Оснащение кабинета истории и обществознания в рамках реализации ФГОС
материал на тему

Мурашов Андрей Сергеевич

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Важнейшая цель современного образования – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Формирование потребности в непрерывном образовании, приобретение навыков, позволяющих современному человеку успешно адаптироваться к динамично меняющемуся миру, становится главной задачей школьного образования. Согласно системно-деятельностному подходу, приоритетное направление развития личности – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного приобретения нового социального опыта.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования для получения учащимися качественного образования предусмотрены требования к материальному оснащению образовательного процесса.

Это обеспечит достижение таких метапредметных и предметных результатов в изучении истории, как:

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;

- использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях;

- проведение поиска необходимой информации в одном или нескольких источниках: материальных, текстовых, изобразительных и др.;

- сравнение данных из разных источников;

- составление описания различных объектов, памятников;

- развитие способности решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (включая презентацию).

 Один из важнейших методов, используемых учителями истории и обществознания школы –  это оформление учебных классов, кабинетов истории. Надо найти такой вариант его оформления и комплектации, который действительно  помогал бы обучению учащихся. Ведь средства обучения, сосредоточенные в кабинете, система работы с ними способствуют развитию самостоятельной деятельности учащихся, повышают интерес к предмету, являются базой осуществления преподавателем комплексного подхода к образованию, воспитанию и развитию.

                В настоящее время основным   направлением изменений в преподавании истории и обществознания, бесспорно, становится применение информационных технологий на уроках. Это влечет за собой и соответствующее изменение кабинета истории. Компьютер все больше рассматривается как обучающая машина, открывающая новые возможности как для преподавателя, так и для учащихся. Сегодня накоплен достаточно большой опыт в использовании готовых программных продуктов при проведении лекций, тестирования, изучения исторических источников. В настоящее время существуют дидактические компьютерные среды и программные комплексы, содержащие справочники, обучающие и контролирующие блоки, динамическую графику с конкретной тематикой.

     

         «Кабинет нового поколения» (Автоматизированное рабочее место (АРМ)) должен удовлетворять следующим требованиям:

  а) наличие проекционной техники, позволяющей одновременно демонстрировать изображение на мониторе и на экране с диагональю не менее 1,5 м (только при таком размере можно обеспечить хорошую видимость текста для учащихся, сидящих на последних партах);

     б) оснащение устройствами оцифровки графики и видеороликов;

     в) возможность организации интерактивного диалога между учителем и учениками;

     г) подключение по широкополосному каналу к Интернету и к внутришкольной сети (школьному ресурсному центру);

  д) возможность тиражировать необходимые материалы в печатном виде.

      Чтобы эти требования удовлетворить, класс должен быть оборудован следующей техникой (идеальный вариант):

      1) компьютер с мощными мультимедийными возможностями (TV-тюнер для просмотра телевизионных программ; плата оцифровки видео; пишущий DVD; универсальный картридер для чтения карт памяти от цифровых фотоаппаратов и видеокамер);

      2) мультимедиа-проектор (яркость 2 500 ANSI и выше - это необходимое условие качественной демонстрации при включённом освещении или солнечном свете);

  1.  акустическая система 5.1;
  1.  интерактивная доска (с ней можно работать как с компьютером; на доске можно рисовать, писать, перемещать объекты и т.д.);
  2.  сканер;
  3.  цветной универсальный принтер (позволяет осуществлять цветную и черно-белую печать, изготавливать фотографии);
  4.  система обратной связи (пульты), возможен вариант использования для этой цели графических планшетов, подключаемых по радиоканалу.

Использование информационной техники должно удовлетворять требованиям СанПиНа 2.4.2 178-02

3.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА

3.1

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам истории России и курсам всеобщей истории

Д/п

Д/п

Д/П

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения либо носить проблемно- тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в том числе в форме тестового контроля)

3.2

Электронные библиотеки по курсу истории

Д

Д

д

Электронные библиотеки включают комплекс информационно- справочных материалов, объединённых единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в том числе исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических источников и текстов из научных и научно-популярных изданий, фотографии, анимации, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы. Электронные библиотеки могут размещаться на CD либо создаваться в сетевом варианте (в том числе на базе образовательного учреждения)

3.3

Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы

Программный продукт, размещённый на CD RW и включающий обновляемый комплекс заданий по истории, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учётом вариативности УМК, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся. Перспективный аналог печатных материалов № 1.30 и 1.31

3.4

Игровые компьютерные программы (по тематике курса истории)

д

Рекомендуются для внеклассной работы

4.

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ

4.1

Видеофильмы по всеобщей истории и истории России

д

д

д

Видеофильмы, аудиозаписи и фонохрестоматии, слайды могут быть в цифровом (компьютерном) виде

4.2

Аудиозаписи и фонохрестоматии по всеобщей истории и истории России

д

д

д

4.3

Слайды (диапозитивы) по тематике курсов истории России и всеобщей истории

д

д

д

5.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

5.1

Телевизор с универсальной подставкой

д

д

д

Телевизор с диагональю не менее 72 см

5.2

Видеомагнитофон (видеоплеер)

д

д

д

5.3

Аудиоцентр

д

д

д

Аудиоцентр с возможностью использования CD и магнитных записей

5.4

Мультимедийный компьютер

д

д

п

Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения- записи CD, аудио-видеовходы/ выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных)

5.5

Сканер

д

д

д

      Для кабинета необходимо приобретать и  комплекты учебно-наглядного оборудования, которые обеспечивают возможность их комплексного использования. Фонд учебно-наглядного оборудования в кабинете может пополняться за счёт материалов, разработанных и изготовленных педагогами и учащимися самостоятельно.

