Социализация в семье как важнейший фактор формирования личности.
статья на тему

Сидярто Лариса Анатольевна

Социальные отклонения представляют угрозу стабильности общества. Успешное функционирование социальных структур можно считать эффективным, только если обеспечены порядок и предсказуемое поведение членов общества. Каждый член общества должен знать, какого поведения он может ожидать от окружающих его людей, какого поведения другие члены общества ожидают от него самого, к каким социальным нормам должны быть социализированы его дети.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsializatsiya_v_seme._.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Социализация в семье как важнейший фактор формирования личности»

      Подготовила учитель

                                          Сидярто Л.А.

               

Санкт - Петербург

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………….. 2

  1. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ. СЕМЬЯ……………….. 6

  1. СЕМЬЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ …………  13

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………… 18

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………….  19

ВВЕДЕНИЕ

     Социализация – это процесс освоения и усвоения человеком своего социального статуса.

     Социализация – термин, используемый социологами для описания процесса, в ходе которого люди обучаются соблюдению социальных норм, процесса, делающего возможные существования общества, передачу его культуры от поколения к поколению.

     Социализация может пониматься как интернализация социальных норм: социальные правила становятся внутренними для индивида в том смысле, что они более не навязываются посредством внешней регуляции, а как бы налагаются индивидом самим на себя, являясь, таким образом, частью его «я». Так у индивида вырабатывается чувство потребности соответствия социальным нормам. То есть, интернализация – процесс, в ходе которого индивид познает и принимает в качестве обязательных те социальные ценности и нормы поведения, которые приняты в рамках его социальной группы или более широкой общности. Ценности и нормы являются регуляторами человеческого поведения. Ценности – это такие духовные и материальные блага, которые тому или иному человеку представляются значительными и желательными для получения, сохранения и реализации. Стремление к ним формируют у индивида ценностные ориентации, которые детерминируют их деятельность.

     Социальные нормы – правила поведения, которые либо стихийно складываются  в обществе в ходе его более или менее длительного исторического развития (нормы морали), либо устанавливаются государством (нормы права).

     Социализация личности включает в себя и социальную адаптацию – приспособление индивида к социально – экономическим условиям, к социальным группам, к ролевым функциям и социальным организациям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Иначе можно сказать, что внешняя среда включает экономические, политические, социальные, демографические условия, систему ценностей в обществе, культуру и менталитет народа, религиозные верования, законодательные акты и т.д.

     Все сказанное можно представить в виде схемы:  

Социализация личности

            I фаза                                                                           II фаза

     Социализацию нельзя сводить к образованию и воспитанию, хотя она и включает эти процессы. Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий – как социально – контролируемых и направленно – организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно. Она есть атрибут образа жизни личности, и может рассматриваться как её условие и как результат. Непременным условием социализации является самоактуализация личности, её активная работа. Какими бы благоприятными ни были условия социализации, её результаты во многом зависят от активности самой личности.

Стадии социализации.

     Важно иметь в виду, что социализация есть процесс, продолжающийся в течение всей жизни человека. В связи с эти обычно различают определенные этапы социализации.

  1. Начальный – социализация ребенка в пределах семьи.
  2. Средний – обучение в школе.
  3. Завершающий – социализация взрослого человека, этап принятия тех ролей и обретения статусов, к которым они не могли полностью подготовиться в ходе первых двух стадий (например: работника, супруга, родителя).

     Можно ещё выделить этап после трудовой социализации, когда человек обретает новый статус неработающего человека.

     В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный её этап. Феномен феральных людей подтверждает это. Дети, выросшие в сообществе животных, и затем возвращенные в общество, не могут овладеть речью, научиться абстрактно мыслить, стать полноценными людьми. Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают. Социализация должна начинаться в детстве,  когда примерно на 70% формируется человеческая личность.

 

Социализация и структура личности.

     Рассмотрим структуру личности. Структура сложных явлений, а к ним, безусловно, относится человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям – прогрессивным и регрессивным – вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Личность может рассматриваться как структурная целостность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основание для выделения биологической, психологической, социальной и духовной структур личности, изучаемых соответственно различными науками. Основанием является биологическая структура. В аспекте деформации биологическая структура личности не может не учитываться, поскольку при этом нарушаются нормальные взаимоотношения между людьми. Больной или увечный человек не может выполнять все те социальные функции, которые выполняет здоровый человек. А если речь идет о ребенке с деформацией биологической структуры, то нередко это сопровождается и деформациями других структур его личности.

