо преподносить не только вербальными (устная речь), но и визуальными (картинки, схемы, макеты) способами.

 

Основные  элементы учебно-материальной базы кабинета ОБЖ.

В кабинете проводятся все теоретические и часть практических занятий по ОБЖ, на которых учащиеся приобщаются к сознательному и ответственному отношению к личной безопасности, приобретают навыки  оказания первой помощи себе и пострадавшим. На базе кабинета ОБЖ строиться также самостоятельная работа обучающиеся  и их внеклассная работа. В кабинете ОБЖ могут проводиться встречи с интересными людьми, тематические вечера и лектории. 

Можно предложить оптимальный вариант оснащения кабинета ОБЖ: это класс укомплектованный мебелью и оборудованный стендами с экспозициями по разделам  предмета ОБЖ , технические средства обучения, набор натуральных и печатных пособий.

Примерный набор технических средств обучения может быть следующий:

  • персональный компьютер-мультимедиа;
  • лазерный принтер;
  • интерактивная доска  с лазерной указкой
  • универсальный (мультимедиа) видеопроектор с экраном;
  • DVD плеер и телевизор;
  • музыкальный центр с микрофоном;
  • набор видеофильмов на CD по тематике ОБЖ.

Таким образом, подводя итог выше изложенному, можно сделать вывод: использование технических средств обучения на уроках ОБЖ – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера и другой техники многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность проведения урока.

 



Предварительный просмотр:

                            Муниципальное общеобразовательное учреждение

                  «БУЖАНИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Выступление на ШМО учителей естественнонаучного цикла

«Методы проблемного подхода в обучении ОБЖ»

                    Панова Маргарита Михайловна ,
преподаватель ОБЖ1кв.категория
МБОУ « Бужаниновская СОШ»

 

