Основные механизмы реализации требований ФГОС ООО: планируемые результаты и система оценки
материал для подготовки к егэ (гиа, 9 класс) на тему

Родионова Татьяна Николаевна

ФГОС определяет переход от традиционного подхода к  оцениванию достижений обучающихся в виде диагностики обученности к выявлению динамики их личностного развития/

В представленном докладе раскрыты основные механизмы реализации требований ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

«Основные механизмы реализации требований ФГОС ООО: планируемые результаты и система оценки»

Международные исследования качества образования TIMSS и PISA свидетельствуют о том, что российские школьники усваивают большой объем теоретических знаний по предметам, но в то же время установлено, что эти знания находятся на уровне распознавания и воспроизведения и не являются функциональными. А именно функциональность рассматривается в мировой педагогической практике как показатель качества образовательных достижений школьников. Таким образом, ориентация образовательного процесса на формирование системы предметных знаний и умений не отвечает требованиям современного общества и государства, потребностям самих обучающихся. Стоит задача развития личностных качеств выпускников, которые будут способствовать их социализации и самореализации. Изменение требований, предъявляемых к выпускникам школ, и вызвало необходимость разработки ФГОС ООО (утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897).

Впервые ФГОС создавался как система требований не к предметному содержанию, а ко всей образовательной системе. Методологическая основа стандартов - системно-деятельностный подход, который предполагает переход:

от прежнего определения цели обучения - усвоения знаний, умений и навыков – к новому её определению: формирование опыта самостоятельного познания, т.е. в основе урока должен лежать не принцип «учу предмету», а принцип «учу ребенка» - формирую личностные, метапредметные, предметные результаты;

от стихийности самостоятельной учебной деятельности школьников к их самоорганизации;

от предметного содержания, оторванного от жизни, к обучению в контексте решения значимых жизненных или профессионально ориентированных задач.

Основная цель образования в соответствии с требованиями ФГОС состоит в развитии личности обучающихся посредством формирования у них универсальных учебных действий, создания условий для развития творческих способностей и приобретения опыта деятельности. Поэтому требования к результатам освоения ООП сформулированы в виде системы личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся, которые являются одним из механизмов реализации требований ФГОС ООО.

Предметные результаты представляют собой систему знаний и умений, приобретенный опыт познания. Данные требования к результатам освоения ООП вполне понятны каждому учителю и всегда являлись приоритетными. Сложнее понять, что такое метапредметные результаты и личностные достижения обучающихся.

В Стандарте обозначено, что метапредметные результаты включают в себя освоенные УУД, которые составляют основу ключевых компетенций обучающихся. Именно сформированность УУД обеспечивает готовность обучающегося к освоению новы знаний. Поиску путей решения проблем в различных ситуациях, его способность к самоорганизации, сотрудничеству, коммуникации.

Для формирования УУД уже разработана специальная программа в составе ООП, но её реализация станет задачей каждого учителя. Определить условия для развития УУД в каждой предметной области, разработать с этой целью систему специальных заданий к каждому уроку или продумать пути формирования УУД во внеурочной деятельности – новая задача педагога! Учителю необходимо при планировании образовательного процесса определить:

наиболее эффективные методы обучения, способствующие развитию УУД;

учебные ситуации (задачи), способствующие формированию и диагностике УУД при изучении предметного содержания;

критерии и показатели оценивания сформированности требуемых характеристик.

В соответствии с требованиями ФГОС у обучающихся должны быть сформированы следующие виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умения оценивать свои поступки в соответствии с принятыми нормами поведения, выстраивать на этой основе межличностные отношения). Следовательно, учителю на уроке и внеурочной деятельности следует создавать ситуации морального выбора, нравственно-эстетического оценивания, развивать способность каждого обучающегося к рефлексии своих поступков, осознанию мотивов, потребностей и стремлений.

Важная задача – формирование основ гражданской идентичности, внутренней позиции школьника по отношению к образовательному процессу. Поэтому внедрение в учебную практику различных форм аутентичного оценивания является осознанной необходимостью.

Регулятивные УУД определяют готовность обучающихся к самоорганизации. К ним относят целеполагание, планирование и определение путей достижения цели, прогнозирование возможных рисков, построение логического рассуждения, установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений, сопоставление результатов с заданным эталоном, внесение дополнений, изменений в план и способы действий в случае расхождения с заданным эталоном.

Познавательные УУД включают в себя: выдвижение гипотез и их обоснование; определение стратегии работы с текстом; осуществление информационного поиска; анализ объектов, явлений с выделением существенных и несущественных признаков; построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах; структурирование знаний; использование знаково-символических средств (моделей и схем) для решения поставленных задач; сравнение, классификацию объектов, явлений по заданным критериям.

Коммуникативные УУД обеспечивают взаимодействие обучающихся со сверстниками и взрослыми. К данному виду УУД относится:  определение цели, функций и способов взаимодействия; учебное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявлением проблемы, поиск способов разрешения, их реализация; коррекция своей деятельности, оценка действий партнера (самоконтроль, взаимоконтроль); общение в монологической и диалогической формах.

Для достижения указанных результатов необходимо в учебный процесс внести следующие изменения:

внедрять интерактивные методы обучения;

увеличивать объем самостоятельной работы на уроке;

раскрывать значимость формируемых знаний для жизни и дальнейшей деятельности обучающегося;создавать условия для раскрытия творческих способностей обучающегося, развитие его мышления.

Впервые ФГОС предусматривают обязательную организацию внеурочной деятельности обучающихся, направленную на достижение, в первую очередь личностных и метапредметных результатов. Во внеурочной деятельности следует создавать условия для самостоятельного поиска знаний, формирования опыта деятельности.

Система оценки достижения планируемых результатов также выступает механизмом реализации требований ФГОС. Диагностика и контроль освоения ООП не менее сложные для учителя задачи. Поскольку не только предметные и метапредметные результаты обучающихся будут предметом итогового контроля.

В основе системы оценки образовательных результатов обучающихся в образовательной системе «Школа-2100» лежат 5 правил:

1-е правило: «Оценка результата и отметка»

Что оцениваем? Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные.

Что такое результаты ученика и в чём их оценивать? Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака). Иными словами, оцениваться может всё, а фиксируется отметкой (за исключением 1-го класса) только демонстрация умения по применению знаний (решение задачи).

Результаты учителя – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения и в конце обучения. Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия для успешного развития возможностей учеников.

2-е правило: «Самооценка».

Кто оценивает? Оценку определяют учитель и ученик сообща!

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку (отметку), если докажет, что она завышена или занижена.

Возникает вопрос: Может ли ученик адекватно оценивать свои результаты?

Для адекватного оценивания ученик должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки. И это уже задача учителя.

3-е правило: «Одна задача – одна отметка».

Сколько ставить отметок за один урок?

За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным умением, определяется и по возможности ставится отдельная отметка. Ученик дважды на уроке решал разные задачи (выполняя задания на разные умения) – ставятся две отметки. Класс писал контрольную работу из пяти заданий – каждый заработал по пять отметок.

4-е правило – «Таблицы образовательных результатов» и «Портфель достижений»

Где ставить отметки и накапливать оценки?

Оценки необходимо фиксировать и накапливать в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) и в портфеле достижений. Данные таблицы составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. Таблицы образовательных результатов заполняются по-минимуму: после выполнения учеником: метапредметных и личностных диагностических работ (один раз в год – обязательно), предметных контрольных работ (один раз в четверть – обязательно). По-максимуму: после выполнения учеником предметных продуктивных заданий (письменных или устных) после каждого урока.

К личностным результатам обучающихся не подлежащим итоговой оценке, относятся их ценностные ориентации, индивидуальные характеристики. Личностные (неперсонифицированные)  достижения обучающихся фиксируются в Портфолио обучающихся. Желательно, чтобы портфолио ученика велось в течение всех лет обучения. Это  совместная  деятельность  обучающегося и  учителя:  школьник  организует содержание портфолио, следит за порядком и организацией материалов, а педагог даёт  рекомендации,  какие  материалы  могут  его  наполнять.  К  ним  относятся:

творческие  работы  ребёнка,  различные  награды,  полученные  им  за  успехи  во внеурочной  деятельности  (дипломы,  похвальные  грамоты,  благодарности), оценочные  характеристики  успешных  докладов,  сообщений,  презентаций, проектной  деятельности  и  т.  п.  Эти  документы  могут  оформляться  как благодарственные письма учителя. К примеру, школьник подготовил интересную презентацию об истории математики, успешно выступил перед одноклассниками и получил благодарственное письмо учителя. Это письмо может быть оформлено на  красивом  бланке  как  официальный  документ  с  подписью  педагога.  Такие письма могут составляться от лица завуча (директора школы), если проведенная учащимся работа выходит за рамки классной.

  5-е правило: «Право отказа от отметки и право пересдач».

При изучении нового материала (текущий контроль) отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё только овладевает умениями и знаниями по теме и имеет право на ошибку, за которую нельзя карать.

За контрольную работу (тематический контроль) отметка ставится всем, но ученик имеет право пересдать материал, исправить отметку.

6-е правило: «Уровни успешности».

По каким критериям оценивать результаты учеников?

Критерии трёх уровней успешности универсальны для всех ситуаций оценивания.

Необходимый уровень (базовый) решение типовой задачи, когда используются отработанные действия и усвоенные знания - «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи − действие в новой, непривычной ситуации и (или) использование новых знаний по только изучаемой теме - «отлично».

Максимальный уровень (НЕобязательный) - решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе − «превосходно».

 

7-е правило: «Итоговая оценка и итоговая отметка».

Как определить итоговый результат?

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по Таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

Итоговая оценка за ступень основной школы определяется на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своём «Портфеле достижений», и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.

Таким образом, ФГОС определяет переход от традиционного подхода к  оцениванию достижений обучающихся в виде диагностики обученности к выявлению динамики их личностного развития.

Введение ФГОС ООО во многом изменит школьную жизнь и ребенка и учителя. Речь идет о новой образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Конечно, это очень серьезная и ответственная работа, в ходе которой могут возникнуть трудности и проблемы. Поэтому, при переходе к ФГОС ООО каждый учитель должен решить для себя три важные задачи:

1) переосмыслить имеющийся опыт педагогической деятельности, соотнести его с новыми требованиями, предъявляемыми к школе;

2) изучить и использовать технологии личностно-ориентированного обучения, способствующие достижению планируемых результатов;

3) разработать инструментарий, необходимый для организации познавательной деятельности обучающихся. Только в этом случае мы сможем добиться конечного результата – воспитать образованного и достойного человека.

Таким образом, ФГОС определяет переход от традиционного подхода к  оцениванию достижений обучающихся в виде диагностики обученности к выявлению динамики их личностного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС.

Подборка теоретических и практических  рекомендаций по проведению урока в рамках ФГОС ООО....

Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС

Презентация и доклад на педагогическом совете....

Деятельность учителя в области внедрения в практику своей работы механизмов реализации требований ФГОС. (Методические рекомендации)

Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию. В связи с этим назрела необходимость создания стандарта второго поколения.Введение ФГОС второго поколения кардинально изменило представление учи...

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Реальная ценность урока - его результат, степень усвоения материала обучающимися. Какими бы внешними эффектными приемами ни пользовался педагог, но если ребята не усвоили тему, урок эффективным назват...

Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС

Выступление на заседании педагогического совета...

Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное &nda...

Основные принципы и инструменты реализации требований ФГОС ООО к результатам предметной области «Технология»

Журнал «Школа и производство» №7, №8 за 2015г.Бармина Вера Яковлевнаст. преподаватель кафедры теории и методики обучениятехнологии и экономике ГБОУ ДПО НИРО,Плетенева Оксана Валерьевна, до...