Методический проект на тему : «Организация проектно – исследовательской деятельности обучающихся на уроках литературы как способ достижения метапредметных результатов».
опыты и эксперименты на тему

1.Актуальность .

        Методический проект разработан на основе  обобщения педагогического опыта , в котором найдены и апробированы типовые решения педагогической проблемы и вытекающих из нее профессиональных задач, которые в массовой практике  вызывают, как правило , затруднения у учителей .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методический проект68.9 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПО

«Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования».

Кафедра филологических дисциплин и методик их преподавания.

Методический проект на тему :

«Организация проектно – исследовательской деятельности обучающихся на уроках литературы  как способ достижения метапредметных результатов».

 Выполнила :

Ханина Надежда Акиндеевна,

учитель русского языка и литературы

 МБОУ лицея № 1

г.Волжского Волгоградской области.

г.Волгоград.

20013/2014

Содержание .

1.Актуальность методического проекта .

2.Роль исследовательского метода в достижении метапредметных результатов.

3.Исследовательская деятельность обучающихся на уроках литературы .

4.Алгоритм исследовательской деятельности.

5.Виды проектно – исследовательской деятельности на уроках  литературы.

6.Примерная тематика исследовательских работ .

7.Проект как элемент исследовательской деятельности.

8.Этапы проектной деятельности.

9.Типы учебных проектов.

10.Классификация учебных проектов по виду деятельности .

11.Примеры проектов.

12. Проектный продукт .

13. Литература.

14. Приложения.

1.Актуальность .

        Методический проект разработан на основе  обобщения педагогического опыта , в котором найдены и апробированы типовые решения педагогической проблемы и вытекающих из нее профессиональных задач, которые в массовой практике  вызывают, как правило , затруднения у учителей :

- при использовании педагогом проектно – исследовательского метода школьники не могут выдвинуть проблему , сформулировать ее ; не удается  выдвинуть гипотезу , проверить ее ;

- испытывают трудности в организации собственной деятельности ;

- в обработке информации из различных источников.

Новые Федеральные  государственные образовательные стандарты определяют цели и задачи, стоящие сегодня перед образованием.

Вместо простой передачи знаний , умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способностей ученика самостоятельно  ставить учебные цели, проектировать пути их реализации , самостоятельно добывать необходимую информацию, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря , - формирование умения учиться .

Среди результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования названы «умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность  с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе», «формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникативных технологий».

2.Роль исследовательского метода  в достижении метапредметных результатов.

Как получить метапредметные результаты, используя проектно – исследовательскую технологию в учебной деятельности школьников ?

В последнее время исследовательская деятельность стала одним из перспективных направлений в методике преподавания любого предмета.

Под исследовательской деятельностью нами понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи и предполагающая наличие основных этапов, характерных  для исследования в научной сфере: выбор темы, работа с источниками информации, выдвижение гипотезы, сбор фактического материала, систематизация и обобщение полученных данных, подготовка и защита проекта.

Исследовательская деятельность, используемая как метод (частично-поисковый, метод проблемного обучения) или как самостоятельная деятельность, позволяет решить многие задачи, стоящие перед современной школой.

Во-первых, она изменяет суть преподавания: ученик не воспринимает «готовый» материал, а находит его и работает с ним сам; учитель же руководит, направляет, создает условия для реализации потенциала учащегося.

Во-вторых, доля самостоятельности ученика в учебной деятельности увеличивается, что в свою очередь повышает качество обучения и делает знания учащегося более прочными.

В-третьих, результатом исследовательской деятельности становится определённый «продукт»: доклад, реферат, исследовательская работа, проект, макет, изделие, выполненное руками учащегося . Всё это позволяет исследователю заявить о себе, представить свою работу не только на уроке, но и на конкурсе, фестивале, семинаре, научно-практической конференции.

Участие в подобных мероприятиях способствует социализации школьников, реализации их потенциала, определению профиля обучения на старшей ступени и, как следствие, – правильному выбору профессии.

3. Исследовательская деятельность  обучающихся на уроках литературы.

На уроке литературы исследовательская деятельность может быть как отдельным этапом (как метод на этапе объяснения материала или выполнения домашнего задания), так и занимать весь урок, превращая его в урок-исследование, и даже проходить через всю тему, охватывая целый ряд уроков.

Обучение навыкам исследовательской деятельности осуществляется мною уже с 5 класса. Вводится понятие исследовательской деятельности, а также таких её составляющих, как проблемный вопрос и  гипотеза, формируются первоначальные навыки выдвижения гипотезы, сбора материала, его элементарного анализа: группировки и классификации.

       Через коллективный и групповой методы работы происходит постепенное вовлечение школьников в исследовательскую деятельность. Следующим этапом станет индивидуальная форма исследовательской работы. Этот процесс может начинаться уже в 9-м классе. Но, конечно, могут быть и приятные исключения, когда индивидуально ученик может работать уже с 6-7 класса.

         Для диагностики развития исследовательской компетенции учащихся необходимо регулярно проводить исследования уровня сформированности навыков исследовательской деятельности школьников, чтобы вовремя помочь при возникновении проблем.

4. Алгоритм исследовательской деятельности.

Рассмотрим некоторые примеры исследовательской деятельности на уроках литературы.

Приобретенный за годы опыт руководства исследовательской деятельностью учащихся в области литературы позволил выработать ее алгоритм. Прежде всего , после определения проблемы и объекта исследования необходимо организовать работу учащихся непосредственно с текстом . Для этого провести сначала несколько занятий творческой группы , на которых актуализировать знания учащихся о методах анализа произведений, о том , как метод выбора связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений, а затем  организовать индивидуальные конструкции по  каждой теме. Только после того ,как будет накоплен и проанализирован  необходимый материал , сформулированы самостоятельные выводы , можно  предложить старшекласснику поработать в библиотеке , найти имеющиеся критические статьи, монографии по изучаемой проблеме, вместе с руководителем определить, какие из них следует  прочитать , законспектировать , из каких сделать выписки. Поскольку непременной частью работы должен стать обзор прочитанного, руководителю нужно научить старшеклассников это делать . Здесь  поможет использование таких видов занятий ( на уроках литературы и в процессе исследовательской работы): рецензирование критических статей, составление параллельных конспектов , тезисных планов , аннотаций, творческие  работы, предполагающие  сравнение разных подходов к анализу одного и того же произведения.