     С социальной структурой личности тесно связано её психологическая структура, включающая совокупность эмоций, волевые устремления, память, внимание, мышление. В случаях разного рода нарушений высших психических функций человека может искажаться и социальная структура личности. Однако следует помнить, что главными факторами, определяющими процесс формирования личности, являются групповой опыт и субъективный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности. При определении социальной структуры личности нельзя сводить дело только к субъективной стороне. Ведь главное в личности – её социальное качество. Социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, формирующих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые он входит. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры является её деятельность, понимаемая как самостоятельная деятельность и как взаимодействие с другими людьми.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ. СЕМЬЯ.

     Упорядочение человеческой жизнедеятельности во всех её проявлениях, во всех сферах общественной жизни осуществляется с помощью социальных институтов: института брака, семьи, власти, образования, здравоохранения и т.д. Все они в той или иной мере участвуют в социализации личности, но центральное место в этом процессе занимает семья. Это объясняется, прежде всего, тем, что именно в семье осуществляется первичная социализации индивида, закладывается основа его формирования как личности. Семья обеспечивает социализацию молодежи в ходе усвоения детьми нормативов общественной жизни, сообщает членам семьи чувство безопасности, удовлетворяет потребность в совместных переживаниях, в обмене чувствами и настроениями, предотвращает психологическую неуравновешенность, защищает от переживания чувства изолированности и т.д.

     Многие мыслители, начиная с Платона, говорили об обобществлении воспитания детей, однако все попытки социализации вне института семьи оказывались неудачными. Например, после революции в Советском Союзе были созданы специализированные программы общественного воспитания детей с тем, чтобы женщины могли участвовать в трудовом процессе. Этот эксперимент не получил широкого распространения. Семья для ребенка является первичной группой, именно с неё начинается развитие личности. Несмотря на появление позднее первичных групп, о личности всегда остается привитые в раннем детстве основные образцы поведения. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи.

     Динамика социальных процессов, социально – экономический кризис в качестве нежелательного результата может оказать деструктивное воздействие на социальные группы и общности, привести их к частичной дезорганизации. Так, если с внешней стороны социальные процессы типа миграции, развития городов, промышленности и т.д. ведут к распаду больших семей, складывающихся из двух или трех поколений, то дезорганизация функций выражается в расшатывании ценностей, противоречивости стандартов и образцов поведения, ослаблении нормативной структуры группы, что ведет к росту отклонений в поведении членов этих социальных групп. Если ребенок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что ребенок видит в других семьях, то возникают трудности с социализацией. При этом часто возникает неудовлетворенность действиями отца и матери, и ребенок начинает искать у других личностей, в других первичных группах приемлемые модели поведения. Другими словами, в некоторых случаях неэффективность влияния на индивидуума со стороны семьи (как социальной группы), слабость процесса его социализации (включение человека в систему ценностей и норм поведения, характерно для общества в целом) могут привести к усилению воздействия на него стихийно складывающихся групп, в которых бытуют противоправные взгляды и представления и действуют антисоциальные нормы поведения. К таким группам относятся некоторые группы подростков, следующих антисоциальным нормам поведения, группировки воров – рецидивистов, алкоголиков, наркоманов и т.д. Их влияние часто бывает прямо пропорционально уменьшению влияния нормальных социальных групп общества (семья, группа сверстников, профессиональных групп, общности по месту жительства и т.д.). Подытожив выше изложенное, можно выделить следующие социальные причины дезорганизации личности:  

  1. участие индивида в нескольких социальных группах, которые навязывают ему противоречащие друг другу системы социальных ценностей и образцов поведения;
  2. участие индивида в дезорганизованных социальных группах, для которых характерна неопределенность социальных ролей, то есть социальных требований, предъявляемых к индивиду, отсутствие общественного контроля, неясность критериев оценок поведения.

     Такого рода явления связаны с ослаблением социально – психологического эффекта обязанности, который служит средством внутригрупповой сплоченности и взаимопонимания, направленного против тенденций, ведущих к разрушению общности. В этих условиях нормальные социальные группы не всегда оказываются в состоянии выполнить ряд их существенных функций, то есть снабдить индивида последовательной, внутренне непротиворечивой системой нормативов поведения, чувством солидарности и принадлежности к группе, предоставить упорядоченною систему ступеней социального престижа и признания.

     Степень единства людей в социальных группах, их сплоченности, единства их позиций представляет собой величину, обратно пропорциональную количеству правонарушений. Если степень единства (интегрированности) социальной группы растет, то падает количество отклонений в поведении членов этой группы, и, наоборот, рост числа отклонений в поведении свидетельствует об  ослаблении интегрированности социальной группы.