                                2013


     Изменившееся качество жизни требует от современного выпускника школы не столько умений выполнять указания, сколько умений решать проблемы жизни самостоятельно.
Требуется человек, который:
- начинает воспринимать себя по-иному;
- более полно принимает себя и свои чувства;
- становится более уверенным в себе и автономен;
- ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело;
- становится более похожим на человека, которым хотел бы быть;
- начинает принимать и понимать других людей.
     Отсюда очевидна главная задача учителя – принять ученика таким, каков он есть: положительно относиться к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала. И на этой основе создать атмосферу, помогающую возникновению учения, значимого для ученика.
     Таким образом, изменился социальный заказ школе (от человека знающего к человеку умеющему).
     Если перед современной школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически правильно организованное обучение не может быть не проблемным.
     Уяснение сущности проблемности как закономерности познания, определения ее роли в обучении и введение в дидактику понятия «принцип проблемности» открыло новые возможности для теоретического объяснения пути активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Если учитель овладеет формами, методами и техническими средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придет сам. Хорошая дидактическая подготовка современного учителя особенно важна, потому что без знаний общей теории нельзя творить, а сам процесс преподавания – это искусство, искусство увлечь детей своим предметом, удивить красотой мысли, знания, побудить к самостоятельным мыслительным действиям.
     По мнению польского ученого В. Оконя, сущность проблемного обучения заключается в создании перед обучающимися проблемной ситуации и поиску способов ее решения, либо при непосредственном участии учителя, либо самостоятельно. В ходе решения проблемы обучающиеся не только овладевают мыслительными приемами (анализом, синтезом, обобщением и др.), но главное, что знания они получают не в готовом виде, а добывают сами. Доказано, что никакой другой материал так прочно не усваивается, как тот, с которым самостоятельно работал ученик.
      Технология проблемного обучения направлена на то, чтобы научить учащихся применять знания для решения поставленной проблемы на основе построения гипотезы и ее проверки, т.е. формировать цели и программы развития познавательной самостоятельности и творческих способностей.
      Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности - наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук. Такое обучение является проблемным.
     Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова, «проблема» – сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования.
     Большинство современных публикаций по теории обучения связано с идеей активизации учебного процесса и учебной деятельности учащихся. Под активизацией имеют в виду эффективное использование тех приемов и методов обучения, которые известны из традиционной дидактики. Авторы говорят об активизации с помощью проблемного обучения, понимая при этом создание проблемных ситуаций и постановку познавательных задач.
     Обучение учащихся приемам умственной деятельности – это путь достижения обычной активности, а не творческой. Цель активизации путем проблемного обучения состоит в том, чтобы понять уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения нетипичных задач. Эта активность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получил из него новую информацию. Другими словами, это расширение и углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга – она ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть метод обучения.
     Умственный поиск – сложный процесс, он, как правило, начинается с проблемной ситуации, проблемы. Но не всякий поиск связан с возникновением проблемы. Если учитель дает задание ученикам, указав, как его выполнить, то даже самостоятельный поиск не будет решением проблемы. Подлинная активизация учащихся характеризуется самостоятельным поиском не вообще, а поиском путей решения проблем. Если поиск имеет целью решение теоретической, технической, практической, учебной проблемы или форм и методов художественного отображения, он превращается в проблемное учение.
     Основное различие между проблемным и традиционным обучением состоит в том, что они различаются по цели и принципам организации педагогического процесса.
     Цель проблемного обучения - не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самостоятельной деятельности ученика и развития его творческих способностей.
      В основе организации цели процесса проблемного обучения стоит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика, то есть принцип открытия им выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике.
     При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, чтобы в необходимых случаях при объяснении содержания наиболее сложных понятий систематически создавать проблемные ситуации, сообщать учащимся факторы и организовывать их учебно-познавательную деятельность так, что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы. В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развиваются внимание, воля, творческое воображение.
      Проблемное преподавание – деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложение учебного материала с его объяснением и управление деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний как традиционным путем, так и путем самостоятельной постановки учебных проблем и их решения.
      Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решения посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения.
     Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить это явление, факт, не может достичь цели известным ему способом, поэтому он пытается искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой, познавательной деятельности. Она обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблемы.
     Педагогической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной деятельности человека в условиях проблемной ситуации: проблемная ситуация – проблема – поиск способов ее решения – решение проблемы.
     Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов: возникновение проблемной ситуации; осознание сущности затруднения и постановка проблемы; нахождение способа решения проблемы путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы; доказательство гипотезы; проверка правильности решения проблемы.
     Функции проблемного обучения: усвоение учащимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности; развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся; формирование диалектико-материалистического мышления учащихся; воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности); воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать проблемы; формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественное отображение действительности).