Следующий этап – повторное обращение к анализу текста  и переосмысление его результатов с учетом новых знаний, полученных в процессе освоения научной литературы по проблеме. Именно такая последовательность работы над темой способствует появлению мотивированного интереса к истории вопроса, к суждениям других исследователей, позволяет учащимся определить собственную позицию, избежать зависимости от готовых выводов. Школьники, таким образом, не только учатся быть самостоятельными, но и усваивают нормы научной этики, получают возможность корректно оценить степень новизны своего исследования, приобретают опыт  уважительного отношения к работам ученых.

Схема урока-исследования

1) Актуализация: например, рассказ учителя об истории создания произведения.
2) Художественное чтение текста (это стихотворение или небольшой рассказ) или отрывка из текста произведения (читает учитель или подготовленный ученик) .
3) Постановка проблемы, формулировка темы исследования (зависит от содержания произведения, может быть связана с мнением литературоведов о конкретном произведении).
4) Решение проблемы = литературоведческий (лингвистический) анализ текста (сюжет, композиция, образы, лексика, пространственно-временная организация и т.д.).
5)  Вывод по теме исследования.
6) Рефлексия: домашнее сочинение-миниатюра или домашнее контрольное сочинение, связанное с темой исследования.

5.Виды проектно – исследовательской деятельности  на уроках  литературы.

         Исследование может проходить через всю тему, охватывая ряд уроков. Примером может служить, например, изучение комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Чтение учителем и подготовленными учениками диалога городничего и Хлестакова поможет привлечь максимум внимания к этому «ревизору». Возникает закономерный вопрос: ревизор ли Хлестаков? Кто же такой Хлестаков?  Учитель должен предложить ученику алгоритм выполнения  работы, в котором будут отражены все основные этапы деятельности ученика. И далее подробное исследование текста поможет ответить на этот проблемный вопрос.

        Кроме того, комедия даёт возможность сформулировать и многие другие проблемные вопросы. Например: Почему и чего так боится городничий? Как вести себя в экстремальной ситуации?

        Если же исследование охватывает всё творчество писателя, произведения которого изучаются в школе, то материал для исследования должен усложняться соответственно возрасту, а в старших классах доля самостоятельности учащихся должна увеличиваться многократно. К 10-11 классам ученики уже сами формулируют проблему, выдвигают гипотезы, подбирают необходимый материал в энциклопедиях, Интернете. Это могут быть научные статьи, воспоминания современников, переписка писателя, его статьи о литературе, искусстве.

         В этом случае уместно проводить исследование, например,  творчества А.С.Пушкина,  Н.В. Гоголя, А.П.Чехова и других писателей, творчество которых изучается во всех классах средней школы.  Интригой к изучению творчества писателя могут стать слова: «А.С.Пушкин (Н.В.Гоголь, А.П.Чехов…) – замечательный русский писатель-историк (реалист, сатирик…)». Формулируем проблему: историк (реалист, сатирик…ли?) В решение проблемы поможет не только анализ текста и использование дополнительной литературы, но и  метод критического мышления.

       При таком подходе к изучению литературы учащиеся лучше усваивают такие понятия как историзм, реализм, сатира. Они учатся не только доказывать свою точку зрения, но и опровергать выдвинутую гипотезу.

       Или, например, на уроках литературы в 10 классе при изучении темы «Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание» можно предложить такие темы для исследования :

1. Каков образ Петербурга в изображении Ф.М.Достоевского? 
2. Как созревала в Раскольникове идея преступления?
3. Каково внутреннее состояние Раскольникова после преступления?

От вдумчивого чтения текста к его анализу , сопоставлению , самостоятельному поиску ответов на вопросы, работе с дополнительной литературой – вот вектор , который  берется за основу работы по исследовательской деятельности на уроках литературы.

Приучать ребят мыслить , самостоятельно находить ответы на интересующие вопросы , работать с дополнительным материалом необходимо с самых первых уроков. Учащимся необходимо понять , что в литературной творческой деятельности не существует  готовых ответов и раз и навсегда данных шаблонов. Ответ нужно искать самому , только тогда ты увидишь результат  своей работы. С моей точки зрения , в зависимости от объекта исследования , ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды :

  1. Работы , в которых проводится анализ текста художественного произведения, с целью выявления его художественного своеобразия ,особенностей авторского стиля , мастерства писателя , типологии образов.
  2. Работы ,в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на  основе двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер – теоретико- литературный , мировоззренческий , эстетический , культурологический . ( Как раскрывается тема народа , как меняется позиция автора , его отношение к роли народа  в своей судьбе? Стихи Н.А. Некрасова «Несжатая полоса» «На Волге», «Размышление у парадного подъезда», «Железная дорога»).
  3. Работы, предполагающие интеграцию литературы и истории , философии , лингвистики , изобразительного искусства, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний , осваивать разные методологические  подходы к анализу явлений искусства и жизни .  Например : «Поколение 60 –х годов XIXвека в жизни и литературе», «Подросток в литературе и живописи XIX века».
  4. Работы, посвященные изучению жизни и творчества писателей. Учащиеся могут на основе анализа произведений , изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно – психологический портрет писателя, отразив свое восприятие его личности в форме художественно – публицистического очерка. Долгосрочный проект «Погиб поэт : кто виноват?», целью исследования которого стало ответить на вопрос  : почему , по каким причинам рано ушли из жизни русские литераторы XIX в (А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин ,М.Ю. Лермонтов)?
  5. Метод проектов. Выполнение специально подобранных заданий , реализация проекта требует от школьников применения различных способов познавательной деятельности .

Каким бы ни был проект исследования , главное состоит в том , чтобы  поставленная  проблема позволяла ученику  самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы , необходимые для работы с произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.

Конечно , в каждом классе  методика  проведения исследовательских  работ различна.

6.Примерная тематика исследовательских работ :

Класс- 5 ый

  1. Художественные особенности русской народной сказки ( на примере нескольких сказок).
  2. Урок - исследование. Тайна баллады Гете «Лесной царь» ( перевод В.А. Жуковского).
  3. Цветовая гамма в стихотворениях Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

Класс- 6 ой

«Это многих славный путь…» Стихотворение Н.А. Некрасова «Школьник».

  1. Урок – исследование. На чем держится мир ? ( на примере рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»)

Класс- 7 й

  1. Роль художественной детали в новелле А.П. Чехов «Толстый и тонкий».
  2. Значение эпилога в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского».
  3. Отличие сказки от легенды (на примере рассказа А.М. Горького «Старуха Изергиль» - легенда о Данко).

8- й

  1. Общее и различное в характера  Гринева и Швабрина.
  2. Образ Ивана Грозного в « Песне про купца Калашникова…» М.Ю. Лермонтова и «Князе Серебряном» А.К. Толстого.

