Приёмы здоровьесбережения на уроках истории и обществознания
статья на тему

Антипец Елена Петровна

Состояние здоровья подрастающего поколения — важней­ший показатель благополучия общества и государства, не толь­ко отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, полити­ческая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья детей, подростков, молодежи. В данной статье освещаются практические приемы здоровьесбережения на уроках истории, а также возможность теоретического обснования необходимости здорового образа жизни на примерах истории народов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы здоровьесбережения на уроках истории и обществознания.

Антипец Елена Петровна

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 42

             

                Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья детей, подростков, молодежи.

           Современное общества и родители сегодня школе дали четкий социальный заказ – воспитать здорового, разносторонне физически развитого, готового к самореализации и применению знаний в практической жизни выпускника.

 Не будем спорить, ребенок проводит в школе в среднем 6-7 часов в день, и в течение всего этого времени его неокрепший организм подвергается существенным умственным и физическим нагрузкам. Каким же образом помочь ему справиться с ними?

 Безусловно, большое внимание должно уделяться  режиму, регулярному чередованию письменных и устных видов работы на уроках, причем объем каждого из них должен учитываться возрастной или индивидуальной спецификой классов.  

 Не секрет, что чем младше учащиеся, тем больше они нуждаются в движении, поэтому на уроках истории в 5-6 классах вполне  уместно проводить подвижные минутки-разминки, так или иначе связанные с темой урока: ребята могут в виде пантомимы изобразить, как пользоваться шадуфом, «посеять ячмень»; при изучении темы «Природа и люди Древней Индии» детям нравится физминутка «Джунгли». Важным условием подобных разминок является то, чтобы они не расхолаживали урок, поэтому задания подобного рода должны заранее тщательно продумываться и органично «вплетаться» в тему урока. Например, вспоминаем с ребятами славянские племена, их географическое положение относительно Киева. В процессе разминки учитель называет то или иное племя, а дети указывают: «севернее» (руки  подняты вверх), «южнее» (приседают), «западнее» (наклон влево)  или «восточнее» (наклон вправо).  При организации работы в группах можно предусмотреть задание на самостоятельное составление динамической паузы в соответствии с темой (например, «На занятии в палестре»). Словарную работу на уроке тоже можно сделать динамичной (правильное утверждение – шаг вперед; неверное – назад).

В старших классах провожу  гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, на каждой перемене обязательно проветриваем кабинет, ведь свежий воздух необходим для улучшения самочувствия детей и повышения их работоспособности. 

На своих уроках я применяю такие формы и методы, которые позволяют детям во время групповых работах или работе в паре большее время стоять (работа с настенной картой, обсуждение ситуаций, поиск нужной информации, инсценировка, пантомима и т.д.). 
Особое внимание на своих уроках я уделяю упражнениям на гармоничную работу мозга и упражнениям на снятие психологического напряжения. В народе говорят: «Все болезни от нервов». Ведь если ребёнок спокоен и уверен в себе, если он уходит с урока довольным, то можно с уверенностью сказать, что и здоровье его тоже в порядке, т.к. положительные эмоции снижают утомление школьника, вызванное учебными занятиями. 

Специфика предмета истории и обществознания такова, что помимо практического применения различных комплексов упражнений, чередований письменных и устных видов работы, позволяет уделять большое внимание теоретическому обоснованию необходимости здоровья, здорового образа жизни для любого человека.  Достаточно вспомнить наиболее яркие страницы истории, как мировой, так и отечественной, где многими народами и крупнейшими историческими деятелями уделялось особое внимание здоровью нации, здоровой личности.

 Ярким примером восторженного отношения наших предков к возможностям человеческого тела и духа являются  Олимпийские игры - этот древний   праздник  силы, ловкости, меткости и красоты, у которого были свои законы и свои правила: во время  игр запрещались или прекращались все войны между враждующими городами Греции.

В 5 классе, при изучении темы «Древняя Спарта», акцентирую внимание учащихся на том, что спартанцы специально и насильно поили вином илотов, чтобы посмеяться над ними и показать подрастающей спартанской молодёжи пагубное воздействие вина, сравниваю данную ситуацию с современным состоянием этой проблемы, особенно в среде подростков. 

При изучении темы «Жизнь средневековой деревне» (6 класс)  можно рассмотреть  вопрос «Почему в ежедневном рационе простых крестьян были чеснок и лук?». Изучая эпоху средневековья, можно подчеркнуть, что отсутствие элементарных правил гигиены, таких как умывание и мытьё, регулярная смена белья были основными причинами моров и эпидемий.

Это в древности. Но культ здорового тела и духа не давал покоя человечеству и в более поздние времена. Вспомним средневековых рыцарей и былинных богатырей – все они олицетворяли собой мощь и силу, доблесть и отвагу.