Девиантное (отклоняющееся) поведение.

_____________________________________________________________________

СФЕРА ПОЗИТИВНЫХ, ОДОБРЯЕМЫХ ОБЩЕСТВОМ ИЛИ ГРУППОЙ, ОТКЛОНЕНИЙ

ТАЛАНТЫ                                   ГЕНИИ

_____________________________________________________________________

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ,

ОБЩЕПРИНЯТЫЕ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ (ГРУППЫ) ПРАВИЛА, ОБРАЗЦЫ ПОВЕДЕНИЯ ИЛИ ДЕЙСТВИЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ СИТУАЦИИ.

_____________________________________________________________________

САМОУБИЙСТВО                ПРЕСТУПНОЕ                  ПРОСТИТУЦИЯ

                                                  ПОВЕДЕНИЕ

                           АЛКОГОЛИЗМ                    НАРКОМАНИЯ

СФЕРА НЕГАТИВНЫХ, ОСУЖДАЕМЫХ ОБЩЕСТВОМ ИЛИ ГРУППОЙ, ОТКЛОНЕНИЙ

_____________________________________________________________________

     Теперь необходимо сказать об отклонениях в поведении. Отклоняющееся или девиантное поведение значит не соответствующее общепринятым нормам. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы. Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, новаторы, убийцы и т.д. -  все это люди с отклонениями от общепринятых норм, или, как их ещё называют, девианты.

     Индивид может иметь:

  1. отклонения в социальном поведении;
  2. отклонения в личностной организации;
  3. отклонения и в социальной сфере, и в личностной организации (случаи отклонения от культурных норм, совершаемые личностью с психическими отклонениями: неврозами, психозами, параноидальными состояниями и др.)

Анализ  данных обследования

семей учащихся специальной (коррекционной) школы № 676

для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии

Кронштадтского района г. Санкт – Петербурга.

       Цель: проверка утверждения, что рост числа отклонений в поведении членов социальной группы свидетельствует об ослаблении интегрированности семьи как социальной группы.  

 

  1. Для обследования выбраны учащиеся 7 – 10 классов (54 человека). Процесс социализации в дотрудовом возрасте у них подходит к концу. Дети имеют определенный социальный опыт, разнообразные социальные контакты. Через некоторое время они вступят во взрослую жизнь.
  2. Антисоциальными  считались семьи, в которых родители тунеядцы, алкоголики, бытовые пьяницы, сексуально распущенные и лица с криминальным прошлым.
  3. За девиантное поведение принималось только негативное, осуждаемое обществом 1 и 3 вида (стр.9 и схема).

Дети из асоциальных семей

48%

Дети из неполных семей

34,4%

Дети без родителей

7,4%

Дети, помещенные на воспитание в д/дом

(полные сироты)

18,5%

(3,7%)

Дети с девиантным поведением

35%

Дети, совершившие правонарушения и имеющие условные сроки наказания по суду.

7,4%

 

     Из таблицы  видно, что не всегда  неполная семья является асоциальной, а полная целиком выполняет своё предназначение.

     Эти данные свидетельствуют о том, что к концу обучения в школе большинство детей из неблагополучных семей уже имеют опыт асоциальных действий и поведения (бродяжничество, токсикомания, воровство, сексуальная распущенность и т.д.). Семья удерживает первенство в социализации детей.

      Институты образования и воспитания в лице школы и детского дома не могут целиком заменить семью в процессе социализации детей. Тем не менее, ведется огромная работа по профилактике правонарушений среди учащихся.

Почему появляются девианты?

     Индивиды становятся девиантами, т.к.  процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению. К некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением.

     Но тот, кто имеет физические или психические дефекты, может быть совершенно не способен к обычным для нормальных членов общества ролевым достижениям или нормальному поведению. Это означает, что у данного индивида наблюдаются ограниченные способности к обучению в результате тяжелой наследственности или врожденных дефектов. В данном случае может иметь место слабое восприятие существующих норм, слабое обучение этим нормам и слабая защита от внутренних бессознательных влечений. Люди с особыми проблемами нередко испытывают потребность во вмешательстве, сущность которого зависит от особенностей типа проблем, затрудняющих социализацию и жизнедеятельность. Инвалиды и лица с ограниченными возможностями нуждаются в специальной помощи со стороны социальных институтов, так как их физические, психические и интеллектуальные возможности затрудняют процесс социализации, их нормальную жизнь в обществе. Эти группы нуждаются в социальной и психологической помощи, выраженной в различных формах:

  1. материальной;
  2. профориентационной;
  3. социально – психологической адаптации;
  4. социальной интеграции.