9-й

  1. Особенности поэзии А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
  2. Урок- исследование «Чичиков в гостях у Коробочки»

10-й

  1. Поэтическое новаторство Н.А. Некрасова ( на примере нескольких стихотворений).
  2. Портретная живопись в романе И.А. Гончарова «Обломов».
  3. «Мысль семейная» в  «Войне и мире» (Ростовы,  Болконсике, Курагины).

11-й

  1. Афоризмы в пьесе А.М. Горького «На дне».
  2. Советская действительность в романах И. Ильфа и Е. Петрова.
  3. «С душою светлою, как луч…» Особенности лирики Н. Рубцова.

В среднем звене я провожу такие типы уроков : анализ стихотворения или эпизода ; сравнение произведений разных авторов ( например, стихотворений А.А. Фета и Ф.И. Тютчева о природе); групповая работа по исследованию текста ( каждой группе дается  перечень вопросов , на которые ребятам необходимо найти ответ).

Как известно, литература связана с целым рядом других учебных дисциплин: лингвистикой, историей , обществоведением , изобразительным искусством , музыкой.

Поэтому при подготовке к некоторым урокам можно предложить учащимся индивидуальные задания. Например,  при знакомстве  со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино», найти материал о Бородинском сражении, подготовить сообщения о героях этого сражения, найти стихотворения, посвященные войне 1812 года  (В.А. Жуковский ,»Певец во стане русских воинов» Ф. Глинка, «Стихи генералу Раевскому»; П.Вяземский «Поминки по Бородинской битве»).

7.Проект как элемент  исследовательской деятельности.

Современный ученик должен быть инициативен, самостоятелен, он должен находить, анализировать  информацию: уметь выбирать необходимое, делать выводы и использовать полученные сведения и умения. Он должен уметь самостоятельно искать информацию ,  находить ответы на поставленный вопрос. Один из путей решения этой проблемы – использование технологии метода проектов, который  является элементом исследовательской деятельности учащихся, составной частью современных педагогических технологий.

Проектная деятельность  направлена на выработку  самостоятельных исследовательских умений : учащиеся формулируют проблему, собирают и обрабатывают информацию, проводят эксперименты, анализируют полученные результаты. Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания , полученные в ходе учебного процесса ,и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам . Работа над проектом – это самостоятельная  деятельность учащихся – индивидуальная , парная или групповая.

В своей практике я  реализую учебные проекты.

Учебный проект – это совместная учебно – познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся – партнеров, имеющая общую цель и согласованные способности, направленная на достижение общего результата по решению какой – либо проблемы , значимой для участников проекта.

Учебный проект - работа , запланированная в рамках учебной программы . Он вписан в контекст учебного процесса и подразумевает выставление отметок за его выполнение. Общая цель всех учебных проектов -  освоение конкретных знаний на уровне их практического применения.

Этапы проектной деятельности .

Метод проекта включает 3 этапа.

  1. Организационно – подготовительный ( учитель объясняет тему, цель работы, формирует группы, выдает и объясняет  задание; ученики осознают цель , уточняют информацию, обсуждают задание);
  2. Поисково – исследовательский ( учитель наблюдает, консультирует , советует , помогает  учащимся по их просьбе ; ученики выполняют  исследование и работают по заданиям );
  3. Итоговый (учитель руководит проведением конференции, участвует в анализе, аргументирует оценку, подводит итоги; ученики защищают проект, знакомятся с оценкой учителя, вносят поправку в работу, подводят итог).

9.Типы  учебных проектов.

Существуют различные подходы к определению типов учебных проектов, которые выделяются по различным основаниям : по содержанию, по организационной форме , по времени , затраченному на выполнение , по характеру контактов, по виду деятельности учащегося.

По содержанию : 

-Монопредметный проект : проект по одному учебному предмету.

-Межпредметный проект : проект , объединяющий несколько предметных областей.

По организационной форме :

-Индивидуальный проект: проект , выполняемый одним учащимся.

-Парный проект: выполняется двумя учащимися.

-Групповой проект : проект, выполняемый группой ( группами) учащихся.

По времени выполнения :

-Мини – проект : один урок.

-Кратковременный : несколько уроков.

-Долговременный : от недели до года.

 По характеру контактов :

-Внутренний (региональный)

-Международный.

Особый интерес представляет собой классификация проектов по ведущему виду деятельности .

10.Классификация учебных проектов по виду деятельности.

Исследовательские проекты :

-предполагают доказательство или опровержение какой – либо гипотезы , проведение экспериментов , научное описание изучаемых явлений. 

Практико-ориентированные проекты:

-направлены на решение практических задач , результат выполнения проекта – конкретный полезный предмет ,  модель , учебное пособие и  т.п.

 Информационные проекты :

-направлен на сбор информации о каком – либо предмете или явлении ( например , проведение опросов школьников для публикации в школьной газете и т.п.)

Творческие проекты:

- результатом становится создание литературных произведений, произведения изобразительного или декоративно – прикладного искусства , видеофильмов.

Игровые проекты :

-предполагают подготовку какого – либо мероприятия (игры ,состязания, викторины, экскурсии и т.п.)

11. Примеры проектов.

Исследовательский проект предполагает творческую деятельность  с неизвестным (заранее) результатом работы. Например, задание по теме «Емельян Пугачев – герой положительный или отрицательный». Учащиеся самостоятельно подбирают материал  о восстании казаков на Урале, определяют его цели, причины поражения, ищут исторические сведения о герое , сопоставляют исторические  факты с художественным произведением , анализируют поведение героев в повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина и делают выводы. Проект «Лермонтов в споре с судьбой» (Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова) –«Властен ли человек над судьбой ?»(основополагающий вопрос) . Проект «Образы помещиков в поэме «Мертвые души». Способы их изображения».

С 2010г. В своей практике я реализую долговременные  исследовательские проекты : «Поэты и писатели родного края», «Война присутствует во мне…». (Поэты г.Волжского о Великой Отечественной войне)- (Работа, занявшая 1 место в региональном конкурсе учителей литературы) «Годы опаленные войной»).

Информационный проект , например , сбор и обобщение материала по биографии писателей, рассказы о родовых усадьбах  русских писателей  и поэтов («Дворянские гнезда»)- составление презентаций.

Проект ,посвященный женщинам – современницам, которые дарили поэту  А.С. Пушкину вдохновение , в них он был влюблен –«Я вас любил : Женщины- адресаты пушкинской лирики».

Мои ученики приняли участие в Международном фестивале «Пушкинская осень-2011», организованном Русской школой им. Л.Н. Толстого ЕЦДО и Ассоциации « Русский  дом – Италия» (Милан) ; подготовили презентации об А.С. Пушкине и заняли 2 человека – 2 место , 1 человек – 3 место .