     Мыслительная деятельность учащихся стимулируется постановкой вопросов. Вопрос учителя должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся, и в то же время посильным для самостоятельного нахождения ответа.
     Можно выделить наиболее характерные типы проблемных ситуаций.
     Первый тип: проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.
     Второй тип: проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.
      Третий тип: проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью выбранного способа.
     Четвертый тип: проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.
     Учитель, зная уровень подготовленности своих учащихся и исходя из специфики обучения, может ставить перед ними уже встречавшиеся ранее проблемы. При этом он учитывает следующее:
1) можно использовать алгоритм решения ранее поставленных проблем при создании новых ситуационных задач;
2) решение встречавшихся ранее проблем, но не решенных из-за отсутствия достаточных знаний, укрепляет интерес учащихся к предмету, убеждает их в том, что практически все проблемы разрешимы – для этого надо иметь больший запас знаний;
3) постановка ранее решавшейся классом проблемы в иной формулировке, обеспечивает возможность творческой работы при повторении пройденного материала;
4) ранее решенные коллективом проблемы можно использовать для вторичной постановки перед слабыми учащимися самостоятельного решения.
      Проблемный метод обучения можно использовать на следующих формах учебных занятий:
1.На основе дискуссионной деятельности: семинары (индивидуальная работа); структурированные дискуссии (групповая работа); проблемно-практические дискуссии (коллективная работа).
2.На основе исследовательской деятельности: практические занятия (коллективная и групповая работа); исследовательские уроки (индивидуальная работа).
3.Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-лекция; урок-семинар; урок-конференция; урок-экскурсия; урок-зачет и т.д.
4. Нестандартные уроки: урок-аукцион; урок-пресс-конференция; урок-защита диссертации; урок-суд; учебный мозговой штурм; урок-интервью и т.д.
     Структурными элементами проблемного урока можно выделить: актуализация прежних знаний учащихся; усвоение новых знаний и способов действия; формирование умений и навыков.
     Поскольку показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, то естественно, что они представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока: возникновение проблемных ситуаций и постановка проблемы; выдвижение предположений и обоснования гипотезы; доказательство гипотезы; проверка правильности решения проблемы.
     Структура проблемного урока, представляющая собой сочетание внешних и внутренних элементов процесса обучения, создает возможность управления самостоятельной учебной деятельностью ученика.
     Как показывает практика, проблемное обучение можно успешно использовать в преподавании ОБЖ. Следует отметить, что не всякий вопрос, на который ученик не знает ответа, создает истинную проблемную ситуацию. Так, например, вопросы типа: «Как называется шкала оценки силы ветра?», «Когда впервые было применено ядерное оружие в военных целях?» - с психолого-дидактической точки зрения не являются проблемными, т.к. ответ на них можно получить из справочной литературы без какого-либо участия мыслительного процесса. Проблемная задача обязательно должна вызывать умственную активность. Учитывая, что содержание проблемного обучения представляет систему учебных задач различного уровня сложности, то следует дифференцированно подходить к их решению. Рассмотрим некоторые примеры проблемного обучения на уроках ОБЖ.
     Так, в 6 классе на уроке по теме «Аптечка. Природные лекарственные средства» после выяснения состава медицинской аптечки перед учащимися может быть сформулирована проблема: что делать, если аптечки в экстремальной ситуации не оказалось рядом? Эта проблемная задача позволяет учителю не только перейти к изучению природных лекарственных средств, но и мотивировать ребят к теоретическому исследованию данного вопроса. Работая с гербариями растений и справочной литературой, шестиклассники изучают морфологические особенности представителей лекарственной флоры, их лечебные свойства и применение. При этом внимание учащихся следует акцентировать на лекарственных растениях, произрастающих в данной местности.
     Проблемное изложение материала можно использовать и в 7 классе при изучении чрезвычайных ситуаций природного характера. Например, на уроке по теме «Землетрясения, причины их возникновения» учитель начинает объяснение нового материала с того, что приводит примеры крупнейших землетрясений ХХ-ХХI вв., дает определение стихийного бедствия, а затем ставит перед учащимися проблемную задачу: «Каков механизм возникновения землетрясений?». В результате создается ситуация познавательного затруднения. После чего учитель не просто «излагает материал», а размышляет вслух над проблемой, рассматривает возможные причины возникновения землетрясений. На таких примерах учащиеся учатся логике рассуждений при решении проблем, их анализу, глубже усваивают учебный материал.
      Проблему, обозначенную на уроке учителем, учащиеся могут решать и самостоятельно, осуществляя тем самым творческий поиск. Так, при изучении темы «Загрязнение атмосферы» в 8 классе обучающимся можно предложить следующую проблему: «Каково состояние атмосферного воздуха в школе?». Ее решение предполагает выполнение не только теоретических, но и практических исследований, которые потребует новых знаний и овладения новыми умениями.
      И, наконец, высший уровень проблемного обучения – проблему ставят и решают сами ученики. Как правило, он применяется только в старших классах, когда обучающиеся уже имеют достойную теоретическую базу и определенный уровень мировоззрения, что позволяет им поставить проблему и решить ее. В этом случае задача учителя ОБЖ состоит в том, чтобы нацелить ребят на постановку проблемы и стимулировать их познавательную активность. Этот уровень проблемного обучения может быть успешно реализован на уроках ОБЖ и в 9 классе, где ряд тем предполагает самостоятельную постановку и решение проблемы. Например, «Как защитить организм от переутомления?», «Сколько лет жить человеку?». Следует отметить, что подобные проблемные задачи носят метапредметный характер и требуют творческой переработки учебной информации, полученной при изучении биологии, химии и др.
     Исходя из вышеизложенных фактов, можно сделать вывод, что на данном этапе развития человечества проблемное обучение просто необходимо, так как формирует гармонически развитую личность. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью, всегда способной к поиску, а следовательно, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.
     Применение на уроках ОБЖ проблемного обучения различных уровней сложности позволяет, с одной стороны, более дифференцированно подходить к изучению данного предмета, а с другой – работать с группами обучающихся, которые имеют различный уровень подготовленности. Кроме того, проблемное обучение учит мыслить логично, научно, творчески, что отвечает требованиям современной школы.

