Мастер-класс для воспитателей "Бисероплетение. Снежинки из бисера".
консультация на тему

Новосельцева Татьяна Александровна

Новогодние снежинки из бисера. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_biser.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер -класс «Новогодние фантазии»

Описание работы: Мастер-класс для воспитателей МДОУ «Росинка» по занятию с дошкольниками в возрасте 5-6 лет (старшая группа). Знакомство с техникой работы с  бисером для оформления новогодними снежинками группы.
Длительность занятия: 1 занятие (15 мин.)
Тема мастер-класса: Создание творческой работы из бисера «Новогодние фантазии».
Возраст детей: 5 - 6 лет. 
Цель: Разработать и исполнить творческую работу из бисера с воспитателями детского сада для проведения занятия в старших и подготовительных группа, с детьми в возрасте 5-7 лет.
Задачи:
Образовательные:
•формировать знания о изделиях из бисера;
•ознакомить с технологией изготовления работы из бисера.
•научить интересно проводить свой досуг.
•обобщить полученные знания о бисере.
Развивающие:
•способствовать развитию вкуса;
•способствовать развитию мелкой моторики.
•развивать творческую самостоятельность, вызвать желание фантазировать;
Воспитательные:
•способствовать приобщению детей к прикладному творчеству;
•воспитывать аккуратность, трудолюбие и чувство взаимопомощи, стремление доводить начатое до конца.
•создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом.

Методы: 
Словесный - беседы, объяснения, инструктаж, опрос;
Наглядный –  демонстрация  готового изделия;
Практический – тренинг, выполнение  работы  под руководством педагога.

Форма :
Комбинированное занятие – беседа, инструктаж, работа под руководством педагога, самостоятельная работа, опрос.

Приемы:
Беседа, опрос, разбор нового материала, анализ образцов, объяснение с использованием наглядности, показ практических действий, практическая работа, индивидуальная работа, подведение итогов.

Планируемый результат (отслеживается по трем уровням сложности):
1.Репродуктивный - изготовление элементов строго по шаблону.
2.Частично-поисковый – выбор цвета бусин, количества  элементов по выбору.
3.Творческий - самостоятельный подбор компоновки элементов и их количества, выбор цветовой гаммы.

Подготовительная работа:  Воспитателем заранее подготовлен образец, необходимый материал, подготовлен рассказ о истории бисера и бисероплетении.

Структура учебного мастер-класса:
1)Организационная часть (1 минута).
Необходимо раздать материал, удобно сесть на места и подготовить рабочую поверхность.
2)Вводная часть: Беседа о бисере и бисероплетении. (7 минут).
Воспитатель объявляет тему, объясняет,  как будет проходить занятие, дает вводную историческую справку.
3)Вводный технологический инструктаж (2 мин).
Педагог рассказывает технологические этапы работы над изделием.
4)Самостоятельная работа, текущий инструктаж педагога (15 минут).
Педагог показывает и поэтапно выполняет работу, периодически обходя воспитателей, помогая и указывая на ошибки.
5)Динамическая пауза, физминутка (2 минуты).
Отдых.
6)Подведение итогов.(5 минут).
Педагог, обсуждая с коллегами их работы, задаёт контрольные  вопросы и мягко указывает на ошибки и недочёты в работе, отмечает удачи, отвечает на вопросы, дополняет пробелы, выявленные в ходе мастер-класса. 
7)Завершение работы (1 минута).
Педагог благодарит всех за работу.

Аннотация и актуальность занятия:
Выполнение творческой работы из бисера знакомит дошкольников с данным материалом и может, служит промежуточным этапом перед, непосредственно – бисероплетением.  Бисероплетение для дошкольников - это полезное во всех отношениях искусство. В процессе бисероплетения у детей развивается вкус, фантазия и творческие способности, мелкая моторика.
Конспект раскрывает методику изготовления творческой работы из бисера с дошкольниками, демонстрирует технологию работы.
В ней раскрываются этапы изготовления творческой работы, указываются материалы, которые используются. Так как бисер довольно мелкий и сыпучий материал, то работа с ним требует аккуратности, усидчивости, терпения, трудолюбия. А самое главное - работа с бисером и его заменителями вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. Процесс выполнения требует от ребенка многих действий, к которым дошкольники подготовлены плохо. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это оказывает решающее воздействие на становление красивого, ровного почерка. Ручной труд способствует развитию мелкой моторики рук - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Доказано, что развитие мелкой моторики способствует развитию памяти, внимания и мышления.
Занятие проводится в группе детского сада, и дают возможность общения со сверстниками, одновременно получая удовольствие от процесса работы с бисером. Приобщение дошкольников к изготовлению творческих работ, к овладению приемами, вовсе не означает, что все ребята в дальнейшем будут работать в художественном направлении. Эстетическая значимость связана с самим процессом изготовления красивых, нужных и полезных вещей. Умение создавать их на первых порах гораздо важнее для общего художественного развития ребят, воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, познания даже в какой-то мере самого себя, развития художественного вкуса. Бисер очень нравиться детям красочностью, яркостью. Они охотно работают с этим материалом.