Проектно – ориентированные проекты :- это тесты , кроссворды ,викторины , выполненные в виде презентаций .

Творческие проекты. Сценарий диафильма по произведению «Муму» Тургенева. Дома ученики рисовали кадры , потом отсканировали их . Озвучивая фильм, работали над выразительным чтением отрывков . Потом  монтировали фильм.

Инсценировки фрагментов произведений. Обучающиеся выбирают фрагмент, распределяют роли , обсуждают персонажей , продумывают костюмы, работают над дикломацией, мимикой, жестами , мизансценой.

Такие проекты мы использовали , например , на уроке по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», «Три встречи Гринева и Пугачева».

Создание герба помещиков «Мертвые души» Н.В. Гоголя.

На уроке по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» ставили «немую сцену». Каждый ученик получил свою роль, объяснил , что выражает поза персонажа , «вошел в образ» и пытался изобразить персонажа.

Игровые проекты постоянно используются на уроках литературы .Это инсценировки сказок , былин.

                                                       

Проектный продукт .

Теперь поговорим о проектном продукте. Проектный продукт – это то , что должно быть создано в результате работы над проектом. Перечень возможных проектных продуктов весьма обширен.

Мультимедийный продукт :

-мультимедийная презентация;

-видеоклип;

-видеофильм ;

-гипермедиа-сочинение (озвученное сочинение, проиллюстрированное  видеофрагментами, изобразительно – музыкальными материалами);

-компьютерная графика;

-веб-сайт.

Научные или учебные материалы:

-научный доклад;

-научная статья;        

-отчет об исследовательской экспедиции;

-анализ данных социологического опроса;

-словарь;

-тесты;

-атлас, карта;

-учебное пособие.

Публицистические материалы :

- стенгазета;

-школьная тиражная газета ;

-журнал;

-заметка ,интервью, обзор и др.

Творческий продукт :

-сборник стихотворений;

-литературный альманах;

-альбом с иллюстрациями;

-картина;

-театральная постановка.

Мероприятия:

-экскурсия;

-праздник;

-соревнования;

-деловая игра;

-викторина (КВН, Что? Где? Когда? )

-выставка;

-пресс- конференция;

-литературное кафе.

Использование проектно- исследовательского метода, обеспечивает целостное восприятие учениками предметов культуры ,стимулирует , самостоятельное целеполагание, , деятельностную рефлексию , опыт межсубъектного взаимодействия, опыт креативности и системного видения мира; придает новое качество процессу образования, обуславливая  более высокий уровень компетентности в изучаемой сфере, чем это имеет место в традиционном обучении.

Таким образом , в ходе правильно организованной проектно – исследовательской деятельности у обучающихся проявляются метапредметные результаты :

- в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции , выделять причинно – следственные связи  в устных и письменных высказываниях , формулировать выводы;

- в умении самостоятельно организовывать  собственную деятельность , оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- в умении работать с разными источниками информации, находить ее , анализировать , использовать в самостоятельной деятельности.

Литература .

  1. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта .-М.,2003.
  2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта : пособие для учителей и студентов педагогических вузов .-М.,2008.
  3. Полякова Т.Н. Метод проектов в школе : теория и практика применения.-М,2011.
  4. Полат Е.С. Метод проектов : история и теория вопроса// Школьные технологии.2006.№ 6.С. 43-47.
  5. Сергеев И.С. Как организовать проектную  деятельность учащихся:  практическое пособие  для работников общеобразовательных учреждений.- М.,2005.
  6. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект ?-М.,2010.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт  основного  общего образования.-М.,2011.
  8. Гриценко Л.И. «Педагогика и психология :курс лекций». Волгоград , ВГАПК РО, 2009.
  9. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник.

-М.: Народное образование,2001.

Приложение.

Урок – анализ с элементами исследования .

(работа в группах : 4 группы – по количеству стихотворений).

Тема : Гражданская лирика  Н.А. Некрасова . Народные характеры и судьбы в стихотворениях.

Цели :

Образовательная .

1.Продожить изучение  творчества Н.А Некрасова , расширить знания  о жизни и творчестве поэта .

2.Показать , как раскрывается тема судьбы народа в стихотворениях , определить авторскую позицию  в динамике , отношение поэта к роли народа в своей судьбе .

3.Уточнить понятия  «гражданская лирика», «критический реализм».

4. Выявить, в чем состоит «новаторский характер» лирики Н.А. Некрасова

Развивающая.

1.Развитие навыков анализа стихотворного текста , понимания идейного содержания  произведения ; навыков работы с различными источниками (художественным текстом , словарями , справочниками , Интернет – источниками).

2.Развитие умения анализировать , сопоставлять , сравнивать , выделять главное , устанавливать причинно – следственные  связи; формировать навыки алгоритмизации путем получения знания ( метапредметный аспект; развитие коммуникативных навыков при работе в парах .

I.Сообщение темы урока ( презентация).

II.Постановка целей детьми .

1.Продожить изучение  творчества Н.А Некрасова , расширить знания  о жизни и творчестве поэта .

2.Показать , как раскрывается тема судьбы народа в стихотворениях , определить авторскую позицию  в динамике , отношение поэта к роли народа в своей судьбе .

3.Уточнить понятия  «гражданская лирика», «критический реализм».

4. Выявить, в чем состоит «новаторский характер» лирики Н.А. Некрасова.

III.Слово  учителя :

1.«Я лиру посвятил народу своему,

Быть может,  я умру неведомый ему .

Но я ему служил – и сердцем я спокоен».

Н.А. Некрасов -один из самых любимых русских народных поэтов. С детских лет и до самой смерти он был искренним  другом простого труженика , певцом его жизни , борцом за его счастье .

«Я призван был воспеть твои страдания ,

Терпеньем изумляющий народ»-

так сам поэт определял цель своей жизни и деятельности .

2.Видеопрезентация.

-Просматривая презентацию о жизни и творчестве Н.А. Некрасова  , постарайтесь определить,

-какие факты из жизни поэта повлияли на тематику и  идейное содержание его произведений .

-опорные слова для  рассказа о  жизни и творчестве .

3.Ответы на вопросы после презентации .

IV.Учитель : Мы рассмотрим сегодня 4 стихотворения и проследим в них – народные характера и судьбы , определим авторскую позицию , как поэт относится к роли народа в своей судьбе.

Рассмотрим 3 основных вопроса ( на экране)

1.Какие две России изображены в стихотворении ?

2.Как к ним относится автор?

