Интеграция Интернет-ресурсов в обучение иностранному языку
статья на тему

Цветкова Ольга Александровна

Учёные считают, что любой метод обучения обогащается за счёт интеграции в него информационных технологий.  Что касается обучения иностранному языку, интеграция Интернет-ресурсов в образовательный процесс позволяет решать целый ряд дидактических задач. Профессионализм современного учителя определяется тем, как он умеет пользоваться колоссальными возможностями и услугами информационно-коммуникативного характера  в образовательных целях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция Интернет-ресурсов в обучение иностранному языку

        

       Ученые считают, что любой метод обучения обогащается за счет интеграции в него информационных технологий. Но если в процессе обучения информатике средства ИКТ выступают и как объект изучения и как средство обучения, то в процессе преподавания общеобразовательных дисциплин они являются только средством обучения.

      В настоящее время не вызывает сомнения актуальность и востребованность интеграции ресурсов Интернета в процесс обучения иностранному языку. Ответ на вопрос для чего применять компьютерные технологии исчерпывающе дан учёными-методистами и учителями-практиками.

      Интернет позволяет учителю иностранного языка эффективно решать целый ряд дидактических задач:

· формировать устойчивую мотивацию,

· активизировать мыслительные способности учащихся,

· привлекать к работе пассивных учеников,

· делать занятия более наглядными,

· обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, аутентичными текстами,

· приучать учащихся к самостоятельной работе с материалами,

· обеспечивать моментальную обратную связь,

· повышать интенсивность учебного процесса,

· обеспечивать живое общение с представителями других стран и культур,

· формировать умения и навыки эффективного чтения, письма и

 аудирования, монологической и диалогической речи,

· расширять словарный запас,

· воспитывать терпимость, восприимчивость к духовному и познавательному опыту других народов,

· реализовать личностно ориентированный и дифференцированный подходы к обучению,

· формировать умения, обеспечивающие информационную компетентность, а именно:

а) осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию в соответствии с определенной задачей и потребностями, использовать ее для достижения своих целей,

б) анализировать и оценивать прочитанное,

в) сортировать информацию на главную и второстепенную,

г) быстро ориентироваться в тексте, опираясь на такие подсказки, как ключевые слова, структура текста, предваряющая информация и др.

Количество публикаций, посвященных использованию Интернет — ресурсов в практике преподавания, достаточно велико, следует отметить, что все они носят общий характер и не содержат конкретных разработок (сценариев) уроков, методических рекомендаций, которые так необходимы в практике преподавания.

       Профессионализм учителя сегодня будет заключаться в том, как он  внедряет и применяет колоссальные возможности и услуги информационно-коммуникативного характера в процесс обучения. Одним из основных достоинств Интернета является доступ к неограниченному количеству свежей информации и огромный её выбор, в отличие от любых учебных пособий, которые достаточно быстро устаревают и теряют информационную новизну. Интернет-ресурсы предоставляют информацию как на изучаемом языке, так и о языке, а также истории, традициях, социокультурных особенностях стран изучаемого языка. Глобальная сеть Интернет предоставляет неограниченные ресурсы для эффективной организации и проведении внеклассной работы, являясь для учащихся источником информации для подготовки того или иного проекта или мероприятия. , презентаций и т.п., есть возможность оперативного получения дополнительной информации для ознакомления с культуроведческими знаниями, включающие в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций стран изучаемого языка.

       Вот один из Интернет-ресурсов, который я рекомендую своим учащимся для самостоятельной  внеклассной деятельности.

http://engblog.ru/top-sites-for-learners

       Используя разнообразные сайты, а их несть числа, можно растеряться и заблудиться. Данный сайт предлагает ссылки на 30 сайтов, систематизировав их по цели обучения. Например, даны ссылки на сайты для отработки грамматики, когда необходимо большое количество упражнений, чтобы они «засели в голове»; для пополнения словарного запаса предлагаются ссылки на Оксфордские словари, словари в картинках с озвучиванием каждого слова и даже с видео-роликами. Указаны сайты для отработки правильного произношения, сайты с подкастами для отработки восприятия англоязычной речи на слух с хорошими рекомендациями, как пользоваться ресурсом.  Все предлагаемые ресурсы весьма конкретизированы, нацелены на отработку определенных навыков. 

