Организация психолого-педагогической диагностики учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
статья на тему

Алпатова Виктория Викторовна

Специальная (коррекционная) образовательная школа VIII вида ставит задачу создать для каждого ребенка оптимальные условия для обучения, всестороннего развития и коррекции присущих ему дефектов. Организация таких условий предполагает глубокое знание психологических особенностей учеников, учет их недостатков и имеющихся потенциальных возможностей, а также определение условий, способствующих реализации положительных возможностей каждого ученика.

Состав учащихся каждого класса специальной школы разнообразен. Проявления нарушенного развития в пределах одного дефекта различны и зависят от совокупности многих факторов. Поэтому перед педагогом специальной школы особенно остро возникает необходимость всестороннего психолого-педагогического обследования каждого ученика.

Всестороннее обследование учащегося  должно включать в себя обследование восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы, состояния знаний, умений и навыков.

Изучение учеников начинается ещё до начала обучения. Педагог должен познакомиться с личными делами детей: выпиской из протокола окружной ПМПК, школьной ПМПк, характеристиками из других образовательных учреждений, где ранее обучался ребёнок.  На основании изученных документов педагог составляет общие представления о ребёнке: его диагноз, физическое состояние, факторы, отягощающие основной дефект, а также приблизительно подбирает тот комплект методик психолого-педагогического обследования, который подходит для конкретного ребёнка.

В течение первых трех недель пребывания в школе целесообразно провести на разных уроках специальное психолого-педагогическое обследование.

Необходимым условием проведения обследования является соблюдение принципов и основных положений отечественной коррекционной педагогики, возрастной и специальной психологии (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, В.В. Лебединский, Б.Ф.  Зейгарник). Принципы таковы:  комплексности, целостности, всесторонности, системности, динамичности. С.Д. Забрамная (одна из ведущих специалистов в области диагностики детей с интеллектуальными нарушениями) выделяет ряд условий, которые следует соблюдать при проведении обследования детей:

  • создание в ходе всего обследования комфортности, установления эмоционального контакта;
  • предъявление в начале обследования более лёгкого задания для создания ситуации успеха
  • чередование словесных и наглядных методик для предупреждения переутомления
  • игровой характер заданий
  • учёт уровня развития познавательной деятельности.

 

А.Д. Вильшанская выделяет следующие специальные условия, которые актуальны и для проведения обследования детей со сложной структурой дефекта:

* экономичность предъявляемого материала (то есть задания должны быть направлены на обследование сразу нескольких психических процессов)

* вариативность в последовательности предъявления материала (учитывая особенности поведения ребёнка в процессе обследования, необходимо индивидуализировать последовательность предъявляемых заданий: лёгкие- трудные, вербальные- невербальные, учебные- игровые

* учёт уровня работоспособности ребёнка (в случае повышенной утомляемости дать возможность отдохнуть)

* чёткое и доступное предъявление инструкции

* дозирование помощи взрослого (помощь должна предъявляться последовательно от минимальной к максимальной).

Важной особенностью диагностической работы является её направленность не столько на конечный результат, сколько на сам процесс её выполнения. Известно, что симптоматика нарушения у многих детей может быть одна и та же, а его причины и механизмы будут разными. Отсюда и методы коррекционного воздействия на развитие ребёнка будут разными.

 

В процессе использования каждой конкретной методики следует обращать внимание на ряд критериев:

- понимание инструкции и цели задания. Важно установить, воспринимает ли ребенок инструкцию и делает ли попытки ее понять, какого типа инструкции более понятны: устная; сопровождаемая наглядным показом; безречевая.

- характер деятельности при выполнении задания. Важно выяснить, выполняет ли ребенок предложенное ему задание с интересом или формально. Кроме того, надо обратить внимание на степень стойкости возникшего интереса. Необходимо установить, насколько целенаправленно выполняется предложенная ребенку работа. Следует обращать внимание на то, какими способами ребенок решает предложенные ему задачи, насколько сосредоточенно он работает и какова его работоспособность. Необходимо также установить, умеет ли ребенок в случае необходимости пользоваться предложенной ему помощью, каковы степень и характер помощи. Важным качеством деятельности является способность ребенка осуществлять контроль на каждом этапе выполнения задания, а также волевые усилия, которые требуются от него при решении поставленной задачи.

- реакция ребёнка на результат работы. Правильная оценка своей деятельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успехе, огорчение при неудаче) свидетельствуют о понимании ребенком ситуации. Дети с нормальным умственным развитием понимают свои успехи и неудачи. Дети с нарушением интеллекта не критичны к результатам своей работы, не понимают того, что  они не выполнили задание, а  поэтому не огорчаются.

