Современное образование и использование новых технологий при подготовке учащихся к выпускным экзаменам.
статья на тему

Зайцева Марина Валентиновна
В формировании многих качеств большую роль играет школьная дисциплина – математика. В новых стандартах образования говорится о том, что “одной из целей математического образования является овладение школьниками системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности”. Какие же практические знания должна давать математика?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современное образование и использование новых технологий при подготовке учащихся к выпускным экзаменам.

Доклад на педсовете  Зайцевой М.В.

Наше время – это время перемен. Общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Правительство нашей страны указало, что одним из приоритетов развития России является образование, причём качественное образование.

В “Концепции модернизации российского образования”, в национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” чётко сформулированы требования к современной школе, и обоснован социальный заказ. Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были в будущем конкурентноспособными на рынке труда. То есть, у выпускника современной школы должны быть сформированы такие ключевые компетентности, как (слайд 2): готовность к разрешению проблем, технологическая компетентность, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативная компетентность.

В формировании многих качеств большую роль играет школьная дисциплина – математика. В новых стандартах образования говорится о том, что “одной из целей математического образования является овладение школьниками системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности”.

Какие же практические знания должна давать математика? Совершенно очевидно, что математика не в состоянии обеспечить ученика отдельными знаниями на всю жизнь: как оформить кредит, как вычислить налоговые отчисления, выбрать телефонный тариф, рассчитать коммунальные платежи, но она должна и обязана вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Поэтому на уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, одним словом – думать. В основе всех перечисленных действий и процессов лежит мышление учащихся, которое понимается как форма мыслительной деятельности, основанная на глубоком осмыслении, анализе, синтезе, ассоциативном сравнении, обобщении и системном конструировании знаний об окружающем мире, направленная на решение поставленных проблем и достижении истины.

Для реализации компетентностного подхода в обучении на уроках математики можно применять различные педагогические технологии: модульное обучение, проектную деятельность, информационно-коммуникационные технологии. В этом случае обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу обучающихся в малых группах, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности. Компетентностный подход в обучении математики заставляет учителя постоянно пересматривать арсенал средств обучения и воспитания, выбирая наиболее эффективные формы и разрабатывая их совместно с учениками, опираясь на знания и опыт учеников, полученных на уроках информатики и ИКТ.          Компьютер на уроках математики стал реальной необходимостью. Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении математики  с использованием ИКТ повышают эффективность обучения (слайд 3,4):

  • графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;
  • возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д. позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.

Одна из основных задач учителя – заинтересовать учащегося предметом, стимулировать его познавательную и творческую активность. По данным исследований, в памяти человека остается ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Познавательная самостоятельность, информационная культура и навыки навигации в этом безбрежном море знаний становятся необходимостью интеллектуального развития обучаемых. Особенностью преподавания математики в школе является необходимость демонстрации различных форм наглядности на всех этапах урока: при опросе, при объяснении нового материала и в процессе закрепления новых знаний.

При помощи компьютерных презентаций можно создать любые уроки в соответствии с потребностями и логикой построения конкретного урока для конкретного класса. Очень часто сознательно или бессознательно и родители, и дети считают образовательный процесс тяжелым безрадостным трудом. Желание помочь ребенку подталкивает к применению новых форм и приемов педагогической техники. Применение компьютерных технологий позволяет заинтересовать, увлечь ученика. На уроках математики много времени уделяется отработке навыков и умений, иногда за счет большого числа однообразных упражнений. Чтобы растворить скуку однообразия я часто подаю их в игровой оболочке. А уже сама подача заданий в виде ИКТ интересна детям. Современные мультимедийные технологии позволяют представить материал ярко, наглядно, дают возможность активизировать познавательную деятельность учащихся. Например, на уроке по теме « Умножение десятичных дробей на натуральное число»  в 5 классе  учащиеся отрабатывали этот навык  и знакомились с историей возникновения   праздника Масленица. (слайд 5).

Выполняя на уроках готовые программные продукты в виде тренингов, тестов, учащиеся привыкают к самостоятельности и сиюминутно видят результаты своего труда, т. к. электронные издания позволяют оценить работу. Такие задания могут выполнять как учащиеся среднего звена так и старшеклассники.

В режиме ONLINE учащиеся 9, 11 классах проходят тестирование на этапе повторения или подготовки к ГИА, ЕГЭ. При работе с ПК в данном случае учащийся только выбирает ответ, никакой сложности при этом нет. Контролирующая часть компьютерных программ, включающая материалы для диагностики уровня компетенций учащихся, имеет ряд преимуществ. Экономится время на выявление ошибок учеников за счёт анализа результатов выполнения упражнений с помощью компьютера; контроль ведётся дифференцированно, с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся (за учащимся остается право выбора варианта и уровня сложности, при получении низкой оценки появляется возможность выполнить задание повторно). С помощью пособия каждый учащийся сможет следовать своим индивидуальным маршрутом, возвращаться к уже пройденному материалу, использовать материал для собственного творчества, создания своих продуктов, в целях запоминания и совершенствования навыков.

