статья "Формирование экономических знаний на уроках математики в С(К)ОШ VIII вида"
статья на тему

Потапова Татьяна Павловна

 Статья  была представлена на региональной научно-практической конференции "Актуальные проблемы непрерывного математического образования" в Саратовском государственном Университете им. Н.Г. Чернышевского,  прошедшей 16-17 октября 2013 года. Материал дополнен презентацией, позволяющей наглядно продемонстрировать работу о которой идёт речь в статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование экономических знаний

на уроках математики в С(К)ОШ VIII вида

(слайд 1) Основные задачи специальной (коррекционной) школы VIII вида — максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества.

Нужно добиться овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь.

Знания, получаемые учениками, должны быть осознанными. От предметной,    наглядной основы следует переходить к формированию доступных    математических понятий, вести учащихся к обобщениям и на их основе выполнять практические работы.

Подготовка учащихся к жизни, к трудовой деятельности является одной из наиболее важных задач обучения. Курс математики даёт ученикам такие знания и практические умения, которые помогут лучше распознавать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь. Овладение умениями счета, устных и письменных вычислений, измерений, решение арифметических задач, ориентация во времени и пространстве, распознавание геометрических фигур позволят учащимся более успешно решать жизненно-практические задачи.

Несколько лет назад педагогический коллектив  школы-интерната №2 г. Энгельса в качестве методической задачи выбрал экономическое направление воспитания и обучения учащихся. Такой выбор не случаен. Не для кого не секрет, что выпускники коррекционных учреждений VIII вида, особенно дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей испытывают огромные трудности. Находясь на государственном обеспечении, они бесплатно получают всё необходимое для жизни, совершенно не задумываясь о стоимости одежды и учебных принадлежностей, питания и оказываемых им услуг. И вследствие такого положения вещей выпускники оказываются совершенно не приспособленными к жизни. Чтобы помочь воспитанникам, научить их ориентироваться  в окружающей их действительности, научить правильно распределять семейный бюджет, оплачивать коммунальные услуги, пользоваться услугами банков и организации, уметь экономить и вести домашнее хозяйство в нашем интернате разработана система работы по экономическому воспитанию учащихся. (слайд 2) Успешно внедрена модель семейного бюджета, в ходе реализации которой воспитанники имеют возможность заработать «денежки», они приобретают навыки оплаты коммунальных услуг, из заработанных средств покупают билеты на увеселительные мероприятия, (слайд 3) посещают ярмарки, где могут приобрести канцтовары и игрушки, посетить кафе. На уроках учащиеся получают необходимые теоретические и практические навыки  экономической направленности. Немалый вклад в экономическое просвещение воспитанников вносят и уроки математики, на которых учащиеся учатся  главному - считать деньги, а также знакомятся с многими экономическими понятиями.

О работе по формированию экономических понятий на уроках математики  я и хочу сказать несколько слов.

В курсе математики с 5 по 9 класс много тем, в ходе изучения которых очень легко и интересно можно внедрить и экономические понятия.

(слайд 4) Главной в этом ряду стоит тема «Действия с числами, полученными при измерении». При изучении данной темы дети  знакомятся с понятиями «стоимость», «цена товара», «расход материалов», «арендная плата», «заработная плата» и т.д.

Например:

Задача (6кл).  Цена 1 кг картофеля на ярмарке «Дары осени» - 12 рублей, а  в супермаркете  – 14р. 40к.  На сколько больше цена картофеля в супермаркете?

Задача (8кл). Расход  краски для пола 110 г на 1 кв м. Сколько краски понадобится для покраски спортивного зала школы-интерната? Найдите стоимость покупки, если цена  банки краски  (3кг)  составляет 280 р.

Задача (9 кл). 1 кВт/ч электроэнергии стоит 2р. 70к.  Сколько заплатит семья за электроэнергию, если за месяц было израсходовано 160 кВт/ч?

Задача (9 кл). Подача 1 кубического метра холодной воды стоит 12р. 7к.  Найдите стоимость 15 кубических метров холодной воды?

Хорошие результаты приносит использование фактического материала при изучении  данной темы.  На уроках, вместо решения сухих безликих примеров, предлагаю учащимся сходить в магазин  за покупками, что гораздо интереснее и привлекательнее. У детей появляется познавательный интерес, развивается воображение, они кроме математических знаний приобретают ещё и умения делать покупки, подсчитывать их стоимость и сдачу, которую они должны получить. Уместным здесь считаю предъявить ребятам чеки из магазина, и  предложить поработать с ними (выбрать товары определённой группы, подсчитать, сколько денег за них заплатили, или найти массу всей покупки).  Ребята постарше рассчитывают стоимость потреблённой электроэнергии, стоимость услуг связи, коммунальных услуг и т.д.

Вызывают у ребят интерес и задания, связанные с расчётом расходных материалов для проведения тех или иных  ремонтных работ (количество обоев, масса краски),  расчёта материалов для изготовления швейных изделий (метраж ткани), изделий из дерева  (длина доски), расчёт продуктов, необходимых для приготовления того или иного блюда, расчёт выхода готового блюда, расчёт расходов на приобретение продуктов, одежды, обуви.

С большим интересом ребята выполняют и задания на сравнение именованных чисел (слайд 5), составление таких заданий посильно даже самим учащимся.

