Из опыта работы. "Реализация деятельностного подхода на уроках литературы с целью развития творческих способностей учащихся"
статья на тему

Дудка Ольга Александровна

Опыт работы по данной проблеме был представлен на республиканский конкурс "Учитель года 2014". (Республика Крым)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bez_imeni_1.odt250.22 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

ПО ТЕМЕ:

«Реализация деятельностного подхода на уроках литературы с целью развития творческих способностей учащихся»

                                                          «Великая цель образования –

                                                                      это не знания, а действия».

                                                                                    (Герберт Спенсер)

Современное общество предъявляет своим гражданам требование овладения навыками творческого мышления. Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности – первостепенная задача современной школы.                                                                      

Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его,  находить решение любой проблемы. Это возможно только в результате  педагогической деятельности, создающей условия  для творческого развития учащихся. Поэтому проблема развития творческих способностей учащихся является одной из наиболее актуальных.  

Уроки русского языка и литературы, пожалуй, как никакие другие, открывают возможности для развития креативных способностей.  

Литературное развитие школьников можно осуществлять только в русле творчества. Уроки литературы прежде всего требуют атмосферы креативности, так как постижение искусства немыслимо без личностного включения, без творческой направленности. Эти уроки позволяют развивать творческие способности  –  создаётся новое, личностное, преображенное, своё.

Сегодня изучение литературы  призвано привлечь  учащегося к процессу  субъективизации знаний, познания окружающего мира и самого себя в процессе обучения, рождению в сознании школьника «собственного текста», обогащенного  личностным «Я», а главной целью изучения литературы в школе должно стать формирование грамотного, эстетически развитого  и творческого читателя, способного наслаждаться художественным текстом, общаться с произведением искусства на языке искусства, умеющего декодировать литературный текст, давать ему собственную аргументированную оценку. [2]  Безусловно, осуществление этих задач невозможно без активного участия самих учащихся в процессе обучения, ведь человек (его мышление, сфера практических умений, знания, способности, характер, межличностные отношения) формируется в деятельности и только в ней, причем в деятельности интенсивной, напряженной и разнообразной.  [7]   

Немецкий педагог Адольф Дистервег почти 200 лет назад писал: «Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетия. Однако его следует вести к цели не с завязанными глазами, а зрячим: он должен воспринимать истину не как готовый результат, а должен ее открыть. Но ученик должен напрягать свои силы, ему ничто не должно доставаться даром. Дается только тому, кто стремится». Продолжает эту мысль    один из наших современников Т. Бер: «Образование нельзя получить, его берут собственными руками». Поэтому нужно направить  учебный процесс на формирование способностей к коллективной деятельности и самообразованию, а это и есть деятельностный подход. [1]

Ключевыми  словами  в  характеристике  деятельностного подхода являются  слова:  искать,  думать,  сотрудничать,  приниматься  за  дело,  адаптироваться. Расшифруем  так: ИСКАТЬ – опрашивать  окружение,  консультироваться  у  учителя,  получать  информацию; ДУМАТЬ – устанавливать  взаимосвязи  между  прошлыми  и  настоящими  событиями,  критически  относиться  к  тому  или  иному  высказыванию,  предложению,  уметь  противостоять  неуверенности,  занимать  позицию  в  дискуссиях  и  вырабатывать  своё  собственное  мнение,  оценивать  социальные  привычки,  связанные  со  здоровьем,  а  также  с  окружающей  средой,  оценивать  произведения  искусства  и  литературы; СОТРУДНИЧАТЬ – уметь  работать  в  группе,  принимать  решения,  предупреждать разногласия  и  конфликты,  договариваться,  разрабатывать  и  выполнять  взятые  на  себя  обязанности; ПРИНИМАТЬСЯ  ЗА  ДЕЛО – включаться  в  работу,  войти  в  группу  или  коллектив  и  внести  свой  вклад,  проявить ответственность и солидарность,  организовать  свою  деятельность; АДАПТИРОВАТЬСЯ – использовать  новые  технологии  информации  и коммуникации,  стойко  противостоять  трудностям,  находить  новые  решения.  Я думаю, что в этих словах и   заключено содержание личностно ориентированного, компетентностного и деятельностного подходов, заложенных в основу нового Государственного стандарта  базового и полного общего среднего образования.  [1]

Кроме этого, в  результате систематической собственной познавательной деятельности человек оказывается готовым использовать свои знания и умения в любой ситуации и действовать грамотно,  развиваются его творческие способности. [6]   

Разработанная на основе Государственных стандартов, Программа по интегрированному курсу литературы (5-9 кл.) для общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения   реализует современные подходы к изучению литературы в школе. Главным при этом становится развитие духовных потребностей и культурных интересов личности, ориентация на практическую деятельность, активизация коммуникативных умений учащегося. Общая стратегия  изучения литературы в школе, заложенная в Программе,  направлена на активное получение знаний, формирование самостоятельного творческого мышления учащихся. [2]   

Реализуется эта стратегия путем использования различных форм и методов работы на уроке литературы, позволяющих через осуществление принципов деятельностного подхода максимально ориентироваться на творческое начало в образовательном процессе, на приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.   