- общая эмоциональная реакция на факт обследования. При  обследовании наблюдаются несколько вариантов поведения детей. В одних случаях - это волнение, настороженность, в других – плач, нежелание вступать в контакт, чрезмерное возбуждение, иногда с агрессивными проявлениями; еще один вариант - неадекватная веселость, фамильярность со взрослыми. Наиболее естественным является волнение, настораживают безразличие, беспричинный смех, несоблюдение дистанции, что является показателем непонимания ситуации при  низком уровне умственного развития.

 

Диагностическая работа дефектолога является составной частью комплексного изучения ребёнка. Результаты дефектологического обследования обязательно сопоставляются с психологическими, медицинскими, педагогическими данными и обсуждаются между специалистами и педагогами. Диагностическое направление работы включает в себя: первичное дефектологическое обследование, систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приёмов обучения реальным достижениям и уровню развития ребёнка.

В обследовании дефектолога выделяют 2 аспекта: психологический и педагогический. Педагогическое обследование проводится для выявления трудностей в обучении, а психологическое – для выявления причин этих трудностей. Дефектолог составляет дефектологическое представление на ребёнка. Оно включает в себя следующие пункты:

1. Сведения ребёнка об окружающем и о себе,

2. Восприятие цвета, формы, величины,

3. Восприятие времени и пространства ,

4. Особенности внимания

5.Особенности памяти,

6. Состояние речи,

7. Учебные знания, умения и навыки,

8. Эмоционально-волевая сфера и поведение, особенности деятельности,

9. Особенности мышления,

10. Состояние общей и мелкой моторики.

Для обследования можно использовать следующие методики и виды заданий:

Обследование общих сведений ребёнка об окружающем. Обследование общей и мелкой моторики

Беседа с ребёнком (насколько это возможно). Повторение движений за учителем, игра в мяч, рисунок на свободную тему.

Обследование зрительного восприятия, пространственных и временных представлений

Выполнение действий по просьбе учителя: «Дай красный (жёлтый)…», «Покажи круг (треугольник)…».Задание на соотнесение цветов. Фигурная вкладка «Черепашка» (для обследования восприятия величины), доска Сегена. Задания на определения право-лево (с игрушками и по картинке), разложение картинок по порядку по теме распорядка дня, времена года.

Обследование внимания и памяти.

Корректурные пробы (фигурные), задания на разложение по памяти 3 и 4 предметов в определённом порядке.

Обследование мышления и речи

«Обобщения» (игрушки, мебель, посуда, фрукты, овощи). Исключение 4-го лишнего. Игра «Что к чему». Беседа по сюжетной картинке.

Обследование учебных знаний, умений и навыков

Показ букв, составление слогов по заданию учителя. Показ цифр по заданию учителя, откладывание заданного числа на счётах. Письмо букв и цифр по заданию учителя.

 

В настоящее время проводится работа по адаптации методики «Обучающий

эксперимент» (по А.Я. Ивановой) для исследования уровня обучаемости. Ряд исследователей (Л.С. Выготский, Н.А. Менчинская, Б.Г. Ананьев, С.Я. Рубинштейн, А.Я. Иванова)  подчеркивают этот показатель как наиболее важный для оценки успешности обучения ученика с нарушением интеллекта в школе.

В зависимости от решаемых в ходе диагностики частных задач дефектолог может варьировать методы изучения учащихся. Это могут быть наблюдения за ребёнком в учебной деятельности, анкетирование родителей, беседы с педагогом.

Подробное психолого-педагогическое обследование ребёнка позволяет сделать учебный процесс личностно-ориентированным. Это является необходимым условием для обучения учащихся со сложной структурой дефекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologo-pedagogicheskaya_diagnostika.doc49 КБ
Office presentation icon diagnostika.ppt58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация психолого-педагогической диагностики учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Специальная (коррекционная) образовательная школа VIII вида ставит задачу создать для каждого ребенка оптимальные условия для обучения, всестороннего развития и коррекции присущих ему дефектов. Организация таких условий предполагает глубокое знание психологических особенностей учеников, учет их недостатков и имеющихся потенциальных возможностей, а также определение условий, способствующих реализации положительных возможностей каждого ученика.

Состав учащихся каждого класса специальной школы разнообразен. Проявления нарушенного развития в пределах одного дефекта различны и зависят от совокупности многих факторов. Поэтому перед педагогом специальной школы особенно остро возникает необходимость всестороннего психолого-педагогического обследования каждого ученика.

Всестороннее обследование учащегося  должно включать в себя обследование восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы, состояния знаний, умений и навыков.