3.Как раскрывается тема народа  в стихотворениях, как меняется позиция автора , его отношение к роли народа в своей судьбе ?

На столах у вас ориентировочные вопросы .

V.«Несжатая полоса».(чтение наизусть)

-Какие картины последовательно возникают перед вами?

-Каким показан крестьянин – пахарь ? Зачитайте .

- О чем размышляет автор ? (Протеста нет, но острая боль за беспросветную жизнь )

VI. «На Волге» (отрывок наизусть)

- Перед вами текст  стихотворения. Прочитаем  его выборочно .

-Как раскрывается тема народа ? Главные персонажи- бурлаки. Найдите их портретную зарисовку.

-Как меняется позиция автора в этом стихотворении ?

(Поставлен вопрос : Чем хуже был бы твой удел,

                                       Когда б ты менее терпел ?

                                                                Ответа нет)

- Новаторский характер лирики? – ( ораторская речь, поэтическое многоголосие, патетическая речь)

-Композиционный приём ? (антитеза).

VII. «Размышления у парадного подъезда».

1.Проблемный вопрос перед чтением

-Почему стихотворение не было напечатано в год его создания ?1858

2.(Рассказ учеников  о творческой истории  стихотворения ), чтение наизусть.

3-Какие 2 России изображены?

-Каким чувством проникнуто стихотворение ?

-Какие художественные детали  помогают определить народные характеры и судьбы ?

-Какими показаны крестьяне ? Зачитать.

-Как показана покорность и забитость крестьян ?

-Определите композиционный прием .

- В каких поэтических деталях выражено сострадание ?

Учитель : «Новаторство- в языке , введение сатиры, ораторская речь, сарказм, ирония. Приведите примеры .Последняя часть звучит трагично,  передает тяжесть народного горя , но и отношение Некрасова».

- Как меняется позиция автора ?(Гнев , протест, возмущение домотерпением, покорностью народа).

-Почему стихотворение заканчивается вопросами ?

Учитель : «Стихотворение кончается вопросом , на который нет пока ответа . Но произведение достигло цели : запрещенное цензурой , оно стало известно  всей России .

Герцен напечатал в «Колоколе»- сопроводив примечанием: «Мы очень  редко помещаем стихи , но такого рода  стихотворение нет возможности не поместить».

VIII.«Железная дорога».

1.Творческая история .

2.Одно из самых сильных стихотворений  о народе , оно отразило широкую картину бессовестной и бесчеловечной эксплуатации  народа .

3.Чтение наизусть .

-В каких строках показано величие народного труда ? Трагизм народной судьбы ?

- Как меняется отношение автора к народу ?

Труд народа, построившего в невыносимых условиях  величайшее по тому времени техническое сооружение - железную дорогу, протяженностью в сотни верст – свидетельство неиссякаемых духовных сил .

4.Концовка «Светлая жизнь» - сатира

Тягостное зрелище – рабское ликование !!!

Поэт восстает против покорности , которая мешает им завоевать свои права .

Сам этот гнев ,выражающий чувства лучших людей России, помогает современникам  Некрасова  понять , что близится время ,когда мужик разогнет  свою спину горбатую и скинет всех, кто уселся на ней .

5.О влиянии на молодое поколение «Железной дороги» (Мнение Плеханова)

Учитель: « Н.А. Некрасов – представитель литературного стиля – критический реализм .Сторонники «чистого искусства» пытались убедить поэта в том ,что  поэзия заключается  не в реальности , а в «изящности как формы стиха , так и предмета  стихотворения».

Но поэт твердо стоял на своем :

«Так как мне выпало  на долю с детства видеть страдания русских мужиков , от холода , голода и всяких жестокостей , то мотивы для своих стихов я беру из их среды …».

И он приветствовал будущее революционное изменение в России.

Рать подымается –неисчислимая !

Сила в ней скажется несокрушимая.»

IX. Итоги анализа (критический реализм, новаторство Н.А. Некрасова). Стихотворения Н.А. Некрасова содержат призыв к социальным преобразованиям , к борьбе против всех  форм эксплуатации . Любовь к народу порождает ненависть к его угнетателям .

Стихи содержат веру в народ, в его силы, в прекрасное будущее , но поэт видел темноту, забитость , покорность простых людей .

X. Викторина «Узнай стихотворение по иллюстрации»(Презентация)

XI. Работа в группах «Творческая мастерская поэта» (Заполнить таблицу примерами  из стихотворений: средства художественной выразительности).

XII. Тест. (работа в парах).

XIII. Итог  урока.

XIIIV.Домашнее задание .

Приложение.

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 1

г. Волжского  Волгоградской области.

Конкурсная работа  

«Годы, опалённые войной…»   (по произведениям, созданным с 1985г. по 2010г.)

Внеклассное занятие для обучающихся 5  классов

«Война присутствует во мне…»

(по произведениям поэтов г. Волжского)

                                                                                                    Участник конкурса:  

                                                                                   Ханина Надежда Акиндеевна,

                                                                                  учитель  русского   языка     и

                                                                                   литературы высшей категории

г. Волжский

2010, апрель.

Цели:

          Формирование  у школьников  патриотических чувств : любви к Родине , уважения к    

          старшему поколению  к ветераном войны и труда , к человеку  в военной форме –  

           защитнику отечества.

           Знакомство со стихотворениями о Великой Отечественной войне поэтов

           г. Волжского и обмен впечатлениями о них.

           Развитие умения поисково-исследовательской деятельности и самостоятельного  

          анализа  литературных произведений.

Оборудование: записи(аудио или видео) песен о войне, выставка книг поэтов  

           г.Волжского, сообщения школьников о поэтах, стихотворения в электронном виде

           и на бумажных носителях, портреты поэтов; для творческой работы – бумага,    

           фломастеры.    

            Проектор, мультимедийный  экран ,презентация «Война присутствует во мне…»

Ход занятия.

Занятие начинается с песни военных лет или с песни о войне.

Можно предложить для прослушивания следующие песни:

  1. «День Победы» сл.В.Харитонова, муз. Д.Тухманова
  2. «Журавли» сл. Р.Гамзатова, муз. Я.Френкеля
  3. «Белорусский вокзал» сл. Б. Окуджавы и др.

         Вступительное слово учителя

На экране презентация «Война присутствует во мне…».

Прошло 68 лет, как окончилась Великая Отечественная война, но прошедшие десятилетия не стёрли из памяти народа воспоминания о героическом прошлом нашей страны, мужестве и стойкости солдат и офицеров в годы войны с фашизмом. Подтверждением тому  является стихотворение волжского поэта  Александра Александровича Марфенко «Война присутствует во мне…» (1995г.)

