Из опыта работы преподавания ОРКСЭ
статья на тему

Самсонова Виктория Брониславовна

выступление на РМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prepodavanie_orkse.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Преподавание ОРКСЭ

  Задумываясь о вечных ценностях, о будущем потомков, мы неизбежно обращаемся к прогрессивной мысли прошлого, к жизненному опыту всех времен и поколений, к основе основ –народной философии, мудрости традиционного мировоззрения.

Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Это хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального характера.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

В связи с этим, особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основах социальных явлений и традиций. Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Содержание комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» сопряжено с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, существенной характеристикой которого являются требования к личностным, метапредметным и предметным результатам, обеспечивающих готовность каждого школьника к успешной социальной, жизненной, профессиональной самореализации и социализации в будущем. Курс имеет познавательный культурологический характер, в нем много внимания уделяется патриотическому воспитанию, воспитанию терпимости к людям разных взглядов.

Сегодня никто не сомневается, что преподавание знаний о религиозных культурах призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора наших детей, но и в формировании достойного гражданина России, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу.

Курс «Основы религиозной культуры и светской этики» был включен в учебный план нашей  школы в 2011-2012 учебном году в соответствии с Поручением Президента РФ от 2.08.2009г. (Пр-2009

ВП-П44-4632) и Распоряжения Председателя Правительства РФ от 11.08.2009г. (ВП-П44-4632). Для определения модуля курса было проведено анкетирование родителей, родительское  собрание «Что такое ОРКСЭ? Дерево Дружбы», с целью учета интересов обучающихся и их семей.

В школе создана необходимая нормативно-правовая и организационная база апробации курса ОРКСЭ. Обеспечены условия для свободного выбора родителями при согласии детей модулей курса. Целесообразность преподавания данного учебного курса волновала не только педагогов, но и родителей. Эта тема стала основным предметом обсуждения на родительских собраниях. Была проведена большая разъяснительная работа, цель которой обеспечить свободу и осознанный выбор для изучения одного из модулей курса. И по мнению родителей выбран модуль «Основы Православной культуры» (А.Кураев). В процессе разъяснительной работы каждый из родителей понял, что у всех модулей единая методическая и методологическая основа. Каждый выбранный модуль  преследует единую цель: дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культуры.

Школа обеспечена учебно-методическими комплектами  в соответствии с выбором родителей, и учителя, преподающие данный курс, своевременно прошли курсы повышения квалификации при ИПК ПРО в г.Тула.     

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом модуль ОПК изучался  в объеме 34 часов: 17 часов во 2 полугодии 4 класса, 17 часов в 1 полугодии 5 класса.О большом воспитательном потенциале данного курса говорят итоги анкетирования среди родителей в мае  2013 г.. На вопрос «В чем Вы видите положительное значение введение курса?» получены следующие ответы: воспитание культуры межнационального общения, уважения к культурным, религиозным традициям народов России, духовное и культурное развитие детей, повышение нравственности детей, формирование патриотизма и гражданской солидарности, формирование ценности здорового образа жизни, снижение уровня преступности, наркомании, формирование уважительного отношения к старшим

Было отмечено, что очень важно, что данный курс является связующим звеном между начальной школой и основной школой, и предваряет изучение такого учебного предмета как история. Родители положительно относятся к введению нового курса, регулярно обсуждают темы, изучаемые на уроках выбранного предмета. Родители уверены, что изучаемый предмет курса нравится ребенку. Поэтому по завершению  модуля ОПК в 5 классе, во 2 полугодии прошлого учебного года, было принято решение ознакомить учащихся с остальными мировыми религиями.   

На уроках  были использованы  различные формы и виды организации учебной деятельности, сочетание  различных методов обучения: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, метод самостоятельной работы. Систематически проводилась работа в парах, группах, учитывая личностные характеристики школьников, степень развития их умений, степень заинтересованности, уровень самостоятельности. Работа в группе позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, способствует включённости в работу всего класса.

Почти на каждом уроке   используются  презентации, т.к.  иллюстративного материала и информации в учебнике недостаточно, к тому же презентации развивают зрительную  память и учебный материал лучше усваивается.  Систематически используются толковые словари. Для проверки домашних  заданий, закрепления изученного на уроке используются задания тестового характера, викторины. Опыт детей не богат, а выполнение домашних заданий часто требуют знаний и творческого подхода и без помощи родителей или других взрослых школьники  не могут обойтись.  Например, такие задания: «Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье», или «Какие ценности лежат в основе традиции вашей семьи», «Поговорите со старшими и расскажите, какие религиозные праздники принято отмечать в вашей семье», составить викторину или кроссворд по пройденной на уроке теме и другие задания. Поэтому родители становятся непосредственными участниками учебного процесса. Никого не оставили равнодушными праздники и открытые уроки «Святая Троица», Международный день толерантности, «Священные книги религий мира», участие в областном конкурсе  «История семьи в истории России» в номинации  «Путешествие по линиям родословной»,  по словам родителей, очень сблизило не только родителей и детей, но и многочисленных родственников, при подготовке генеалогического древа и оставлению книги родословной,    В рамках курса ОРКСЭ  в системе осуществлялась внеклассная работа, стимулирующая познавательную активность школьников в учебной деятельности. Использовались  следующие виды внеурочной деятельности:  заочные путешествия, просмотр кинофильмов, викторины, экскурсии по святым местам: Оптина пустынь, источник св.Давида в Талеж,  мужской монастырь г.Серпухов.

Родители выразили надежду на положительные результаты преподавания истории и культуры религий, считая, что изучение данного курса необходимо для общего развития,  расширения кругозора, приобщения ребенка к истории и культуре своего народа. Родители  хотят видеть своего ребенка духовно-нравственным человеком с четкими жизненными ориентирами, более образованным, терпимым к людям различных вероисповеданий, надеются, что их дети будут более заботливыми по отношению к родителям, старикам и инвалидам, в ходе изучения данного курса задумаются о смысле жизни, усвоят понятия «добро», «зло», «грех», «наказание», надеются, что данные знания улучшат обстановку в молодежной среде, помогут воспитанию толерантности в обществе.

 В настоящее время меняются ценностные ориентиры, нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодёжи, происходит разрушение ценностей старшего поколения. Именно школа должна решить проблему духовно-нравственного развития и воспитания личности, именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающихся.

 Таким образом,  очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во "взрослую” жизнь с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу страну еще лучше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация " Из опыта работы преподавания французского языка МБОУСОШ № 8 г. Тулы"

Преподавание французского языка в МБОУСОШ № 8  ( из опыта работы)...

Из опыта работы по ведению курса ОРКСЭ

текст выступления на Координационном совете...

ОСЭ Из опыта работы "Формирование УУД на уроках ОРКСЭ (модуль ОСЭ)"

Из опыта работы "Формирование УУД на уроках ОРКСЭ (модуль ОСЭ)"...

Из опыта работы преподавания предмета Основы православной культуры.

Курс помогает сохранить и преумножить наследие наших предков,сохранить самобытность народов в условиях глобализации....

"Проблемы в преподавании модуля ОБК в рамках курса ОРКСЭ в 4 кл". (из опыта работы учителя)

Докалад был прочитан на региональной НПК "Современное состояние преподавания курса ОРКСЭ в общеобразовательных школах Сибирского ФО"...

Обобщение опыта работы по теме "Реализация краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР"

Обобщение опыта по теме: "Реализация краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР"...