ХХ век – особая страница в развитии теперь уже массового спорта: возрождаются Олимпийские игры, ставшие международными, строятся стадионы и спортивные комплексы, все больше молодежи вовлекается в различные секции и клубы. В Советском Союзе 30-х годов ХХ века -  массовое увлечение спортом, создаются спортивные организации и клубы, регулярно проводятся смотры - парады с привлечением молодежи, состязания на призы различных газет… Сталин  уделял большое внимание оздоровлению нации, возможно, этим он хотел отвлечь массы от суровой реальной действительности.

Но чем в таком случае можно объяснить стойкость и мужество простых советских парней и девчонок в годы Великой Отечественной войны? Только ли патриотизмом, преданностью делу Ленина и Сталина? «В здоровом теле здоровый дух» - хилая нация вряд ли выдержала бы подобный натиск врага. Трудно представить себе нашу современную «гламурную» молодежь в тех суровых военных условиях, если даже служба в армии вызывает у ребят панический страх и ужас. Почему это происходит? Не следует ли искать первопричину этого страха в физической и духовной слабости подрастающего поколения: если человек слаб здоровьем, он слаб и духом, ибо он не уверен в себе, в своих силах и постоянно от кого-то зависит.

Таким образом, на уроках истории имеет место наглядная агитация и пропаганда здоровья, здорового образа жизни на наиболее ярких моментах истории.

На уроках обществознания, когда рассматривается тема физиологических особенностей подросткового возраста (5, 7класс), озвучиваю предостережение о последствиях ранней половой жизни и т.д. А при изучении темы «Психолого - возрастные особенности подросткового возраста», подчёркиваю, что подражание «взрослому» образу жизни – всего лишь иллюзия, которая может привести к пагубным последствиям, и единственный путь этого  избежать –  осознание и контроль своего поведения.

С учащимися старших классов на уроках обществознания применяю методику диспута, «круглого стола», на которых обсуждаем, анализируем и делаем выводы о глобальных проблемах человечества, особенно о демографической проблеме,  которая сложилась  в современном обществе. Акцентирую внимание на последствиях,   к которым приводят небрежное отношение к себе и своему здоровью (табакокурение и употребление спиртных напитков и наркотических веществ.          При  изучении  правоведения   обязательно рассматриваем статьи Уголовного Кодекса, которые предусматривают наказание за совершение преступления, направленных на нанесение вреда здоровью человека (например: ст. 23 УК РФ. «Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения»). 

           Я стараюсь показать учащимся необходимость воспитывать с детства бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих и потребность к здоровому образу жизни. История человечества, а следовательно и история общества зависит от личной заинтересованности людей в изменениях или сохранении жизни без изменений. И если человек любит себя и окружающих, то отношение его будет добрым и бережным. 
        Уроки истории и обществознания позволяют формировать у подрастающего поколения ценностное отношение к жизни и здоровью, которое позволит успешно адаптироваться во многих сферах жизни на пути к самореализации, социальной адаптации.

           В Уставе Всемирной организации здравоохранения сказано: «Здоровье это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие».
           Социальное здоровье также формируется на каждом уроке. К нему относится умение жить в обществе, коммуникативность, удовлетворенность социальным статусом. Это достигается посредством общения на уроке между учителем и учениками и учениками между собой, а также общественными событиями, знакомством с явлениями, известными личностями, на примере которых можно воспитать много положительных качеств у обучающихся. Обучающиеся, знакомясь с тенденциями становления и развития общества и государства, начинают лучше ориентироваться в социуме, реализовывать себя.

           Таким образом, здоровьесберегающий компонент на уроках истории необходим в современной школе с компетентностным подходом в обучении и гуманизацией образовательного процесса в условиях модернизации, потому что «здоровый нищий счастливее больного короля». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приёмы работы на уроках истории и обществознания через использование модульной технологии»

Урок, как одна из основных форм технологического процесса обучения в современной школе, весьма разнообразен. В старшей школе большая роль отводится созданию и организации многополюсной образовательной...

"Приёмы технологии: «Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания».

Приёмы технологии: «Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания». Презентация по приемам работы над развитием критического мышления....

Использование герменевтического подхода (методы и приёмы работы с текстом) на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника и определяет образовательные (личностные, метапредметны...

Современные методы и приёмы обучения на уроках истории и обществознания.

Современные методы и приемы обучения на уроках истории и обществознания....

Мастер-класс «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания"

Цель мастер-класса: повысить мотивацию учителей-предметников к применению интерактивных приёмов  обучения на уроках истории и обществознания.Задачи мастер-класса:- познакомить учителей с интеракт...

Методическая разработка мастер-класса для учителей истории и обществознания «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующе...