детский коллектив - основа деятельности старшей вожатой
методическая разработка на тему

Анохина Светлана Вячеславовна

Материалы для старших вожатых

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детский коллектив – основа деятельности старшей вожатой

Коллектив – это группа воспитанников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.
Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был Антон Семенович Макаренко (1888-1939 гг.).
Он сформировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти, определил принципы развития коллектива (гласность, ответственная зависимость, перспективные линии, параллельные действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива.
Стадии развития коллектива.
1.
Становление коллектива (стадии первоначального сплочения). Организатор коллектива – педагог, от него исходят все требования.
Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.
2.
Стабилизация структуры коллектива.
Коллектив в это время выступает как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции.
Основная цель педагога на этой стадии – максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых коллектив создается.
На этой стадии в развитии коллектива возможны скачки, остановки движения из-за преодоления противоречий между коллективом и отдельными учениками; между общими и индивидуальными перспективами; между отдельными группами уч-ся.
3.
Расцвет коллектива.
На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов.
Общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.
4.
Развитие коллектива.
На этой стадии каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.
Между стадиями нет четких границ – возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей.
Если вожатому понадобилось сплотить ребят в новый коллектив для выполнения своей цели работы с ними, то предлагается следующий алгоритм формирования коллектива.
Алгоритм формирования коллектива.
Я создаю коллектив.
1. Я должен понравиться детям.
2. Я должен их изучить.
3. Я должен определить ведущий вид деятельности, в котором мы объединимся.
4. Я должен увлечь ребят этой деятельностью.
5. Я должен объединить вокруг этой деятельности ядро – моих ближайших помощников (актив).
6. Я должен поставить перед ребятами яркую далекую и не менее яркую близкую цель.
7. Я должен утвердить определенный стиль общения, стиль отношений между ребятами.
8. Я должен частично передать управление деятельностью ребятам и создать органы самоуправления.
9. Я должен предложить ребятам знаки отличия, элементы формы, ритуалы.
10. Я должен найти и оборудовать место встречи коллектива.
11. Я должен заложить определенные традиции.
12. Я должен обеспечить всем надежное чувство защищенности.
13. Я должен не допустить замыкания детей на себя, должен сделать коллектив открытым.
14. Я должен найти друзей для моих ребят – интересный коллектив.
15. Я должен не стоять на месте. Остановка – смерть коллектива.
Позиция актива в коллективе ребят.
Актив – наиболее деятельная, самостоятельная и творческая часть коллектива, проявляющая свои организаторские способности и умения, выступающая авангардом в коллективных делах.
Организаторские способности – это такое сочетание индивидуальных свойств личности, которое позволяет человеку быстро, надежно, уверенно организовывать людей на выполнение какого-либо дела.
Общие качества личности организатора:
компетентность - знание того дела, которое требуется организовать;
активность - умение действовать энергично, напористо при решении практических задач;
инициативность - особое творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений;
общительность - открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми;
сообразительность - способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное;
настойчивость - проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;
самообладание - способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях;
работоспособность - выносливость, способность вести напряженную работу, длительное время не уставать;
наблюдательность - умение видеть, мимоходом отметить примечательное, сохранить в памяти детали;
самостоятельность - независимость в решениях, умение самому находить пути выполнения задачи, брать на себя ответственность;
организованность - способность подчинить себя необходимому режиму работы, планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.

Система поручений в детском коллективе.
Поручение – определенное задание с перечнем обязанностей и требований, которые формируют определенные качества личности (самостоятельность, инициативность, ответственность и др.).
Поручение в детском коллективе – это область практической деятельности ребенка. Поручение выступает действенным средством формирования организаторских и трудовых умений и навыков.
Виды поручений:
- постоянные и временные;
- индивидуальные и коллективные;
- выбранные и назначенные;
- по видам деятельности.
Поручения, которые школьник выполняет в течение года, называют
постоянными. Это группа поручений, связанная с работой в органах самоуправления. Это поручения выборные - главнокомандующий эскадры, командир отряда, староста, президент республики и т.п.
Временные поручения – это наиболее многообразная по характеру, содержанию, воспитательной значимости группа поручений, которые выполняются в сравнительно короткий срок (Совет дела, творческая группа, инициативная группа и др.)
Поручение может быть адресовано коллективу - коллективные - и одному ребенку - индивидуальные.
Коллективные поручения:
- инициативная группа (проводит разведку дела);
- Совет дела (руководит подготовкой дела);
- творческие микрогруппы (готовят отдельные части дела);
Индивидуальные поручения:
- оформители;
- танцоры;
- ведущие;
- кулинары;
- актеры;
- ди-джей;
- хранители порядка;
- работники мастерской подарков и др.
Школьник может сам выбрать себе поручение.
Требования к поручениям:
1. Поручения должны быть четко определены и ясны ребенку.
2. Необходимо раскрывать перед детьми общественную значимость, цели данного поручения.
3. При выполнении поручения должна создаваться «ситуация успеха».
4. О выполнении поручения ребята должны отчитываться перед товарищами.
5. При определении поручения должны учитываться индивидуальные
особенности, склонности ребенка, поручение должно нравиться.
6. Поручение должно даваться в соответствии с возможностями
(умениями) ребенка.
7. Поручение должно соответствовать возрасту ребенка.
8. Каждое поручение должно способствовать развитию личности,
Формированию положительных качеств характера, «росту», движению вперед.
Желательно, чтобы поручения давал не взрослый, а весь коллектив ребят, тогда у исполнителя возникает чувство большей ответственности, значимости данного поручения. Начинается работа всегда с несложных поручений, затем задания постепенно усложняются. Поручение в коллективе должно быть дано каждому ребенку, возможно и выполнение одним ребенком нескольких поручений. При выполнении поручения вожатый или другие ребята могут оказать помощь, но только если это необходимо. И, конечно, выполнению поручений надо учить и весь коллектив, и микрогруппы, и отдельных ребят. Только в этом случае система поручений оправдает свою воспитательную ценность.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка профессиональной деятельности старшего вожатого на первую квалификационную категорию

Аналитическая справка профессиональной деятельности старшего вожатого ,аттестующегося на первую квалификационную категорию, составленную зам.директора по УВР. Может служить методической помощью в офор...

Доклад «Использование методов активных коммуникаций (дискуссия, диспут) и других современных технологий в практической деятельности старших вожатых».

Изменения, происходящие сегодня в школе, всё чаще подталкивают педагогов к поиску нового, к изменению сложившейся, наработанной системы. В таких условиях необходимо ориентироваться в широком спектре о...

Организация информационного пространства в деятельности старшего вожатого

Организация информационного пространства в деятельности старшего вожатого...

Планирование деятельности старшего вожатого, структура перспективного плана

Планирование деятельности старшего вожатого, структура перспективного плана...