Тестопластика как средство всестороннего развития личности воспитанников в условиях социально реабилитационного центра
учебно-методический материал по теме

Савкова Оксана Юрьевна

Тестопластика для детей и взрослых способствует всестороннему развитию личности и является и является здоровьесберегающим компонентом в работе воспитателя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Истоки способностей и дарований детей

– на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки, которые питают

источник творческой мысли.

В.А. Сухомлинский

Человек от природы – творец. Для этого у него есть все: воображение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Как же интересно наблюдать свои идеи, выраженные в танце, звуке, красках, глине или тесте! Танец пальцев придает материи форму, заданную нашим воображением, а название этому «танцу» рук – ЛЕПКА! Материалов для лепки предостаточно: глина, пластилин, гипс, соленое тесто, снег, песок! Лепить можно даже из хлеба и воска.

Из истории тестопластики… Старинный русский народный промысел – лепка из соленого теста – упоминается в летописях уже в XII веке. Центром промысла является Русский Север, Архангельская область. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую, ритуальную роль – служили оберегами. Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.

На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Для сохранения изделий от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто.

Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто – «хлебосол».

Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала.

В 17 веке в Китае из солёного теста изготавливались марионетки для кукольных представлений.

В Германии было принято изготавливать рождественские сувениры из солёного теста. Считалось, что эти украшения приносят удачу хозяевам дома.

В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.

Хотя поделки из теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

Преимущества соленого теста:

- можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

- легко отмывается и не оставляет следов;

- безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей, - обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот – невкусно!!!

- если оно правильно замешано, лепиться замечательно, к рукам не липнет;

- можно сушить в духовке, а можно просто на воздухе;

- возможности для росписи практически неограниченные;

- поверх краски хорошо еще покрывать лаком – сохраниться на века…

- с готовым изделием можно играть – без боязни, что оно потеряет форму.

Лепить из теста – одно удовольствие! Соль, мука, вода – вот и все, что нужно для умелых рук. Настенные украшения, забавные игрушки, сувениры и сюрпризы сделают ваш дом непохожим на другие, наполнят его уютом и душевным теплом.

Классический рецепт теста. Мука – 300 г (2 чашки). Соль – 300 г (1 чашка).

Вода – 200 г (200 мл).

Набор инструментов: кисточка для смачивания теста. Стеки. Баночка с водой. Гуашь и акварельные краски. Картон. Зубочистки. Маленькая скалочка.

Способы сушки. Воздушная сушка. Сушка в газовой плите. На батарее центрально отопления в зимний период.

Способы окрашивания.

  1. Готовые, высушенные изделия можно покрывать лаком, красками (гуашь или акварель с добавлением клея пва).
  2. Краски (гуашь или акварель) можно добавлять в тесто при замешивании.

Перед началом занятий тестопластикой проводится массаж кистей рук с помощью массажера «Су – Джок».

Заниматься тестопластикой можно как с воспитанниками, так и педагогами.

Влияние занятий тестопластикой на развитие ребенка.

Тестопластика выполняет следующие функции.

Коррекционно – развивающую: развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.)

Обучающую: расширение знаний и представлений о самом себе, других людях, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.

Коммуникативную: развитие умения позитивного общения и сотрудничества.

Релаксационную – преобразование деструктивных форм энергии в социально- адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения.

Воспитательную: развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.

Здоровьесберегающее и развивающее влияние занятий тестопластикой для педагогов:

- Профилактика эмоционального выгорания;

- Формирование положительной самооценки;

- Реализация творческого потенциала;

- Позитивное влияние на психическое и физическое здоровье;

- Развитие мелкой моторики, создание целостного образа;

- Передача приемов лепки с целью обучения детей (взрослых);

- Профессиональная самореализация педагога.

Таким образом, тестопластика для детей и взрослых способствует всестороннему развитию личности и является здоровьесберегающим компонентом в работе воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Подвижные игры как средство физического воспитания детей в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних»

Подвижные игры представляют собой одно из признанных средств физического воспитания детей и подростков, а также являются обязательным компонентом практически любого занятия. Главным содержанием подвиж...

Гайнуллова Альбина Исламовна, воспитатель ОГКУСО СРЦН «Радуга» в г.Димитровграде «Подвижные игры как средство физического воспитания детей в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних»

Гайнуллова Альбина Исламовна,воспитатель ОГКУСО СРЦН «Радуга» в г.Димитровграде «Подвижные игры как средство физического воспитания детей в условиях социально – реабилитац...

Приёмы активизации нравственного развития детей в условиях социально - реабилитационного центра

Прапктическая разработка для воспитателей социально- реабилитационных центров и учителей общеобразоваельных школ....

Развитие творческих способностей воспитанников на занятиях прикладного творчества в процессе освоения разнообразных техник в условиях социально-реабилитационного центра

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те зна...

Технология Плейбек+ как средство социокультурной адаптации и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра

Проблема межличностных коммуникаций особенно остро стоит в подростковом возрасте, не дает гармонично развиваться и усугубляет подростковые проблемы, ее проявления могут вылиться в кризис внутрисемейны...

Психологическое сопровождение воспитанников в период их адаптации к условиям социально-реабилитационного центра

В период адаптации ребенок остро переживает психологическое напряжение, поэтому роль педагога-психолога и воспитателя заключается в том, чтобы научить его элементам саморегуляции эмоционального состоя...