«Реализация индивидуального подхода на занятиях по физической культуре . Из опыта работы Белгородского строительного колледжа»
презентация к уроку (10 класс) на тему

Индивидуальный подход на занятиях тесно связан с методикой проведения занятий. Преподавателю физической культуры необходимо планировать работу, учитывая возрастные, типовые и индивидуальные особенности обучающихся, и проводить обучение так, чтобы приобретение знаний, умений и навыков стало для них потребностью, приносило радость и внутреннее удовлетворение. Как добиться этого, если в группе 30 студентов с разным уровнем физической подготовленности?

В этой работе я постараюсь дать теоретическое описание индивидуального подхода и способов дифференциации учебного процесса; описать свой опыт работы по применению индивидуального подхода к обучающимся на уроках физической культуры с учётом физической подготовленности и состояния здоровья студентов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon borozna_vystuplenie_na_metodoedinenii.ppt2.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Реализация индивидуального подхода на занятиях по физической культуре . Из опыта работы Белгородского строительного колледжа» БОРОЗНА ВИТАЛИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ, преподаватель физической культуры ОГАОУ СПО «БЕЛГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Слайд 2

Индивидуальный подход на занятиях тесно связан с методикой проведения занятий. Преподавателю физической культуры необходимо планировать работу, учитывая возрастные, типовые и индивидуальные особенности обучающихся, и проводить обучение так, чтобы приобретение знаний, умений и навыков стало для них потребностью, приносило радость и внутреннее удовлетворение. Как добиться этого, если в группе 30 студентов с разным уровнем физической подготовленности?

Слайд 3

Преподаватель должен уметь представлять учебную группу не в виде однородной массы, а различать в ней подгруппы обучающихся и даже отдельных студентов. Это является непременным условием успешного учебного процесса. Способен ли преподаватель физической культуры осуществить индивидуальный подход к каждому находящемуся на занятии студенту, выполнить свою задачу – научить каждого? В этой работе я постараюсь дать теоретическое описание индивидуального подхода и способов дифференциации учебного процесса; описать свой опыт работы по применению индивидуального подхода к обучающимся на уроках физической культуры с учётом физической подготовленности и состояния здоровья студентов.

Слайд 4

Индивидуальный подход к студентам. Индивидуальный подход к студентам – это один из самых главных принципов современного урока физической культуры. Суть его – изучение особенностей каждого студента и нахождение адекватных методов обучения и воспитания. Индивидуальный подход не обязательно выражается в проведении занятий отдельно с каждым студентом. Он предполагает разумное сочетание всех способов организации деятельности учащихся – фронтального, группового и индивидуального. Обязательным же является постоянное пристальное внимание к работе каждого студента. Как это осуществлять? Следует провести чёткое разделение (дифференцирование) студентов по уровню физической подготовленности, физического развития и состояния здоровья. Надо принимать во внимание тип телосложения, темперамент, волевые качества, интересы.

Слайд 5

Под индивидуализацией обучения понимается – учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей конкретного студента. Обеспечить индивидуальный подход в обучении и воспитании – это значит систематически изучать студентов, стремиться в обучении и воспитании найти верный подход к каждому из них. Особенно внимательно следует учитывать индивидуальные особенности каждого студента, включая показатели его физического развития. К отдельным студентам с выраженными высокими или, наоборот, низкими темпами развития нельзя предъявлять одинаковые требования, особенно при оценке выполнения учебных нормативов. В этих случаях целесообразно оценивать не абсолютные показатели выполнения нормативов, а больше ориентироваться на индивидуальные достижения в тех или иных показателях двигательной подготовленности на протяжении учебного года.

Слайд 6

Дифференцированный подход к студентам с учётом состояния здоровья, оценка физической подготовленности. Дифференцированный подход – группировка студентов на основе каких-либо их особенностей (пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической подготовленности, особенности восприятия) для отдельного обучения. Дифференциация – учёт групповых особенностей обучающихся в процессе обучения. В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений в зависимости от состояния здоровья делятся на 3 группы:

Слайд 7

1. ОСНОВНАЯ ГРУППА Обучающиеся без отклонений в состоянии здоровья, занимаются физическими упражнениями в полном объёме. Студенты основной медицинской группы имеющие хорошее и среднее физическое развитие, как правило, отличаются соответственно высоким уровнем развития двигательных качеств. Но у одних превалирует выносливость, у других – сила, у третьих – скоростно-силовые качества. Это необходимо учитывать и при проведении упражнений. Той группе студентов, у которой наиболее развиты силовые качества, можно увеличивать отягощения и число повторений соответствующих упражнений; той группе студентов, у которой недостаёт общей выносливости, следует давать домашнее задание по длительному бегу и т. п.