(читает подготовленный заранее ученик)

В послевоенной тишине

Война присутствует во мне.

Гроза беснуется иль гром,

Я снова в битве под Орлом.

И стал в свои я двадцать сед,

Когда подорван был рассвет.

За артналётом артналёт

И танки двинулись вперёд.

В послевоенной тишине

Война присутствует во мне.

Иду ль тропинкою лесной,

Я слышу отдалённый бой.

Лишь дятел гулко дробь пробьёт,

Вдруг оживает пулемёт.

И «юнкерсы» заходят в круг

На детский смех и мирный луг,

На лес и птичьи голоса…

В тот миг кляну я небеса.

В послевоенной тишине

Война присутствует во мне.

Учитель. Тема Великой Отечественной войны – особая тема в русской литературе .  В ней органически сочетаются гражданские и интимные моменты. Поэты писали  о самой войне, её тяготах, военных сражениях,  отступлении,  победных походах, о женщинах и детях на фронте,  партизанах, передавали трагедии многих семей. Есть  стих,посвященные  образу родины.

         Военная лирика давала представление об особенностях сознания человека, защищающего Отечество или приближающего Великую Победу своим трудом и всей жизнью  в глубоком тылу.

         Наша задача сегодня – услышать голоса волжских поэтов, рассказывающих о войне в последние 25 лет.

           

Сообщения обучающихся о поэтах и чтение стихотворений наизусть.

(на экране портреты поэтов )

         1.Скорик  Михаил Никитович – профессиональный военный. Его книга «Бойцы гвардейского полка». Стихи.- г.Волжский, 1995. Участник Сталинградской битвы, поэтому, даже спустя много лет, пишет о тех трагических днях, о радости победы.

 

  В Сталинграде.

Здесь день и ночь кровавый бой

Гудел, как горных сто обвалов,

И нам казалося порой,

Что небо вдруг на нас упало.

Нас бомбы рвали на куски.

Насквозь нас пули прошивали.

А мы, примкнув к стволам штыки,

В атаки снова поднимались.

Враг был разбит. Мы, победив,

Чуть легче первый раз вздохнули.

И на снегу, среди руин,

Здоровым, крепким сном уснули.

         

         Другое стихотворение «Когда-то здесь была война…» подтверждает, что и в мирные дни в сознании людей присутствует война:

Когда-то здесь была война,

Ревели тысячи орудий.

И до сих пор, как старшина,

Она меня средь ночи будит.

Когда-то здесь была война,

А жизнь была, как нитка, тонкой,

И получала вся страна

Отсюда только похоронки.

Земля от Волги до Карпат,

Как на кресте была распята.

Одно лишь имя – Сталинград,

В дрожь бросило врагов проклятых.

         2.Баранчиков Алексей Ильич – старейший из волжских поэтов, участник Великой Отечественной войны, гидроинженер, строитель Волжской ГЭС и самого города.

         О чём бы он ни писал, все события измеряются им тем высоким и трагическим временем, которое звали войной.

         В 1995 г. был издан сборник стихов под названием «Лейтенанты». В первом разделе в стихотворении «Четырнадцать лет ему было» поэт рассказывает о детях непокоренного  Сталинграда, которые воевали и гибли вместе со взрослыми.

Я помню о друге – простом пареньке,

Четырнадцать лет ему было.

В тот год, когда город на Волге-реке

Стал сразу и фронтом, и тылом.

Он старшего брата сменил у станка –

Для фронта готовил снаряды.

Стал домом и школою для паренька

Завод фронтовой «Баррикады».

А вскоре в шинели с чужого плеча,

Сказав только: «Мама, так надо»,

Он землю родную ушёл защищать

В огне и дыму Сталинграда.

В жестоких боях мы бывали не раз.

Вот здесь, на земле Сталинградской,

В одной из атак вдруг упал и угас

Мальчишка в шинели солдатской.

Особым патриотизмом проникнут весь сборник:

И я горжусь, что защищал Отчизну,

Был дважды ранен в штыковом бою…

Мы отдали так много юных жизней,

Но Родину не предали свою.

Групповая работа.

Задание:  группы объединяются по выбору стихотворений других поэтов.

Подготовить рассказ об авторе и стихотворении (см. приложение) :

- восприятие;

-тема и основная мысль;

-чувства и настроение;

-художественные особенности.

Поэты: 1 группа – Александр Арбузов «Отстоим Сталинград!», 1998г.

             2 группа – Станислав Кордонский «России верные сыны»

                               (к 60-летию Великой Победы)

             3 группа – Виталий Бирюков «Подвиг пионера» (поэма), 2002г.

             4 группа – Валентин Фёдоровых «Орёл с перебитым крылом»,

                               «Погиб за Волгу».

             5 группа – Моисей Чиликин «Неотправленное письмо», 2005г.

Отчёт групп о работе.

Творческое задание. Ролевая игра «Редакторы».

1.Организационная беседа-консультация.

Слово учителя. На сегодняшнем занятии вам предстоит стать на время редакторами издательства, которым поручено создание и выпуск однотомника «Избранное» ко Дню Победы.

         Ваша задача – оформить своё издание, отобрать материал, написать аннотацию, рассказать о поэте и его произведении.

         Содержание издания:

  • Обложка. Её оформление – ваше творчество, на ней должна быть информация о том,

      что внутри.

  • На первой странице – информация об авторе сборника, аннотация.
  • Содержание сборника – стихи, которые звучали на занятии.
  • Анализ каждого стихотворения.

2.Выполнение творческой работы в группах.

Защита проектов. Выставка сборников «Избранное»

     

Итоговая викторина.

  1. Узнай поэта по портрету.
  2. Определи стихотворение по отрывку.

Рефлексия.

- Какие  эмоции вызвало  занятие ?

- Что понравилось?

- Что было трудно?

- Актуальна ли тема занятия?

- Появилось ли у вас желание углубить  знания по этой теме ?

Приложение  к уроку.

Александр     Арбузов

Родился в городе Наро - Фоминске Московской области. Окончил историко-филологический факультет Борисоглебского педагогического института. Педагог, учитель русского языка, литературы и истории.

Стихи начал писать ещё в средней школе. Пишет стихотворения, песни и поэтические рассказы. Печатался в волжской газете «Наш город». Член литературного объединения «Поиск».

Отстоим Сталинград!

1

Здесь горели поля,

И дрожала земля,

И пылали жилые кварталы.

Переправы дымят,

А над городом чад.

 Но врагу этого мало.

2

«Отстоим Сталинград!

И ни шагу назад!»-

И звучат те слова, как молитва.

