Педагогический совет "Воспитание гражданственности и патриотизма средствами эколого - туристско - краеведческой деятельности"
методическая разработка на тему

Цель педсовета: выявление путей и способов   совершенствования работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_kubar_s.v.docx53.14 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет на тему

«Воспитание гражданственности и патриотизма средствами

эколого – туристско – краеведческой деятельности»

Цель: выявление путей и способов   совершенствования работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.

Задачи:

  • изучить сложившуюся вДДЮТЭ систему работы по данному направлению;
  • обновить содержание и формы работы по гражданско – патриотическому воспитанию учащихся, учитывая возможности взаимодействия педагогов, учащихся и родителей.

План педсовета.

1. Сущность гражданского и патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей. Реализация в ДДЮТЭ подпрограммы воспитательной работы «Я – гражданин России» (заместитель директора по ВР Кубарь С.В.).

2.Из опыта работы.

2.1.Роль поисковой деятельности и школьного музея в патриотическом воспитании учащихся (педагог дополнительного образования Мардасова Е.М.).

2.2.Туризм в воспитании патриота (педагог дополнительного образования Бардакова Г.И.).

2.3.Роль военно – исторического музея «Мужество и слава молодых» в гражданско – патриотическом воспитании учащихся (педагог дополнительного образования Дида В.М.).

2.4.Реализация регионального компонента в патриотическом воспитании учащихся(педагог дополнительного образования Акимова Т.М.).

2.5.Воспитание гражданственности через проведение экологических акций(педагог дополнительного образования Коннова О.В.).

2.6.Воспитание учащихся на культурных традициях народа (педагог дополнительного образования Пугачёва Е.М.).

3.Обсуждение и утверждение Программы воспитания и социализации учащихся ДДЮТЭ на 2015 – 2020 годы (заместитель директора по ВР Кубарь С.В.).

1. Сущность гражданского и патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей (Кубарь С.В.).

«Воспитание – это целенаправленное, педагогически организованное взаимодействие детей и взрослых, направленное на развитие личности, её духовно нравственное становление»

(Социальный стандарт РФ «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования»)

Отказ от коммунистической парадигмы воспитания, где на первое место выдвигалось идейно-политическое направление, повлёк за собой игнорирование такой его составляющей, как гражданское ипатриотическое воспитание. Замена в начале девяностых годов категории «воспитание» на «образование» привело к стыдливому замалчиванию почти на десятилетие таких общечеловеческих ценностей, как «Родина», «Отечество» и др., как в практике, так и в теории педагогики.

Подъём в последнее время национального самосознания обусловил социальный заказ на такие черты личности, как патриотизм и гражданственность. Появился ряд документов и государственных программ, касающихся патриотического воспитания граждан, где возрождение и развитие патриотизма рассматривается как важная цель и социальная ценность, основа духовно-нравственного единства Отечества.(Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы).

Рассмотрим ценности и цели гражданского и патриотического воспитания, определяющие сущность и содержание каждого компонента воспитательного процесса.

В патриотическом воспитании такими ценностями являются понятия «Родина», «Отечество», в гражданском же – «Государство», «Общество». По содержанию это – разные понятия, следовательно, гражданское и патриотическое воспитание – разные по содержанию процессы, обеспечивающие формирование разных качеств.

Если рассматривать воспитание как процесс формирования чувств, взглядов, убеждений и, в конечном итоге, – мировоззрения, то, безусловно, результатом гражданского воспитания должно стать сформированное гражданское сознание. В его основе лежат знания:

  • об обществе и государстве;
  •  о гражданских правах и обязанностях;
  •  о политике и общественных нормах, законах и символах государства, на территории которого проживает гражданин.

И вряд ли можно говорить о строительстве правового государства, пока не будет сформировано гражданское сознание и самосознание если не каждого, то хотя бы большинства членов общества.

Патриотическое сознание формируется через знания:

  • об Отечестве, его истории и культуре;
  • о народе и народностях, передающих из поколения в поколение традиции, обычаи и язык;
  • через понимание того, что независимо, какое государство и какая власть находились на территории России – это временные категории, но есть вечная ценность – Родина: большая и малая, которую, как и мать, не выбирают, Родина как отражение и символ заботы и любви самых близких и дорогих людей.

Безусловно, воспитание — это не трансляция суммы знаний: знания являются только платформой, на которой формируются чувства, активная позиция и убеждения, взгляды и ценности формирующейся личности.

Если в гражданском воспитании одной из задач является формирование чувства уважения к государству и гражданам, то патриотизм соотносится с чувством любви к Родине и ее народу, принадлежности, причастности и гордости за ее прошлое, культурное наследие.

Гражданскую позицию личность реализует в общественных делах. Гражданином можно стать только в обществе. Одним из путей формирования гражданского действия, приобретения опыта общественной деятельности является развитие детского самоуправления в различных формах.

Проявить патриотизм в мирное время сложнее, воспитывать патриотизм в новых социально-экономических условиях – еще более сложная проблема. И все же это возможно.

Особо хочется подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем более – патриотического – лежит, прежде всего, воспитание чувств. Хотелось бы особо заострить на этом внимание, т.к. педагоги редко задумываются над тем, что источником чувства является пережитая эмоция. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за Мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива, горожан, россиян.

Реализация в ДДЮТЭ подпрограммы воспитательной деятельности

 «Я – гражданин России»  (Кубарь С.В.).

В нашем учреждении на протяжение 6 лет реализовывается подпрограмма гражданско-патриотического воспитания «Я- гражданин России».

Целью, которой является развитие у учащихся гражданственности, патриотизма какважнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

           Программа включает в себя четыре направления.

1 направление -  гражданско - правовое. Где серьезное внимание уделяется формированию собственной гражданской позиции учащегося. Именно практическая деятельность в масштабах Дома туризма, микрорайона, города стимулирует гражданскую активность, позволяет подростку перейти от слов о любви к Родине к конкретным действиям, подтверждающим эти слова и чувства.В рамках реализации данного направления программы используются следующие формы работы:

  • проведение бесед с представителями полиции на тему «Права детей», посвященных Дню подростка;
  • мероприятий, посвящённых «Дню России», «Дню народного единства»;
  • участие в городском конкурсе на лучшее знание государственной символики России и Кемеровской области.

2 направление – военно - патриотическое.

  • проведение уроковмужества и вечеров памяти, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных конфликтов;
  • экскурсий в музей «Мужество и слава молодых»;
  • участие в городском смотре поисковых групп, посвященном юбилейным датам;
  • в городской олимпиаде по музееведению.

3 направление - краеведение.Особая роль отводится изучению родного края, знакомству с его историко – географическими условиями, особенностями флоры и фауны. В рамках реализации данного направления программы используются такие формы работыкак:

  • участие в городских краеведческих олимпиадах;
  • в городской конференции учебно-исследовательских работ «Люби, знай и помни»;
  • поездки в музеи Кузбасса;
  • проведение познавательных утренников, викторин и устных журналов о родном крае и городе;
  • походы, с целью изучения природы и истории Кузбасса;
  • учебно-тематических экскурсий погороду «Киселевск: вчера, сегодня, завтра».

4 направление – духовно – нравственное. Одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.Работа в данном направлении способствуют возрождению культуры, духовности, нравственности.В рамках реализации данного направления программы используются следующие формы работы:

  • участие в фестивале детских коллективов « Рождественская звезда»;
  • в выставке фоторабот учащихся«Празднуем Пасху»;
  • в городском конкурсе рисунков «Святая Пасхалия»;
  • участие в городском праздновании Дня славянской письменности и культуры;
  • проведение благотворительных концертов и акций милосердия;
  • учебно-тематических экскурсий в храмы города.

В заключение своего выступления я хочу сказать о том, что огромная роль в воспитании гражданственности и патриотизма у учащихся лежит, конечно же, на плечах педагогов, которые организуют работу по реализации данной подпрограммы. Поэтому предлагаю им поделиться своими наработками.

  1. Из опыта работы:

  1. Роль поисковой деятельности и школьного музея в патриотическом воспитании учащихся (Мардасова Е.М.)

Я работаю руководителем народного отличного школьного музея боевой славы имени Героя Советского Союза Ивана Сергеевича Черных на базе школы № 24. 16 декабря 2014 года нашему музею исполнилось 40 лет. В нем собран богатейший материал о киселевчанах – участниках Великой Отечественной войны, который широко используется при проведении воспитательных мероприятий патриотического характера.

В настоящее время фонд музея составляет 6011 экземпляров. Это главное богатство и ценность музея. Результат сорокалетней поисковой работы коллектива учащихся и педагогов. Фонды - основа для создания интересных музейных экспозиций, выставки, подготовки содержательных бесед и экскурсий. В настоящее время продолжается пополнение фондов музея новыми материалами.

Любви к Родине нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся. Поисково-исследовательская деятельность школьника – основная форма краеведческой работы на базе музея. И в этом школьный музей – одно из самых действенных орудий воспитания патриотизма, любви к своей земле. 
          Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности.

Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города, области. Учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе.

 Во-вторых, музейная работа позволяет развивать качества так необходимые в жизни: коммуникабельность и речь, умение общаться с людьми разных возрастов и социальных групп, формировать ответственность и инициативность. Учит правильно организовать свободное время. А это уже нравственные категории.   

Ежегодно в нашем музее проводятся школьные конференции по защите поисковых заданий, посвященных нашим землякам – участникам великой Отечественной войны, труженикам тыла или достойно проявившим себя в той или иной деятельности в мирное время. Нередко ребята собирают материал о своих родственниках, что вызывает у них чувство гордости за свою семью, уважение к своим предкам.

Члены совета нашего музея ежегодно принимают участие в городской краеведческой конференции учебно-исследовательских работ «Люби, знай и помни». Заняв призовое место, получают право участвовать в областной туристско-краеведческой конференции «Живи, Кузнецкая земля». Вот уже 6 лет подряд наши музееведы являются победителями и призерами областной конференции. Юные краеведы награждены Почетными грамотами департамента образования и науки Администрации Кемеровской области.

В 2010-2011 учебном году Петрова Юлия, участвовавшая в областной конференции и занявшая 1 место в номинации «Школьные музеи», стала участницей финала Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ, учащихся «Отечество» в секции «История образования».

Музей является центром военно-патриотического и нравственного воспитания учащихся, его фонды максимально используются для расширения их знаний и кругозора об истории военных лет, о боевых и трудовых подвигах нашего народа.

Одним из основных видов деятельности музея являются экскурсии.Экскурсионная деятельность школьного музея играет большую роль в становлении и развитии патриотического видения мира учащихся. Именно системное посещение музея развивает познавательную активность школьников, стремление еще больше узнать об истории родного края, города, внести свой вклад в его развитие участием в социально-значимых делах на благо школы и города.

Экскурсии проводят по трем залам нашего музея. В первом зале музея «Мужеству посвящается» экскурсоводы рассказывают о жизни и подвиге Героя Советского Союза И.С.Черных, который повторил подвиг Николая Гастелло, направив горящий самолет во вражескую колонну боевой техники и живой силы. Здесь же они рассказывают о его однополчанах, о Герое Советского Союза командире полка В.А. Сандалове, который был гостем нашего музея. По инициативе выпускников и учителей нашей школы его именем названа одна из улиц Киселевска.

 Во втором зале «Подвигу вечно жить» экскурсанты узнают о том, как в народе хранится память о нашем героическом земляке в разных городах. Например, в нашем городе есть улица имени И.С.Черных, машиностроительный завод имени И.С.Черных.

В третьем зале «Они защищали Родину» рассказывается о киселевчанах – участниках Великой Отечественной войны. Наш небольшой городок дал десять Героев Советского Союза, четыре полных кавалера ордена Солдатской Славы. Киселевчане были участниками битвы под Москвой, Сталинградвской, Курской битв, защищали Ленинград, штурмовали Берлин и воевали в партизанских отрядах. Полученные на экскурсиях знания вызывают у посетителей музея чувство гордости за своих земляков, уважение к их ратным подвигам.

 На сегодняшний день в музее проведено 4200 экскурсий. Музей посетило около 150 тысяч человек.

Среди наиболее распространенных и действенных средств воспитания подрастающего поколения важное место занимают Уроки мужества, в процессе подготовки и проведения которых используются возможности для формирования ценной для общества гражданско-патриотической позиции школьника. Проведение таких мероприятий обогащает личность учащихся, способствует развитию разносторонности, гармоничности, целостности. В нашем музее проводятся Уроки мужества о киселевчанах – Героях Советского Союза, родственники некоторых живут в нашем городе, а внучка И.Ф.Беляева училась в нашей школе. Они непременные гости наших Уроков мужества, это способствует более глубокому пониманию учащимися военной темы, тому, что они осознают ту огромную опасность, которую всему человечеству, стране, их малой родине несла на штыках нацистская Германия и ее союзники.

Каждый год с 1 по 16 декабря музей проводит Вахту Памяти, посвященную герою, имя которого носит. В ее рамках проводятся викторины о подвиге героя, спортивные соревнования на приз Ивана Черных, конкурсы рисунков, плакатов, творческих мини-сочинений на тему войны, подвига. Это способствует расширению знаний, учащихся о Великой Отечественной войне, позволяет осознать глубину мужества воинов – защитников Отечества, в том числе и наших земляков.

Заканчивается Вахта Памяти торжественной линейкой, которая ежегодно проводится 16 декабря в день гибели И.С.Черных и всегда проходит на высоком накале патриотических чувств. Обязательным элементом линейки является возложение цветов к бюсту И.С.Черных, который находится в школьном музее и к мемориалу Памяти на территории машиностроительного завода имени И.С.Черных. Таким образом, учащиеся отдают дань уважения и памяти нашим героическим землякам.