Слайд 8

2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА Студенты с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью, или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья. Занимаются на уроках, но не сдают контрольных нормативов. К этой же группе относятся дети со стойкими нарушениями осанки и незначительными отклонениями в состоянии здоровья (небольшая потеря зрения, слуха, туберкулёзная интоксикация, повышенное кровяное давление и др.).

Слайд 9

Студенты подготовительной медицинской группы занимаются физической культурой совместно со студентами основной группы по общей программе. Схема урока общая как для студентов основной, так и подготовительной медицинских групп. Основное различие – в дозировке физической нагрузки. Во вводной части урока для подготовительной группы учитель даёт меньшее число повторений упражнений и предлагает более длительные паузы между ними для отдыха. Особенно это важно при выполнении упражнений, требующих значительной быстроты, силы и выносливости. Общеразвивающие упражнения проводятся в удобном для каждого студента темпе.

Слайд 10

В основной части урока преподаватель, используя индивидуальный подход, применяет больше подводящих и подготовительных упражнений. Число повторений упражнений зависит от степени усвоения учебного материала и переносимости физической нагрузки. В заключительной части урока основная и подготовительная группы объединяются и вместе выполняют упражнения.

Слайд 11

3.СПЕЦИАЛЬНАЯ ГРУППА Студенты, имеющие в состоянии здоровья отклонения постоянного или временного характера и требующие ограничения физических нагрузок, но допущенные к выполнению учебной работы. При работе со студентами спецгруппы преподаватель физической культуры, кроме диагноза заболевания и данных о функциональном состоянии обучающихся, должен также знать уровень их физической подготовленности, который определяется при помощи двигательных тестов. В качестве тестов допустимо использовать только те упражнения, которые с учётом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающимся.

Слайд 12

Методы индивидуализации и дифференциации в практике физического воспитания. В каждой группе большая наполняемость - 25-30 человек. Можно ли организовать индивидуальный подход к каждому студенту? Может ли преподаватель запомнить каждого студента по имени и фамилии, да ещё помнить какие у ребёнка проблемы со здоровьем? В идеале прозвучал бы ответ – ДОЛЖЕН! Но, увы, человек – не компьютер и держать столько информации в голове он не может. Обычно хорошо запоминаются те дети, которые обладают какими-либо отличительными особенностями – запоминающейся внешностью, способностями к спортивной деятельности, опережающим или наоборот слабым физическим развитием, поведением.

Слайд 13

А научить надо каждого, к каждому подойти индивидуально, учесть все его особенности. Это очень трудно! Но организовать урок так, чтобы сохранилась его оздоровительная направленность; так, чтобы каждый ребёнок получил необходимую оптимальную нагрузку; так, чтобы студент почувствовал, что преподаватель замечает его на каждом уроке и обращается именно к нему – всё таки можно! Это зависит от опыта и коммуникативных способностей преподавателя, способности к распределению внимания, наблюдательности. Во время учебных занятий, просто в общении с детьми следует держать в поле зрения всю учебную группу. В разговоре со студентами нужно стараться переводить взгляд с одного на другого, подолгу ни на ком его не задерживая, стремясь создать впечатление у каждого, что именно его вы избрали объектом своего внимания.

Слайд 14

Существует несколько методов (способов) организации деятельности студентов на уроке физической культуры. Это: фронтальный способ – упражнения выполняются всеми студентами одновременно. Этот способ применяется при выполнении строевых, общеразвивающих упражнений, а также упражнений в ходьбе, беге, передвижениях на лыжах и т.п.; групповой способ – упражнения выполняются одновременно несколькими группами студентов; поточный способ –студенты выполняют заданные упражнения друг за другом; индивидуальный способ – отдельные студенты, получив задание, самостоятельно выполняют его. Обычно такие задания дают отстающим в овладении тем или иным упражнением или, наоборот, сильнейшим, которые занимаются в спорт школе. Преподаватель контролирует выполнение заданий.

Слайд 15

Индивидуальный подход к студентам можно осуществлять и при фронтальном, поточном, групповом методах. При одинаковых для основной части студентов заданиях, некоторым студентам их облегчают или, наоборот, усложняют. Например, при прыжках через козла одним студентам можно ближе пододвигать мостик, другим отодвинуть подальше, предложить перед приземлением сделать хлопок руками и т. д.