 

Автоматы строчат,

И гранаты летят-    

То идет Сталинградская битва.

3

Всем смертям вопреки

Здесь, у Волги-реки,

Мы тебя,  Сталинград, отстояли.

Сталинград, Сталинград,

Друг, товарищ и брат,

Ты об этом забудешь едва ли!

4

Честь нам всем дорога,

Разгромили врага.

Только память у нас незлоблива.

 А какой был таран,

Нам напомнит курган

Да плакучая старая ива.

                                                                                1998г.

Виталий Бирюков

Его детство прошло в селе Заплавном Сталинградской области. Далекое от всех границ село в войну оказалось прифронтовым. Война была видна из его окна. Был тяжело ранен в детстве. Военную службу проходил в Московском округе ПВО. Демобилизовавшись, участвовал в строительстве Сталинградской ГЭС. Награжден знаком «Отличник министерства энергетики». 20 лет проработал на ТЭЦ-1 электриком. Жена, Раиса Гавриловна, учительствовала в школах г. Волжского. Два сына. Есть внуки.

         Член литературного объединения «Патриот» при Волгоградском Доме офицеров. Печатался на страницах местных газет и в региональном журнале «Отчий край». Один из авторов 11-ти коллективных сборников и автор двух своих книг «Нет других у памяти дорог» и «Дочь Бахтияра». В общегородском конкурсе, посвященном 60-летию Победы под Сталинградом, занял первое место.

ВЕТЕРАНАМ

( ИЗ ПОЭМЫ )

Вас все меньше ведь будет.

Уж осталось чуть-чуть.

Вы – былинные люди!

Дайте ближе взглянуть.

Дайте тронуть медали.

В них дороги побед.

Сколько жизней отдали!

Многих с нами уж нет.

Дайте тронуть медали

И прочесть города.

Вас там всюду встречали,

Словно бога тогда.

Вас и дома…  Как ждали!

Сколько было тревог.

Сами пухли, страдали…

Ждали майский итог.

Не отдали ни пяди

Вы советской земли.

Счастья нашего ради,

Чтоб мы все сберегли.

Май победный! Он с вами.

Со слезами, святой.

Но короче с годами

Ваш становится строй.

Вас все меньше и меньше…

Как же вас сохранить?

Как все боли уменьшить?

Дать спокойно пожить

ПОДВИГ ПИОНЕРА

(поэма)

За участие в героической обороне Сталинграда

Романов Михаил Зиновьевич награжден медалью

«За оборону Сталинграда»

Указ Президиума Верховного Совета СССР

От 22 декабря 1942г.

«Я помню всегда о простом пареньке

Четырнадцать лет ему было.

                                                                        В тот год , когда город на Волге реке

                                                                                Стал сразу и фронтом и тылом.»

Алексей Баранчиков

  Догорали кошары.

  Все смешалось с огнем.

  Бой последний в разгаре.

- Брать их надо живьем.

- Русс, сдавайся! Сдавайтесь!-

  Переводчик кричал.

- Давай… ближе… спускайтесь.-

  Партизан прошептал,

  Оглушен он и ранен.

Пулеметчик седой.

Вот последний экзамен,-

Нет судьбы уж другой.

Подозвал он сынишку.

Руку подал.- Прости.

Спрячься быстро. Не мешкай.

Обними, сын… иди.

И строчил он до срока

За родной Сталинград.

И за зуб  , и за око…

И еще был бы рад.

Тут снаряд разорвался,

Все в крови и дыму.

                -Русс, сдавайся, сдавайся!

А сдаваться кому?

Долг исполнен во славу.

Кто его упрекнет?

Все имеем мы право.

Будет наш ведь черед.

Дым ползет по пригорку,

И дымится откос.

Пахнет серою горькой.

Вся солома вразброс.

Враг жесток и неистов.

Слишком много потерь.

Все бесило фашистов.

Что же будет теперь?

Все в отряде убиты,

Комиссар, командир…

Черной копотью скрыты.

Смерть устроила пир.

Вдруг из ямы мальчонка,

Словно призрак сквозь смрад.

- А ну, взять нахаленка,

- Нет! Фашисты, назад!

Невысокий , без шапки

Он стоял как гранит.

-Что стоите? В охапку

И в село вдоль ракит.

Там уж вытрясем душу.

Все узнаем про них.

Вырвем руки и уши,

Чтобы в муках утих-

А мальчонка все ближе.

-Хенде хох!  Ге-не-рал…

А то !... Руки все ниже,

Два кольца вдруг сорвал.

Две секунды до взрыва,

И вся жизнь - нам в пример.

Он как в вечность с обрыва,

Наш герой - пионер.

Рухнул мир за спиною.

Шаг вперед – и в века.

Где вы детство босое?

Пересохла река.

До победного Мая

Не дожил партизан.

Но его приближая

Он погиб, как орлан.

Вмиг душа отлетела.

На груди алый след.

Продырявлено тело

А вот имечко – нет!

Это Миша Романов.

Пионер хуторской.

О нем петь бы пеаном,

А не этой строкой.

Я сейчас беспокоюсь,-

Не забыть бы тех дней.

Где ты, русская совесть?

Или стала ничьей?

И ПОБЕДА не наша,

И Романов – чудак,

Зря испита та чаша,

Чаша горя ,за так.

Только нет. Тем героям,

Что погибли в бою,

В одиночку иль строем,

Всем им песню пою.

……………………………………..

Он в граните с гранатой

В парке старом стоит,

Как в степи той когда-то,

И все помнить велит.

Памятник герою-пионеру Мише Романову установлен в городском парке г.  Котельниково.

Июль 2002 г. С. Заплавное

СТАНИСЛАВ КОРДОНСКИЙ

Родился в 1937г. С 1956г. , после окончания Одесского станкостроительного техникума , живет в Волжском. Военную службу проходил в Бакинском округе ПВО. Участвовал в строительстве Сталинградской ГЭС, работал на промышленных объектах города.

        Член литературного объединения « Патриот» при Волгоградском Доме офицеров. Печатался на страницах многотиражной газеты «Волжский подшипник», а также в городских и областных газетах. Является одним из авторов коллективных поэтических сборников  : « Пути – дороги» ( г. Волгоград, 1997г.), «Радуга» (г. Волжский, 2000г.)« Годы и судьбы»  (г. Волгоград, 2000г.)  ,  « Поют боевые подруги»  (г. Волжский, 2000г.), « Мы юности нашей верны» ( г. Волгоград, 2000г.) , « Сталинградские зарницы» ( г. Волгоград, 2004г.), « Солдатская слава» ( г. Волгоград, 2003г.) , « Вдохновение» ( г. Волжский, 2004г.).

