Логические задачи как средство развития творческих способностей учащихся 5-6 классов на уроках математики
статья на тему

Айзикович Анна Георгиевна

Статья, посвященная развитию творческих способностей учащихся 5-6 класов на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.ayzikovich.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАШИХСЯ 5-6 КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Айзикович Анна Георгиевна

МБОУ «СОШ № 13 с УИОП» город Губкин Белгородская область

Главная цель современного образования - формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.[3] Формирование у учащихся способности к творческому мышлению, возлагается в первую очередь на образование и главным образом на среднюю школу. Задача учителя – привить своим ученикам привычку к упорному, самостоятельному, творческому труду, выработать у учащихся умение преодолевать трудности при решении задач, а также при любой работе, связанной с учебной деятельностью.

Проблема развития творческих способностей учащихся не нова для нашей школы. Школьные уроки, в большинстве своем, нацелены на выполнение учебной программы, на овладение учащимися обязательного образовательного минимума, а не на развитие их мышления.  И от этого, в первую очередь, страдают наиболее способные ребята. Те, кто в младших классах учится легко и радостно, но уже к пятому классу теряет интерес к учебе. Логические задачи  на уроках математики в 5-6 классах являются как раз тем самым  материалом, на котором учитель будет решать важнейшую задачу преподавания математики – развитие творческих способностей, формирование математического мышления и познавательной активности.

«Если научиться не только смотреть, но и видеть, вы найдёте вокруг себя огромное количество самых разнообразных задач, решение которых окажется вам по силам. Но даже в тех случаях, когда задача кем-то поставлена, найти удачное решение не так-то просто»,-писал Генрих Саулович  Альтшуллер в своих рассказах для детей.[4] На уроках математики  любое математическое задание, ставит ученика перед определенными трудностями, требующими значительного умственного усилия при выполнении мыслительных операций, приводящих к решению. Проблемные логические задания ставят ученика в ситуацию, в которой у него должно появиться удивление и ощущение трудности, или одно только ощущение трудности, которое, однако, ученик намерен преодолеть. Именно поэтому формирование и развитие логики осуществляется в процессе решения логических задач.

Разнообразие логических задач очень велико. Можно выделить следующие способы обучения решению логических задач на уроках математики:

 1) установление факта: к одному или к разным типам принадлежат задачи;

 2) определение сходства и различия в способах решения задач;

 3) анализ особенностей условий задач;

 4) составление задач, принадлежащих (не принадлежащих) к одному типу.

Известно несколько различных методов решения логических задач. Рассмотрим некоторые из них: метод рассуждений; метод таблиц;  метод блок-схем;  метод кругов Эйлера; метод четности-нечетности; метод бильярда.

Метод первый: способ рассуждений - самый примитивный способ. Этим способом решаются самые простые логические задачи. Его идея состоит в том, что мы проводим рассуждения, используя последовательно все условия задачи, и приходим к выводу, который и будет являться ответом задачи. Познакомиться с этим методом можно на следующем примере.  Есть два близ лежащих города, в одном из которых живут все лжецы, а в другом — правдолюбы. И те и другие приезжают, друг к другу в гости. Какой нужно задать единственный вопрос прохожему, что бы узнать, в каком вы находитесь городе?» Решение: необходимо задать именно такой вопрос, ответ которого меняется на противоположный в зависимости от места. Как вариант, задать вопрос «Вы в гостях?» В результате, в городе правдолюбов оба говорят «НЕТ», а в городе лжецов оба говорят «ДА».

 Метод второй: метод таблиц-заключается в построении таблиц. Таблицы хорошо применять, когда устанавливается соответствие между двумя множествами (можно и между тремя множествами), когда количество элементов во множествах одинаково и неодинаково Познакомиться с этим методом можно на следующем примере. На заводе работают 3 друга: слесарь, токарь и сварщик. Их фамилии Борисов, Иванов и Семенов. У слесаря нет ни братьев, ни сестер. Он самый младший из друзей. Семенов, женатый на сестре Борисова, старше токаря. Назовите фамилии слесаря, токаря и сварщика.

