Методика дифференцированного массажа при лечении кривошеи
статья на тему

Кривенкова В.В. Методика дифференцированного массажа при лечении кривошеи. Санкт-Петербургский Медицинский техникум №2.

В статье показано значение комплексного лечения кривошеи у детей, применение дифференцированного массажа. Подробно описаны приемы, помогающие нормализовать тонус мышц шеи и устранить вынужденное положение головы, предотвратить осложнения. Рассматриваются вопросы использования корригирующих упражнений, включаемых в сеанс массажа и лечение положением.Обращается внимание на исходное положение ребенка во время сеанса. Статья предназначена для работников практического здравоохранения и студентов медицинских колледжей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл massazh_pri_krivoshee.docx14.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика дифференцированного массажа

 при лечении кривошеи

     Кривошея – патология, которая развивается в результате нарушения тонуса одной из грудино-ключично-сосцевидных мышц или поражения добавочного нерва. Это может возникнуть под влиянием различных причин, действующих внутриутробно, во время родов и после рождения. Грудино-ключично-сосцевидные мышцы, находясь в одинаковом тонусе, обеспечивают прямое положение головы. При повышении тонуса одной из них, голова приобретает вынужденное положение: наклоняется в сторону укороченной мышцы, лицо обращено в противоположную сторону. В результате может развиться компенсаторный сколиоз, асимметрия черепа, нарушения зрения. Для успешной борьбы с кривошеей важно раннее начало комплексного лечения: применение лекарственных препаратов, физиотерапии (электрофорез на область шеи, озокерит), массажа, корригирующих движений, лечебной физкультуры, лечение положением.

     Методика массажа

     У ребенка первого года жизни выполняется общий массаж в соответствии с возрастным комплексом, затем используют дифференцированное воздействие на мышцы. В повышенном тонусе находится грудино-ключично-сосцевидная мышца, а также трапециевидная, большая грудная, мышца, поднимающая лопатку на стороне поражения. На этих мышцах необходимо использовать расслабляющие приемы – мягкое продолжительное поглаживание, тягучее растирание, мягкое растяжение. Начать процедуру лучше с воздействия на трапециевидную мышцу в области надплечья. Затем проводится массаж пораженной грудино-ключично-сосцевидной мышцы. Исходное положение ребенка – на спине, головой к массажисту. Мама или помощник удерживают плечики малыша, слегка опуская их. Массажист одной рукой удерживает голову, подушечками пальцев другой руки выполняет приемы на укороченной грудино-ключично-сосцевидной мышце. Важно, чтобы рука двигалась четко по контуру мышцы, от сосцевидного отростка височной кости к ключице и грудине. Между приемами мышцу мягко растягивают. Так же работают с большой грудной мышцей на стороне поражения. На противоположной стороне массируют аналогичные мышцы, но используют стимулирующие приемы: быстрое, прерывистое поглаживание, растирание поперек волокон, пощипывание, пунктирование. Можно оказать возбуждающее воздействие на биологически активную точку, которая находится на середине грудино-ключично-сосцевидной мышце. Для этого выполняется быстрое надавливание в точке подушечкой второго пальца 5-7 раз. Для стимуляции большой грудной мышцы этим же способом воздействуют на точку, локализующуюся во втором межреберье на среднеключичной линии. Дифференцированные приемы подготавливают мышцы к упражнениям.

     Корригирующие движения

     Пассивные корригирующие движения выполняются поэтапно. Движения осуществляют до положения коррекции или гиперкоррекции. 1. Наклон головы в здоровую сторону (5-6 раз).  2. Поворот лица в больную сторону (5-6 раз). 3. Объединенное движение (7-9 раз).  Все производят мягко, удерживая голову пациента обеими руками. После этого шейный отдел фиксируют воротником Шанца или ватно-марлевыми тампонами в максимально возможном правильном положении.

     Советы родителям

     При укладывании малыша в кроватке на спину, необходимо использовать ортопедическую подушечку, подушку в виде бублика или использовать ватно-марлевые тампоны. Но, в случае, если мышцы шеи растянуты, компенсаторно могут напрягаться мышцы туловища. Поэтому надо фиксировать тело ребенка с обеих сторон скатками от подмышки до колена. Это положение нельзя использовать, если малыш часто срыгивает. Если ребенка укладывают на «больной» бок, под голову  помещают подушечку выше, чем надплечье. В положении на «здоровом» боку подушку использовать не надо. Если выполнять такие укладки, тонус грудино-ключично-сосцевидных мышц мягко уравновешивается. С этой же целью игрушки располагают таким образом, чтобы ребенок поворачивался к ним, то есть, с «больной» стороны. Таким образом, малыш выполняет активные движения, которые, по сути, являются лечебной физкультурой.

Если выполнять эти мероприятия в комплексе и своевременно, с проблемой кривошеи можно успешно справиться.

     

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения логопедического массажа

Методика проведения логопедического массажа,комплексы массажных движенийМетодические указания к проведению расслабляющего массажа:массаж проводится в медленном темпеосновные приёмы – поглаживани...

Методика проведения массажа ушных раковин.

Массаж ушей для концентрации внимания....

Дифференцированный логопедический массаж при дизартрии.

Занимаясь нормализацией произношения у детей с дизартрией, необходимо сначала ослабить проявления расстройств иннервации речевого аппарата....

Методика применения полифонатора (ПФ-03) при лечении заикания

Методика применения полифонатора (ПФ-03) при лечении заикания...

Методика дифференцированного преподавания химии в школе.

Данная тема отражает актуальную проблему в современном образовательном процессе.В настоящее время осуществляется переход на развивающее образование, где одним из основных показателей является ра...

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии форма проведения: Дифференцированный зачет специальность 34.02.02 Медицинский массаж

Составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 34.02.02 Медицинский массаж  (для обучения лиц с ограниченными возможностями по зрению) ...


 

Комментарии

Статья предназначена для студентов медицинских техникумов и работников практического здравоохранения.

Статья предназначена для студентов медицинских техникумов и работников практического здравоохранения.