Педагогические технологии.
статья на тему

Педагогические технологии, которые в учебной литературе называют  образовательными и обучающими – те виды технологий, которые приме-

няются в учебном процессе. До сих пор существует дискуссионная проб-

лема различия технологий и методик. Единственно верно, что и техноло-гия, и методика обладают системностью, они должны основываться на

системе научных положений. Технология обладает системой предписа-

ний, ведущих к цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskie_tekhnologii.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Педагогические технологии.

     Педагогические технологии, которые в учебной литературе называют  образовательными и обучающими – те виды технологий, которые приме-

няются в учебном процессе. До сих пор существует дискуссионная проб-

лема различия технологий и методик. Единственно верно, что и техноло-гия, и методика обладают системностью, они должны основываться на

системе научных положений. Технология обладает системой предписа-

ний, ведущих к цели. Методика предоставляет многообразие способов реализации теоретических положений и не гарантирует достижения цели. Любая дидактическая (педагогическая) система приближена либо

к технологии, либо в методике в зависимости от степени инструмен-

тальности.  «Инструментальность педагогических технологий – это про-

работанность и алгоритмизация конкретных действий (начиная с поста-

новки целей), определённость и чёткость этапов, шагов, операций, веду- щих к цели» (Трайнёв В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии. 2008. стр. 78). Педагогические технологии делятся: прежние; обычные; традиционные и новые; нетрадиционные, которые базируются на традиционном обучении и развиваются дальше, и характеризуются активной позицией, самостоятельностью обучаю-

щихся, диалогичностью, насыщенной подачей материала.  

     С середины 50-х гг. прошлого века педагогическая  технология отно-силась к программированному обучению, которое строилось на теории

бихевиоризма, то есть учебная деятельность опиралась на принцип:

стимул – реакция – подкрепление. С середины 70-х гг. педагогической

технологией считали изучение, разработку и применение принципов

оптимизации учебного процесса на основе новейших достижений науки

и техники. На сегодняшний день эту технологию определяют как область

знания, в которую заключается практическое взаимодействие преподава-

теля и слушателя в различных видах деятельности, основанных на целе-

полагании, систематизации, алгоритмизации приёмов обучения.

      Можно выделить три  признака педагогических технологий:

системность (гармонизация целей, содержания и дидактич. прицесса),

воспроизводимость и гарантированность результата, система обратной

связи. Они реализуются при наличии научной психолого-педагогической

основы; диагностических целей, логически связанных этапов (от целей к

задачам и результатам); системы контрольных заданий.

Педагогическая технология всегда комплексна, использует разные мето-

ды,  принципы, но принимая ближе какую-то сторону процесса обучения,

приобретает свою специфичность и название.

    Технологии  делятся по уровню применения: общепедагогические,

частнометодические (предметные), локальные (модульные).

По философской основе их можно разделить: материалистические и

идеалистические,  диалектические и метафизические, научные и рели-

гиозные, гуманистические  и антигуманные, антропософские и теософ-

ские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и

принуждения и другие.

Также технологии можно распределить по ведущему фактору психичес-

кого развития: биогенные, социогенные, психогенные, идеалистические.

Для развития личности все факторы должны работать в совокупности, но

приоритет какого - либо  одного быть должен.

      Трайнёв В.А. выделил несколько направлений  пед. технологий.

  1. по ориентации  на  личностные структуры – это информационные тех-

нологии (формирование знаний, умений, навыков); операционные (фор-

мирование способов умственных действий); эмоционально-художествен-

ные, эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и

нравственных отношений), технологии саморазвития (формирование

самоуправляющих механизмов личности), эвристические (развитие твор-

ческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы).

  1.  по характеру содержания и структуры. Здесь технологии делятся:

обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразова-

тельные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и техно-

кратические, различные отраслевые, частнопредметные,  моно-   и

комплексные, проникающие (технологии, элементы которых часто вклю-

чаются в другие технологии, играя роль катализаторов).

  1. по типу организации познавательной деятельности и управления ею. Профессор Беспалько В.П. классифицировал педагогические системы.

Например, взаимодействие учителя с учеником может быть разомкнутым

(неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся),

цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем),

рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и

ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных

средств). Все эти признаки при сочетании дают следующие виды техноло-

гий: классическое лекционное обучение (управление – разомкнутое,

рассеянное, ручное); обучение с помощью аудиовизуальных технических

средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное); система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное); обучение с  

помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизирован-

ное) -  самостоятельная работа; система «малых групп» (цикличное, рас-

сеянное, ручное) – групповое, дифференцированные способы обучения;

компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);

система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) – индивидуаль-

ное обучение; «программное обучение» (цикличное, направленное, авто-

матизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

  При сочетании этих систем получаются следующие комбинации:

  • традиционная классическая классно-урочная система А.Я.Коменского,

сочетающая лекционный способ и самостоятельную работу с книгой

(дидахография);

  • современное традиционное обучение комбинирует дидахографию и

технические средства;

  • групповые и дифференцированные способы обучения, где занятия

учитель проводит либо в группах, либо в качестве репетитора;

  • программированное обучение, в котором частично сочетаются все виды.

    Существует несколько типов технологий отношения к ученику со стороны учителя: авторитарный, где подавляется инициатива учащихся;

дидактоцентрический, при котором самыми главными факторами форми-

рования личности считаются дидактические средства;

личностно- ориентированный – это тип технологии, который выдвигает

на первый план в образовательной системе личность школьника, её

комфортные и безопасные условия развития. Личность ребёнка – цель

образовательной системы, а в первых двух вариантах – средство дости-

жения какой-либо цели. Личностно-ориентированные технологии отли-

чаются целью развития разностороннего, творческого ребёнка и делятся

на три вида.

       Гуманно-личностные технологии поддерживают личность, помогают

ей, занимают позицию уважения, любви к ребёнку и веры в творческие

силы.

       Технологии сотрудничества осуществляют идеи сотворчества учи-

теля и учащегося, равенства и партнёрства в субъект субъективных

отношениях.

       Технологии свободного воспитания дают ребёнку право самстоятель-

ного выбора, что позволяет правильно реализоваться в жизни.

         Названия многие технологии получили от способов, методов, средств обучения: догматические, репродуктивные, объяснительно-

иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения,

развивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые,

творческие.

  1. по категории обучающихся. Этот блок включает: массовую школь-

ную технологию, рассчитанную на усреднённого ученика; технологии

продвинутого уровня (углублённого изучения предмета); технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции); виктимологи-

ческие технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика);

технологии работы с отклоняющимися (трудными или одарёнными)

детьми в массовой школе.

  1. по содержанию модернизации и модификации. Здесь рассматриваются

современные технологии, придающие современный облик существующей

традиционной системе обучения, преобразовывают её. Монотехнологии

комбинируются и полученная технология именуется по той идее, которая

характеризует центральную модернизацию, является основной  в дости-

жении целей обучения. Вот некоторые из этих технологий: индивидуаль-

ный подход, демократическое управление, игровые технологии, програм-

мированное и дифференцированное обучение, компьютерные, укрепление дидактических единиц, технология Монтессори и другие.

В результате, основным мерилом оценки педагогической технологии

является её эффективность и результативность.

----------------------------------------------------------------------------------------------

Список литературы

Трайнев В.А., Трайнев И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии. Учебное пособие 3-е изд.

Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008

Работа выполнена музыкальным руководителем ГБДОУ №114

                                                                         Костюничевой Е.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.

Многие опытные  педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...

Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы

В статье дан анализ современных педагогических  технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)

Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...