Используемая литература:
1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.Н. Не совсем обычный урок. Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов-на-Дону: издательство «Учитель», 2001.
2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.Н. Совсем необычный урок: практическое пособие.– Ростов-на-Дону: издательство «Учитель», 2001.
3. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории /М.И. Махмутов – М.:Педагогика, 1975. – 368 с.
4. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя / Под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2001. – 160 с.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка.– М.: Рус.яз.,1985
6. Оконь, В. Основы проблемного обучения / В.Оконь. – М.: Просвещение, 1968. – 208 с.
7. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин – М. Педагогика, 1980. – 240 с.



Предварительный просмотр:

                            Муниципальное общеобразовательное учреждение

                  «БУЖАНИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Выступление на ШМО учителей естественнонаучного цикла

«Активные формы обучения в преподавании  ОБЖ»

                    Панова Маргарита Михайловна ,
преподаватель ОБЖ1кв.категория
МБОУ « Бужаниновская СОШ»

 

                                2014

Мир, в котором мы живем, полон опасностей. Они подстерегают человека в доме, в общественных местах, в природе.

Знание определенных правил помогает взрослому человеку, если даже ситуация не знакомая, так как в своей памяти мы всегда отыщем аналогичную ситуацию, и проанализировав ее, сможем определить правильные способы своего поведения. У ребёнка нет жизненного опыта взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями, техникой и не всегда сам ребёнок может себе и другим помочь в опасной жизненной ситуации.

Как себя вести в различных ситуациях мы обязаны научить и наших детей.  

Особую роль в данном случае приобретает начальное звено школьного обучения, где закладываются основы отношений человека с окружающим миром, и где, в силу возрастных психофизических особенностей,  преобладает любознательность и эмоциональность. Изучение Основ БЖ на данной ступени развития должно проводиться обязательно, т.к. в этом возрасте закладывается база всех знаний.

Основные цели и задачи курса ОБЖ в начальных классах можно сформулировать следующим образом.

Цели:

Обеспечение здорового образа жизни, сохранение здоровья.

Обеспечение личной безопасности младшего школьника.

Задачи:

- освоение знаний о здоровом образе жизни;

- возможные причины возникновения опасных ситуаций различного характера; меры и правила безопасности; правила поведения в опасной ситуации; использование средств  спасения.

Особенности активных методов обучения безопасности жизнедеятельности  состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной  деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Формами работы, повышающими уровень активности обучения являются следующие формы как традиционные, так и новые:

 Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок – деловая игра, урок – соревнование, урок – семинар, урок – экскурсия, интегрированный урок и др.);

Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.);

Использование игровых форм;

Диалогическое взаимодействие;

Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.)

Использование различных форм работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.);

Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.);

Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.);

Внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа “Хочу спросить…”, “Для меня сегодняшний урок…”, “Я бы сделал так…” и т.д.; художественное изо с помощью схем, символов, рисунков и др.);

Использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.);

Различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные и др.);

Деятельностный подход в обучении.

Курс ОБЖ способен осуществить связь со всеми предметами, ведь в нем довольно много определений и ситуаций, на которые можно и нужно смотреть с позиций других наук,        и в этом есть определенное сходство учителя ОБЖ с учителем начальных классов, который также обладает широчайшим спектром знаний.

Как известно, в начальной школе нет отдельного предмета ОБЖ. Он изучается интегрировано на уроках “Окружающий мир».

На него отводится мало времени, и изучить основную базу курса ОБЖ удается весьма поверхностно.  Следовательно, для того чтобы получить эти знания необходимо вводить занятия дополнительно, во внеурочное время.  

Это могут быть внеклассные мероприятия: факультативы, викторины, классные часы и др.

Младшие школьники воспринимают материал наглядно – образно.

Поэтому занятия по ОБЖ носят зачастую демонстрационный характер и педагогу необходимо для качественного обучения иметь огромный арсенал наглядных пособий: макеты, муляжи, стенды, плакаты, таблицы, фотографии, схемы, рисунки, слайды, фильмы, электронные учебники, энциклопедии, игры, обучающие электронные программы.

Сейчас начальная школа находится в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и теперь учитель должен проводить свои уроки, используя информационно-коммуникативные технологии (ИКТ-технологии].  Таким образом увеличивается производительность труда преподавателей и учащихся, соответственно повышается эффективность и интенсификации обучения.

В связи с этим кабинеты начальных классов в нашем городе активно оснащаются мультимедийным оборудованием и предоставляется прекрасная возможность использовать на занятиях по ОБЖ мультимедийные презентации, которых на сегодняшний день существует великое множество.

Также рекомендуется активно использовать на занятиях видеоролики, учебные фильмы и мультфильмы. Это не только подборка мультфильмов «Азбука безопасности. Смешарики.», но и обычные короткометражные и полнометражные мультфильмы (желательно отечественного производства). Если вспомнить, то почти в каждом мультфильме или литературном произведении, а в особенности в сказках, приведены примеры возникновения опасной ситуации и более или менее успешного выхода из нее. Например: «Кошкин дом», «Колобок», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят» и др.