В музее проводятся классные часы, заседания совета музея, встречи с интересными людьми. Уже стало традицией проводить встречи с выпускниками нашей школы, служившими в воинской части № 18278, в которую навечно зачислен И.С.Черных. Такие встречи очень полезны, учащиеся узнают о воинской службе, у юношей исчезает страх перед службой в армии.

Члены совета музея постоянно участвуют в городских и областных мероприятиях и занимают призовые места. Это ежегодная городская олимпиада по основам музейного дела, конкурс экскурсоводов, смотр поисковых групп, конкурс председателей советов музеев. Все они награждены Почетными грамотами управления образования Киселевского городского округа.  Абсолютный победитель городской музейной олимпиады-2012 Цвяхова Алина была удостоена путевки во Всесоюзный детский оздоровительный центр «Океан» на профильную смену «Музейный мир».

    Председатель совета музея Перфильева Ольга участвовала в областном конкурсе творческих работ «Дети войны», посвященном 65-летию Великой Победы и стала победителем конкурса. Награждена дипломом победителя и ценным подарком – ноутбуком.

 Давно погашено пламя войны, но в музее живет память о героических подвигах наших киселевчан – участников Великой Отечественной войны.

Наш музей устремлен в будущее, он – связующая нить между ветеранами войны и молодежью.

  1. Туризм в воспитании патриота (Бардакова Г.И.)

Туристско-краеведческая деятельность является одним из средств патриотического воспитания. Воспитательная роль данной деятельности базируется на воспитании патриотического сознания.  В решении этой задачи большое значение принадлежит туристско-краеведческой деятельности, так как участие в военно-спортивных мероприятиях, ознакомление с природой края, народным творчеством, традициями своего народа не только развивает физические и эстетические качества людей, но и их духовно-нравственную направленность.

По данному направлению в течение многих лет в нашем объединении «Карабин» был организован и проведен ряд мероприятий.

По программе многодневных походов проводились пешие, водные сплавы, полевые лагеря, сборы.  Где организовывались конкурсы и викторины по краеведению, основам безопасной жизнедеятельности, посещение музеев (Балыксу) и иных мест, имеющих историко-культурное и природное значение.

В военно-полевых сборах   ребятам предоставлялась военно - строевая подготовка, конкурсы солдатского мастерства по строевой подготовке и знанию оружия, соревнования, беседы, лекции, игры, конкурсы, викторины, тематический вечер «Деревья тоже воевали».

        Военно – полевые сборы так же предусматривали радиальные выходы с целью проведения природоохранных и природо - восстановительных мероприятий в государственном заповеднике «Кузнецкий Алатау».

Учащиеся моего объединения участвовали в туристских соревнованиях «Весенние костры» в Анжеро-Судженске, посвященных Дню Победы.

Во Владивостоке в ВДЦ «Океан» мы приняли участие во Всероссийской патриотической акции «И на Тихом океане свой закончили поход…», целью которой является формирование у обучающихся патриотизма и гражданственности, воспитание гордости за подвиги воинов в годы Великой Отечественной войны. Мои ребята приняли участие в конкурсе на знание государственной символики Российской Федерациии посетили музей на Русском острове.

Мои учащиеся участвовали в областных и Всероссийских конкурсах и соревнованиях по нескольким блокам: «Кубок России» по горному туризму, «Школа Безопасности» (Кемеровской обл., Н.Новгород (Ичалковский бор, музей, селу -450 лет), «Юный спасатель», «Ориентирование», слете- олимпиаде по экологии (Селегер, мужской монастырь, музеи), Российский азимут, лыжняРоссии. Встречались с воинами афганской и чеченской войн, посещали музеи.

В результате проведения всех этих мероприятий на протяжении нескольких лет отмечался возрастающий интерес обучающихся к военной службе, несколько ребят (Уланов Артём, Некрасов Артём, Сапунов Илья, Сучков Костя, Рогов Андрей, Джауль Антон, Антонов Юрий, КулебакинСтас) поступили в военные училища, в кадетский корпус.

На современном этапе одной из актуальнейших проблем является набор призывников для службы в Вооружённых силах РФ, но многие юноши туристско-краеведческих объединений и их родители стараются не избегать военной службы. Основными причинами на наш взгляд являются, во-первых, уровень патриотического сознания подрастающего поколения, а во-вторых, информированность будущих защитников Отечества о службе и как следствие этого нет страха перед неизвестными трудностями.

