Практическая направленность на уроках геогафии
статья на тему

Ермоленко Людмила Ивановна

Практические работы являются важнейшим средством воспитания и образования, усиления практической значимости школьной географии. Они способствуют реализации новой структуры ценностей современного общества, основу которой составляет позиция – компетенция. Целью практических работ является приобретение навыков и умений в работе с картой, развитие пространственного мышления, обучение аналитической деятельности: умению анализировать причины географических явлений и процессов в природе, сопоставлять и сравнивать географические карты, обобщать полученную информацию, делать самостоятельные выводы - умение читать карту. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическая направленность на уроках географии.

Практическая направленность – одно из приоритетных направлений современного географического образования, при котором становление ученика в школе должно происходить в качестве активного субъекта процесса познания. В связи с этим возникает необходимость построения учебного процесса таким образом, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности.

Одним из путей достижения указанных перспектив является усиление практической направленности школьной географии.

В современной методике практическая работа определяется как деятельность, направленная на применение, углубление и развитие теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков (самостоятельное использование учебника, карт, статистических материалов, географических моделей и приборов и т.д.). Согласно новым требованиям к результатам обучения, практические работы по географии ориентированы на формирование умений:

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
  • находить в разных источниках географическую информацию и анализировать её (для изучения объектов, явлений, территорий, их обеспеченности ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем);
  • приводить примеры географических объектов, явлений и процессов (использование и охрана природных ресурсов; адаптация человека к условиям окружающей среды; влияние среды на формирование культуры народов; районы специализации, центры производства различной продукции, основных коммуникаций, их узлов; разноуровневые связи России, крупных регионов и стран мира);
  • составлять географическую характеристику территорий на основе различных источников географической информации;
  • определять на местности, плане, карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
  • представлять результаты измерений в разной форме;
  • выявлять эмпирические зависимости.

Выполнение практических работ на географическом материале способствует развитию общеучебных умений как компонента стандарта по географии – анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, делать умозаключения, высказывать собственное мнение и обосновывать его, представлять результаты работы в различных формах (выводы, тезисы, логические схемы и др).

Вторая задача – обеспечение формирования специфических умений (применять теоретические географические знания на практике, вооружить жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление карт различной тематики, статистических материалов и т.п.). Вместе с тем наиболее значимыми в формировании умений использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни являются практические работы. Например: для ориентирования на местности и проведения съемок; определения поясного времени; проведения наблюдений за объектами, процессами, явлениями, их изменениями в результате природного и антропогенного воздействия; оценки последствий; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы своей местности.

Практические работы по географии весьма разнообразны. Типология практических работ по географии:

  • По источникам используемой географической информации: карта, текст, профиль, диаграмма, картина, рисунок, схема, таблица, компьютер.
  • По содержанию: определение географического положения объекта, географических координат, характеристика отраслей хозяйства, оценки природных ресурсов, прогнозирование последствий.
  • По уровню самостоятельности: работа в группе, работа в классе под руководством учителя, самостоятельная работа.
  • По форме фиксации результатов: в тетради в виде таблицы, схемы, описания; подготовка реферата.
  • По степени обученности обучающихся: обучающие, тренировочные, итоговые.
  • По форме организации деятельности обучающихся: индивидуальная работа дома, в классе; групповая работа.

 Это разнообразие определяется, прежде всего, особенностями содержания изучаемого материала, используемыми источниками географической информации, уровнем предшествующей подготовки школьников.

Для достижения лучших результатов по усилению практической направленности на уроках географии необходимо:

  • продумать цели каждой работы;
  • осуществлять отбор содержания, форм организации учебной деятельности школьников;
  • планировать результаты обучения. Планируемые результаты обучения должны способствовать не только познанию методов географической науки, но и практическому овладению ими;
  • сообщать учащимся о практическом значении данной работы и применении умений и навыков в науке и практике. Предварительно конкретизировать содержание работы, определить конкретную территорию, объем заданий.
  • Осуществлять подбор оборудования, пособий, литературы и других источников знаний.
  • Включать обучающихся в групповые формы учебной проектной деятельности.
  • Проводить постоянную диагностику и своевременную коррекцию результатов обучения.

Важно помнить, что процесс формирования географических знаний и умений – очень длительный и кропотливый, требующий постоянной тренировки, отработки, совершенствования и расширения от темы к теме, от раздела к разделу.