Ход занятия

1)Организационная часть.
Все  рассаживаются по своим местам. 
Задача: эмоционально настроить коллектив на творческую активность на мастер-классе.
Поздороваться. Представиться. Продемонстрировав готовые образцы бисерных элементов. Сообщить тему занятия. 

2)Вводная часть: Беседа с коллегами.
Задача: вовлечь детей в обсуждение по теме беседы.
Воспитатель: А вы знаете, что такое бисер? Бисер это маленькие декоративные бусины с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку. Бисероплетение – один из старинных и достаточно распространённых видов народного творчества. Изготовление украшений из бисера имеет очень древнюю историю. Даже тогда, когда ещё не было бисера как такового, человек надевал себе на шею нити бус из красивых камешков или клыков убитых животных. В древних раскопках многих народов, населявших нашу планету, были обнаружены обработанные камни с просверленными дырочками. В качестве украшений использовались такие природные материалы, как ракушки, когти и кости различных животных. С развитием ремёсел начинают попадаться металлические бусины. А около 4-го тысячелетия до нашей эры было изобретено стеклоделие. 
Первыми изготавливать бисер научились египтяне. Они делали из него ожерелья, расшивали им платья. Вслед за Египтом бисер появился в Сирии. Секреты этих народов переняла Римская империя. История развития бисероплетения неразрывно связана с историей развития человечества. Через украшения человек выражал своё понимание мира. Особенно преуспели в этом коренные жители Америки. Индейцы украшали свои дома бусами, вплетали ленты из бисера в волосы, расшивали свои костюмы. И на сегодняшний день изделия из бисера очень популярны. 

3) Вводный технологический инструктаж.
Задача: сформулировать алгоритм деятельности.
Воспитатель: Техник работы с бисером очень много, но изготовление творческой работы из бисера больше всего походит на техники – «Бисерная наборная мозаика» 
Педагог показывает пример работы в подобной технике.


Для работы нам понадобятся следующие материалы: бисер различных цветов, ножницы, проволока.
Объяснение правил техники безопасности (работа с ножницами, проволокой) и напоминание о правильной посадке за партой во время работы.
Сделать акцент на творческую работу. Творчество - самостоятельная работа с применением фантазии и воображения.

4) Самостоятельная работа, текущий инструктаж педагога.
Во время самостоятельной работы обращать внимание на качество работы, оказывать помощь неуспевающим, обращать внимание на устранение общих недостатков, сообщать дополнительные сведения. 
1.Работа над элементами изделия.
  рассматривание и объяснение схемы изделия;

  выбор цвета и размера изделия;

  нанизывание на проволоку бусин согласно схеме;

  выполнение отдельных элементов;

  соединение элементов в единое изделие;

  закрепление концов проволоки.

 

5)  Динамическая пауза, физминутка.
Разминка. Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель:  (Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.)
Рыбки плавали, ныряли 
В чистой тепленькой воде. 
То сожмутся, (На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.)
Разожмутся, (Пальчики сильно растопыриваются в стороны.)
То зароются в песке. (Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок).

6)Подведение итогов.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Педагог, рассматривая с коллегами готовые  работы,  в порядке  очерёдности, задаёт  вопросы и мягко указывает на ошибки и недочёты в работе, отмечает удачи, интересуется, кому занятие понравилось и наоборот, кто и с какими трудностями столкнулся при изготовлении изделия.. 

7)Завершение работы.
Поблагодарить всех за сотрудничество.

Материально-техническое  оснащение занятия.

1.Для детей:
• бисер и проволока, ножницы, тарелочки для бисера.

2.Для педагога:
•бисер и проволока, ножницы, тарелочка для бисера.

Заключение

Изучив литературу, и обобщив полученные знания, проведя работу с детьми были сделаны следующие выводы:
История бисера уходит в глубь веков, так как самой древней из найденных бусин около пяти тысяч лет, и на прямую связана с возникновением стеклоделия. Родиной бисера можно считать Египет.
При работе с бисером развивается мелкая моторика и точность движений. Доказано, что развитие мелкой моторики способствует развитию памяти, внимания и мышления.
Работа с бисером оказывает стимулирующее влияние на развитие мелкой моторики, способствует развитию речи ребенка, улучшает память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывает усидчивость, аккуратность.
Появились новые материалы, новые формы работы с бисером, издано много литературы по бисероплетению, вырос интерес молодежи и подростков к работе с бисером. Детям нравиться работать с бисером, при такой работе приобретается навык самостоятельной работы, эти занятия способствуют созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы. 
Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами. Изложение учебного материала имеет ту эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания; общения в совместной деятельности сверстников; самоуважения и укрепления статуса обучаемого, популяризируя даже незначительные успехи в сфере обучения. Перед учащимися ставится цель аккуратно и правильно выполнять задания, соблюдая последовательность выполнения изделий из бисера.
Учащиеся получают элементарные навыки работы с бисером. Обучаемым всегда дается возможность выбора задания на практике по силам, часто используется помощь сверстников, что сплачивает коллектив.

Список использованной литературы:
1.Глёкер Ш. Цветы из бисера: подарки, украшения, аксессуары. -М.: Арт-родник, 2008. – 304 с.
2.Изотова М., Белякова О. Все о бисере и бисероплетении/ М.Изотова, О.Белякова. – Ростов н/Д: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2009. - 416 с.
3.Литвина Л.М., Леонидова И.О., Турчановская Л.Ф. Моделирование и художественное оформление аксессуаров из бисера,- М.: Просвещение, 2006. – 255 с.
4.Пармон Ф.М., Бадеева М.О. Всё о бисере.- М.: Сталкер, 2005. – 233 с.
5.Праздников Г.А. Процесс художественного творчества. - М.: Высшая школа, 2003. – 278 с.
6.Раппопорт С.Х. Эстетическое творчество и мир вещей. Вып. 7. - М.: Знание, 2006. – 144 с.
7.Хмара, З.А. Поделки из бисера. - М.: Сталкер, 2005. – 2007 с.
8.Черемных А.И. Основы художественного конструирования поделок из бисера. - М.: Просвещение,2005. – 266 с.