Туризм для молодого поколения - это активный досуг, возможность лучше узнать историю нашей страны. Посетив исторические места, человек проникается духом того времени и чувствует свою причастность к истории России. Именно это способствует воспитанию у молодых россиян патриотизма и любви к своей Родине.

  1. Роль военно – исторического музея «Мужество и слава молодых» в гражданско – патриотическом воспитании учащихся (Дида В.М.)

Историческое значение каждого русского человека

измеряется его заслугами Родине, его человеческое

достоинство – силой его патриотизма.

Н.Г.Чернышевский

Патриотическое воспитание подрастающего сегодня поколения - одна из актуальных задач настоящего. Большие изменения произошли в мире за последнее время. Это касается, прежде всего, нравственных ценностей и отношения к истории. У многих детей искажены представления о таких явлениях, как патриотизм, доброта и великодушие. Сегодня, зачастую, материальные блага и ценности преобладают над духовными.                  
      Особая роль в патриотическом воспитании молодежи отведена музеям.  Именно они помогают приобщиться ребятам к историко-культурным ценностям своего народа, узнать о различных событиях истории родного края, и государства в целом, равняться на лучших его представителей, учиться на героических примерах наших великих предков.Важная роль в патриотическом воспитании должна принадлежать военной истории, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу своего народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах наших великих предков.

      Ведущую роль в патриотическом воспитании учащихся играет военно-исторический музей дома туризма «Мужество и слава молодых», который был открыт 5 мая 2005г. к 60-летию Великой Победы и в этом году ему исполняется 10лет. В музее расположены экспозиции: «Жители микрорайона - ветераны Великой Отечественной Войны»; «Воины, погибшие в Афганистане»; Воины погибшие в Чечне»;» Выпускники школы, воевавшие в горячих точках С момента открытия музея были разработаны и стали традиционными Уроки памяти, Уроки мужества.

     Руководителем музея я работаю первый год и стараюсь соблюдать эти традиции. Совместно с учащимися объединения «Радуга» в прошлом году мы провели: урок мужества «Нам жить и помнить подвиг ваш, наши земляки», который был посвящен 25 - летию вывода советских войск из Афганиста. На встречу с ребятами был приглашен Логинов Павел Борисович, участник Афганской войны, который поделился    своими воспоминаниями. Вильям Султанович Ганиев рассказал о молодых парнях нашегогорода,погибших наАфганской  земле.

  В этом учебном году был проведен Урок мужества «Нам жить и помнить», посвященный20-летию начала Чеченской войны, на который были приглашены: ветеран боевых действий в Чечне Тупикин Олег Николаевич и мама погибшего в Чечне сержанта милиции Родионова Дмитрия Николаевича – Ольга Михайловна.

Музееведы объединения «Пламя» рассказали о воинах киселевчанах, которые погибли в этой войне. Наглядно, на примере   кадров из фильма«Чистилище» показали события тех страшных дней чеченской войны. Олег Николаевич   поделился своимивоспоминаниями о своей воинской службе в Чечне

  Затаив дыхание, со слезами на глазах ребята слушали выступления. На этом мероприятии не было равнодушных.

 К Дню Защитников Отечества мы провели вечер памяти «О тех, кто уже не придет никогда», где показали героизм русского народа в войнах от 40 годов 20 столетия до современности и попытались проследить взаимосвязь поколений. В заключительной части вечера Зимудра В. Е. рассказал детямо воинскойслужбе в современных войсках России.

 Уроки мужества, уроки памяти, проведённые в музее, помогают учащимся прикоснуться к героическому подвигу военного поколения.

Страницы истории для них перестают быть сухими, в чём-то даже стандартными, они приобретают своё лицо, за каждой строчкой – живые человеческие судьбы, трагические и героические одновременно. 

Очень часто ребята думают, что герои где-то далеко, что они недосягаемы, а вот то, что проживающий рядом чей-то дедушка или просто сосед – тоже герой, для многих является открытием. А в музее, среди фотографий, наград, военных документов, личных вещей и воспоминаний ветеранов появляется желание помочь этим людям, выслушать их.
Это и есть первое прикосновение к подвигу, которое потом перерастает в активную гражданскую жизненную позицию. 

В ходе работы по военно-патриотическому воспитанию родились и другие традиции:в памятные даты возложениецветов кпамятникам погибших героев.

Выступление с концертами перед ветеранами   госпиталя, поздравление   с праздниками. Оказание посильной помощи вдовам ветеранов войны.

В заключении хочется сказать, что музей способствует возрождению самосознания, патриотизма, понимания учащимися значимости своего родного города в богатой истории Кузбасского края и страны, ориентируют школьника на гражданские патриотические ценности, тем самым обеспечивает формирование гражданина и патриота России.