     Если говорить о детях с проблемами в развитии (нарушения речи, слуха, зрения, задержка психического развития, снижение интеллекта и т.д.), то роль социального института образования в лице коррекционного образовательного учреждения трудно переоценить, именно школа помогает в социализации, в социальной адаптации этих детей. Достаточно привести  пример Сергиево – Посадского интерната, где успешно воспитывают, обучают, готовят к жизни слепоглухих детей, которые в обычных условиях жизни обречены. Некоторые выпускники интерната оканчивают средние и высшие учебные заведения. Многие создают семьи, включаются в жизнь в обществе.

СЕМЬЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ.

     Ни один социальный институт не может заменить семью. Именно она служит важнейшим фактором обучения моральным ценностям и поведенческим нормам. Когда ребенок социализируется в условиях счастливой и здоровой семьи, он обычно развивается как уверенная в себе и в окружении, хорошо воспитанная личность, воспринимающая нормы окружающей культуры как справедливые и само собой разумеющиеся. Ребенок ориентирован определенным образом на свое будущее. Если семейная жизнь в чем – то неудовлетворительна, то дети часто развиваются с пробелами в воспитании, в усвоении норм и с отклоняющимся поведением. Многочисленные исследования молодежной преступности показали, что около 85% молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях. Американскими исследователями в области социальной психологии были выявлены 5 основных факторов, определяющих семью и жизнь как неблагополучную:

  1. сверхсуровая отцовская дисциплина (грубость, сумасбродство, непонимание);
  2. недостаточный материнский надзор (равнодушие, беззаботность);
  3. недостаточная отцовская привязанность;
  4. недостаточная материнская привязанность (холодность, враждебность);
  5. отсутствие сплоченности в семье (скандалы, враждебность, взаимная неприязнь);

     Все эти факторы оказывают значительное влияние на процесс социализации ребенка в семье и, в конечном счете, на воспитание личности.

     Однако многочисленны и случаи проявления отклоняющегося поведения в совершенно благополучных семьях. Семья – это далеко не единственный (хотя и важнейший) институт общества, участвующий в социализации личности. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены и отброшены в ходе взаимодействия с окружающей действительностью, в частности с социальным окружением. В сложном, постоянно изменяющемся обществе, где нет единой и неизменной системы норм, многие нормы и культурные ценности разных субкультур противоречат друг другу. Часто родители сталкиваются с такой ситуацией, когда воспитание ребенка в семье противоречит влиянию других социальных групп и институтов. Так родители вынуждены бороться с излишней идеологизацией своих детей, влиянием коммерческого духа, уличных групп, массовой культуры, противоречивости политического положения и т.д. Неизбежно происходят конфликты норм и ценностей. То, что говорят в семье детям, кажется неправдой, обостряется конфликт субкультур отцов и детей. В нашем сложном обществе существует множество конфликтующих нормативных образцов, которые способствуют возникновению феномена отклоняющегося поведения. Например, столкновение норм и ценностей, регулирующих поведение, в соответствии с которыми мы жили долгие годы, и норм и ценностей в «перестроенном» обществе. Иногда бывает трудно выбрать линию не отклоняющегося поведения.

     Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения могут привести к явлению, названному     Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия норм). При этом Дюркгейм вовсе не считал, что современное общество не имеет норм, напротив, общество обладает многими системами норм, в которых отдельному индивиду трудно ориентироваться. Аномия – это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения.

     Как отмечал выдающийся социолог современности Т. Парсонс, аномия – это состояние, при котором значительное число индивидов находится в положении, характеризующимся серьезным недостатком интеграции со стабильными институтами, что существенно для их собственной личной стабильности и успешного функционирования социальных систем. Обычной реакцией на это состояние  является ненадежность поведения. Согласно такому подходу, аномия возрастает в связи с беспорядочностью и конфликтами нравственных норм в обществе. Люди начинают ограничиваться нормами отдельных групп и в результате не имеют перспективы, в соответствии с которой им необходимо принимать решения в повседневной жизни. В этом понимании аномия выглядит как результат свободы выбора без устойчивого восприятия действительности и при отсутствии стабильных взаимосвязей с семьей, государством и другими основными институтами общества. Очевидно, что состояние аномии чаще всего приводит к отклоняющемуся поведению.