Усвоение каждой системы географических знаний должно осуществляться в комплексе работ “обучающие – тренировочные – итоговые – творческие”, которые должны быть взаимосвязаны.

Таким образом, практическая направленность географии – это многофункциональная и многоаспектная методическая категория. Она проявляется не только в формировании географических знаний и умений, опыта и деятельности, но и в развитии познавательной и интеллектуальной сферы обучающихся. Практические работы являются важнейшим средством воспитания и образования, усиления практической значимости школьной географии. Они способствуют реализации новой структуры ценностей современного общества, основу которой составляет позиция – компетенция. Целью практических работ является приобретение навыков и умений в работе с картой, развитие пространственного мышления, обучение аналитической деятельности: умению анализировать причины географических явлений и процессов в природе, сопоставлять и сравнивать географические карты, обобщать полученную информацию, делать самостоятельные выводы - умение читать карту.

  1. Например, при организации практической работы в 6 классе по теме «Определение по карте географического положения и высоты гор и равнин» при изучении раздела «Формы рельефа земной коры», учащиеся опираются на знания тем: географические координаты объектов, шкала высот и глубин, направление и взаиморасположение по сторонам горизонта, абсолютная высота, градусная сеть. Целью данной работы является формирование у учащихся умений определять географическое положение гор, равнин и их высоту используя карту.

              В практическую работу можно включить сравнительную характеристику географических объектов,    

              включив в неё: на каком материке, и в какой его части находятся географические объекты, каково  

             их положение по отношению к другим объектам, направление и протяжённость в километрах,  

             географические координаты наивысших точек и т.п.

  1. В 7 классе с целью формирование умения сопоставлять карту строения земной коры с физической можно предложить практическую работу «Выявление по карте особенностей расположения крупных форм рельефа Евразии. Сравнение с рельефом других материков». При выполнении практической работы учащиеся анализируют тематическую карту в атласах, сопоставляя её с физической картой. Анализируя, устанавливают зависимость между строением земной коры и распространением форм рельефа материка, делают выводы о высоте материков, о размерах равнин, о колебаниях высот.
  2. Для учащихся 8 классов при изучении темы "Климатические ресурсы и зависимость человека от климатических условий" можно предложить работу по оценке основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения. Учащиеся, используя климатическую и агроклиматическую карты России, определяют влияние климата различных территорий страны на деятельность человека и оценивают условия жизни и деятельности в любом из природных районов.

 Благодаря практическим работам учащиеся читают карту, это предполагает предварительный просмотр изображения и получение начальной информации, уточнение и детализация первичного восприятия знаковых комбинаций и получение на их основе информации, что сопровождается самообучением и фиксацией восприятия знаковых комбинаций и содержательная интерпретация полученной информации.

Наряду с формированием системы прочных знаний у обучающихся в настоящее время становится важным оказать помощь в овладении определёнными комплектами умений и способов действий. Учебный процесс необходимо построить так, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности, т.е. стали действенными. Одна из важнейших – формировать у обучающихся знания и умения, применять географические знания в повседневной жизни, т.е. реализовывать на практике компетентностный подход. Одним из путей достижения перспектив является усиление практической направленности географии. Практическая направленность географии – это не только педагогическая и методическая категория, это принцип обучения и, в свою очередь, ёмкое понятие, включающее овладение умениями и применение географических знаний и умений в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач практической направленности на уроках математики в старших классах коррекционной школы.

Решение задач практической направленности на уроках математики в старших классах коррекционной школы....

Доклад Здоровьесберегающие технологии на уроках геогафии

Обучение играло огромную роль уже в самой начальной стадии развития человечества. Но понадобились тысячелетия, чтобы непрерывно развивающееся общество породило такую современную коллективную форму обу...

Практическая направленность на уроках географии

Методика проведения практических работ на уроках географии...

Пути усиления прикладной и практической направленности на уроках химии

Пути усиления прикладной и практической направленности на уроках химии и во внеурочное время...

Практическая направленность на уроках географии

В современном географическом образовании в условиях его ориентации на компетентностный подход проблема реализации практической направленности приобретает качественноиное значение. В требованиях нормат...

Практическая направленность на уроках биологии и химии

Практическая направленность на уроках биологии и химии...