  1. Реализация регионального компонента в патриотическом воспитании учащихся (Акимова Т.М.)

Я работаю по программе туристско-краеведческой направленности. Учащиеся изучают историю своей семьи, своего рода, улицы, на которой живут, школы, где учатся, родного округа, края, постепенно расширяя круг своих познаний.

Считаю, если учащийся не любит памятные места своего города, старые улицы,- он, как правило, равнодушен к своей стране. Важной задачей воспитания всегда было и остается воспитания патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Использование краеведческого материала способствует воспитанию активной гражданской позиции.  

При изучении темы «Прошлое нашего края» (на 1 году обучения), учащиеся узнают об истории образования города Киселевска, истории названия поселка шахты №12, о первых поселениях, железнодорожных станциях. При обобщении изучаемого материала участвуют в викторине «Мой город».

На втором году обучения продолжают изучать историю своего города в годы Великой Отечественной войны, эвакуированные предприятия Киселевска, памятники. Выполняют индивидуальные задания, готовят сообщения, доклады о киселевчанах - Героях Советского Союза.

На третьем году обучения ребята знакомятся с историей Кузбасса. Мы говорим   о коренных жителях, об их основных занятиях, первых поселениях, истории названия края. Включаются в работу с краеведческой литературой и периодической печатью. Например, при изучении темы «Прошлое нашего края» составлена викторина «Знаешь ли ты свой край?

Четвертый год обучения учащиеся продолжают изучать историю Кузбасса. Они узнают о местонахождении Кузнецкого острога, его освоении и присоединен к Русскому государству. Знания и умения, получаемые учащимися на теоретических и практических занятиях, подкрепляются в походах.

Краеведение, как и туризм – самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Изучение своей местности открывает ребятам возможность активно включаться в посильный общественный труд и тем самым принять участие в дальнейшем обогащении родного края. В краеведении, как и в походе, многое выполняется коллективно.  Возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием важности полезного дела и реальными результатами.

            Именно в походе появляется возможность знакомства с народными традициями и обрядами. У ребят усиливается познавательный интерес, расширяется кругозор, происходит обогащение новыми сведениями о родном крае. И, наконец, поход – это способ удовлетворения духовных потребностей учащихся. При посещении памятных мест, природных, исторических, архитектурных достопримечательностей, появляется возможность повысить познавательную активность, образовательный и воспитательный уровень ребят.

Важную роль в патриотическом воспитании обучающихся играют краеведческие олимпиады и конференции. Многие годы, готовясь к краеведческим олимпиадам, мы с ребятами глубоко осмысливаем события истории края и города. А выполняя учебно – исследовательскую работу о Ганиеве Вильяме Султановиче, мы пытались   поисковый материал пропустить через своё сознание, через свою душу.

             Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что очевидны огромные возможности краеведческой и туристической деятельности, которая позволяет развивать познавательную активность обучающихся посредством приобщения к культурному наследию малой Родины, любви и уважению своего народа, его традиций. Краеведческий материал, как неисчерпаемый источник открывает все новые и новые возможности его использования, воспитывает человека, гражданина, патриота.

  1. Воспитание гражданственности через

проведение экологических акций (Коннова О.В.)

Патриотизм – в основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств: любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

Эти высокие чувства, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются под влиянием социальных условий и воспитания. Необходима целенаправленная, систематическая работа педагогов, родителей. Один педагог-энтузиаст проблему не решит.

Патриотическое воспитание наиболее полно реализуется при комплексном подходе, т.е. воспитания трудового, эстетического, физического и экологического.

Экология – слово происходит от двух слов: «логос» - наука; «экос» - дом, жилище, т. е наука, занимающаяся изучением взаимосвязи живых организмов со средой обитания, изменений, которые происходят в результате деятельности человека в окружающей среде и влиянии этих изменений на животных и растения.

В настоящее время человек, даже если бы он захотел, не может не изменять природу. Но можно и нужно делать это обдуманно, не нарушая законы природопользования.

В процессе тематических прогулок, экскурсий, исследований ребенок изучает свою страну, начиная с «малой родины». При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, насыщенные, запоминающиеся образы. Так приходит любовь к родине, ее природе, истории, культуре, людям.

Быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на ее благо. Труд в природе имеет особую значимость, разнообразные природоохранные акции «Поможем птицам зимой», «Сохраним поляну чистой», исследования в природе и т. д.

  1. Воспитание учащихся на культурных традициях народа

(Пугачёва Е.М.)

Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости понятий «долг», «честь», «совесть», «духовность», «патриотизм».Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы.

Воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена, но особенно сегодня, в современных условиях введения ФГОС. Именно в связи с этим появилась потребность в исторических примерах нравственного воспитания, источники которых мы находим в религиозных культурах. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. 

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека. Духовно-нравственное направление развития и воспитания учащихся заключается в:

  • формировании гражданской идентичности;
  • приобщение к культурным ценностям социокультурной группы;
  • базовым национальным ценностям российского общества,

общечеловеческим ценностям.

При разработке программ «Азы православия» и «Истоки духовности» я учитывала необходимость обновления содержания дополнительного образования детей в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты. Мои программы содержат необходимый материал, позволяющий познакомить детей младшего школьного возраста с местным фольклором, храмами города и области, научить их понимать и воспринимать те духовно-нравственные ценности, которые хранили и преумножали наши предки.

Главная цель программ –   воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край.

Изучение православных традиций позволяет детям почувствовать связь поколений, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры и истории, понять ее уникальность.

Реализация программ способствует формированию национального и культурного самоопределения, что является главным условием воспитания учащихся. Занятия в моём объединении «Светоч» предоставляют широкие возможности для изучения многих вопросов, посвященных духовной жизни народа, его веры, нравственности, обычаям и традициям. На занятиях мы изучаем православные праздники и сами проводим их, ходим на экскурсии в храмы, встречаемся со священником для бесед о православных книгах, о храме и его назначении. Учащиеся участвуют в городских и областных краеведческих и православных конкурсах творческих работ:«Жизнь в гармонии с природой», «От экологии природы к экологии души», «Храмами Русь прекрасна», «Праздник праздников», где неоднократно становились победителями и призёрами. Каждый год дети успешно принимают участие в олимпиадах по Основам православной культуры и краеведению, что также способствует воспитанию любви к «малой» Родине.

 В процессе занятий дети изучают прошлое и настоящее своего края через знакомство с храмами области и города, иконописью и зодчеством Кемеровской области, знакомятся с обычаями и традициями через участие в православных праздниках: «День православной книги», «День Славянской письменности и культуры», ежегодном городском фестивале «Рождественская звезда».  Занятия по православной культуре с введением краеведческого материала отличаются многообразием наглядности, формами организации работы детей, вариативностью выполняемых работ.

На занятиях используются детские рисунки на тему «Храмы родного города», «Православные праздники», фотоальбомы по Кемеровской области, журналы и книги о храмах города и области, его памятных местах, литературный материал местных писателей. Например, «Собор стихов», жития сибирских святых, стихотворения В.Липового, Л.И. Головатовой, Е.Ермакова, сборники В.Ерёменко «Белый инок» и А.Раевского «Забураненный рай». Для активизации мышления обучающихся, лучшего запоминания материала я использую ребусы, кроссворды по темам занятий, активные методики: «Допиши стихотворение», «Синквейн», «Сходство и отличие», «Картины» и другие. Детям очень нравятся такие занятия! Если дети будут знать и любить свой край, они будут бережней относиться к природе, памятникам, храмам – всему, что есть на родной земле. В этом главные образовательная и воспитательная функции краеведения.

Заключительная часть

Мы все прекрасно понимаем, что патриотическим воспитанием нашей молодежи заниматься надо серьезно. Ведь нам, поколениям, которые с пеленок воспитывались на почве любви и преданности своему Отечеству, отнюдь не безразлично кто придет нам на смену.

3.Обсуждение и утверждение Программы воспитания и социализации учащихся ДДЮТЭ на 2015 – 2020 годы (Кубарь С.В.).

В соответствии с Концепцией духовно – нравственного воспитания российских школьников современный национальный идеал личности – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу  Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях российского народа.

Ориентируясь на этот воспитательный идеал, предлагаю  сформулировать цель программы как  создание условий для личностного роста ребёнка, проявляющегося в приобретении им социально – значимых знаний, в развитии его социально – значимых отношений и в накоплении им опыта социально – значимого действия.

Приобретение ребёнком социально – значимых знаний поможет ему лучше ориентироваться в нормах и традициях окружающего его общества, понимать, на каких правилах строится жизнь нашего общества, что в нём считается нужным, верным и правильным, что в нём осуждается и каковы социально одобряемые и неодобряемые формы поведения.

Однако знание ребёнком общественных норм и правил не гарантирует его соответствующего поведения. Важно формировать в ребёнке и определённые социально  значимые  отношения – позитивные отношения к базовым общественным ценностям.

Но и этого не достаточно для полноценного духовно – нравственного развития личности.  Ребёнку важно приобрести опыт социально – значимого действия, где он смог бы использовать на практике собственные знания и отношения.