        Специалисты выделяют следующие типы информационных ресурсов для компьютерной техники:

  1. универсальные, посвящённые не только истории, но и другим отраслям знания (школьным предметам);
  2. специальные исторические (по истории в целом, истории отдельных стран, истории отдельных периодов);
  3. «событийные», посвящённые отдельным событиям или явлениям;
  4. «смежные» (по темам, смежным с историей; среди них особенно могут быть полезны многочисленные сайты, посвящённые искусству).

Высокую оценку педагогов получили экранно-звуковые учебные пособия. Их преимущество заключается в том, что они не только расширяют кругозор учащихся, но и способствуют их духовно-нравственному воспитанию, ценностному самоопределению, развивают эмоциональную сферу молодых людей. Данные пособия отличаются информационной ёмкостью, разнотипностью представления содержания (посредством речи, образов, музыки и т. д.). Они способны передать все богатство оттенков при отражении эпохи, события или явления. Пособия данного вида предоставляют максимальную возможность для реконструкции эпохи, эмоционального и увлекательного рассказа о прошлом и настоящем. В частности, динамичность кинофильма проявляется как во внешнем движении героев и объектов, так и в возможности проникать в сущность описываемых явлений.

На сегодняшний день фонотека кабинета истории может также состоять из ресурсов, представленных на электронных носителях (CD и DVD), поскольку из-за отсутствия в школах магнитофонов и проигрывателей использование пластинок и кассет практически невозможно. Звуковые картины эпохи или явления имеют самостоятельную учебную ценность: они позволяют обогатить впечатления, созданные другими ресурсами, ёмко показать личность, её внутренний мир, особенности характера и манеры поведения. В определённых случаях отсутствие картинки, наложенной на звук, создаёт особый накал и впечатляет даже сильнее, чем зрительный образ.

Современные электронные ресурсы но истории и обществознанию — презентации, цифровые образовательные ресурсы — позволяют использовать их на уроках в виде готовых разработок уроков с мультимедийным сопровождением. При наличии выделенной линии Интернета можно использовать презентации, находящиеся на следующих сайтах:

  • http: // www. school. edu. ru — Российский образовательный портал;
  • http://www.it-n.ru/—библиотека МООПИ (Межрегиональной общественной организации преподавателей истории), раздел «К уроку в школе»;
  • http://pish.ru/—сайт журнала «Преподавание истории в школе» (презентации публикуются в разделе «Электронное приложение», для скачивания нужен ключ из печатной версии журнала);
  • http://school-collection.edu.ru/—единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Такие презентации можно использовать для мотивирования школьников к изучению новой темы, включив в первые слайды наиболее интересные иллюстрации, анимации, видео- или аудио-фрагменты.

В качестве варианта опережающего изучения темы (с очевидным мотивационным компонентом) можно применить такую форму работы, как поиск конкретной информации в Интернете на определённых сайтах и/или в мультимедийных энциклопедиях и библиотеках с последующим оформлением её в виде компьютерной презентации (при наличии времени на уроке возможна защита выполненной работы).

В настоящее время (и особенно в ближайшем будущем) начались и будут более интенсивно протекать процессы насыщения кабинета истории самыми современными средствами обучения и информационными компьютерными технологиями, что, конечно же, положительно будет влиять на процесс накопления знаний, умений и навыков у учащихся.

      Таким образом, опираясь на кабинет, используя сосредоточенные в нём пособия и оборудование, учитель вносит существенные изменения в самый процесс обучения и воспитания учащихся на уроках истории, качественно преобразуя некоторые существенные моменты и акты учебной работы, активизируя познавательную деятельность учащихся, повышая эффективность и результативность классных занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование метаспособности редукции на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС ООО

Главная характеристика современного общества — это его переходное состояние — от индустриального общества к информационному. Сам процесс перехода называется информатизацией — это такое своеобразное си...

Применение метода проектов на уроках обществознания в рамках реализации ФГОС

Применение метода проектов на уроках обществознания в рамках реализации ФГОС...

Применение современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС

Представлены особенности преподавания истории и обществознания в контексте  реализации ФГОС ООО. Определены принципы, используемые технологии, позволяющие сформировать универсальные учебные дейст...

Современные подходы в преподавании истории и обществознания в рамках реализации ФГОС

Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения – новый шаг в образовании.  Отличительной особенностью нового стандарта является ...

«Формирование метапредметных УУД на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС».

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся,...

"ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА" ДОКЛАД ТЕМА: Методы критического мышления на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС.

Человек XXI века Предприимчивость Самостоятельность Ответственность Коммуникабельность Способность видеть и решать проблемы автономно Способность постоянно учиться. Самостоятельно находить и применять...

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результ...