     Р. Мертон отмечает, что аномия появляется не от свободы выбора, но от невозможности многих индивидов следовать нормам, которые они полностью принимают. Он видит главную причину трудностей в дисгармонии между культурными целями и легальными (институционными) средствами, с помощью которых эти цели осуществляются. Например, в то время, как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и высокому социальному положению, легальные средства членов общества для достижения такого состояния весьма ограничены. Неравенство, существующее в обществе, служит тем толчком, который заставляет члена общества откланяться от общепринятых образцов. Таким образом, отклонения во многом зависят от культурных целей и институционных средств, которых придерживается и которые использует та или иная личность.

     Социальные отклонения представляют угрозу стабильности общества. Успешное функционирование социальных структур можно считать эффективным, только если обеспечены порядок и предсказуемое поведение членов общества. Каждый член общества должен знать, какого поведения он может ожидать от окружающих его людей, какого поведения другие члены общества ожидают от него самого, к каким социальным нормам должны быть социализированы его дети. При наличии в обществе  или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения, происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка. Нравственные нормы перестают контролировать поведение членов группы или общества, основополагающие ценности могут быть отвергнуты последними, и у индивидов теряется чувство безопасности и уверенности в своих действиях. Поэтому общество будет функционировать эффективно, только когда большинство его членов будет принимать устоявшиеся нормы и действовать в основном в соответствии с ожиданиями других индивидов.  

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Социализация приобретает исключительную актуальность в условиях реформирования российского общества и возникновения новой социальной ситуации: интенсификации и кризисности социально – экономических и демографических перемен, усложнения социального окружения, падение нравственных идеалов, роста детской и подростковой преступности, когда человеческая и, прежде всего, детская способность к адаптации подвергается огромным испытаниям.

       Важнейшей задачей педагогов становится управление ходом включения подрастающего поколения в новую социальную среду. Современная школа – это социальный институт, в котором ребенок приобретает социальный опыт, является примером функционирования определенных общественных отношений.

       В зависимости от степени адаптации ребенка к школе в начале обучения формируется его место в ней, вырабатывается соответствующие отношения к учебной деятельности, школе, учителям, одноклассникам, а в конечном итоге, к миру и жизни в целом.

     Традиционные формы обучения не удовлетворяют требованиям современности по включению ребенка в жизнь общества, многие семьи сейчас фактически не способны обеспечить выпадающую на их долю часть процесса социализации, что приводит к необходимости создания новых программ социализации учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие под редакцией Г.В. Осипова.

Москва: Аспект – Пресс, 1996г. 461с.

  1. С.С. Фролов Социология: учебник для высших учебных заведений. Москва: Издательская корпорация «Логос» 1997г. 360с.
  2. Б.А. Трегубов «Свободное время молодежи: сущность, типология, управление». Санкт – Петербург: Издательство Санкт – Петербургского университета, 1991г. 152с.  
  3. «Теория социальной работы» под редакцией Е.И. Холостовой. Москва: «Юристъ», 1998г. 336с.
  4. Социологический словарь. Н. Аберкромби, Ст. Хилл, Брайан С. Тернер. Москва: «Экономика», 1999г. 416с.
  5. «Социальный менеджмент» под редакцией проф. Д.Д. Валовой. Москва: ЗАО «Бизнесс – школа» Интел – Синтез», 1999г. 384с.
  6. Ю.Г. Волков и Г.В. Мостовая «Социология». Москва: Гардарика, 1998г. 432с.
  7. «Альбом схем по социологии и политологии». Москва: Издательство «Щит», 2000г. 120с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание как важнейший фактор формирования личности

Проблемы нравственного воспитания относятся к числу тех, которые представляют живой интерес практически для всех....

Доклад на тему "Социальное положение семьи, как основной фактор формирования личности ребенка"

Семья - малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единое экономическое основание общность быта, взаимно зав...

Общение со сверстниками как важный фактор развития личности ребёнка и социализации его в обществе.

Сложности социальной адаптации ребёнка в обществе во много обусловлены проблемами становления межличностого общения....

Семья как важнейший фактор развития личности ребёнка.

Психология семьи  —  относительно молодая отрасль психологического  знания, находящаяся в стадии своего становления.  Она базируется на богатейшей прак- тике семейной психотерапии,...

"Патриотическое воспитание, как важнейший фактор формирование личности у молодых людей с умственной отсталостью"

Данное сообщение предназначено для педагогов с целью передачи опыта по работе в данной теме....