Изучение учеников начинается ещё до начала обучения. Педагог должен познакомиться с личными делами детей: выпиской из протокола окружной ПМПК, школьной ПМПк, характеристиками из других образовательных учреждений, где ранее обучался ребёнок.  На основании изученных документов педагог составляет общие представления о ребёнке: его диагноз, физическое состояние, факторы, отягощающие основной дефект, а также приблизительно подбирает тот комплект методик психолого-педагогического обследования, который подходит для конкретного ребёнка.

В течение первых трех недель пребывания в школе целесообразно провести на разных уроках специальное психолого-педагогическое обследование.

Необходимым условием проведения обследования является соблюдение принципов и основных положений отечественной коррекционной педагогики, возрастной и специальной психологии (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, В.В. Лебединский, Б.Ф.  Зейгарник). Принципы таковы:  комплексности, целостности, всесторонности, системности, динамичности. С.Д. Забрамная (одна из ведущих специалистов в области диагностики детей с интеллектуальными нарушениями) выделяет ряд условий, которые следует соблюдать при проведении обследования детей:

  • создание в ходе всего обследования комфортности, установления эмоционального контакта;
  • предъявление в начале обследования более лёгкого задания для создания ситуации успеха
  • чередование словесных и наглядных методик для предупреждения переутомления
  • игровой характер заданий
  • учёт уровня развития познавательной деятельности.

А.Д. Вильшанская выделяет следующие специальные условия, которые актуальны и для проведения обследования детей со сложной структурой дефекта:

* экономичность предъявляемого материала (то есть задания должны быть направлены на обследование сразу нескольких психических процессов)

* вариативность в последовательности предъявления материала (учитывая особенности поведения ребёнка в процессе обследования, необходимо индивидуализировать последовательность предъявляемых заданий: лёгкие- трудные, вербальные- невербальные, учебные- игровые

* учёт уровня работоспособности ребёнка (в случае повышенной утомляемости дать возможность отдохнуть)

* чёткое и доступное предъявление инструкции

* дозирование помощи взрослого (помощь должна предъявляться последовательно от минимальной к максимальной).

Важной особенностью диагностической работы является её направленность не столько на конечный результат, сколько на сам процесс её выполнения. Известно, что симптоматика нарушения у многих детей может быть одна и та же, а его причины и механизмы будут разными. Отсюда и методы коррекционного воздействия на развитие ребёнка будут разными.

В процессе использования каждой конкретной методики следует обращать внимание на ряд критериев:

- понимание инструкции и цели задания. Важно установить, воспринимает ли ребенок инструкцию и делает ли попытки ее понять, какого типа инструкции более понятны: устная; сопровождаемая наглядным показом; безречевая.

- характер деятельности при выполнении задания. Важно выяснить, выполняет ли ребенок предложенное ему задание с интересом или формально. Кроме того, надо обратить внимание на степень стойкости возникшего интереса. Необходимо установить, насколько целенаправленно выполняется предложенная ребенку работа. Следует обращать внимание на то, какими способами ребенок решает предложенные ему задачи, насколько сосредоточенно он работает и какова его работоспособность. Необходимо также установить, умеет ли ребенок в случае необходимости пользоваться предложенной ему помощью, каковы степень и характер помощи. Важным качеством деятельности является способность ребенка осуществлять контроль на каждом этапе выполнения задания, а также волевые усилия, которые требуются от него при решении поставленной задачи.

- реакция ребёнка на результат работы. Правильная оценка своей деятельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успехе, огорчение при неудаче) свидетельствуют о понимании ребенком ситуации. Дети с нормальным умственным развитием понимают свои успехи и неудачи. Дети с нарушением интеллекта не критичны к результатам своей работы, не понимают того, что  они не выполнили задание, а  поэтому не огорчаются. 

- общая эмоциональная реакция на факт обследования. При  обследовании наблюдаются несколько вариантов поведения детей. В одних случаях - это волнение, настороженность, в других – плач, нежелание вступать в контакт, чрезмерное возбуждение, иногда с агрессивными проявлениями; еще один вариант - неадекватная веселость, фамильярность со взрослыми. Наиболее естественным является волнение, настораживают безразличие, беспричинный смех, несоблюдение дистанции, что является показателем непонимания ситуации при  низком уровне умственного развития.

Диагностическая работа дефектолога является составной частью комплексного изучения ребёнка. Результаты дефектологического обследования обязательно сопоставляются с психологическими, медицинскими, педагогическими данными и обсуждаются между специалистами и педагогами. Диагностическое направление работы включает в себя: первичное дефектологическое обследование, систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приёмов обучения реальным достижениям и уровню развития ребёнка.