       Для общего изучения языка предлагается перечень не менее интересных сайтов, которые посвящены в целом изучению языка. А значит, на них можно найти много материала по разным аспектам английского языка, будь то уроки грамматики, словарные статьи, аудио-и видеоролики и много другого полезного материала. 

   В стремительном водовороте дел трудно успевать отслеживать новую полезную информацию. Данный сайт хорошо помогает мне в этом, предлагая еженедельную рассылку новых статей «Заряжаемся английским». Весьма любопытные материалы, которые к тому же становятся моим личным банком, который я могу применить в нужный момент на уроке. 

Например, свежие статьи:

Flowers, flowers, flowers или О цветах на английском языке

Британия глазами иностранцев: Британский музей (the British Museum)

Написание электронного письма на английском

Пасха в Британии и Америке 

       Нельзя не поделиться с коллегами с потрясающим образовательным ресурсом на сайте «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов» http://fcior.edu.ru/ Проект ФЦИОР распространяет электронно-образовательные ресурсы для всех уровней образования. Использую модули для обучения грамматике в среднем и старшем звене, актуализации лексики, совершенствования навыков чтения, аудирования; модули социокультурной направленности для изучения страноведческого материала; для проверки сформированности навыков письма.

       Я также использую на практике такой образовательный ресурс как «Единая коллекция ЦОР» на сайте

 http://school-collection.edu.ru.

Например, «Английская грамматика в упражнениях и диалогах для 8 класса».

       Данный ресурс разработан в рамках конкурса НФПК "Разработка Инновационных учебно-методических комплексов (ИУМК) для системы общего образования". Ресурс предназначен для учащихся общеобразовательной школы и соответствует требованиям ГОСа. Ресурс включает в себя виртуальную среду для изучения грамматики английского языка в 8 классе, которая позволяет организовать работу в сотрудничестве, выполнять тестовые и другие задания, а также методическое пособие для учителя и пособие для учащихся.  Инновационный учебно-методический комплекс «Английская грамматика в упражнениях и диалогах для 8 класса» представляет собой серию уроков грамматической направленности, ориентирован на использование методов совместного обучения. Ребята вначале просматривают план урока. Первым пунктом урока является демонстрационный диалог. Учащиеся просматривают и прослушивают демонстрационный фрагмент, который позволяет им освоится в виртуальном мире, ознакомится с конструкциями, изучаемыми в ходе всего урока, и увидеть, каким образом они используются в реальной ситуации общения. Демонстрация организована в виде диалога между виртуальными персонажами по решению некоторой проблемы с применением изучаемых грамматических структур. После просмотра диалога на ознакомительно-вводном этапе учащиеся повторяют или изучают теоретический материал, который содержит теорию по теме урока с примерами из демонстрационного диалога, что позволяет ученикам более наглядно представить и лучше усвоить грамматические конструкции и правила. Изучив теорию, учащиеся переходят к практической части урока учебного комплекса, к выполнению тестовых заданий, которые разбиты на два этапа: индивидуальные тесты и тесты для выполнения в парах. Индивидуальные тесты содержат задания закрытого типа по теме урока, построенные на применении тех правил, которые ученики изучили в ходе ознакомления с теоретическим материалом. Учащиеся выполняют упражнения на сопоставление, заполнение пропусков в предложениях, заполнение таблиц, множественный выбор, т.е. стандартные задания для компьютерной проверки. После выполнений всех заданий теста, учащиеся получают доступ к итоговой таблице-отчёту, в которой отражается информация, насколько правильно или неправильно выполнено задание. Второй этап тестов подразумевает совместную работу учащихся в общем текстовом рабочем пространстве с заданиями открытого типа, в которых подразумевается несколько вариантов ответов (заполнение пропусков, поиск и исправление ошибок, восстановление порядка слов в предложениях, перифраз с использованием изученных грамматических конструкций). Учащиеся могут проявить и своё творчество. Учащиеся создают группы из двух человек, для которых загружается общее текстовое рабочее пространство. Таким образом, ребята могут корректировать и направлять работу друг друга, обсуждать вносимые изменения. Общение между учениками осуществляется через текстовые сообщения. Сотрудничество между учащимися в группах совместного обучения повышает их мотивацию к изучению языка и обеспечивает тем самым лучшие условия для достижения заданной учебной цели. Итоговым заданием является задание в виртуальной среде, где они также разбиваются на пары и получают задание. Через своего аватара ученик может взаимодействовать с другими аватарами. Общение происходит при помощи текстовых сообщений, все реплики сохраняются. На заключительном этапе – критическом анализе полученных результатов – учащиеся просматривают свои результаты, вносят необходимые изменения, комментируют, обмениваются с другой парой. После окончательной правки и учёта комментариев других пар, работа отдаётся на проверку учителю.

        Таким образом, сотрудничество при обучении иностранному языку мотивирует учащихся более осознанно и более самостоятельно подходить к процессу обучения, улучшать знания языка и осознавать свою роль при изучении языка.

       Инновационная деятельность учителя заключается в применении инновационных подходов организации самостоятельной проектной и исследовательской деятельности. В связи с этим хочу познакомить коллег с технологиями веб-квеста и лингвистических корпусов.

                               Технология веб-квест

На сайте http://vio.uchim.info/ (Вопросы интернет образования) есть методическая разработка Дударевой Е.М. по теме «Использование технологии веб-квест как интерактивной образовательной среды для активизации учебной деятельности учащихся и развития сетевого взаимодействия».

Самостоятельная исследовательская работа учащихся с использованием Интернета становится приоритетной. Исследовательская методика с трудом “вписывается” во временные рамки обычного занятия. Большая часть времени, затрачиваемого на поиск информации, ее обработку и анализ, а также на подготовку результатов исследования к презентации на занятии, приходится на внеурочное время. Такой способ интеграции Интернета в обучение называется веб-квест.

Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Веб-квест направлен на развитие у обучаемых навыков аналитического и творческого мышления; учитель, создающий данный проект, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции.

Особенностью веб-квестов является то, что часть информации или вся информация, представленная на сайте для самостоятельной или групповой работы учащихся, находится на самом деле на различных веб-сайтах. Благодаря же действующим гиперссылкам, учащиеся этого не ощущают, а работают в едином информационном пространстве, для которого не является существенным фактором точное местонахождение той или иной порции учебной информации. Учащемуся дается задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме, решить какую-либо проблему, используя эти материалы. Ссылки на часть источников даются учителем, а часть они могут найти сами, пользуясь обычными поисковыми системами. По завершении квеста ученики либо представляют собственные веб-страницы по данной теме, либо какие-то другие творческие работы в электронной, печатной или устной форме.

       В целях повышения мотивации при изучении той или иной темы, учащиеся приобщаются к современным технологиям, максимально используя возможности Интернета в приобретении знаний из аутентичных источников. По сути, основой веб-квестов является проектная методика, которая возникла еще в начале прошлого столетия в США. Её называли также методом проблем, и связывалась она с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи.

       Впервые термин "веб-квест" (WebQuest) был предложен летом 1995 года Берни Доджем (Bernie Dodge), профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Автор разрабатывал инновационные приложения Интернета для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения».

Интернет ресурсы по данной технологии

Следующая инновационная Интернет-технология «Лингвистические корпусы»

       Лингвистический корпус – это массив текстов, собранных в единую систему по определённым признакам (языку, жанру, автору, времени создания) и снабжённых поисковой системой. Лингвистический корпус может включать в себя как письменные тексты (тексты газет, журналов, литературных произведений), так и транскрипты радио и телепередач. Весь массив тестов в корпусе систематизирован.

       Национальный лингвистический корпус – это огромная коллекция устных и письменных текстов различных жанров, стилей, региональных и социальных вариантов, представленных в языке и интересных для изучения языка. Национальный лингвистический корпус служит для изучения лексики и грамматики языка, а также для отслеживания малейших изменений в языке. На основе именно национального лингвистического корпуса создаются грамматические справочники и академические словари.