РОССИИ СЛАВНЫЕ СЫНЫ

К 60- летию Великой Победы

И вот настал он, Юбилей

Победы над врагом кровавым.

И нет нам праздника родней –

Стал этот день Великим, главным.

Гуляй, Россия! Веселись!

Отпразднуй день Победы славной!

Душа России! Встрепенись!

И пусть сияет дух  державный.

России верные сыны!

Врага вы с честью победили.

Вы седовласы, но сильны-

Вы дух геройский сохранили.

И слава, слава, слава Вам!

К коленям вашим припадаю.

Страшны вы были им , врагам,-

Сердца я Ваши воспеваю.

Сердца чисты, сердца честны.

Чиста и совесть пред народом.

России славные сыны –

Так будьте Вы хранимы богом.

         

 

Валентин Федоровых

Родился в Вятской лесной деревне рядом со сказочными лесами не далеко от Костромы - в стране Берендеев. Рядом села Березник и Рябово, родина известных художников Васнецовых. Пишет стихи лет с пяти. Тётя (по маме) была сказочницей.

В г.Волжский живет с 1966 года. Работал на ГПЗ и на других предприятиях в энергетике. Видел просторы страны с высоты. Пенсионер. Всегда в дороге. Делит свое сердце между Вяткой и Волгой. Участвует в работах по поиску погибших воинов, и это служит отличной тематикой его стихов, хотя сам Валентин войны не помнит.

Орёл с перебитым крылом.

Посвящаю моему дяде,

Бывшему военному лётчику

Федоровых Филиппу Михайловичу

С приходом героя – солдата

Святился от радости дом,

Так было весной в сорок пятом –

О времени помню я том.

С войны не пришли мои дяди,

Был ранен отец, не погиб.

Вернулся, все были так рады –

Двоюродный дядя Филипп.

В фуражке небесного цвета –

Той синью погоны цветут.

Не сразу тогда я заметил

Его рукава пустоту.

На плечи шинель он накинул

И всех обнимал нас подряд.

Светилась груди половина

Сияющим блеском наград.

Народ окружал его тесно,

Счастливые сестры и мать.

Пилот! И к тому же наш местный,

Но больше ему не летать.

Потом приезжал он к нам летом

И снова цветущей весной

С единственной дочкою Светой,

С красавицей стройной женой.

Но памятней первая встреча

( Нередко взгрустну о былом ):

Весна сорок пятого, вечер ,

Орел с перебитым крылом

Погиб за Волгу

        

Ашихминой Анастасии д. Омут

Вятским воинам, погибшим на Волге.

Погиб солдат в бою за Волгу.

Война давным-давно прошла,

Жена его полвека долгих,

Не веря в гибель, все ждала.

Не ведал он её печали,

К ней не пришел победным днем –

В могиле братской, Волжской дали,

Спит на кургане вечным сном.

В свою деревню езжу часто –

Помочь в хозяйственных делах,

Знакомая мне тетя Настя

К нам как-то вечером зашла.

И говорит мне: «В Сталинграде

Живёшь, и мне не откажи –

Курган у вас ,слыхала, рядом,

Где мой  Алёшенька  лежит,

Ты поклонись ему там низко,

Горсть Вятской положи земли.

Ваш город так от нас не близко…

Мы с дочкой съездить не смогли.

Всё собираюсь, как и прежде

К могилке в дальние края,

Хоть сердце все живет надеждой –

Полвека  жду! Устала я…»

Я помню просьбу тети Насти,

К могиле братской захожу, -

«Земляк – шепчу чуть слышно

                                                           - здравствуй!»

Цветы в поклоне положу…

Моисей  Чиликин

Родился в краю Донских казаков на хуторе Мазинском Нехаевского района Сталинградской области. На его день рождения 18 сентября 1927 года выпало имя Моисей (по церковной книге Тишанской церкви).  В Волжском живет с января 1953 года. Литературу любит читать с детства. Не просто читать, а сравнивать с жизнью. Восторгается красотами природы и подмечает характер и поступки людей, а потом отражает это на бумаге.

НЕОТПРАВЛЕННОЕ ПИСЬМО

В пятницу,15 октября 2004 года на донской

вершине Василия Шукшина, близ станицы

Клетской был установлен памятник воинам 63,

321и 343 стрелковых дивизий и произведено

 захоранение250 погибших в 25 урнах.

Перед тем, как принять бой,

Сел солдат писать домой:

«Немцы заняли все балки,

Отбиваем мы атаки.

Дон здесь делает изгиб,

Только что мой друг погиб.

Пулемет его ручной

Стал теперь защитник мой.

Взвод стрелковый наш отдельный,

Он ведет огонь прицельный,

Да патронов очень мало…

Я целую тебя, Мама!»

На вершине меловой

Дым стоял , осколков вой.

Посмотрел по сторонам:

«А кому ж письмо отдам?»

Каждый так же , как и он,

Был врагами окружён.

«Коли хочешь жив остаться,

С боем нужно прорываться.

Как заслоны все прорвем-

Отошлю письмо потом».

Да к большому сожаленью

Стал солдат врагам мишенью.

Долго мать сынка  ждала,

Не дождавшись… Умерла

Литература  к уроку.

  1. Четырнадцатый маршрут : Литературная антология .- Волжский ,2004г.
  2. Бирюков В.И. Нет других у памяти дорог. Стихи-г. Волжский ,1995г.
  3. Баранчиков А.И. Лейтенанты. Стихи –г.Волжский ,1995г.
  4. Марфенко А.А.Война присутствует во мне…Стихи.–г.Волжский,1995 .
  5. Бойцы гвардейского полка. Стихи.- г.Волжский ,1995г.
  6. Рамазанов С.П. История города Волжского : учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательных учреждений- Волгоград :Печатный двор,2009г
  7. Материалы музея истории  культуры г.Волжского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.

Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие  личности обучающегося. Исследование...

Презентация выступления на тему: "Экологические проекты как средство организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся".

Метод экологического проекта основывается на использование нескольких компонентов: интеллектуального, личностного, внутренней готовности субъекта воплотить свои взгляды в реальные дела....

Выступление на педсовете «Исследовательская деятельность обучающихся как один из способов достижения личностных результатов»

Выступление на педсовете на тему: «Исследовательская деятельность обучающихся как один из способов достижения личностных результатов»...

Методическая разработка "Технология организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках ИЗО в 5 классе"

Методическая разработка"Технология организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках ИЗО в 5 классе"  поможет учителям изобразительного искусства, руководителям ...

Педагогический проект по теме «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности»

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа  педагогической и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации про...