На уроках при подготовке к выпускным экзаменам используется тренажёр «Компьютерный учитель» для проработки заданий 2 части с развёрнутыми ответами. Показ работы тренажёра в действии.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии продиктована    следующими факторами:

  1. интенсификацией учебно-воспитательного процесса:
  • увеличением количества предлагаемой информации,
  • уменьшением времени подачи материала;
  • автоматизацией процесса контроля-подсказок  при индивидуальной  работе,
  1. повышением эффективности усвоения учебного материала за счет самостоятельной деятельности учащихся в поиске правильных, порой альтернативных, ответов в условиях запрограммированного хода рассуждения.

Возможные варианты применения тренажера и его модификации

  1. Применяется в качестве «виртуального учителя» в рамках подготовки к ГИА.
  2. Для самостоятельной работы с последующим обсуждением решений.
  3. Применяется учащимися в качестве самопроверки полученного решения.
  4. Для дистанционного обучения учащихся.
  5. Если все ячейки с комментариями и знаками вопроса сделать белым шрифтом (сделать невидимыми подсказки), то тренажер можно использовать для компьютерного  контроля знаний
  • А все это, несомненно, способствует формированию у выпускника школы ключевых компетентностей, позволяющих ориентироваться в ситуациях неопределенности, применять знания в нестандартных ситуациях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современное образование и использование новых технологий при подготовке учащихся к выпускным экзаменам.

Слайд 2

Ключевые компетентности готовность к разрешению проблем, технологическая компетентность, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативная компетентность.

Слайд 3

Графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;

Слайд 4

возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д. позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.

Слайд 5

Делали чучело 0,3 м Катались с горки 15,3 м Проводили кулачные бои 58,32 м Гусеница ползла 2,7 минуты со скоростью 3 м/мин, а улитка 4 минуты со скоростью 1,8 м/мин. Кто из них прополз большее расстояние и на сколько? Первый день масленицы - «встреча»

Слайд 6

Решите уравнение: У : 38 – 7,2 = 9,85. Выигрыш 10,07 Заигрыш 647,9 Проигрыш 33,49 Второй день масленицы - «заигрыш»

Слайд 7

Упростите выражение 4,16а – 1,37а + а и найдите его значение при а = 15. Зятья ходили к теще 56,85 Теща шла к зятю 568,5 В гости к свекрови 5,685 Третий день масленицы - «лакомка»

Слайд 8

Целесообразность использования тренажёра на занятии 1. интенсификация учебно-воспитательного процесса: увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала; автоматизация процесса контроля-подсказок при индивидуальной работе, 2. повышение эффективности усвоения учебного материала за счет самостоятельной деятельности учащихся в поиске правильных, порой альтернативных, ответов в условиях запрограммированного хода рассуждения.

Слайд 9

Возможные варианты применения тренажера и его модификации Применяется в качестве «виртуального учителя» в рамках подготовки к ГИА. Для самостоятельной работы с последующим обсуждением решений. Применяется учащимися в качестве самопроверки полученного решения. Для дистанционного обучения учащихся. Если все ячейки с комментариями и знаками вопроса сделать белым шрифтом (сделать невидимыми подсказки), то тренажер можно использовать для компьютерного контроля знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых технология для подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ по математике

Использование новых технология для подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ по математике...

Использование информационных технологий при подготовке учащихся к сдаче экзаменов по истории и обществознанию в форме ЕГЭ.

Скажи мне – и я забудуПокажи мне – и я запомнюВовлеки меня – и я научусь.Китайская пословица Настоящий учитель учит только тому, чему не перестаёт учиться сам.Творческий подход требует включить в...

Проблемы и пути решения при подготовке учащихся к выпускным экзаменам по математике в форме ЕГЭ

Каковы особенности и сложности подготовки к ЕГЭ по математике? Фактически, ЕГЭ по мат...

Синтаксические нормы русского литературного языка (Подготовка учащихся к выпускному экзамену).

В данной работе представлен материал на тему "Синтаксические нормы русского литературного языка", который можно использовать при подготовке к экзаменам всех учащихся....

Презентация на тему : "Организация работы учителей иностранного языка по подготовке учащихся к выпускному экзамену.

В презентации рассматриваются в сравнении задания в формате ЕГЭ и ОГЭ. Материал может быть особенно полезен учащимся 10 класса, сдававшим ОГЭ в 9 классе....

статья "использование здоровьесберегающих технологий при подготовке учащихся к ГИА по русскому языку."

В статье рассматривается актуальность данной темы, рассматриваются некоторые вопросы по использованию данной технологии. На практических примерах показаны отдельные способы и приёмы работы. Сделаны вы...

Статья «Использование новых технологий при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ выпускников общеобразовательных учреждений»

       Биология - предмет необязательный для  итоговой аттестации. Выпускник имеет право выбрать биологию в качестве предмета по выбору. ЕГЭ дает выпускникам возможност...