Одним из таких методов является метод проектов, который позволяет включать учащихся в информационный поиск (работа с разнообразными источниками информации), исследовательскую деятельность (полезна углубленная работа исследовательских групп, выполняющих различные задания: «биографы» и «журналисты», «лингвисты» и «литературоведы», «культурологи» и «детективы», «картографы» и «оформители» и т.п.), продуктивную коммуникацию. Происходит вхождение школьников в богатейший мир культуры человечества (поэтому особенно перспективна интегративная тематика проектов), развиваются личностные и социально значимые качества учащихся.

Эффективность учебного процесса достигается только при условии постоянного активного взаимодействия всех учащихся, а это – суть интерактивного обучения.  На своих уроках я использую различные интерактивные методы и приемы, например, интервью, анкета персонажа (писателя), «читаем и спрашиваем», обсуждение проблемы в общем кругу, оценочная дискуссия и другие. Как правило, структура такого урока складывается из трех частей: вступительной, задачей которой является мотивация учебной деятельности учащихся, актуализация опорных знаний учащихся, формулирование темы и ожидаемых результатов; основной, которая   предусматривает освоение нового материала; итоговой, когда делаются обобщения и выводы, осуществляется рефлексия процесса обучения и оценивание результатов урока.[8] На этапе мотивации я использую кроссворды, ассоциации; для актуализации опорных знаний – интеллектуальную разминку, «найди ошибку», «да – нет»; при усвоении и закреплении материала – работу в парах, «мозговой штурм»; на этапе рефлексии – «микрофон», «незаконченное предложение» и другие приемы.

В поиске эффективных форм преподавания литературы  я пришла к выводу, что в школьной практике всё настойчивее утверждается использование нестандартных уроков. Это объективное проявление чётко выраженной тенденции развития классно-урочной системы в современной школе, когда собственно урок как форма учебных занятий перестаёт занимать монопольное положение и наряду с ним всё шире применяются другие формы.

Это обусловлено рядом причин, главная из которых состоит в том, что урок, несмотря на кажущуюся универсальность, имеет всё же ограниченные возможности: опираясь лишь на него, недостаточно эффективно удаётся развить творческие способности учащихся, обеспечить надлежащий уровень формирования общеучебных умений, использовать возможности для развития монологической речи школьников, организовать различные формы общения.    Наиболее интересными, на мой взгляд, являются следующие  виды нетрадиционных уроков:

  • урок-путешествие – виртуальная экскурсия по страницам жизни и творчества писателя, по страницам эпохи, в контексте которой создано художественное произведение или яркое изображение которой содержится  в произведении; путешествие в творческую лабораторию писателя (например, в 11 классе урок-экскурсия о жизни и творчестве А.П.Чехова, «Рассказы гидов»);
  • урок-соревнование  – турнир, конкурс, викторина, КВН и др. (урок-игра в 6 классе по  теме «Басни И.А.Крылова»);
  • интегрированный урок – в создании этого урока выявляются междисциплинарные связи, а также связи литературы с разными видами искусства (7 класс, интегрированный урок литературы и географии по теме «Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». «Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»);
  • урок-исследование предполагает развитие исследовательских умений и навыков учащихся посредством  различных  видов сопоставлений: произведений русской и зарубежной литературы, художественных произведений и их интерпретации в других видах искусства; черновиков и окончательного текста художественного  произведения; переводов художественного  произведения и его источников (5 класс, «Удивительный мир английских народных стихотворений и песенок для детей»; сравнение разных переводов стихотворения «Робин Бобин»);
  • урок-интерпретация: урок-театр, урок-выставка (представление живописных и графических работ учащихся по мотивам художественного произведения), урок-конференция (учащиеся представляют результаты исследовательской деятельности и самостоятельного чтения). Например, урок в 10 классе на тему «А.С.Пушкин «Евгений Онегин». «Странный» герой пушкинского романа, незаурядность его натуры. Искания Онегина, трагические итоги жизненного пути, их причины».

