Телевидение как средство воспитания
статья на тему

Соловьева Наталья Викторовна

Телевидение как средство воспитания подрастающего поколения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Телевидение как средство воспитания подрастающего поколения

Соловьева Н.В.

Живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. К СМИ относятся телевидение, радио, пресса и Интернет. В современном мире они взяли на себя значительную часть функций по формированию сознания людей, воспитанию их вкусов, взглядов, привычек, предпочтений.

По данным социологических исследований, телевидение занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного воздействия после семьи и школы, являясь каналом интенсивной социализации. Телевидению отводится ряд функций: образовательная, развлекательная, воспитательная, организующая и др. Каждая телепередача не просто разнообразит досуг, но и воздействует на интеллект, эмоции и чувства человека. 

Индивидуальное развитие человека и формирование его личности происходит в первую очередь в результате активного взаимодействия с окружающей средой. В различные периоды жизни человека соотношение между социальным и биологическим неоднозначно.

Долгое время телевидение считалось безопасным занятием, однако в последнее время много говорится о том, что частый и бессистемный просмотр телепередач может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка, но и для его психического развития.

Отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Они теряют способность и желание чем-то занять себя, предпочитают ждать новых - готовых - развлечений.

Еще одна проблема, возникающая у детей в связи с телевидением, - неправильное питание. Чем больше ребенок смотрит телевизор, тем он меньше двигается и больше «перекусывает» вместо того, чтобы нормально питаться. Это, в свою очередь может привести к ожирению и другим неприятностям. В формировании нездоровых привычек существенная роль принадлежит телевизионной рекламе. Дети, например, часто всерьез полагают, что какие-либо хлопья могут сделать их сильными и здоровыми.

Увлечение телевидением разрушает режим дня ребенка: резко сокращается время сна и пребывания на свежем воздухе. Недосыпание и кислородное голодание снижают сопротивляемость детского организма к заболеваниям, а каждое заболевание разрушает его защитные силы. Нередко при этом ухудшается память, ослабляется внимание. Успехи в учении даются все с большим трудом.

Психологи полагают, что телевидение развивает нездоровый интерес к сексу и служит источником соблазна. Откровенные намеки, сексуальный внешний вид и обольстительно поведение женщин превалирует как в рекламных роликах и музыкальных клипах, так и в большинстве других программ. Секс на экране часто предстает в форме насилия, жестокости или преступлений.

Просмотр передач, содержащих сцены насилия, приводит к усилению проявлений жестокости в поведении нормальных детей абсолютно всех возрастов.

Увлечение телевидением таит реальную опасность нарушения семейных отношений, ослабления эмоциональных связей между близкими людьми- В то непродолжительное время, когда семья собирается дома, включенный телевизор лишает людей возможности общаться друг с другом.

Подростка экранное действо нередко уводит от реального мира в мир грез, где все "легко и красиво". Телевизионные грезы начинают заменять ему реальные поступки, которые требуют проявления силы воли и настойчивости. Особенно страдают в этом случае робкие ~- застенчивые и неконтактные — дети. Им телевизор заменяет товарищей, собеседников, советчиков.

В действительности же надо винить не телевидение как таковое, а отношение взрослых к нему и неправильное понимание роли TV в воспитании детей. Существует ряд элементарных требований к гигиене просмотра телепередач:

1) достаточное расстояние от экрана до телезрителя, дополнительная подсветка вечером и частичное затемнение днем, уровень громкости, не превышающий естественную потребность;

2) для дошкольника время просмотра телевизора не должно превышать 1,5 часа в неделю, для младшего школьника — 3 ч, для подростка — не более 5ч.;

3) доказано, что малыши, сидящие у телевизора, больше всего устают в том случае, если смотрят передачи для взрослых. Значит, нужно отбирать для просмотра те передачи, которые соответствуют его возрасту;

4) чтобы у детей с детства не возникла зависимость от телеэкрана, взрослые должны контролировать собственные привязанности. Если мы хотим отвлечь ребенка от телевизора, нужно постараться приохотить его к другой деятельности.

Лучшие из научно-популярных телепередач помогают школьникам усвоить учебную программу, знакомят их с новыми областями человеческого знания, сегодняшними поисками ученых, увлекают романтикой открытий и воспитывают стремление приносить пользу людям. Благодаря телевидению ребенок на время передачи становится полноправным участником беседы с выдающимся ученым, инженером, коммерсантом, космонавтом, политиком.

Для жителей сельской местности и населения так называемых "малых" городов телевидение становится единственным повседневно доступным средством расширения кругозора и приобщения к достижениям культуры. Оно может помочь ребенку научиться понимать живопись, музыку, театр, архитектуру.

Телевидение может обогатить интеллект и эмоциональную сферу ребенка. Но лишь в том случае, если рядом с ним взрослые люди, которые способны помочь оценить увиденное. Любая учебная телепередача не может учесть уровень развития конкретного ребенка, степень его заинтересованности обучением, особенности восприятия им материала. В ней не может быть отражен стиль работы учителя, особенности взаимоотношений учителя и его учеников.

Т.о., влияние телевидения на воспитание детей и подростков нельзя оценить однозначно. С одной стороны, коммерциализация приводит к преобладанию на телеэкранах насилия, секса, рекламы. С другой стороны, помогает молодежи как в занятиях, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания.

Литература:

1. Ковинько, Л.В.  Воспитание младшего школьника [Текст]: Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, учителей нач. классов и родителей /  Л.В. Ковинько. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 288 с.

2. Лемиш Д. Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей [Текст] /  Д. Лемиш. - М.: Поколение, 2007. - 304 c.

3. Пацлаф, Р. Застывший взгляд. Физиологическое воздействие телевидения на развитие детей [Текст] / Д. Лемиш. – М.: evidentis, 2009. - 224 с.

4. Смирнов, С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы технологии [Текст] / С.А. Смирнов. - М.: Академия, 2005. - 512 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хоровой репертуар как средство воспитания музыкального вкуса учащихся.

Сведения об авторе: Васина Галина Михайловна концертмейстер Муниципального автономного учреждения дополнитель...

Культурный текст как средство воспитания личности

В современной школе обучающийся сталкивается с анализом многочисленных культурных текстов, которые могут «заговорить», а могут и «не заговорить» с ребёнком. Какие же пути познания культурного текста в...

Презентация "Культурный текст как средство воспитания личности"

Презентация является илюстративным приложением статьи одноименного названия....

Проект " Народные игры" как средство воспитания

Проект "Народные игры" содержит описание подготовительной работы, участников. Можно использовать игры, своего региона, игры народов,проживающих в вашей местности....

Обучение приемам самостоятельной работы на уроках математики – средство воспитания самостоятельности как черты личности

 Степень развитости ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания. Обучение не мож...

2019 Технологическая карта открытого урока физики в 11 классе по теме "Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи"

Тип урока: Урок новых знаний (урок-проект)Цели урока:-Обучающая: усвоение понятий: радиолокация, мозаичное изображение, развертка. Показать роль науки и техники в развитии НТП, роль приборов в на...