Метод третий: метод блок-схем. Это задачи, в которых с помощью сосудов известных емкостей требуется отмерить некоторое количество жидкости, а также задачи, связанные с операцией взвешивания на чашечных весах. Познакомиться с этим методом можно на следующих примерах.  Переливаем молоко. Из восьмилитрового ведра, наполненного молоком, надо отлить 4 литра с помощью двух пустых бидонов: трехлитрового и пятилитрового. .Имеются чашечные весы без гирь и 4 одинаковые по внешнему виду монеты. Одна из монет фальшивая, причём неизвестно, легче она настоящих монет или тяжелее (настоящие монеты одного веса). Сколько надо взвешиваний, чтобы определить фальшивую монету?

Метод четвертый: кругов Эйлера.   Этот метод дает еще более наглядное представление о возможном способе изображения условий, зависимости, отношений в логических задачах. Познакомиться с этим методом можно на следующем примере. Часть жителей города умеет говорить только по-русски, часть – только по-узбекски и часть умеет говорить на обоих языках. По-узбекски говорят 85%, по-русски 75%. Сколько процентов жителей говорят на обоих языках?

        Метод  пятый: чётность-нечётность. Многие задачи легко решаются, если заметить, что некоторая величина имеет определённую чётность. Из этого следует, что ситуации, в которых данная величина имеет другую чётность, невозможны. Иногда эту величину надо «сконструировать», например, рассмотреть чётность суммы или произведения, разбить объекты на пары. Заметить чередование состояния, раскрасить объекты в два цвета и т.д.

Познакомиться с этим методом можно на следующем примере. Кузнечик прыгал вдоль прямой и вернулся в исходную точку (длина прыжка 1м). Докажите, что он сделал чётное число прыжков.

        Метод шестой: метод математического бильярда. Игра в бильярд послужила предметом серьезных научных исследований по механике и математике. Задачи на переливание жидкостей можно очень легко решать, вычерчивая бильярдную траекторию шара, отражающегося от бортов стола, имеющего форму параллелограмма.

        «Творческая активность, находчивость, изобретательность и смекалка достигают высшего напряжения и получают отличную тренировку, когда мысль захвачена стремлением решить заинтересовавшую задачу. Найденное решение или даже чтение изложенного остроумного решения всегда вызывает умственное удовлетворение, эстетическое наслаждение»,-отмечал известнейший автор научно-популярной литературы Кордемский Б.А.[1] Таким образом, процесс решения нестандартных, логических задач, задач – головоломок, задач на соображение и догадку будит мысль учащегося, активизирует его мыслительную деятельность, развивает творческие способности. Умение решать логические  задачи является одним из основных показателей уровня развития, глубины освоения учебного материала.

Литература

.

  1. Кордемский Б. А. Математические завлекалки.- М.: ООО «Издательство Оникс» : ООО Издательство «Мир и Образование», 2005.-512 с.: ил
  2. Живая математика. Математические рассказы и головоломки / Я. И. Перельман.- М.: АСТ: Астрель, 2008. – 268, [4]c.:.-(Занимательная наука).  
  3. Ефремов О. Ю., Педагогика. Учебное пособие.-СПб.:Питер,2010.-352 с.:ил.
  4. Практикум для школьников и не только. Рассказы Г.С. Альтшуллера для детей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.altshuller.ru/school/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.

Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...

Развитие творческих способностей учащихся 5 – х классов на уроках русского языка в период адаптации к новым условиям учебного труда.

Методическая статья на тему: Развитие творческих способностей учащихся 5 – х классов на уроках русского языка в период адаптации к  новым условиям  учебного труда....

Нестандартные задачи как средство развития творческих способностей учащихся 5 классов

Развитие творческих способностей дает новые и объективно значимые для человечества результаты, достижения, ценный в общественном отношении продукт. Мы знаем, что исследование творческих способностей у...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Преподавание математики в школе было всегда сопряжено со многими проблемами. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес педагогов во все времена. Однако в прошлом у общества не возни...

Презентация. Логические задачи как средство развития творческих способностей учащихся 5-6 классов на уроках математики

Презентация, посвященная развитию творческих способностей учащихся 5-6 классов на уроках математики....

Эвристические методы поиска творческого решения задач как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии

Данная работа раскрывает возможности применения эвристических методов решения творческих задач, поиска новых решений.Это рациональные или логические методы решения изобретательских задач. Метод морфол...

Методическая разработка «Решение продуктивных задач как средство развития творческих способностей учащихся».

Творческие способности – далеко   не новый  предмет   исследования. Проблема челове­ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена, однако в прошлом у обще...