Слайд 16

Учитывая индивидуальные различия молодых людей в восприятии новых упражнений, к показу следует привлекать возможно больше студентов. Учебный материал лучше усваивается всеми, когда показ одного и того же упражнения осуществляют несколько лучших спортсменов, выполняя его с учётом своих индивидуальных особенностей. Необходимо иметь в виду, что одни студенты овладевают движением лучше после яркого, образного, детального объяснения упражнения, другие –после его практического выполнения.

Слайд 17

Дифференцированный подход к обучающимся при дозировании нагрузок требует соблюдения следующих правил. Если всей группе даю одинаковое задание, то ориентируюсь при выборе нагрузки в первую очередь на слабых студентов. Тогда задание будет посильно всем. Так обычно поступаю во вводной и заключительной части урока. Но при обучении технике движений и развитии двигательных качеств задания лучшее дифференцировать.

Слайд 18

Первый вариант . Сначала можно дать группе одно несложное задание, например добиться попадания мячом в баскетбольную корзину, бросая одной рукой с места. Когда часть студентов достаточно хорошо усвоит это упражнение, даётся дополнительное – делать броски уже не с места, а после ведения мяча. В это время преподаватель продолжает заниматься с той частью студентов, которая ещё не научилась броскам с места.

Слайд 19

Второй вариант Группе даётся достаточно трудное задание, но тем, кто не в состоянии с ним справиться, оно облегчается. Например, задание – сделать два кувырка назад; тем, кому это, как считает преподаватель, сразу будет трудно, вначале делать один кувырок.

Слайд 20

Чем старше студенты, тем более дифференцированно надо подходить к физическому воспитанию мальчиков и девочек. Для подростков и юношей – вводить упражнения, нацеленные на развитие выносливости, силы, скоростно-силовых качеств, формирование военно-прикладных навыков и их стабильности при выполнении в усложнённых условиях. Это поможет молодым людям и успешнее трудиться, и служить в армии.

Слайд 21

Для девушек важно больше внимания уделять укреплению мышц живота, спины, таза, развитию пластичности, ритмичности, точности движений. Учитывая особенности женского организма, надо ограничивать упражнения, связанные с лазаньем, преодолением сопротивлений, подниманием и переноской тяжестей, прыжками с высоты на твёрдую поверхность. Для девушек уменьшена длина дистанции бега, ходьбы на лыжах, особенно нацеленных на развитие выносливости.

Слайд 22

В ходе занятий подбираю упражнения и дозирую нагрузки с учётом состояния здоровья, направленности физического развития (типа телосложения) и особенностей физической подготовленности (развития двигательных качеств) студентов. Принимаю во внимание также особенности темперамента, интересы и способности каждого студента.

Слайд 23

Заключение Делая вывод относительно использования индивидуального и дифференцированного подхода в практике, следует отметить основное: задача научить всех перед преподавателями ставится, и мы стараемся учесть особенности каждого студента. В настоящее время вопрос использования или не использования в педагогической практике дифференцированного и индивидуального подходов решается однозначно в пользу их применения – это лежит в основе повышения эффективности учебного процесса.

Слайд 24

Не нужно стремиться научить всех одному и тому же, привести всех к одному уровню. Учитывая индивидуальные особенности, применяя дифференцированный подход, опираясь на природные задатки и наклонности ребёнка преподаватель моделирует и реализует персонально в каждом студенте процесс индивидуального развития. При этом перед преподавателем встаёт действительно трудная задача – работать на уроке со всеми вместе и с каждым в отдельности.

Слайд 25

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностных качеств учащихся на уроках физической культуры» (из опыта работы)

Использование метода круговых тренировок на уроках физкультуры...

\'эссе-анализ "Введение третьего урока физической культуры: из опыта работы"

Физическое воспитание – многогранный педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства молодого поколения и осуществляемый в системе разнообразных и взаимообусловленных форм ...

Реализация дифференцированного подхода в обучении школьников физической культуре.

Одним из основных требований, предъявляемых к учителям физической культуры, является необходимость осуществления дифференцированного подхода к учащимся в процессе физического воспитания – учет индивид...

Расширение образовательной среды для достижения новых образовательных результатов в области физической культуры (из опыта работы)

Важным фактором является организация учебной деятельности с использованием методики чередования интенсивности и релаксации в обучении; принципов - наглядности, постепенности; доступности нагрузки с уч...

Здоровьесбережение на уроках физической культуры (из опыта работы).

Здоровьесбережение на уроках физической культуры (из опыта работы)....

Метод проектов, как средство творческой самореализации учащихся по физической культуре. Из опыта работы учителя физической культуры.

   В настоящее время в системе образования создаются новые ориентиры, направленные на развитие творческих личностей в современных условиях.     Использование метод...