В обследовании дефектолога выделяют 2 аспекта: психологический и педагогический. Педагогическое обследование проводится для выявления трудностей в обучении, а психологическое – для выявления причин этих трудностей. Дефектолог составляет дефектологическое представление на ребёнка. Оно включает в себя следующие пункты:

1. Сведения ребёнка об окружающем и о себе,

2. Восприятие цвета, формы, величины,

3. Восприятие времени и пространства ,

4. Особенности внимания

5.Особенности памяти,

6. Состояние речи,

7. Учебные знания, умения и навыки,

8. Эмоционально-волевая сфера и поведение, особенности деятельности,

9. Особенности мышления,

10. Состояние общей и мелкой моторики.

Для обследования можно использовать следующие методики и виды заданий:

Обследование общих сведений ребёнка об окружающем. Обследование общей и мелкой моторики

Беседа с ребёнком (насколько это возможно). Повторение движений за учителем, игра в мяч, рисунок на свободную тему.

Обследование зрительного восприятия, пространственных и временных представлений

Выполнение действий по просьбе учителя: «Дай красный (жёлтый)…», «Покажи круг (треугольник)…».Задание на соотнесение цветов. Фигурная вкладка «Черепашка» (для обследования восприятия величины), доска Сегена. Задания на определения право-лево (с игрушками и по картинке), разложение картинок по порядку по теме распорядка дня, времена года.

Обследование внимания и памяти.

Корректурные пробы (фигурные), задания на разложение по памяти 3 и 4 предметов в определённом порядке.

Обследование мышления и речи

«Обобщения» (игрушки, мебель, посуда, фрукты, овощи). Исключение 4-го лишнего. Игра «Что к чему». Беседа по сюжетной картинке.

Обследование учебных знаний, умений и навыков

Показ букв, составление слогов по заданию учителя. Показ цифр по заданию учителя, откладывание заданного числа на счётах. Письмо букв и цифр по заданию учителя.

В настоящее время проводится работа по адаптации методики «Обучающий

эксперимент» (по А.Я. Ивановой) для исследования уровня обучаемости. Ряд исследователей (Л.С. Выготский, Н.А. Менчинская, Б.Г. Ананьев, С.Я. Рубинштейн, А.Я. Иванова)  подчеркивают этот показатель как наиболее важный для оценки успешности обучения ученика с нарушением интеллекта в школе.

В зависимости от решаемых в ходе диагностики частных задач дефектолог может варьировать методы изучения учащихся. Это могут быть наблюдения за ребёнком в учебной деятельности, анкетирование родителей, беседы с педагогом.

Подробное психолого-педагогическое обследование ребёнка позволяет сделать учебный процесс личностно-ориентированным. Это является необходимым условием для обучения учащихся со сложной структурой дефекта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация психолого-педагогической диагностики учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида Алпатова В.В.

Слайд 2

Психолого-педагогическая диагностика включает в себя обследование: восприятия (зрительного, слухового, тактильного) внимания памяти мышления речи эмоционально-волевой сферы состояния ЗУН

Слайд 3

Условия обследования: Комфортность, эмоциональный контакт Начинание с лёгкого задания Чередование словесных и наглядных методик Игровой характер задания Учёт уровня развития познавательной деятельность

Слайд 4

Специальные условия (по Вильшанской А.Д.): Экономичность материала Вариативность предъявления материала Учёт уровня работоспособности Четкое и доступное предъявления инструкции Дозирование помощи

Слайд 5

Критерии оценки работы ребёнка: Понимание инструкции и цели задания Характер деятельности при выполнении задания Реакция ребёнка на результат работы Эмоциональная реакция на факт обследования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективы обучения основам компьютерной грамотности учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Из опыта работы по обучению основам компьютерной грамотности учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках факультативного курса (1 час в неделю).Содержание: 1.    Исто...

Доклад на тему «Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения»

Доклад на тему: "Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения"....

Организация работы по профессиональному самоопределению учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Статья "Организация работы по профессиональному самоопределению учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

Задания и упражнения, способствующие формированию представлений о времени учащихся специальных коррекционых школ VIII вида на уроках матаматики....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ОЦЕНКИ КАК КОМПОНЕНТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НА УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА.

В данной статье рассматривается проблема поиска наиболее эффективных методов оценки учебной деятельности, способствующих, стимулированию учебной активности учащихся специальной (коррекционной) школы V...

Доклад на семинаре "Психолого-педагогическая поддержка детей с разными формами интеллектуальных и психических нарушений" по теме "Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношен...

Диагностика трудовых навыков учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках швейного дела

Уже несколько лет я веду диагностику трудовых навыков учащихся на своих уроках. На начало и конец учебного года заполняю таблицу результатов изучения уровня самостоятельности учащихся при выполнении т...