    Конкорданс – это программа, позволяющая анализировать большие массивы текстов на предмет обнаружения закономерностей использования в языке слов и выражений. Предполагается, что по мере постепенного перехода от одного уровня владения языком на более высокий (от А1 до С2 по общеевропейской шкале владения иностранным языком) каждый обучающийся способен понимать и вербально или письменно выстраивать своё речевое высказывание в соответствии с языковыми и культурными традициями страны изучаемого языка на более высоком уровне. Лингвистический корпус облегчил доступ к аутентичным текстам и к языковой норме.

       Конкорданс осуществляет поиск запрашиваемого слова в корпусе и выдаёт в новом окне несколько фрагментов предложений из разных текстов, в которых используется данное слово или выражение. На основании полученных результатов можно как понять значение данного слова из контекста, так и провести анализ его употребления в языке. Например, проведём анализ слов look и watch. Конкорданс выдаёт значение каждого слова в контексте его реального использования. Практически технология полезна для подготовки учащихся к ЕГЭ в части написания эссе, для уточнения словоупотребления, выведения правил использования определённых слов или выражений, а также для изучения грамматического строя языка.

      Примерами могут быть следующие задачи: если пользователю необходимо выявить различия в употреблении глаголов stare и gaze в современном английском языке, то наиболее подходящим для этой учебной задачи будет Британский национальный корпус.

      Если же пользователь ставит своей задачей выяснить частотность использования слова thy в произведениях У.Шекспира, то наиболее подходящим будет использование корпуса произведений В.Шекспира (Shakespeare Corpus) http://www.opensourceshakespeare.org/concordance/findform.php

    Прочитать об истории зарождения корпусной лингвистики как раздела языкознания можно на сайте сyberleninka.ru в статье П.В.Сысоева.

      В настоящее время все языки имеют лингвистические корпусы.

Английский язык:

Британский национальный корпус (British National Corpus)

http://www.natcorp.ox.ac.uk/

Лингвистический корпус английского языка (The Bank of English)

http://www.collins.co.uk/Corpus/CorpusSearch.aspx

Американский национальный корпус

(American National Corpus)

http://www/americannationationalcorpus.org/        

   

   В условиях реализации ФГОС мы применяем технологию проблемного обучения. В связи с этим использование лингвистического корпуса в рамках проблемного обучения очень актуально, например, при формировании лексико-грамматических навыков. В отличие от широко распространенного репродуктивного подхода, дидактическая сущность которого заключается в пассивном получении обучающимися информации, проблемный подход позволяет активизировать речемыслительную деятельность учащихся в процессе формирования языковых навыков и развитии речевых умений. Знания, полученные на основе проблемного обучения, хорошо и надолго усваиваются.

Реализация проблемного метода «Исследование- Изучение – Использование» позволяет создать условия для более эффективного формирования грамматических навыков.

       В заключение, лингвистический корпус и программа конкорданс могут значительно оптимизировать процесс обучения иностранному языку. На базе лингвистического корпуса можно создать множество заданий проблемного характера для стимулирования исследовательской деятельности учащихся.

     

       

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку

Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей назван...

ДОКЛАД "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ"

Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. В наше время ускорения научно-технического прогресса, когда владение необходимой информацией становится важнейшим инстр...

Статья "Учебные интернет ресурсы в обучении иностранному языку"

Сатья может быть интересна учителям старших классов....

Использование интернет-ресурсов в процессе обучения иностранному языку

Появление Интернет в образовании стимулирует желание ребят учиться, расширяет зону индивидуальной активности каждого студента, увеличивает скорость подачи качественного материала. Вопрос интеграции Ин...

Использование Интернет-ресурсов при обучении иностранным языкам

Данная статья была опубликована в 40 выпуске сборника методических материалов "Педагогический опыт" /Саратовское областное отделение общественной организации "Педагогическое общество России", 2014 /...

Современные информационные технологии и интернет-ресурсы в процессе обучения английскому языку в условиях реализации ФГОС второго поколения

Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако, мы не устаем повторять, что какими бы свойствами не обладало то или иное средство обучения, инф...

«Использование электронно-образовательных и Интернет-ресурсов в деятельности учителя иностранного языка»

Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование  новых  информационных  технологий, в частности,  Интернет-ресурсов по...