(слайд 6) Огромный интерес у учащихся вызывают задачи, содержащие данные из рецептов разных блюд (здесь же говорим и о цене продуктов, и о экономии семейного бюджета, где и как выгоднее купить продукты).  С помощью них, можно отработать и навыки преобразования мер массы, и  арифметические действия с числами, полученными при измерении, и преобразование обыкновенных дробей в десятичные, и нахождение нескольких процентов от числа, и нахождение числа по одному проценту.

Например:

Задача (9кл) На приготовление  1 порции манной каши требуется 1/5 литра молока и 0,02кг манной крупы. Сколько денег потребуется на покупку продуктов для приготовления 5 порций манной каши, если  цена 1 кг манной крупы 20р., цена  1 литра молока – 33 р.?

Задача (9 кл) Заработная плата главы семьи составляет 17000 рублей. 0,2 этой суммы пойдёт на оплату телефона и коммунальных услуг, ½ - на покупку продуктов, остальное - на прочие расходы. Сколько денег от заработной платы главы семьи пойдёт на прочие расходы?

(слайд 7) При изучении темы «Арифметические действия с целыми числами  и десятичными дробями», стараюсь составить или подобрать в  учебнике такие задачи, которые расширят представления учащихся об оплате товаров и услуг, производстве различных товаров, приблизят учащихся к решению жизненных ситуаций.

Задача (6кл)  Цена билета в плацкартный вагон до Москвы 1240 рублей, а  билет в купе – 3380 рублей. На сколько дороже билет в купе, чем в плацкартный вагон?

Задача ( 8 кл)  Квартплата  за трёхкомнатную квартиру составляет 4366 рублей в месяц. Сколько денег заплатят хозяева квартиры за год?

(слайд 8) Часто предлагаю учащимся старших классов карточки с практическими заданиями по расчёту оплаты разных услуг, что позволяет отработать не только вычислительные навыки, но и навыки расчёта оплаты, что очень пригодится в жизни.

(слайд 9) Также на уроках математики  применяю задачи, содержащие факты из повседневной жизни человека, связанные с  производительным трудом. Такие задачи уместны и на геометрии.

Задача (5 кл)  Кухня имеет форму квадрата со стороной 3 метра. Сколько метров плинтуса потребуется для замены? Сколько  денег потребуется для его покупки, если цена 1 метра плинтуса составляет 20 рублей?

Задача (8 кл)    Дачный участок представляет собой прямоугольник со сторонами 8м 75см и 12м 50см. Участок решили обнести забором. Сколько метров забора понадобится для дачного участка?

    1 метр забора стоит … рублей. Сколько денег понадобится для покупки забора для участка?

(слайд 10) Огромный простор для  формирования экономических понятий появляется при  изучении в 9 классе темы «Проценты».  Учащиеся уже взрослые,  им необходимы знания о коммунальных платежах  и банковских кредитах, процентах по вкладам и уплате налогов. И как раз при изучении этой темы можно дополнительно осветить все эти вопросы. Одновременно с расчётами у учащихся формируются навыки пользования банковскими услугами, они приобретают опыт расчёта процентов по кредитам, что очень важно, учитывая реалии сегодняшнего времени. При изучении темы проценты  формируются такие понятия как «проценты по вкладам», «пеня», «проценты по кредитам», « ставка налога» и другие. 

Задача: Рабочий за месяц зарабатывает …. руб. Ставка подоходного налога составляет 13%.Сколько денег он получит на руки?

Задача: Проценты по вкладу в Сбербанке составляют 6% годовых.  Какую прибыль получит вкладчик через год, положив на счёт … рублей?

Задача:  ЭКСПРЕСС-ВОЛГА банк предлагает кредиты под 20% годовых. Сколько денег вы должны будете вернуть в банк, если возьмёте в кредит  150 000 рублей?

(слайд 11) В данной теме уместно использование сравнительных таблиц частичное участие в их составлении  принимают учащиеся. Приобретая навыки расчётов  суммы возврата кредита, дети имеют возможность сравнить разницу процентов, а, следовательно, и попытаться выбрать наиболее приемлемый для себя вариант.

Подводя итог  всему вышесказанному, хочу сказать, что работа по  формированию экономических знаний на уроках математики очень полезна и интересна для учащихся коррекционных школ VIII вида. Она позволяет учителю  повысить экономическую культуру учащихся, расширить их кругозор,  и в то же время,  помогает научить применять математические знания и навыки на практике, а в дальнейшем и в повседневной жизни. (слайд 12).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида по теме: "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении массы" 6 класс

Представленный проект урока был подготовлен для защиты на курсах повышения квалификации в ПАПО г. Москва 2010г....

"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...

Применение карточек-тренингов на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Решение логических задач – занятие интересное и увлекательное.Погружение в мир логических заданий происходит на занятиях – тренингах по математике в старших классах, под девизом: “Хорошо развитое логи...

Комплексный подход к определению индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида.

В статье приведены рекомендации из практического опыта учителя по определению индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ на уроках математики в коррекционной школе VIII вида. Описана дея...

Конспект урока математики в 5 клаcсе (школ VIII вида) на тему: "Нахождение неизвестного слагаемого"

Цель урока: к концу урока  учащиеся решат примеры и задачу на нахождениенеизвестного слагаемого.Задачи:  Образовательные: 1).  Использовать процесс обучения математике для повышения уро...

Урок математики в 5 классе школ VIII вида "Геометрические фигуры"

Конспект урока предназначен для учителей, работающих с детьми с нарушением интеллекта. Это урок повторения и обобщения знаний учащихся о геометрических фигурах, изученных в курсе математики....