           В ходе подготовки и проведения таких уроков учащиеся выполняют различные виды работы. Во-первых, ученики почти всегда делают иллюстрации к тому, что читают. Рисунки развивают воображение, фантазию, способность применять знания в иной плоскости. Мир в рисунках ребят ярок, контрастен.

          Написание сценария мультфильма предполагает членение действия на сцены, прорисовку этих сцен, придумывание диалогов, монологов. Не только маленькие, но и старшие ребята с удовольствием работают в этом жанре. Написание киносценария также способствует развитию творческих способностей.   Дети внимательно читают текст, разбивают его на крупные сцены, кадры и описывают каждый кадр, придумывают, как их смонтировать, соединить, заполняют  колонку «Звук». Это творческая, интересная работа.

          Выразительное чтение, инсценировки сказок или других произведений также развивают творческие способности, обеспечивают самостоятельное вхождение подростков в мир искусства.

           Говоря о современных подходах к обучению литературе, нельзя обойти вниманием внедрение новых информационных технологий в учебный процесс, позволяющее активизировать процесс обучения, развивать творческие способности, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Использование ИКТ на уроках   дает учителю-словеснику возможность разнообразить формы работы, организовать на совершенно ином уровне деятельность учащихся, активизировать внимание,  повысить интерес к предмету.

            По моему глубокому убеждению, учитель литературы должен использовать весь арсенал имеющихся в современной методике методов и приемов обучения, не забывая о главном: в центре внимания всегда остается литературное произведение, художественное слово, Его Величество Текст.  Поэтому на своих уроках литературы я применяю различные виды чтения: от ознакомительного до выразительного, когда при определении исполнительской задачи осуществляется анализ произведения.  Изучение литературы – непрерывный  и многогранный процесс, когда через работу со словом, анализ и интерпретацию художественного текста мы идем к собственным творческим работам учащихся, будь то устное выступление в дискуссии, письменное сочинение-рассуждение на проблемную тему или проба своих сил в создании стихотворений или художественной прозы.

  Результатами работы над  обозначенной методической проблемой становятся: - развитие  самостоятельной  познавательной  активности учащихся;                     - эмоциональное восприятие художественного текста;                                            -  формирование  умения творчески, нестандартно решать учебные задачи;          -   повышение информационной культуры учащихся, что проявляется в умении пользоваться различными источниками информации, анализировать необходимую  информацию, используя  Интернет-ресурсы, материалы  СМИ;   -   овладение навыками  работы  в  группе,  различными  социальными  ролями  в  коллективе;                                                                                                                 -   повышение  коммуникативной культуры учащихся;                                            -    развитие  необходимых  современному  человеку  личностных  качеств, таких, как:  организованность,  дисциплинированность, ответственность, взаимная поддержка и др.

Мои ученики – активные участники и победители творческих районных и республиканских   конкурсов. На уроках дети не ждут готовых ответов, а сами стараются добыть их. Многие учителя, посетившие мои уроки, отметили высокую активность детей при работе, желание отвечать, умение работать в группах, заинтересованность в получении знаний. Меня радует, что мой труд находит свое продолжение: выпускница 2013 года Лаура Ольга стала студенткой Ялтинского гуманитарного университета (факультет филологии). Я уверена, что проведенная мною работа поможет моим ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни.

В руках учителя литературы самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу подрастающего поколения. Через совместную деятельность по освоению этого наследия мы идем к творчеству, к покорению новых вершин, и в этом – смысл труда учителя-словесника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся

Проблема творческой самореализации личности учащихся в современном мире является основной. На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с т...

Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся

Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения....

«Деятельностный подход в обучении географии как средство развития творческих способностей и одарённости учащихся»

Из опыта работы Сорокиной Марины Владимировны, учителя географии МБОУ «СОШ им.В.Г.Шухова»  г.Грайворона Грайворонского района Белгородской области.Современный мир предъявляет новые требования к в...

Обобщение опыта «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся»

Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество? Как побудить к созданию стихотворений, сказок, рассказов? Эти вопросы постоянно задаёт себе современ...

Применение технологии интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся

Применение в работе интерактивных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности, в  процессе этой деятельности у обучающихся развивается самостоятельность,  г...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

 В статье рассматриваются основные виды интерактивных методов и приёмов обучения, раскрывается  содержание понятия «интерактивные методы». Обобщается практический оп...