Просмотр данного продукта может быть частью занятия по ОБЖ. Далее следует рассмотрение опасностей, анализ поведения героев и как вывод  - составление правил безопасного поведения. На таком занятии дети не только слушают и смотрят, но и сами активно принимают участие, сами делают выводы.

Отсюда следует, что наиболее верным является подход, при котором обеспечивается единство теоретического и практического аспектов БЖД. Можно прослушать десятки лекций о способах и стилях плавания, но впоследствии утонуть в небольшой речушке со спокойным течением. Ведь для того чтобы научиться плавать, надо тренироваться. Чтобы не растеряться в более сложных ситуациях (при столкновении с преступником, пожаре в доме или в лесу и т. п.), необходимо овладеть практическими умениями и навыками.Это достигается путем практических тернировочных заданий.

Например: Перед Новым годом, мы с ребятами говорим о правилах украшения ёлки и пользовании различными пиротехническими средствами. Я рассказываю, какие травмы бывают у детей, если они самостоятельно зажигают петарды и бенгальские огни. Зачитываю стихотворения на тему пожара (С.Я.Маршака «Пожар»). Дети делают правильный вывод без учителя. После следует просмотр фильма или мультфильма,  где рассматриваются различные ситуации: почему возникают пожары и как их предотвратить. Далее предлагается практическая работа по тушению небольшого возгорания (имитация) и оказанию первой помощи при ожоге, используя алгоритм.

В начальной школе ребята любят работать в парах, командах и в группах. Здесь незаменимой оказывается игра. В содержание игры включаются вопросы и задания, которые требуют активизации мыслительной деятельности, обеспечивают их последовательное развитие.

Игра – отличная возможность для учащихся проверить себя, потренироваться и одновременно выявить наиболее характерные ошибки. Такие игры позволяют лучше подготовить школьников к правильным и умелым действиям в реальных ситуациях.

При обыгрывании определённых ситуаций, например: пожар в доме, наводнение, поведение на дороге, младшие школьники стараются пережить эту ситуацию, осмыслить и лучше усвоить. Чтобы в последствии в определённый момент воспользоваться полученными знаниями и применить их на практике.

Например: Игра «Что мы знаем о вещах»  Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества Материал: карточки с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара, картинки с изображением различных, бытовых предметов. Ход игры: в игре принимают от 2 до 4 детей, каждый из них берёт себе по картинке с изображением «травмы». Воспитатель поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей карточкой и взять картинку. При отборе ребёнок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила общения с ними.При подготовке игр нужно учитывать, что создаваемая ситуация должна:

 - быть простой и понятной (одна задача, один приём, одно место действия);

- иметь способность к адаптации и проигрываться в разных местах (в классе, на улице);

- быть хорошо подуманной и спланированной, предусмотреть возможность неожиданного изменения её условий и направления развития путём включения в сюжет по ходу игры новых обстоятельств, персонажей, реквизита;

- поддаваться оценке, поскольку если каждая ситуация правильно спланирована, то её проще оценить.                                                                                     Вывод.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Источники:

1. (ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Пузач Виктория Спартаковна учитель начальных классов  ГОУ СОШ "Школа здоровья"№1605 г. Москва)

2. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. Н.М.Чернявская. 2006

3. http://k67.mskcollege.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=130&Itemid=111


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городской конференции "Образовательное пространство предметов естественнонаучного цикла как средство достижения требований ФГОС".

Ускоренное развитие современного общества требует от образовательного пространства формирование чётких целей, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы всех участнико...

Выступление на МО естественнонаучного цикла

Выступление на МО естественнонаучного цикла по теме "Формирование УУД  на уроках  естественнонаучного цикла"...

Выступление на МО естественнонаучного цикла "Использование электронных учебников, компьютерных тестов в повышении качества знаний учащихся"

Выступление на МО естественнонаучного цикла по теме "Использование электронных учебников, компьютерных тестов в повышении качества знаний учащихся"...

Выступление учителя физики на ШМО естественнонаучного цикла

Выступление на ШМО естественнонаучного циклаТема: «Мотивация учебной деятельности на уроках физики»...

Выступление учителя физики на ШМО естественнонаучного цикла

Учебная деятельность и модель деятельностного подхода к обучению...