В единстве социально значимых знаний, отношений,  опыта действий, приобретаемых ребёнком в школе и учреждении дополнительного образования, и проявляется феномен его личностного роста.

Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:

  • воспитывать патриотизм на материалах краеведения, истории родного края и города;
  • учить  понимать  и сопереживать другим людям, оказывать им посильную  помощь;
  • формировать потребность ведения здорового образа жизни;
  • учить ребят давать нравственную оценку своим и чужим поступкам, формировать опыт положительного взаимодействия в коллективе,
  • организовывать профориентационную работу с учащимися;
  • формировать умения и навыки общественно полезной деятельности, направленные на улучшение природной среды;
  • выявлять  способных и талантливых детей и поддерживать их инициативу;
  • повышать эффективность работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Программа воспитания и социализации учащихся направлена на:

 - обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания (подпрограмма «Я – гражданин России»);

- формирование представлений о значении семьи для успешного развития человека (подпрограмма «Я и моя семья»);

  - социализацию (подпрограмма «Я среди людей»);

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни (подпрограмма «Я и моё здоровье»);

- профессиональную ориентацию (подпрограмма «Я в мире профессий»);

- формирование экологической культуры (подпрограмма «Я и окружающая среда»);

- повышение эффективности профилактической работы (подпрограмма «Я и мои поступки»).

В прениях выступили:

Лыченкова Т.А., которая заметила преимущества новой Программы воспитания и социализации учащихся ДДЮТЭ на 2015 – 2020 годы  в том, что в ней появилась подпрограмма «Я в мире профессий», в старом варианте Программы воспитательной работы  на 2008 – 2014 годы такой подпрограммы не было, хотя мы всегда занимались профориентацией.

Дида В.М., которая считает, что положительным аспектом новой программы является включение в неё подпрограммы профилактики «Я и мои поступки», так как профилактической работой нужно заниматься не только с теми, кто совершил правонарушения, но со всеми детьми. (Раньше работали по Программе профилактики  правонарушений «Доверие» с детьми, стоящими на различных видах учёта).

Решение педагогического совета.

1.Отметить работу педагогов Мардасовой Е.М., Бардаковой Г.И., Акимовой Т.М. по воспитанию гражданственности и патриотизма у учащихся ДДЮТЭ. 

2.Педагогическому коллективу ДДЮТЭ:

2.1.совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по данному направлению, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт гражданско-патриотического воспитанияобразовательных организаций страны, области, города и педагогов ДДЮТЭ;

2.2. продолжать работу по организации совместной общественно значимой гражданско-патриотической деятельности родителей и учащихся.

3.Заместителю директора по ВР Кубарь С.В. и руководителю музея Диде В.М. в мае 2015 года провести торжественное мероприятие, посвященное 70-летию Победы и 10-летию военно – исторического музея «Мужество и слава молодых».

4.Руководителю музея Диде В.М. активизировать работу музея по проведению учебно – тематических экскурсий для учащихся ДДЮТЭ.

5. Утвердить  Программу  воспитания и социализации учащихся ДДЮТЭ на 2015 – 2020 годы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития туристско-краеведческой деятельности

Целью настоящей программыявляется создание условий для развития и расширения туристско-краеведческой деятельности учащихся города как комплексного средства формирования здорового образа жизни молодежи...

Туристско-краеведческая деятельность – педагогический ресурс развития личности подростка в воспитательной системе школы

В своей внеурочной деятельности использую такие формы изучения родного края как экскурсии.Об этом делюсь опытом в своей статье....

« Роль туристско-краеведческой деятельности УДО и школ в создании единого образовательного пространства в станице Медведовской».

Работа туристско-краеведческого объединения прививает любовь к родному краю, формирует патриотические чувства и способствует укреплению межшкольных связей не только одной станицы, но и края....

Дополнительная образовательная программа "Туристско-краеведческая деятельность старших дошкольников"

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования туристской направленности, воспитателей и физинструкторов детских садов.Для детей подготовительных к школе групп детского сада в возра...

Дополнительные материалы к занятиям по туристско-краеведческой деятельности. Туристские игры.

Туристские игры. Дополнительные материалы к занятиям по туристско-краеведческой деятельности...

Эколого-туристско-краеведческая игра "Мы идем в поход!"

Игра должна способствовать развитию интереса обучающихся к занятиям в кружках «Туризм» и «Юный турист»;2.     Создать условия для воспитания в учениках экологической культуры и гра...

III Эколого-туристско-краеведческий фестиваль "Путешествие по Бурятии"

Отчет по проведению III фестиваля на базе  МАОУ "СОШ № 46"...