Приложение №1.  Возникновение и развитие бисера.
История возникновения бисера очень тесно связана с историей открытия стекла. Древняя легенда так рассказывает об этом: много-много лет тому назад купцы из Финикии отправились в Африку, чтобы купить там очень ценный и дорогой товар – природную соду. Сторговавшись, они отправились домой по Средиземному морю. Путь был долгим и тяжелым. Однажды они высадились на ночлег на пустынный берег. Ни камней, ни растительности не было на этом берегу. Чтобы приготовить себе ужин, купцы развели костер и обложили его вокруг крупными кусками соды. Костер тлел всю ночь. Проснувшись рано утром, купцы разворошили золу, и увидели великолепный слиток, который поразил их воображение. Слиток был прозрачен и чист, как родниковая вода, к тому же он был очень твердым. Этот слиток оказался стеклом. 
Со временем люди научились изготовлять из стекла круглые бусинки – кружочки со специальным сквозным отверстием для продевания нити. Именно так и появился бисер. Правда, в те далекие времена бисер был мало похож на современный, он представлял собой круглые матовые бусины из непрозрачного стекла. 
С течением времени величина бусинок изменялась, они становились меньше. Древние египтяне вплетали его в знаменитое ожерелье Солнца, которое было символом безграничной власти фараона. Из Египта бисер попал в Рим. Римляне научились у египтян искусству изготовления стекла, освоили основные приемы плетения из бисера. Примерно в 6 веке искусство бисероплетения достигло своего расцвета в Византии. Оттуда оно перешло в Венецию, которая надолго стала лидером. 
Всемирную известность получили византийские мастера, которые открыли секреты изготовления цветного и прозрачного стекла. На знаменитом острове Мурано изготовляли не только бисер и бусины, но и всевозможные зеркала и сосуды. Именно этот остров надолго стал признанным центром производства бисера. Секреты изготовления бисера очень тщательно оберегались и передавались от учителя к ученику. За разглашение тайны виновного ожидала смертная казнь. Долгое время венецианские мастера были единственными производителями цветного и прозрачного бисера. 
В 1275 году в Венеции был издан специальный указ, который запрещал импортировать бисер. Таким образом Венеция пыталась сохранить свою монополию. Тех, кто осмеливался нарушить этот указ, объявляли государственными изменниками, любыми путями добивались их возвращения на Родину и казнили. Чтобы удержать выдающихся мастеров, правительство страны предоставляло им и членам их семей всевозможные льготы. Так, например, дочь мастера имела право выйти замуж за патриция. 
Мастера разных стран пытались открыть секрет изготовления качественного бисера. В течение многих лет, вплоть до 16 века, попытки мастеров оставались безуспешными. Но чудо произошло: мастерам из Тюрингии, а затем из Богемии удалось изготовить великолепный по своим качествам бисер. Особый блеск и красоту придавала бисеру эмаль. Технология изготовления такого бисера была очень сложной, поэтому он был дорогим. 
О необыкновенной красоте бисера свидетельствует и тот факт, что, отправляясь завоевывать неизвестные земли, европейские путешественники обязательно брали с собой небольшой мешочек с бисером. Круглые цветные бусинки настолько нравились аборигенам, что они с удовольствием обменивали его на золото, меха и другие ценности. 
Со временем искусству изготовления бисера из стеклянных трубочек научились во многих странах, однако самым качественным бисером считается чешский и японский.
Благодаря совершенствованию технологии, со временем бусы становились все мельче и мельче. Так появился бисер — мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с отверстиями для продевания нитки. Его название происходит от «фальшивого жемчуга», изготовлявшегося в Египте из непрозрачного (глухого, или пастового) стекла, который по-арабски назывался бусра или бусер.
Издавна было известно стеклоделие и в нашей стране, о чем свидетельствуют раскопки древних курганов и городищ, а также письменные источники. Постепенно совершенствуясь, оно достигло чрезвычайно высокого технического и художественного уровня в эпоху Киевской Руси. Древнекиевским ювелирам были известны секреты изготовления разноцветных эмалей, которые являются определенной категорией легкоплавких прозрачных или заглушенных стекол».
С XVIII века бисерные вышивки широко использовались в убранстве дворцового, дворянского столичного, а позже и усадебного интерьера. Именно в это время родилось новое явление – русский бисер.
Большое внимание развитию стеклоделия в России уделял Пётр I. Он отменил пошлины на стеклянные изделия, привлекал для подготовки русских мастеров иностранных стеклоделов, посылал молодых россиян за границу учиться стекольному делу и, в частности, искусству изготовления бисера. По его приказу в 1705 году на Воробьёвых горах под Москвой был построен завод зеркального стекла. После смерти царя Воробьёвский завод был переведён в Санкт-Петербург и со временем стал Императорским.
Наиболее значительные вещи хранятся ныне в Эрмитаже, Государственном Историческом музее, Государственном музее этнографии народов СССР и Государственном Русском музее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для начинающих, плетение березки из бисера своими руками.

В мастер-классе мы рассмотрим плетение яркой летней березки из бисера высотой 25 см.Если вы желаете сделать дерево побольше, подготовьте просто больше материалов, схемаплетения останется прежней....

План-конспект мастер-класса "Снежинка из бисера"

Мастер-класс "Снежинка из бисера" в рамках  проведения районного семинара-практикума дл педагогов дополнительного образования....

Мастер-класс по художественно-эстетическому направлению «Волшебный бисер»

Совершенствование умений работать с бисером и проволокой путем простого низания...

Мастер-класс «Изготовление корзиночки из булавок и бисера»

Мастер-класс«Изготовление корзиночки из булавок и бисера»...

Конспект занятия "Снежинка из бисера и бусин"

В материале представлен теоретический материал о том как образуется снежинка, а также последовательность выполнения снежинки из бисера и бусин....

Мастер-класс по изготовлению снежинок из бумаги «Вырезаем снежинку»

Мастер-класс по изготовлению снежинок из бумаги«Вырезаем снежинку»Описание: данный мастер-класс предназначен для воспитателей, педагогов дополнительного образования, детей от 6 лет, р...